скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)

Развитие бедности в российском обществе на разных этапах определяли разные факторы. В советское время к бедным относился довольно узкий круг лиц, в основном по демографическим признакам: возрасту, здоровью, утрате кормильца, повышенной иждивенческой нагрузке на работающего. В пореформенный период семейно- демографические факторы, идентифицирующие зону бедности, сменились социально-экономическими факторами: низкий уровень образования, низкий уровень оплаты труда, отсутствие занятости, высокий коэффициент иждивенчества, принадлежность к аграрным группам населения, либо к работникам военно-промышленного комплекса и др.

Некорректная социальная политика, проводимая российским государством в области социальной защиты населения, в ряде случаев усугубила действие некоторых факторов, определяющих бедность и привела к формированию "ловушек" бедности.

В мировой практике преодоления бедности под "ловушкой" бедности понимается такое положение, при котором находиться в состоянии бедности становится более выгодным, чем предпринимать усилия по её преодолению. Сегодня в России более "выгодно" быть безработным, чем работником ряда отраслей; более "выгодно" иметь пять детей, а не три; более "выгодно" быть бедным в сельской местности, а не в городской и т.д. Не способствует сегодня уходу от бедности в России система среднего и среднего специального образования.

Влияние различных по характеру, интенсивности и степени воздействия на положение тех или иных групп, факторов ведет к формированию в обществе различных типов бедности. Определяя структуру бедности, выделяют, традиционную (материальную) и новую (символическую) бедность; либо абсолютную и относительную бедность, в рамках которых различают социальную и производственно-трудовую бедность. Однако, для преодоления бедности в России особенное значение имеет определение природы бедности. В этой связи будет продуктивным подход к определению структуры бедности, когда одним из оснований классификации выступает характер использования индивидом ресурсов для своего жизнеобеспечения. Согласно этому основанию в структуре бедности можно выделить три формы: [5, С.30]

¾      "паразитическая" бедность;

¾      "пассивная" бедность;

¾      "активная" бедность.

"Паразитическая" бедность - это состояние, при котором индивид, семья, группа имеют крайне низкие доходы и крайне ограниченные ресурсы и , при этом, их основная часть предоставляется им обществом. В российском обществе сегодня достаточно распространенными фактами являются бродяжничество, попрошайничество, "профессиональное нищенство" и т.п., что подтверждает необходимость выделения этой формы бедности, поскольку это позволяет говорить об особой субкультуре целой группы населения, а значит и формах преодоления ее.

Следующая форма бедности, которую называют "пассивной" бедностью, имеет другой характер потребления ресурсов. В этом случае количество ресурсов, которое потребляется для жизнеобеспечения также крайне незначительное, но в данной форме речь идет об использовании собственных ресурсов. А ограничение ресурсов связано с некоторыми - объективно заданными условиями существования индивида или семьи: врожденная или приобретенная инвалидность, проживание на территории, относящейся к экономически депрессивным районам, либо территории, перенесшей природные, техногенные и социальные катаклизмы (например, события в Чечне и т.п.).

Третья форма бедности, которая получила название "активная" бедность, также базируется на потреблении, в основном, собственных ресурсов. Но для этой группы населения характерна совокупность действий, позволяющих расширить количество этих ресурсов, а, значит; существует возможность преодолеть состояние бедности.

Еще один подход к определению структуры бедности позволяет определять причины возникновения в обществе этого явления. В этом смысле представляется возможным деление бедности на "институциональную" бедность и "фоновую" бедность. Причины институциональной бедности связаны с невозможностью выполнения индивидом функций занятости и создания необходимых ресурсов. Это может иметь как объективные, так и субъективные основания: болезнь, инвалидность, старость, нежелание работать, склонность к алкоголизму и т.д.

