скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)


Из перечисленных предметов значимым в сегодняшнее время является прежде всего наличие нового автомобиля, видеокамеры и видеомагнитофона, цветного телевизора, персонального компьютера, мобильного телефона, фотоаппарата, кухонного комбайна.

Если некоторые виды имущества еще остаются индикаторами благосостояния как таковые, то в отношении других, скорее, имеет значение наличие современной и дорогостоящей марки. В этой связи наличие того или иного предмета вообще и наличие недавно купленного того же предмета за последнее время имеет различный социальный смысл. Так, за послереформенный период опрошенные чаще всего покупали цветной телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, холодильник, устанавливали телефонную связь дома, пылесос.

Нельзя не заметить, что по ряду позиций наблюдается существенное различие в обеспеченности различными видами предметов длительного пользования домохозяйств среди представителей разных социальных слоев населения.

Из приведенных данных видно, что за последнее десятилетие всеми респондентами разных социальных категорий сделано значительное число покупок практически всех видов имущества. Наиболее популярным у всех категорий населения было приобретение цветных телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов, пылесосов, установка домашних телефонов. Эти виды товаров были куплены более чем половиной всего населения.

Особенно большое количество приобретений товаров длительного (в том числе статусного) пользования было сделано наиболее обеспеченными группами населения: предпринимателями, руководителями. Так, почти каждым из предпринимателей в послереформенный период был приобретен цветной телевизор, более чем каждым третьим - видеомагнитофон, видеокамера и мобильный телефон. Последние оставались в начале 1990-х гг. предметом престижного, статусного потребления. Более 80% предпринимателей смогли позволить себе покупку автомобиля. Также чаще, чем другими категориями населения, предпринимателями приобретались такие предметы длительного пользования, как стиральная машина-автомат, пылесос, персональный компьютер, микроволновая печь.

В отличие от предметов длительного пользования, сколь бы престижным они не были, подлинным капиталом является земля, что подтверждается и результатами опроса, отраженными в табл. 2.15. Земельной собственностью, приобретенной после 1990-х гг., обладают более 20% опрошенных. Чаще других категорий населения земельные участки приобретали предприниматели (более половины из данной группы опрошенных) и руководящие работники (более четверти). Необходимо отметить, что при рассмотрении приобретения земельной собственности подразумеваются дачно-садовые участки горожан (размером 4 - 6 соток). Считать капиталом такую земельную собственность вряд ли целесообразно. Она, скорее, является источником натуральной добавки к семейному бюджету в виде продуктов питания и для многих - средством сэкономить на отдыхе. При таком положении представителей всех социальных групп, кроме фермеров, уместно назвать "номинальными землевладельцами". Реальными землевладельцами же считается небольшая часть населения (не попавшая в нашу выборку), которая обладает земельными участками от 0,06 га и более.

Еще одним показателем, характеризующим уровень благосостояния населения, является накопление (табл. 2.16.).

Несмотря на положительные тенденции в повышении уровня доходов и потребления, значительная часть населения не склонна к накоплению денежных средств. 63% респондентов в 2002г. и 59,4% в 2003г. отметили, что не имеют накоплений, так как по их словам, "все уходит на текущее потребление". Столь низкий сберегательный потенциал населения связан с невысоким уровнем доходов, с характером сберегательного поведения населения, с быстрым ростом цен, приводящим к обесценению сбережений, с отсутствием надежных способов сбережений и с большим риском их потери.


Таблица 2.16 Структура сбережений домохозяйств, в % от имеющих накопления

Вариант ответа

В среднем по всем опрошенным


2002г.

2003г.

