скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)

Если экономика страны десятилетиями характеризуется низким ВВП (низким настолько, что население в целом не может полностью удовлетворить даже базовые потребности) или низкими темпами его роста, то бедность становится элементом экономической культуры этой страны, элементом, передающимся из поколения в поколение. Бедность оказывается "генетическим фактором", особой нормой поведения, специфическим неформальным институтом. В результате институциональная среда в такой стране формируется и эволюционирует таким образом, что одним из ее компонентов становится бедность.

Бедность как норма поведения проявляется в следующем.

Во-первых, это ориентация всех хозяйственной деятельности индивидов на выживание, а не на развитие и накопление. Сознание людей концентрируется исключительно на удовлетворении базовых потребностей, а прочие виды потребностей исключаются из рассмотрения. В такой среде люди с неохотой переключаются на новые виды деятельности и новые потребительские стандарты. В частности, появление новых товаров и/или товаров повышенного качества не меняет структуру и объем потребления людей. Здесь, например, можно искать причины устойчиво высокого спроса на населения на аудио - и видеопродукцию "пиратов" при наличии предложения лицензионной продукции. Даже небольшая разница в ценах на пиратские и лицензионные товары побуждает "бедняков" покупать только первый тип благ.

Во-вторых, это отсутствие осознания связи между экономическими затратами и результатами. Дело в том, что десятилетия экономического застоя означают, что широкие массы населения не могут поднять свой уровень жизни, как бы они не пытались это сделать. Данное обстоятельство приводит к мыслям о том, что усердный труд и честное предпринимательство не порождают адекватных результатов. Отсюда проистекает деградация "экономического образа мышления", снижение степени "расчетливости" при принятии хозяйственных решений, т. е. падение степени рациональности поведения. Ведь если продуманность выбора не влияет на его последствия, то зачем предпринимать усилия при его осуществлении?

В-третьих, это высокая степень оппортунизма. Нарушение правовых и моральных норм оказывается в бедной стране одним из немногих способов быстрого и "верного" обогащения. В условиях, когда честный созидательный труд не может изменить благосостояние населения, а религиозные нормы находятся в упадке, то значительная часть этого населения "переключается" на "оппортунистические методы поведения".

В-четвертых, это высокая степень "близорукости". Бедные люди обычно не смотрят далеко в будущее и не склонны к принятию решений с учетом долгосрочных последствий таких решений. Это означает, что не принимаются некоторые важные решения, например, касающиеся инвестиций в определенные виды физического и человеческого капитала.

В-пятых, это отрицательное отношение "бедняков" к подавляющему большинству аспектов, связанных с богатством и предпринимательством. Обеспечивающая финансовый успех деятельность трактуется "бедняками" как "плохая", "аморальная", и т.д. Так же трактуется и экономическая культура, связанная с подобной деятельностью. Это приводит к тому, что предпринимательство зачастую оказывается за рамками той части неформальных институтов, которые цементируют институциональную среду "белой" экономики. Основным следствием оказывается высокая степень криминальности бизнеса.

Ясно, что институциональная среда с такими характеристиками не способствует быстрому и устойчивому экономическому росту.

Бедность также имеет непосредственные и серьезные макроэкономические последствия. Они проявляются в поведении людей на конкретных рынках и в характеристиках некоторых макроэкономических функций.

Во-первых, функция потребления в бедной стране характеризуется высокой средней склонностью к потреблению. Но при этом данное свойство может сочетаться с низкой предельной склонностью к потреблению: при увеличении своего располагаемого дохода люди могут быть не готовы к смене потребительских стандартов. В результате они очень сильно увеличивают сбережения. Таким образом, связь потребления с располагаемым доходом нередко оказывается слабой. Тем более слабой оказывается связь данной переменной с перманентным доходом, так как "бедные" люли не склонны к его вычислению.

Во-вторых, при формировании сбережений и осуществлении портфельного выбора "бедняки" в первую очередь ориентированы на то, чтобы иметь некоторый запас на "черный день". Как правило, "традиционная" связь сбережений со ставкой процента не работает в бедной стране. Но сбережения людей могут сильно меняться в зависимости от перспектив "выигрыша от роста курсовой стоимости" [capital gain]. Ведь такой выигрыш может дать шансы на выход из состояния бедности. Поэтому "бедняки" предъявляют повышенный спрос на финансовые активы "пирамид" и прочие "бросовые" бумаги.

В-третьих, в сфере предложения труда "бедняки" ориентированы на высокую степень отлынивания, что отчасти является следствием вышеупомянутой ориентации на низкие стандарты потребления, а отчасти - следствием также вышеупомянутого оппортунизма. Вследствие этого значительная часть работников не накапливает свой человеческий капитал и оказывается не в состоянии работать с продвинутыми технологиями и капиталом.