Фоновая бедность связана с проблемами развития "внешнего мира". В основе такой бедности лежат процессы экономической и политической трансформации обществ: смена форм собственности, изменение приоритетов экономического развития, политические и социальные конфликты, природные и техногенные катаклизмы и т д. Большинство специалистов и управленцев сходятся сегодня в том, что основной "поток" бедности в России обусловлен причинами социально-экономического развития общества. В этом смысле мы имеем, прежде всего, дело с фоновой бедностью. Но длительное воздействие причин внешнего порядка, отсутствие государственного регулирования в сфере занятости, приводит к усилению институциональной бедности. В социальной структуре бедных выделяют как традиционные, так и нетрадиционные группы Наиболее продуктивными будут подходы, представляющие структуру бедных в России, включающую три основных элемента: традиционные группы бедных, "трансформационные" группы бедных (имея в виду связь возникновения этих групп с процессами реформирования общества) и "социальное дно" (схема 1). [5, С.15]

В целом, для преодоления бедности как "российского" социального явления необходимо, прежде всего, воздействовать на причины, порожденные экономическим и социально-политическим развитием. Нужно устранить условия и механизмы "расширенного воспроизводства" бедности.

Характеристика бедности как социальной проблемы предполагает анализ соотношения между бедностью и богатством, между социальным равенством и неравенством, которые трансформируются в пропорции между высокообеспеченными, среднеобеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Нарушение объективно обусловленной пропорции между данными социальными группами ведет к обострению противоречий в их интересах, а, следовательно, к социальным конфликтам, дисгармонии социального развития общества. Все это способствует тому, что скрытое противоречие в феномене бедности превращается в явное в форме противодействия тех, кто недоволен своим положением, и тех, кто, по мнению первых, ответственен за возникновение такой ситуации. Как правило, это недовольство проявляется в виде требований (выступления в СМИ, митинги, протесты, забастовки и т.д.), адресуемых социальным институтам, конкретным организациям или социальным группам.


Таблица 1.1 Структура бедных в России

Группа 1

Группа 2

Группа 3

"Традиционные бедные"

"Трансформационные бедные"

"Социальное дно"

Многодетные семьи

Работники бюджетных сфер

Бездомные

Неполные

Пенсионеры

Бывшие заключенные

Одинокие пенсионеры

Дети

"Бомжи"

Низкооплачиваемые работники

Безработные

Нищие

Инвалиды

Работники ВПК

Алкоголики

Работники низкой квалификации

Узкоквалифицированные работники

Наркоманы

Мигранты

Кадровые рабочие

Беспризорные дети


Сельские жители

Проститутки


Вынужденные переселенцы

Беженцы


Представляется, что угрозой для функционирования и развития российского общества сегодня стали такие последствия бедности (в том виде, в котором она присуща этому организму), как дисгармония социального самочувствия большинства социальных групп, социальная напряженность, значительной части членов социального сообщества. Для бедных групп населения более характерно либо депрессивно- апатичное, либо депрессивно-агрессивное состояние, они отличаются крайне высоким уровнем пессимизма в оценках своего будущего. Состояние бедности формирует высокий уровень тревожности, в значительной степени определяет уровень агрессии и уровень самоорганизации человека.

Именно состояние бедности формирует ситуацию в которой индивиды и группы лишены возможности пользоваться социальными правами, соблюдение которых гарантировано международными, национальными и местными нормативно-правовыми актами.

Доступ к основным политическим правам сегодня в равной степени обеспечен для всех групп населения. Более того, в конце 90-х годов бедными группами населения активно используются возможности этих прав для реализации своих радикальных настроений.

Иным образом выглядит картина использования бедными группами социальных прав: право на образование, право на создание семьи, право на медицинское обслуживание и т.д. В отличие от политических прав, возможности пользоваться социальными правами, соблюдение которых гарантировано и международными, и российскими законами, для ряда групп и индивидов крайне ограничены и эти ограничения связаны с их материальным положением.

Невозможность пользоваться основными социальными правами приводит эту часть общества к отказу от соблюдения принятых в данном сообществе норм и правил социального поведения. Следует признать социальной девиацией ориентацию бедных групп населения в случае ухудшения материального положения на радикальные действия и борьбу с властью, тогда как другие группы в этой ситуации предпочитают искать возможности дополнительного заработка. Именно для групп бедных характерно состояние фрустрации, то есть утраты у значительной части членов общества представлений о "правилах игры", связанной с улучшением своего положения. Заметное, но не решающее влияние оказывает бедность на формирование таких "крайних" социальных девиаций в обществе как наркомания и бродяжничество. Более того, то массовое состояние фрустрации, что присутствует у групп бедных, скорее всего будет усиливать скорость распространения именно таких девиаций.