Покупка драгоценностей

2,6

1,0

Покупка автомобиля

13,8

14,7

Покупка дорогих вещей

21,4

16,2

Покупка квартиры, дачи, дома на садовом участке

15,3

16,2

Ремонт квартиры

24,5

29,8

Отпуск, туристические поездки

13,8

20,2

Лечение в санаториях, на курортах

7,1

9,6

Получение образования

14,3

12,6

Помощь детям

24,0

24,2

К выходу на пенсию, на старость

10,2

10,1

Резерв на "черный день"

40,3

39,9


Из тех же, кто имеет сбережения, около 40% откладывают деньги на непредвиденный случай, на "черный день"; увеличилось на 5,3% количество респондентов, сберегающих денежных средства для проведения ремонта в квартире; и напротив люди стали меньше тратить средства на покупку дорогих вещей (уменьшение с 21,4% до 16,2% из числа респондентов, имеющих сбережения). Новыми сберегательными мотивами, которые все больше получают распространение в связи с распадом бесплатной советской системы здравоохранения и образования, являются необходимость накоплений для получения образования и для лечения, восстановления здоровья. И почти треть - 24% респондентов, осуществляющих накопления, копят средства на помощь детям (например, для получения образования, для вступления в брак и т. п.).

Вместе с тем наблюдаются и значительные отличия в целях сбережений между разными категориями населения в зависимости от рода деятельности. Для лиц, занимающихся предпринимательским или руководящим делом, покупка одежды, обуви, товаров для дома уже не является столь значимым мотивом, как для лиц менее обеспеченных. Представители высших страт чаще сберегают деньги для отдыха, ремонта квартиры, вложения в собственный бизнес. В этом состоит принципиальное отличие мотивации сбережений более высокодоходных и высокостатусных слоев населения. В рамках опроса также были выявлены предпочтительные формы создаваемых (либо уже существующих) накоплений (табл. 2.17.).


Таблица 2.17 Формы накоплений, вложений денег, наиболее распространенные среди населения, в % от имеющих сбережения

Вариант ответа

В среднем по всем опрошенным


2002г.

2003г.

Валюта (доллары, евро и др.)

28,0

23,8

Недвижимость (дом, коттедж, квартира, дача)

46,0

38,8

Земельный участок

40,1

28,3

Драгоценности (ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней)

14,9

16,1

Ценные предметы, произведения искусства, антиквариат

2,4

0,7

Товары для последующей продажи

2,1

1,4

Вклады и сбережения в банке

29,8

39,5

Государственные ценные бумаги (облигации)

1,7

0,7

Акции предприятия, на котором работает человек

15,2

10,5

Инвестиции в собственный бизнес

2,1

2,8

Акции финансовых компаний, чековых фондов

5,9

1,7

Предпочтением у граждан пользуется форма вложения денежных средств в недвижимость, а именно покупка квартир, дач, а также земельных участков. Этот вид накопления привлекал 46 и 40,1% опрошенных в 2002г. и значительно меньшее число граждан в 2003г. - 38,8% и 28,3% соответственно. На втором месте традиционная форма сбережения денег впрок - вклады в Сбербанке, которой пользовались большей популярностью у 29,8% населения в 2002г. и уже у 39,5% граждан в 2003г. Относительно новой в послереформенный период стала практика перевода национальных денежных знаков в валюту, главным образом в доллары. Причем не обязательно в таком случае образование валютных счетов в сберегательном банке. Эту форму хранения денег выбрали в среднем 28% респондентов, опрошенных в 2002г. и 23,8% в 2001г. Пенсионеры более консервативны в этом плане, предпочитая хранить деньги в рублях. И на третьем месте по популярности мер сохранения капитала находится опыт вложения средств в драгоценности (такие сбережения имеют 14,9% и 16,1% из числа респондентов, имеющих сбережения в 2002 и 2003гг. соответственно) и в ценные бумаги, в особенности в акции предприятия, на котором люди работают. Однако, последнему люди стали доверять меньше, о чем свидетельствует доля выбравших эту форму накопления: 10,5% в 2003г. против 15,2% в 2002г.

