скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)

Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)

Министерство образования РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра Экономики и государственного управления



 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА)














Иркутск, 2004

ПЛАН


Введение

1.       Бедность как объект социальной политики: теоретический анализ

1.1 Содержание, структура и функции социальной политики

1.2 Определение, методы измерения и оценки уровня малоимущих

2.       Реализации социальной защиты малоимущих на примере иркутского муниципального образования

3. Система мер социальной защиты малообеспеченных как направление социальной политики государства (на примере города Иркутска)

3.1 Анализ социальной помощи малоимущим гражданам

3.2 Перспективы и направления реформирования социальной политики в области преодоления бедности в России и в городе Иркутске

Заключение

Список литературы

 


Введение


Российскую экономику перестроечного периода чаще всего связывают с кризисной экономикой. Снижение номинальной ценности денежных доходов населения, рост безработицы даже среди конкурентоспособных групп населения - это далеко не полный перечень социальных и экономических проблем, вызванных кризисными условиями 1990-х гг. Одной из наиболее острых стала проблема обеднения и снижения жизненного уровня населения России, что признано как исследователями социально-экономических процессов, так и практиками.

С начала 90-х годов бедность в России стала одной из злободневных проблем социальной сферы. Причиной этому послужил тот факт, что начало экономических реформ повлекло реструктуризацию собственности и производства, утрату накопленных сбережений, рост открытой и латентной безработицы, появление и развитие феномена хронической задолженности по заработной плате и социальным пособиям, резкую социально-экономическую дифференциацию регионов и пр. Реальный уровень доходов и потребления большей части населения России существенно сократился, и хотя уровень жизни российского населения по мировым стандартам и на предыдущих этапах экономического развития был достаточно невысок, резкое расширение зоны бедности в начале 90-х годов стало совершенно очевидным.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, следующими факторами. Осуществление экономических реформ в 90-ые годы, привело к массовой бедности целых слоев и групп населения и четко отделило в России новое время от предыдущего. В то же время, сегодня фактически отсутствуют надежные подходы и критерии измерения бедности. Официально российская статистика может дать лишь очень приблизительные данные об обеспеченности населения. В российской науке отсутствуют четкие представления о динамике, формах и структуре бедности, что не позволяет иметь продуманную стратегию ее преодоления. Последнее ведет к неэффективному использованию и так крайне ограниченных ресурсов.

Конечно, бедность не чисто российское и не сугубо пореформенное явление. Она свойственна любой экономической системе во все времена. Однако, степень и специфика развития бедности в советское время придают этому состоянию в современной России ряд особенностей. В определенном смысле бедность в российском обществе сегодня имеет уникальные черты.

Степень разработанности проблемы. Бедность как объект научного анализа - сравнительно новая проблема для российской социологии. Хотя в 20-ые годы этой теме было посвящено немало исследований экономистов и социологов, однако, до конца 80-х годов она находилась под, своего рода, запретом, поскольку само существование бедности отрицалось, хотя и признавалось временное неравенство на пути к полной социальной однородности. С начала 90-х годов интерес к проблемам бедности в России заметно повысился.

Представляется возможным всю совокупность работ, посвященных этому феномену в России, условно разделить на 4 группы.

Самая большая часть исследований в эти годы была посвящена изучению динамики бедности и ее основным характеристикам: уровень и тип доходов, структура занятости, роль социально-демографических, социально-экономических и профессионально-должностных факторов. При этом, были осуществлены исследования этих процессов в России и других постсоциалистических странах. Наиболее значимые результаты исследований этой группы были опубликованы в журнале "Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения". Здесь были представлены статьи Т.И.Заславской, Л.А.Хахулиной, Л.Г.Зубовой, Л.А.Гордона и др.

Помимо исследований, такого рода, проводимых во ВЦИОМ, эти процессы изучались в научных коллективах, возглавляемых В. Бобковым, М.Можиной, Т.Четверниной и др. Но это все представители экономической социологии, поэтому их главный интерес в основном был сосредоточен на экономических характеристиках бедности либо на их восприятии бедным населением.

Вторая группа исследований посвящена социальным аспектам и социальным последствиям бедности. Методологические аспекты этой проблемы были представлены в работе Л.А.Гордона "Права человека, условия труда и уровень жизни в переходной России"'.

Более обстоятельно факторы бедности характеризуются в статье Л.Н. Овчаровой. Здесь же представлена и социальная структура бедных, сложившаяся в России в начальный период экономических преобразований. Этой же проблеме посвящена статья В.В Радаева.

Но главное внимание в последнее десятилетие было обращено на создание теории бедности. Следует сразу признать, что проблема теории бедности не является проблемой российской науки. Столь же сложным этот вопрос остается и для мировой социологии бедности. Включившись в последнее десятилетие в активное изучение феномена бедности, российские ученые попытались внести свой вклад в создание теории бедности. Особенно в этом плане следует отметить работы Т.Ярыгиной, Л.А.Гордона, С.Ярошенко, В.Л. Иноземцева и др.

Особую позицию по отношению к формированию теории бедности занимает группа исследователей во главе с Н.М. Римашевской. Проблема бедности, считают эти ученые, в той или иной форме проявляется в любом обществе. В этом смысле она универсальна, но вместе с тем однозначного ее определения не существует, и существовать не может. Понятие бедности дискуссионное по своей природе и постоянно конкретизируется и модифицируется.

Четвертая группа работ посвящена проблемам социальной политики и, в том числе, политике преодоления бедности, что для нас и представляет особый интерес. Например, исследование О.А.Митрошенкова, основанное на изучении мегатенденций социальной политики России в 1999 - 2010 годах. Проблема роста бедности в российском обществе автору, в отличие от многих, других представляется тенденцией развития. А преодоление (смягчение) этой мегатенденции О.А. Митрошенков видит в возможностях перехода от пассивной социальной защиты и гуманитарной помощи к эффективной политике социального развития, "от парадигмы сиюминутности к парадигме превентивности".