Ситуация социальной эксклюзии ведет бедные группы населения к формированию социальных девиаций. Отклонение от принятых норм поведения исключает их участие в социальном развитии общества. Это главное противоречие бедности. Разрешение этого противоречия или смягчения его действия в условиях массового состояния бедности, должно стать основной целью российского государства.

Методы измерения и оценки уровня бедности. [7, С.45]

В настоящее время в России идентификация бедности официально осуществляется только по одному показателю - среднедушевому доходу семьи. В качестве индикатора бедности выступает величина прожиточного минимума, методические рекомендации по расчетам которого были окончательно утверждены Правительством РФ в ноябре 1992 года. Используемая методика в значительной степени обусловлена, с одной стороны, ограниченными возможностями информационной базы (социальной статистики), с другой - спецификой социально-экономической ситуации в стране.

Прожиточный минимум исчисляется на основе минимального потребительского бюджета и представляет собой уровень денежного дохода, обеспечивающего приобретение определенного набора материальных благ и услуг, минимально допустимого для поддержания активного физического состояния человека. Его расчеты проводят как в целом для всего населения, так и дифференцированно для различных групп, а именно: для детей до 6 лет, подростков 7 - 15 лет, трудоспособных граждан и пенсионеров.

Расчеты прожиточного минимума базируются на минимально необходимом наборе продуктов питания. В основе продуктовых наборов для всех возрастных групп заложены нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Наборы продуктов в натуральном выражении включают 11 агрегированных групп продовольственных товаров. Для стоимостной оценки наборов используются средние цены покупки соответствующих товаров, определяемые по данным статистики семейных бюджетов.

Так как минимальный потребительский бюджет помимо расходов на питание включает расходы на непродовольственные товары, услуги и налоги, окончательная величина прожиточного минимума исчисляется путем досчета. На стоимость продуктового набора накладывается фактически сложившаяся структура расходов у 10% наименее обеспеченных семей, которая предварительно несколько корректируется. Корректировка структуры потребительских расходов состоит в исключении расходов, выходящих за рамки минимально допустимых (алкоголь, сбережения и т.д.). Поскольку объем и структура потребления материальных благ и услуг, зафиксированных в наборе, предельно ограничены, исчисляемый в настоящее время прожиточный минимум близок к физиологическому.

Помимо общереспубликанского показателя по той же методике исчисляются региональные уровни прожиточного минимума. Предполагается, что при этом органы исполнительной власти на местах исходят из особенностей потребления и ресурсных возможностей своих территорий.

Несмотря на то, что официальная методика утверждена достаточно недавно, некоторые ее положения уже устарели и приводят к систематическим ошибкам в расчетах.

В кризисной экономической ситуации структура потребления, особенно наиболее уязвимых слоев населения, очень подвижна и неустойчива. Поэтому построение расчета прожиточного минимума на устаревшей структуре потребительских расходов без какой-либо корректировки означает получение заведомо искаженного конечного результата. В фактических расходах населения в последнее время из-за отмены дотаций существенно выросла доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг. Принципиальные изменения в социальной политике государства привели к появлению новых, но неизбежных и достаточно весомых видов расходов: на медицинское обслуживание, образование. Упразднен ряд льгот. Все это оказывается неучтенным при расчете прожиточного минимума по официальной методике. Серьезным просчетом является и то, что в методических рекомендациях не оговорены необходимость и регулярность обновления базовой статистической информации. В настоящее время базовая величина прожиточного минимума ежемесячно корректируется в соответствии с ростом потребительских цен.

