скачать рефераты

МЕНЮ


Оценка инвестиционного климата в России

состоянию на 1 мая. Доля убыточных предприятий по-прежнему сохранялась на

уровне, превышающем 40%.

Анализ финансового потенциала российских предприятий позволяет сделать

вывод о значительных сложностях в изыскании ресурсов инвестирования на

микроуровне: собственных финансовых источников для целей обновления

основного капитала, технического перевооружения и развития производства у

многих из них либо нет совсем, либо их совершенно недостаточно для

обеспечения не только расширенного, но даже простого воспроизводства.

Этот вывод подтверждается и другими исследованиями. В частности,

результаты, полученные лабораторией конъюнктурных опросов Института

экономических проблем переходного периода за период 1996 — 1999 гг.,

свидетельствуют о том, что основная часть предприятий не имело достаточных

инвестиций для перестройки своего производства и удовлетворения

платежеспособного спроса. Только 6% предприятий считали, что инвестиции им

не нужны, так как простаивающие мощности вполне конкурентоспособны.

Это обусловливает необходимость выявления возможностей и условий

мобилизации свободных внешних ресурсов, поскольку без вовлечения

значительных объемов дополнительных инвестиций возможности технического

прогресса, внедрения новых технологий и замены старого оборудования

становятся нереальными.

Ключевая задача новой инвестиционной политики заключается в том, чтобы

адаптировать современную модель инвестиционного процесса к конкретным

условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние

принципы самоорганизации, формирующейся рыночной экономики явно

недостаточны для решения возникающих перед ней проблем. Одна из них —

мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет

которых в развитых странах обеспечивается значительная часть

производственных инвестиций.

В условиях постоянного сокращения государственных ассигнований и

ограниченных возможностей для самофинансирования предприятий

(недостаточность прибыли, накоплений, обесценение амортизационных

накоплений) основной акцент должен быть сделан на задействовании в

воспроизводственном процессе, прежде всего, внешних (привлеченных)

инвестиционных ресурсов, мобилизуемых, как правило, на финансовых рынках.

Создание в России благоприятного инвестиционного климата, построение

эффективной модели функционирования финансовых рынков, обеспечение условий

для трансформации сбережений в инвестиции и перетока капиталов в реальный

сектор экономики должны рассматриваться, как те слагаемые, которые позволят

переломить негативные тенденции в развитии экономики России.

При анализе возможных вариантов мобилизации инвестиционных ресурсов

(как внутренних, так и внешних) следует в итоге решать две проблемы —

поиска источников денежных средств и выбора оптимальной формы их

аккумуляции, которые необходимо рассматривать совместно.

На основе анализа зарубежной практики и данных социологических

исследований, проводившихся в России, о также экспертных оценок можно

сделать вывод о том, что наиболее перспективным источником инвестиций

являются внутренние (национальные) накопления и, прежде всего, сбережения

частных лиц.

Вместе с тем многообразие и разноплановость проблем финансового

обеспечения инвестиционного процесса в условиях переходной экономики России

обусловили тот факт, что сложившаяся к настоящему времени структура

инвестирования является неопределенной (несформировавшейся). Иначе говоря,

на сегодняшний день ни об одном из двух основных механизмов мобилизации

инвестиционных капиталов и трансформации сбережений в инвестиции — рынке

ценных бумаг и кредитном рынке — в условиях экономики России нельзя

говорить как об определяющем и эффективном. Более того, оба этих механизма

в современных условиях весьма слабо участвуют в решении финансовых проблем

производственного сектора экономики.

Необходимо рассматривать различные сценарии дальнейшего развития и

анализировать приемлемость того или иного варианта проводимых в экономике

России преобразований. В зависимости от того, какие будут применяться в

дальнейшем меры государственного воздействия, какая будет складываться

общая ситуация в экономике, получит приоритетное распространение тот или

иной путь мобилизации инвестиций.

В условиях хронической нестабильности банковской системы России и ее

неспособности предоставить свои избыточные ресурсы производственному

сектору экономики в качестве стратегического направления политики

государства (в части вовлечения в хозяйственный оборот свободных средств

частных инвесторов) необходима активизация роли рынка ценных бумаг в

инвестиционном процессе. В промышленно развитых странах он занимает

доминирующие (в сравнении с банковским кредитом) позиции в аккумулировании

и перераспределении финансовых ресурсов.

Развитие российского рынка ценных бумаг так же, как и в развитых

странах, должно способствовать привлечению временно свободных денежных

средств широкого круга инвесторов, обеспечению гибкого межотраслевого

перераспределения инвестиционных ресурсов и максимально возможному притоку

национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия,

формированию необходимых условий для стимулирования накоплений на

предприятиях всех форм собственности и трансформации сбережений всех

участников экономической системы в инвестиции.

Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать, что институциональные

реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться

завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора,

призванного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике

инвестиционные ресурсы (источники) для ее модернизации и развития.