Итак, бедность порождает негативные институциональные и макроэкономические последствия. С другой стороны, она сама является следствием как институциональных (соответствующие моральные нормы), так и макроэкономических (низкий ВВП и маленькие темпы его роста) причин. Хочется надеется, что тезис по поводу ошибочности трактовки бедности как чисто социального феномена теперь выглядит убедительным. Должно быть ясно, что теоретическое осмысление проблемы бедности не только облегчит социальные трудности большинства россиян, но и прольет свет на многие макроэкономические и институциональные проблемы экономики современной России. В частности, при борьбе с "социальными язвами" необходимо ориентироваться на постепенное исключение "освобождение" экономической ментальности населения страны от бедности.

Основные стратегии преодоления бедности [5, С.40]

В государственной политике в России существуют несколько вариантов восприятия бедности. Официально принятой является модель, основанная на вычислении прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) органами статистики, что укладывается в нормативный подход к измерению бедности. Статистические расчеты прожиточного минимума служат инструментом государственной политики доходов, так как являются основой для установления минимальных размеров заработной платы и ее территориальной дифференциации, минимальных пенсий, пособий на детей, стипендий и других денежных выплат, финансируемых из бюджета. А это, в свою очередь, влияет на структуру доходов и расходов населения. Такая установка уменьшает роль трудовых доходов и ведет к формированию патерналистских настроений. Реальное развитие общества подтверждает неэффективность такой государственной политики: при значительном суммарном росте социальных расходов в последнее десятилетие, столь же значительно выросла доля бедных групп населения.

Очевидно, это требует принципиального изменения государственной социальной политики. Государственная социальная политика есть регулирование отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. На разных этапах развития общества действуют различные совокупности социальных групп, а следовательно, у них возникают различные отношения по поводу удовлетворения своих социальных потребностей. И это означает, что государством могут использоваться различные модели регулирования отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. Практика государственного регулирования таких отношений позволяет говорить о наличии двух базовых моделей такого регулирования. Первая модель - это модель социальной политики социалистического государства, основная идея которой заключается в том, что все социальные группы, все члены общества работают на благо общества, а оно обеспечивает каждой группе, каждому члену определенный уровень материального и социального благосостояния, то есть удовлетворения социальных интересов. Общая направленность социальной политики в этой модели, роль государства в ней, тип поведения отдельных членов общества позволяют назвать эту политику патерналистской моделью удовлетворения социальных интересов, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.

В условиях рыночной экономики реализуется принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан в рамках этой модели главным принципом удовлетворения социальных интересов должен быть принцип самообеспечения, а принципом государственного регулирования - механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.

В современной истории социальной политики Российской Федерации можно выделить два этапа. Первый этап (первые 7-8 лет 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития. Второй этап (конец 90-х годов) составляет переход к так называемой адресной социальной системе. Однако, принципиального изменения "правил игры" в этом случае не происходит. Государство по-прежнему остается главным руководителем поведения человека в социальной сфере, но в силу ограничения ресурсов оно собирается благодетельствовать значительно меньшее число групп. Это патернализм бедного государства, тогда как пришло время отказаться от патерналистской социальной политики и перейти к адекватной современному развитию российского общества субсидиарной модели социального развития. Все программы борьбы с бедностью населения, реализуемые в настоящее время базируются на 2 основных стратегиях. Один тип программ осуществляется без требования трудиться, другой - с требованием трудиться. Большинство программ, принятых в настоящее время в России относятся к первому типу, т.е. без требования трудиться. Однако, принципы субсидиарной социальной политики требуют перехода к программам с требованием трудиться. Это, так называемые, программы обеспечения дохода.

При реализации подобных программ государство и общество неизбежно столкнутся с рядом трудностей. И это будет связано не только с отсутствием необходимых для этого ресурсов. [28, С.45]

Главная трудность в реализации программ обеспечения доходов сегодня связана с неготовностью самих бедных к участию в них. Бедность в России является не только и не столько экономическим явлением, сколько социально-психологическим состоянием. И в этом смысле, преодоление бедности не может быть осуществлено только экономическими мерами. Преодоление бедности потребует целой совокупности социально- психологических мер, реализуемых через множество целевых программ. В качестве обязательных элементов таких программ могут быть:

1.      участие самих бедных в принятии решений, связанных с преодолением состояния бедности;

2.      организация взаимодействия всех участников борьбы с бедностью, особенно государственных и частных субъектов таких программ;

3.      создание системы общественного участия и контроля за ходом и выполнением программ борьбы с бедностью;

4.      формирование благоприятного общественного мнения для содействия таким программам;

5.      содействие созданию ассоциированных структур не только заинтересованных сторон, но и участников программ преодоления бедности;

6.      поддержка законодательных инициатив и деятельности любых групп и сил, направленных на содействие бедным и другие элементы.