Итак, значительное снижение уровня реальных доходов предопределило заметное ухудшение основных показателей потребления и вообще условий жизни большинства населения в целом в 1990-е годы. Но вместе с тем эмпирические данные за 2002 и 2003гг. (о динамике уровня доходов и самооценки своего материального положения, уровня потребления продуктов питания, жилищного и имущественного положения) свидетельствуют о том, что в одних случаях можно говорить о достижении прежнего докризисного и ставшего привычным уровня жизни, в других - даже о его превышении.

3. Система мер социальной защиты малообеспеченных, как направление социальной политики государства (на примере г. Иркутска)


3.1 Анализ социальной помощи малоимущим гражданам


В 90-х годах появилась необходимость в четкой формулировке - "бедность - показатель дохода семьи (или отдельно проживающего человека) с учетом числа ее членов, возраста ее главы и количества детей до 18 лет, соответствует минимальному уровню потребления". Причиной же этому стало резкое снижение доходов у основной массы населения нашей страны и эта самая "бедность" стала преобладать над "обеспеченностью" в количественном выражении. Планы реструктуризации целых отраслей, всевозможные реформы привели к массовому сокращению работающих и началась эпоха выживания.

В нашей стране крайне низкий прожиточный минимум, который не может идти в сравнении с аналогичными расходами населения в развитых странах. А это значит, что большинство населения России входят в группу "нуждающихся" или "малообеспеченных". В настоящее время на территории области применяется величина прожиточного минимума, установленная постановлением губернатора области от 21.10.2003 г. № 620-п. В расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения она составляет 2428 рублей.

Наиболее слабозащищенными в этой группе являются пожилые граждане, инвалиды и семьи с детьми. Бытовая неустроенность, как следствие бедности, приводит к распаду семей, пьянству родителей и, в итоге, социальному сиротству детей. Периодическое повышение размера государственных пенсий не дает возможности вырваться из круга нищеты российским пенсионерам, так как рост стоимости жизни опережает рост размера пенсий.

По данным Иркутского отдела государственной статистики по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2002г. численность постоянного населения г. Иркутска равна 593,4 тыс. человек, из которых каждый пятый является получателем пенсии. Из них около 13 тыс. - числятся по базе жилищно-коммунальных платежей, как одинокопроживающие.

Так как социальная защита сфера особо затратная и зависит лишь от возможностей бюджета города, вызывает озабоченность практика последних лет перекладывания государственных функций на "плечи местных бюджетов", т.е. уменьшение возможностей развития структуры социальной защиты населения, внедрения новых форм обслуживания и оказания помощи населению. Пока же мы только минимально снижаем социальную напряженность реформ, проводимых в нашем государстве через систему субсидий.

Растёт количества детей, проживающих в социально-неблагополучных и маргинальных семьях. На 01.01.03 количество несовершеннолетних детей в г. Иркутске - 130,7 тыс.чел.; количество получателей пособий на детей - 35600 чел. на 45964 ребёнка. В связи с тем, что пособие на ребенка назначается при условии соблюдения критерия малообеспеченности семьи, можно говорить об увеличении количества таких семей в г. Иркутске. Среди указанного количества семей- 7190 неполных (7854 ребёнка), 1558 многодетных. Большинство многодетных семей находится за чертой бедности, на сегодняшний день в них проживает более 5 тысяч детей (2003 г.- 4 тысячи), около 600 детей воспитывается в семьях с пятью и более детьми. Около 6,5 тысяч семей получают пенсию по случаю потери кормильца. На 45 964 ребенка до 18 лет выплачивается "детское пособие", а это значит, что в семьях где живут и воспитываются дети, доход ниже прожиточного минимума.

Во всем мире к традиционно бедным слоям населения относятся многодетные семьи и риск попасть за черту бедности у них несоизмеримо больше чем у других.