Ограниченность официальной методики привела к тому, что территории Российской Федерации, а в ряде случаев и общественные организации, дополнительно рассчитывают локальные величины прожиточного минимума без увязки с официальной методологией. Однако, даже уточненные цифры при отсутствии других критериев определения бедности и в условиях неразвитости социальных служб не позволяют достаточно полно выделить группы населения, находящиеся за порогом нищеты, и организовать эффективную работу по преодолению или хотя бы смягчению бедности.

Очевидно, существует необходимость решения ряда методологических проблем идентификации бедности в условиях слабой статистической базы, неконтролируемости ряда процессов в социальной сфере при стремительном ухудшении показателей уровня жизни населения.

Для ситуаций, подобных российской, видимо, целесообразно использование специальной системы индикаторов бедности, включающей не только экономические, но и социальные, демографические, психологические характеристики, которые в дальнейшем может быть можно свести в интегральный показатель бедности. Более того, не исключено, что в России такая экономическая характеристика бедности, как доход, вообще не является доминирующей, поскольку на протяжении последних десятилетий уровень благосостояния человека измерялся отнюдь не официальным заработком, а доступностью материальных благ и различного рода льгот, не учитывающихся в доходах. Это существенно искажает картину бедности. Бедными зачастую считаются не те, кто на самом деле беден, и в то же время значительные группы действительно нуждающегося населения оказываются вне системы государственного вспомоществования.

Социальные группы населения, традиционно считающиеся у нас бедными - пенсионеры, студенты, неполные семьи - в действительности не так однородны и не составляют основной части нуждающихся. В последнее время перечень групп риска пополнился безработными и вынужденными мигрантами. Вообще, как показывают российские исследования, не существует четко очерченных социально-демографических групп бедных. Границы бедности размыты, и правильнее было бы говорить о факторах риска, толкающих часть населения за её порог. Основным из таких факторов сегодня, безусловно, является наследственный, т.е. рождение в бедной семье. Особой проблемой в нестабильной социально-экономической ситуации становится маргинальная группа, представляющая потенциальную угрозу резкого увеличения масштабов бедности. Следует обратить внимание на то, что в стране, гордившейся в прошлом равенством доходов, эта группа населения очень велика. И изменения ее экономического положения в ходе реформ становятся фактором не только социальной политики, но и социальной стабильности.

Очевидно, применяющиеся сегодня в России критерии бедности дают лишь условную характеристику распространенности и структуры бедного населения. Эти данные не позволяют проанализировать корни бедности и не могут служить действенным инструментом социальной политики государства. Однако, на сегодняшний день они остаются основными характеристиками, описывающими существенные процессы в социальной жизни российского общества.

Осуществление экономических реформ в 90-ые годы, привело к массовой бедности целых слоев и групп населения и четко отделило в России новое время от предыдущего. В то же время, сегодня фактически отсутствуют надежные подходы и критерии измерения бедности. Официально российская статистика может дать лишь очень приблизительные данные об обеспеченности населения.

В российской науке отсутствуют четкие представления о динамике, формах и структуре бедности, что не позволяет иметь продуманную стратегию ее преодоления. Последнее ведет к неэффективному использованию и так крайне ограниченных ресурсов. Конечно, бедность не чисто российское и не сугубо пореформенное явление. Она свойственна любой экономической системе во все времена. Однако, степень и специфика развития бедности в советское время придают этому состоянию в современной России ряд особенностей. В определенном смысле бедность в российском обществе сегодня имеет уникальные черты.

Рассмотрим другой взгляд на бедность - взгляд экономистов. [16]

Обычно бедность трактуется как чисто социальное явление, и, как правило, не рассматривается в "чистой" макро- или просто экономической теории. Такой подход является неоправданным упрощением и ведет к непониманию всего комплекса проблем, связанных с бедностью. А значит, не удается в полной мере разобраться с трудностями развивающихся стран и стран с переходной экономикой (в развитых странах проблема бедности существует в гораздо более мягком варианте, поэтому непонимание этой проблемы не играет там особой роли). Проблема бедности играла и играет огромную роль в постсоветской экономике России, не только как "социальная болезнь", но и как норма поведения и фактор, влияющий на важные макроэкономические переменные и, в то же время, зависящий от них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.