Несмотря на то, что после разразившегося в России в 1998 г. острейшего

финансово-экономического кризиса последовал длительный период стагнации, и

отмечалось дальнейшее снижение инвестиционной активности, появились

некоторые предпосылки и условия для стабилизации экономического положения в

экспортоориентированных отраслях и ускоренного развития импортозамещающих

производств. Прежде всего, благодаря действию ряда факторов конъюнктурного

характера (рост мировых цен на энергоносители, увеличение экспортных

поступлений). В последнее время произошло некоторое улучшение финансового

состояния предприятий, укрепление внутреннего инвестиционного потенциала,

появились условия для восстановления и развития отдельных производств и

отраслей национальной экономики. Однако нужно учитывать, что рост

производства и даже рост инвестиций в отдельно взятом году и/или отдельно

взятой отрасли не могут рассматриваться как основа для долгосрочного

экономического роста. До тех пор, пока он не происходит как

самоподдерживающийся возобновляемый процесс, говорить о преодолении кризиса

в производственной и инвестиционной сферах в полной мере не представляется

возможным. Именно поэтому необходимо обеспечить, чтобы уже достигнутые

положительные сдвиги не остались только лишь результатом благоприятного

краткосрочного конъюнктурного всплеска, а стали своего рода основой для

дальнейшего позитивного экономического развития, выхода на качественно

новый его уровень.

Для закрепления наметившихся положительных изменений в сфере

производства и инвестиций и создания наиболее благоприятных условий

инвестирования требуется принятие ряда новых серьезных решений, которые

могли бы воплотиться в практику хозяйствования. Активизация инвестиционной

деятельности в значительной степени зависит от дальнейшего формирования

нормативно-правовых основ благоприятного инвестиционного климата.

Возможности развертывания инвестиционного процесса в целом определяются

также успехом проводимой бюджетной и налоговой политики, поскольку с этим

непосредственным образом связаны перспективы развития самофинансирования

как основы для стабильного развития предприятий. Вместе с тем необходимо

учитывать реально существующие в стране политические и экономические риски,

не только препятствующие привлечению в страну портфельных инвесторов, но

также противодействующие использованию имеющегося национального

инвестиционного потенциала.

Решение проблем финансового обеспечения инвестиционной деятельности в

России должно быть связано с переходом от регулирования преимущественно

макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому

подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и

инвестирования на макро- и микроэкономических уровнях. Конкретными

направлениями государственной политики должны стать:

обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики; наиболее

полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах

промышленного производства; повышение эффективности уже разработанных, но

слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования

инвестиционной и производственной деятельности; формирование действенных

механизмов, призванных обеспечивать надежную защиту и гарантии интересов

инвесторов (как внутренних, так и зарубежных); создание реальных

предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере

производства и инвестиций и выхода России на траекторию устойчивого

экономического роста.

2. Рекомендации целевой группы по улучшению инвестиционного климата

Россия и Европейский союз являются партнерами, взаимная

заинтересованность которых возрастает. Участники "Круглого стола

промышленников России и Европейского союза" ставят цепью выработку

рекомендаций правительствам России и Европейского союза для обеспечения

взаимовыгодных условий ведения бизнеса.

«Мы приветствуем те конкретные шаги российского: правительства, которые

были предприняты для укрепления политической и экономической стабильности и

улучшения экономического и делового климата, в особенности в результате

утверждения второй част Налогового кодекса, снижения и ограничения

таможенных тарифов, оказания помощи в разрешении основных конфликтов между

иностранными и российскими инвесторами. Утверждение краткосрочной

государственной программы и плана действий по ее реализации представляет

собой весьма позитивные решения и шаги, направленные на реальное улучшение

инвестиционного климата не только в виде заявлений, но и серьезных

действий. Участники Круглого стола промышленников России стран ЕС

приветствуют такое развитие событий. В особенности мы хотели бы поддержать

реализацию экономической и социальной программы российского правительства и

предложить Комиссии ЕС оказать ей целевую и немедленную Финансовую

поддержку с помощью существующих инструментов л денежных средств, таких,

как некоторые подпрограммы ТАСИС. Мы также выражаем надежду на то что опыт

работы европейских деловых кругов может быть использован Правительством РФ

для оказания помощи в реализации программы, а также на то, что будут

приняты незамедлительные решению об оказании ее финансовой поддержке из

бюджета Комиссии».

