скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)

- редоставление парикмахерских услуг и услуг бань по льготным ценам;

- оплата расходов по оформлению паспортов в связи с реформой;

- льготный и бесплатный проезд в муниципальном транспорте.

2.  Оказание натуральной помощи.

- благотворительное питание;

- обеспечение продуктовыми наборами, в т.ч. диабетическими;

- обеспечение одеждой, обувью, постельным бельём;

- обеспечение школьной формой и школьными принадлежностями;

- приобретение новогодних подарков и продуктовых наборов к праздничным датам;

- обеспечение сурдоприборами и тифлосредствами;

- бесплатная подписка на периодические издания.

3.  Оказание материальной помощи (в денежном выражении).

- материальная помощь малообеспеченным семьям и одиноким гражданам, а также семьям и одиноким гражданам, оказавшимся в тяжелом материальном положении;

- материальная помощь работникам муниципальных бюджетных организаций, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- материальная помощь ветеранам войны и труда, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- материальная помощь студенческим семьям, имеющим детей в возрасте до 3-х лет.

Анализ эффективности предпринимаемых мер свидетельствует о большей экономической целесообразности первого и второго видов социальной помощи по следующим причинам: социальная служба целенаправленно оказывает помощь в самых необходимых статьях расходов человека; у неё есть возможность приобрести необходимый товар по более низкой оптовой цене, следовательно, адресат получает больше, нежели в случае оказания ему материальной помощи, когда покупателем является он сам. С другой стороны, такой подход рождает потребителя социальных услуг, неспособного впоследствии к самостоятельному и ответственному поведению, и в какой-то степени ограничивает для него свободу выбора. Задача же социальной защиты, несущей социальную помощь нуждающимся, заключается в гибком подходе при выборе вида помощи в контексте конкретной ситуации. Ярким примером принятия подобных решений может служить оказание помощи семьям с детьми, родители которых ведут аморальный образ жизни, сложив с себя груз заботы о собственных детях. В таком случае более целесообразно будет обеспечить детей всем необходимым, в том числе ежедневным питанием. Таким же образом логичнее поступить при оказании помощи людям, утратившим способность к самостоятельному передвижению (инвалидам и престарелым). В целом же, учитывая многолетний опыт работы, следует отметить необходимость и популярность всех перечисленных видов социальной поддержки в их разумном сочетании.

Основным направлением деятельности органов социальной защиты в перспективе представляется разработка новых, более действенных мероприятий социальной поддержки на местном уровне. Приоритетными среди них должны стать меры по поддержке различных категорий семей с детьми: малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных; семей, в которых родители являются студентами, безработными, пенсионерами или инвалидами. Большинство из перечисленных категорий семей в настоящее время остаются неохваченными вниманием и заботой со стороны общества, несмотря на их социальную значимость в плане воспитания и непосредственного содержания подрастающего поколения. Поддержка семей с детьми должна вестись по всем направлениям, давая возможность поддерживать полноценное питание, здоровье и развитие детей, что можно достигнуть посредством оказания натуральной помощи. Необходимо обратить внимание на поддержку беременных и кормящих женщин, а также на первичную помощь при рождении ребёнка.

На сегодняшний день стоит вопрос об увеличении размера оказываемой материальной помощи и о сокращении периодичности её оказания (в настоящее время максимальный размер единовременной помощи составляет 1200,0 руб. в год на 1 человека). Поскольку материальная помощь в настоящее время носит эпизодический характер, она не может рассматриваться как действенная мера соцподдержки. Одним из вариантов придания ей более весомого характера может быть введение ежеквартальной денежной помощи с учётом изменяющихся жизненных обстоятельств её получателя. Такая система была предусмотрена принятым три года назад ФЗ "Об адресной материальной помощи", не реализованным, к сожалению, по причине отсутствия финансовых средств.

Не менее остро стоит проблема организации благотворительного питания в социальных столовых и повышение его стоимости, т.к на сегодняшний день питание осуществляется в 3-х точках города, а его цена составляет 10 руб., и то, и другое явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся. Сложность решения данного вопроса усугубляется отсутствием муниципальных столовых.

За последних почти два десятилетия имевшаяся в хозяйствах граждан бытовая техника и предметы длительного пользования пришли в негодность, произвести же их замену люди самостоятельно не в состоянии. В связи с этим, необходимо рассмотреть вопрос о приобретении необходимых нуждающимся вещей в качестве оказания помощи.

Расчеты областного комитета статистики показывают, что в 2003г. для доведения доходов малоимущих групп населения области до уровня прожиточного минимума, именно это предусмотрено упомянутым законом, потребовалось бы более 6 млрд. руб. или около половины доходов областного бюджета.

Приходится признать, что в настоящее время областной бюджет не в состоянии осуществлять финансовое обеспечение государственной адресной социальной помощи всему малоимущему населению области. В условиях ограниченности областных ресурсов актуальной становится разработка территориальных программ сокращения бедности, учитывающих возможности местных бюджетов.

Результаты мониторинга основных показателей, характеризующих уровень жизни населения области в территориальном разрезе, осуществляемый администрацией области, позволяют сделать вывод о наличии глубоких и застойных диспропорций в данной сфере. Причинами этого являются крайняя неоднородность муниципальных образований по уровню экономического развития, состоянию рынка труда, половозрастной структуре населения, урбанизированности и условиям жизни. Различия в уровне бедности и доходов населения - прямое следствие указанных причин.

Подводя итог всему вышеизложенному, остановимся на следующих моментах, руководствоваться которыми необходимо при разработке направлений социальной поддержки:

1.Современная социально-экономическая обстановка в ближайшем будущем не будет кардинально способствовать улучшению ситуации в плане роста материального благосостояния наших нуждающихся сограждан, а, следовательно, уменьшению их числа и круга их проблем.