В области зарегистрировано 31106 многодетных семей, в которых воспитывается 104364 ребенка. Главное Управление социальной защиты населения подвело итоги выполнения Постановления губернатора области "О мерах по социальной поддержке многодетных семей на территории Иркутской области". В рамках этого документа областной властью осуществлён целый ряд мероприятий. В частности, в 2003 году выделено из областного бюджета 13 000 тыс. рублей на приобретение учебно-методической литературы, которой в первую очередь обеспечивались дети из многодетных семей. За счет средств областного и местного бюджетов разными формами отдыха (социальными столовыми, трудовыми объединениями, путевками в детские оздоровительные учреждения), по предварительным данным, в этом году охвачено 23700 детей из многодетных семей. 3933 многодетных семьи получали различные формы социальной поддержки: материальная помощь, одежда, обувь, продуктовые наборы, топливо, подготовка детей в школу. Многодетные семьи пользуются целым рядом и других льгот, повышающих их материальное благосостояние.

Главным управлением социальной защиты населения администрации области разработан проект областной государственной социальной программы "О мерах по социальной поддержке многодетных семей на территории Иркутской области на 2004-2008 годы", который находится на рассмотрении в экспертном совете. Принятие данной программы позволит повысить социальный статус многодетных семей, улучшить благосостояние многодетных семей, оказать им финансовую поддержку.

Для снижения социальной напряженности и оказания необходимой поддержки именно этим семьям, в соответствии с данными ФЗ, Губернатор Иркутской области подписывает региональный Закон за №45-03 от 13.07.01 "Об областной государственной адресной помощи жителям Иркутской области".

В действительности же до сегодняшнего дня они приостановлены в части финансирования, как особо затратные и, следовательно, если мы хотим помочь малообеспеченному населению своего города или района, то только за счет собственных средств муниципального бюджета. В городе Иркутске уже на протяжении 10 лет ежегодно Решением городской Думы принимается Комплексная программа социальной поддержки населения г. Иркутска, включающая в себя наряду с исполнением финансирования льгот по федеральным законам мероприятия по социальной поддержке малообеспеченного населения, финансируемые за счет бюджета города. Основанием для обращения за помощью является, прежде всего, доход семьи ниже прожиточного минимума при условии, что все лица трудоспособного возраста работают или состоят на учете в центре занятости. Есть и другое условие - трудная жизненная ситуация, т.е. обстоятельства, повлекшие за собой резкое ухудшение материального состояния семьи или одиноко проживающего гражданина. Причем помощь может быть оказана как в денежном, так и в вещественном (натуральном) виде продуктовые наборы, одежда, постельные принадлежности, ежедневные обеды в благотворительных столовых, топливо по установленной низкой цене для проживающих в домах с печным отоплением и т.п. Но это все не может значительно изменить ситуацию для конкретной семьи или человека, так как способствует только поддержанию, а не изменению его материального положения.

Так на 2002 год на социальную политику города было затрачено 275431 тыс. рублей (0,9% от суммы всего бюджета). Из них субсидий на выплату многодетным гражданам составила 55 417 тыс. рублей. На 2003 год расходы на социальную политику составили 260554 тыс. рублей (5,77% от всей суммы бюджета) из которых 55237 тыс. рублей идут на пособие многодетным гражданам.

Обратимся же непосредственно к анализу комплекса мер социальной помощи, реализуемого в г. Иркутске органами социальной защиты. Необходимо отметить, что в последние годы перечень мероприятий социальной поддержки стал более расширенным и стремящимся охватить самые разнообразные слои нуждающегося населения и сферы их жизненных потребностей. Выделяются 3 основных направления социальной помощи:

1. Предоставление социальных льгот и услуг.

- предоставление жилищных субсидий (компенсаций);

- обеспечение топливом по льготным ценам;

- льготное зубопротезирование;

- льготы в оплате за жильё и коммунальные услуги, за проезд в муниципальном транспорте для многодетных семей;

- летний отдых и оздоровление детей из малообеспеченных семей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.