1. Инвестиционный климат

Наиболее важными приоритетными задачами по улучшению инвестиционного

климата, в особенности с точки зрения прямых иностранных инвесторов,

являются налоговая реформа, включая улучшение налогового администрирования,

внедрение на практике режима СРП с введением соответствующих нормативных

актов и изменений в области законодательства, а также скорейшее принятие—

международных стандартов финансовой отчетности,

Вторая часть Налогового кодекса существенно улучшает и конкурент

способность в области промышленного производства и инвестиций, например, с

помощью коренного снижения уровней подоходного налога, введения концепции

нового единого социального налога и сокращения бремени налога на заработную

плату, а также путем имущественного снижения налогов с оборота при обещании

их постепенной отмены, начиная с 2003 г. Прогресс, достигнутый в решении

проблем двойного НДС в торговле между странами СНГ, также является весьма

позитивным явлением. Важно, чтоб работа в этом направлении была

продолжена. Наиболее насущной потребностью на сегодняшний день является

принятие закона о налоге на прибыль, предусматривающего полный вычет из

налогооблагаемой базы всех разумных деловых расходов: таких, как расходы

на обучение, рекламу, деловые командировки и выплаты процентов, а также

предусматривающего реальные темпы амортизации основных, фондов для

налоговых целей. Было бы предпочтительно принять все также обеспечение

соблюдения международных налоговых договоров, подписанных Россией, местными

налоговыми инспекторами.

Участники «Круглого стола» отмечают, что законодательство по

инвестициям противоречиво и неполно, в частности Закон «Об иностранных

инвестициях» требует существенной корректировки, так как он не стимулирует

притока иностранных инвестиций.

Соглашение о разделе продукции (СРП} представляет собой режим, который

широко используется в добывающих отраслях промышленности, особенно в

области добычи нефти и газа, с целью гарантирования стабильных условий и

разумной экономической предсказуемости для требующихся в этих областях

долгосрочных инвестиционных проектов. Российский закон о СРП по-прежнему

требует, чтобы 70% материалов и оборудования имели российское

происхождение. Для введения этого режима все еще необходимы утверждение 12

новых нормативных актов, регулирующих этот режим и условия структурной

организации СРП, принятие единого упорядоченного управления и определенные

изменения в Налоговом и Гражданском кодексах. Необходимость принятия

международных стандартов финансовой отчетности повсеместно признается, и

многие российские юридические лица с целью привлечения кредитных средств

уже используют их в качестве дублирующих стандартов, что, однако, влечет за

собой значительные издержки. МСФО должны быть введены в полном объеме в

качестве первого этапа для всех компаний, акции которых котируются но

бирже, и для всех финансовых организаций уже в 2001 г. Для остальных

компаний, дочерних предприятий, включенных в котировочные списки, и для

государственных коммунальных предприятий МСФО должны вводиться но

добровольной в основе, а позднее — в качестве обязательных стандартов в

упрощенной форме. Предложение по введению правил МСФО не в полном объеме, а

поэтапно, в частичном виде, представляет собой наихудший из возможных

вариантов для инвесторов и может привести к ежегодным изменениям в

стандартах и продолжению существующей дорогостоящей бухгалтерской практики

двойной отчетности.

Исключительно важно повысить уровень защиты прав собственности и

улучшить практику корпоративного управления, внести необходимые изменения в

законодательство о банкротстве и в процедуры банкротства при одновременном

улучшении положения в области принудительного осуществления определений,

вынесенных российскими и иностранными арбитражными судами. Необходимо

завершить разработку правовой базы банкротства, включая четко определенные

основания для инициации процедуры банкротства, а также ограничения в

отношении лиц, которые могут быть назначены на должность арбитражного

управляющего. Все еще существует потребность в нормативных актах,

направленных на защиту прав мелких и внешних акционеров, а также на защиту

добросовестных покупателей ценных бумаг от злоупотреблений со стороны

органов власти, если впоследствии будет обнаружено, что заключенные ранее

сделки с этими финансовыми инструментами совершены в нарушение закона. В

частном секторе также важно, чтобы акционерный капитал не

подвергался размыванию в результате новых выпусков акций и у

потенциальных инвесторов был доступ к основной информации о финансовом

положении компании. В Процессуальный кодекс должны быть внесены изменения,

разрешающие судьям издавать судебные запреты на основании решений

общепризнанных международных арбитражных судов.

По-прежнему существуют крупные проблемы в области защиты прав

интеллектуальной собственности в России, что приводит к большим

дополнительным издержкам как для предприятий, так и для правительства. В

целях улучшения защиты товарных знаков, патентов и авторских прав,

сокращения числа контрафактных товаров следует предпринять следующие меры:

о) принять предлагаемые правительством законодательные акты и изменения

с целью соблюдения Россией соглашения TRIPs, в особенности поправки к

Закону; "0 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест

происхождения товаров» с целью кодификации международных стандартов защиты

общеизвестных товарных знаков:

б) пересмотреть Закон «О патентах» с целью приведения его в

соответствие с положениями Международной конвенции по охране новых сортов

растений. В качестве отдельного аспекта предприятия должны быть обязаны

подтверждать безупречность патента на лекарственные препараты при

регистрации их в Роспатенте.

Для улучшения общих условий для бизнеса, оказания поддержки в первую

очередь мелким и средним предприятиям и коренного сокращения возможностей

для коррупции необходимо внести радикальные изменения в область

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.