Успех в реализации такой стратегии борьбы с бедностью населения будет зависеть в немалой степени от уровня диагностики социального развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.

Представляется, что результаты изучения феномена и проблемы бедности, разработка новых инструментов диагностики этого состояния и стратегии его преодоления, имеют принципиальное значение для перехода к новой социальной политике и принятия управленческих решений в социальной сфере, отвечающих запросам современного социального развития российского общества.


2. Реализация социальной защиты малоимущих на примере иркутского муниципального образования


Изучение уровня жизни населения необходимо начинать с оценки реального уровня и динамики его денежных доходов, поскольку денежные доходы выступают основным реальным и синтезирующим индикатором уровня жизни. Доход является важнейшим социально-дифференцирующим и экономическим фактором уровня потребления и роста социального неравенства. [9, С.20]

Средний размер фактического дохода на одного человека в семьях из различных социальных слоев населения в 2002г. по сравнению с 2003г. дифференцировался незначительно - от 1500 до 6500 р. на члена семьи, в 2002г. вариация данного показателя находилась в интервале от 3000 до 10800р. (табл. 2.1).


Таблица 2.1 Показатели среднего фактического и среднего желаемого душевого дохода в семьях различных социальных категорий, руб.

Категории населения по роду деятельности

Средний фактический размер душевого месячного дохода

Средний желаемый размер душевого месячного дохода


2002г.

2003г.

2002г.

2003г.

Рабочие

2011,47

4266,37

6467,35

9578,95

Специалисты (служащие)

2646,77

4474,14

7057,35

12428,03

Руководители

4487,44

6310,45

13777,80

19428,57

Предприниматели

6508,33

10770,60

11138,90

19000,00

Военнослужащие

1508,40

4838,89

5850,00

10888,80

Пенсионеры

1509,86

3069,90

4528,40

5998,48

Учащиеся (студенты)

2904,60

3515,94

6576,12

10236,49

Домохозяйки

1344,81

3347,73

3806,25

13013,33

Безработные

1522,50

3535,19

6600,00

8761,90


Как показывает таблица, увеличение фактического уровня дохода в 2002г. произошло у всех категорий опрошенных, но наиболее значительно в семьях предпринимателей, военнослужащих и рабочих - почти в два раза. Одновременно возросли и претензии к желаемому уровню доходов на одного члена семьи.

Следует помнить о том, что данные о величине денежных доходов семей, собираемые в ходе массовых опросов населения, как правило, оказываются заниженными. Это происходит как по объективным, так и по субъективным причинам. Искажения связаны в значительной мере с широким распространением теневых доходов. Отчасти такие неточности можно объяснить субъективностью, сознательным искажением, сокрытием реальных показателей при ответах на вопросы о фактическом размере доходов и заработной плате.

Основным источником в структуре доходов населения по-прежнему является заработная плата по основной работе (табл. 2.2.). По результатам опроса 2003г. 80,5% респондентов отметили в качестве источника дохода семейного бюджета заработную плату по основному месту работы; 25,6% - пенсию. В сравнении с 2002г. значительно снизилась доля семей, имеющих доход от дополнительной работы (на 10,3%). Несколько снизилась (тем не менее, занимает не последнее место) доля семей, получающих помощь родственников/родителей/детей - в 2002г. таких семей было19,2%, а в 2003г. стало 12,7%. Интересен факт, что возросла доля семей, имеющих доходы от предпринимательства и разных видов собственности.

Примерно пятая часть респондентов по итогам исследования 2002г. (18,9%) отметили в качестве источника доходов своей семьи личное подсобное хозяйство. В 2003г. личное подсобное хозяйство как источник дохода был отмечен гораздо меньшим количеством респондентов - 1,4% опрошенных выбрали этот вариант. 12,9 и 8,3% опрошенных в 2002г. и 2003г. соответственно указали в качестве источника средств в бюджете своей семьи случайные заработки различного рода. Среди вариантов "другое" наиболее часто отмеченным был приработок (доход) от работы в сети многоуровневого маркетинга.


Таблица 2.2 Источники получения дохода респондентами, %

Вариант ответа

В среднем по всем опрошенным


2001г.

2002г.

Зарплата от основной работы

81,1

80,5

Зарплата от дополнительной работы

19,2

8,9

Личное подсобное хозяйство

18,9

1,4

Стипендия

14,0

11,4

Пенсия

29,2

25,6

Помощь родителей и/или родственников

19,2

12,7

Алименты на ребенка

3,5

2,9

Доход от предпринимательства

6,3

8,9

Доход от всех видов собственности (аренды недвижимости, акций)

5,0

8,7

Случайные заработки разного рода

12,9

8,3

Сбережения

6,9

3,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.