2. Накопленный опыт работы в сфере социальной поддержки позволил выработать приоритетные направления деятельности, которых следует придерживаться в дальнейшем.

3. Объективно изменяющиеся условия жизни общества диктуют необходимость выработки новых форм и методов работы, направленных на оперативное и эффективное принятие мер по смягчению отрицательных последствий падения уровня жизни отдельных категорий граждан.


3.2 Перспективы и направления реформирования социальной политики в области преодоления бедности в России и в городе Иркутске


Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах. [13, С.33]

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.

Переход системного кризиса в России в августе 1998г. в открытую форму обусловил необходимость корректировки проводимой социальной политики. Такая корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будет учитывать не только негативные, но и позитивные результаты реформ 1992-1998гг.

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации установила, что Россия является социальным государством. Построение государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

После финансового кризиса августа 1998г. в России увеличились количество жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их доля в общей численности населения страны - соответственно с 32,1 млн. и 21,8% в июле до 43,3 млн. человек и 29,5% в ноябре. Вывод кажется однозначным - проводившаяся социальная политика потерпела полный крах.

Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу социально - экономические интересы. Основная ошибка "олигархического" периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных(не сумевших адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайне немногочисленным богатым.

Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.

Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным развитием России. Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства. [14, С.13]

Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.

Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие "социальное государство". Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.

В государственной политике в России существуют несколько вариантов восприятия бедности. Официально принятой является модель, основанная на вычислении прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) органами статистики, что укладывается в нормативный подход к измерению бедности. Статистические расчеты прожиточного минимума служат инструментом государственной политики доходов, так как являются основой для установления минимальных размеров заработной платы и ее территориальной дифференциации, минимальных пенсий, пособий на детей, стипендий и других денежных выплат, финансируемых из бюджета. А это, в свою очередь, влияет на структуру доходов и расходов населения. Такая установка уменьшает роль трудовых доходов и ведет к формированию патерналистских настроений. Реальное развитие общества подтверждает неэффективность такой государственной политики: при значительном суммарном росте социальных расходов в последнее десятилетие, столь же значительно выросла доля бедных групп населения.

Очевидно, это требует принципиального изменения государственной социальной политики. В исследовании определены возможности таких изменений.

Государственная социальная политика есть регулирование отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. На разных этапах развития общества действуют различные совокупности социальных групп, а следовательно, у них возникают различные отношения по поводу удовлетворения своих социальных потребностей. И это означает, что государством могут использоваться различные модели регулирования отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. Практика государственного регулирования таких отношений позволяет говорить о наличии двух базовых моделей такого регулирования. Первая модель - это модель социальной политики социалистического государства, основная идея которой заключается в том, что все социальные группы, все члены общества работают на благо общества, а оно обеспечивает каждой группе, каждому члену определенный уровень материального и социального благосостояния, то есть удовлетворения социальных интересов. Общая направленность социальной политики в этой модели, роль государства в ней, тип поведения отдельных членов общества позволяют назвать эту политику патерналистской моделью удовлетворения социальных интересов, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.

В условиях рыночной экономики реализуется принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан в рамках этой модели главным принципом удовлетворения социальных интересов должен быть принцип самообеспечения, а принципом государственного регулирования - механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.

В современной истории социальной политики Российской Федерации можно выделить два этапа. Первый этап (первые 7-8 лет 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития. Второй этап (конец 90-х годов) составляет переход к так называемой адресной социальной системе. Однако, принципиального изменения "правил игры" в этом случае не происходит. Государство по-прежнему остается главным руководителем поведения человека в социальной сфере, но в силу ограничения ресурсов оно собирается благодетельствовать значительно меньшее число групп. Это патернализм бедного государства, тогда как пришло время отказаться от патерналистской социальной политики и перейти к адекватной современному развитию российского общества субсидиарной модели социального развития. Все программы борьбы с бедностью населения, реализуемые в настоящее время базируются на 2 основных стратегиях. Один тип программ осуществляется без требования трудиться, другой - с требованием трудиться. Большинство программ, принятых в настоящее время в России относятся к первому типу, т.е. без требования трудиться. Однако, принципы субсидиарной социальной политики требуют перехода к программам с требованием трудиться. Это, так называемые, программы обеспечения дохода.

При реализации подобных программ государство и общество неизбежно столкнутся с рядом трудностей. И это будет связано не только с отсутствием необходимых для этого ресурсов.

Главная трудность в реализации программ обеспечения доходов сегодня связана с неготовностью самих бедных к участию в них. Исследование, проведенное автором, показывает, что бедность в России является не только и не столько экономическим явлением, сколько социально-психологическим состоянием. И в этом смысле, преодоление бедности не может быть осуществлено только экономическими мерами. Преодоление бедности потребует целой совокупности социально- психологических мер, реализуемых через множество целевых программ. В качестве обязательных элементов таких программ могут быть:

¾      участие самих бедных в принятии решений, связанных с преодолением состояния бедности;

¾      организация взаимодействия всех участников борьбы с бедностью, особенно государственных и частных субъектов таких программ;

¾      создание системы общественного участия и контроля за ходом и выполнением программ борьбы с бедностью;

¾      формирование благоприятного общественного мнения для содействия таким программам;

¾      содействие созданию ассоциированных структур не только заинтересованных сторон, но и участников программ преодоления бедности;

¾      поддержка законодательных инициатив и деятельности любых групп и сил, направленных на содействие бедным и другие элементы.

Успех в реализации такой стратегии борьбы с бедностью населения будет зависеть в немалой степени от уровня диагностики социального развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.