Зарубежный опыт борьбы государственных и международных организаций с бедностью представлен в работе В.М. Жеребина и Н.М. Римашевской. Следует признать, что в конце 90-х годов и исследователи, и управленцы пришли к пониманию необходимости осуществления иной социальной политики. И связано это было, прежде всего, с нарастанием бедности населения. Однако, в большинстве своем представление о новизне в социальной политике и те, и другие связывают с переходом от патерналистской политики к активной социальной политике и адресной социальной помощи. Но патерналистская политика, осуществляемая весь период перехода, также была весьма активной, а помощь адресной. Проблема состоит в том, чтобы сменить вообще тип социальной политики, избрав, при этом, тот, который позволит эффективно решать проблему бедности в России.

Таким образом, социальная политика - это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей.

Социальная политика, прежде всего, подразумевает проблему бедности, определяя пути ее ограничения и предупреждения, институты и формы помощи нуждающимся, поскольку бедность рассматривается государством как кризисное состояние в области уровня и образа жизни, преодолеть который индивид не может полностью собственными силами.

Ежегодно растет число нетрудоспособных граждан, получателей пенсий и пособий. На протяжении последних лет отмечается стойкая тенденция увеличения числа лиц без определенного места жительства, граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, освободившихся из мест заключения, беженцев и вынужденных переселенцев. Для оказания социальной помощи данным категориям граждан необходима разработка комплекса мер, предусматривающих наряду с гарантированными федеральными минимумами социального обеспечения, дополнительную поддержку населения с целью преодоления социально-экономического кризиса.

Все это в совокупности обусловило выбор темы исследования, определение его цели и задач.

Целью данного исследования является изучение характеристик и путей сокращения бедности в рамках реализации социальной политики в г. Иркутске.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1.  Определение социально-экономического содержания и структуры социальной политики.

2.      Выделение в системе социальной политики уровень государственной социальной политики, ее функций и направлений.

3.      Рассмотрение различных подходов к трактовке и измерению социально-экономического явления "бедность" как основного объекта государственной социальной политики.

4.      Характеристика формирования уровня жизни и маргинализации населения г. Иркутска на основе социолого-статистического анализа уровня доходов и структуры потребления.

5.      Изучение мероприятий социальной поддержки малообеспеченных и бедных слоев населения, проводимых органами социальной защиты города.

6.      Определение первостепенных направлений совершенствования методов измерения бедности и системы социальной защиты малообеспеченных граждан на федеральном и городском уровне.

Объектом данного исследования является бедность как социальная проблема.

Предмет исследования - социальная защита малоимущих слоев населения.

Теоретический и эмпирической базой написания работы послужили следующие материалы: идеи и концепции, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам социальной политики, бедности населения, регулирования уровня жизни и др.. Изучение проблемы проводилось с учетом законодательных актов и нормативных документов. Эмпирическую базу исследования составили данные Государственного комитета по статистике Иркутской области, отчетная статистическая и оперативная информация Управления социальной защиты населения г.Иркутска. Использованная в работе социологическая информация взята на веб-сайте кафедры социологии БГУЭП - www.socgrant.isea.ru и представляет собой результаты социолого-статистических исследований уровня жизни населения г.Иркутска, проведенных группой социологов БГУЭП..


1. Бедность как объект социальной политики: теоретический анализ


1.1 Содержание, структура и функции социальной политики


Под социальной политикой понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Социальная политика - это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демократических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Другими словами, социальная политика- политическая деятельность государства, которая направлена на решение проблем, именуемых социальными.

В зависимости от того, от кого исходят конкретные меры и мероприятия, кто их главный инициатор, различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель-человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику. Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты. Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". [24, С.50]

Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остается основой решений социальных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер социальной политики государства и роль государства как основного субъекта социальной политики, государство ушло от полной монополии на данный вид деятельности. В регулировании социальных процессов все более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, частные лица. Социальная политика все более приобретает государственно-общественный характер. Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:

¾      правотворческая деятельность законодательных органов;

¾      организационно-управленческая, финансово - экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

¾      контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

¾      совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется социальная политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Основные цели социальной политики государства [23, С.25]:

¾ обеспечение прав и возможностей трудоспособным гражданам собственным трудом и предприимчивостью повышать уровень своего благосостояния, предоставление информации, финансовых пособий и кредитов , бесплатное или льготное обучение, правозащита и иные льготы для граждан, временно в силу объективных обстоятельств оказавшихся в тяжелом экономическом положении;

¾      социальная защита нетрудоспособных категорий граждан путем создания механизма целевой и адресной помощи, обеспечивающей прожиточный минимум, снижение налогов, правовой и экономической защите личных доходов;

¾      развитие мотиваций к повышению трудовой и предпринимательской активности населения;

¾      государственное регулирование процессов воспроизводства рабочей силы в соответствии с тенденциями, складывающимися на рынке труда;

¾      государственная поддержка и развитие на всех уровнях объектов социально-инфраструктурного комплекса, создающего нормальные условия для жизнедеятельности населения;

¾      стабилизация и улучшение социально-экономической обстановки;

¾      расширение сети субъектов социальной политики, переход от распределительных принципов социальной защиты населения к принципам саморегулирования социальной поддержки и защиты граждан на базе активно функционирующей нормативно- правовой основы.

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну "справедливость": доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

В ХХ веке в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика "социального рыночного хозяйства", означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой войны и получила название "государства благосостояния". [34, С.150]

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.