скачать рефераты

МЕНЮ


Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения

Таким образом, есть определенные расхождения в правовом отношении законодательных актов при применении Закона о банкротстве. Поэтому можно сделать вывод, что рассмотренные противоречия Закона № 6-ФЗ с правовыми актами требуют устранения, потому что имеющиеся существенные недостатки не позволяют в полной мере заработать механизму банкротства. Двоякое толкование правовых норм, как правило, не дает желаемого результата с точки зрения оздоровления предприятий-банкротов.

Безусловно, действие Закона о банкротстве заключается в том, чтобы стимулировать экономических агентов, в частности, крупные предприятия, самим браться за реформирование своего предприятия при появлении тревожных симптомов финансовой нестабильности или уходить из бизнеса, не доводя до того момента, когда возмущение действиями данного предприятия придет со стороны его партнеров. Законодательство о банкротстве развитых индустриальных стран учитывает и соблюдает интересы обеих сторон: как кредитора, так и должника - как равноправных партнеров по исправлению экономической ситуации для данной компании, ибо в ситуации банкротства они оказываются зависимыми друг от друга. Такой принципиальный подход к ситуации банкротства позволяет выделить следующие цели законодательства о банкротстве.

1. Сохранить жизнеспособность фирмы, то есть с помощью юридических и экономических механизмов помочь фирме оставаться в деле, когда это благоприятнее для ее собственников, чем ее уход с рынка. Для современной фирмы характерно разделение собственности и управления, вследствие чего затруднительная ситуация может быть создана плохим управлением, а не самими собственниками, интересы которых не должны пострадать при банкротстве.

2. Обеспечить наблюдение за тем, чтобы активы фирмы, испытывающей финансовые трудности, использовались наиболее эффективным образом для предотвращения их распыления в процессе самого банкротства.

3. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.

В российском Законе о банкротстве административные расходы не различаются по существу, но в очередности платежей занимают место "вне очереди". А в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, по так называемым регрессным листам. Во вторую очередь - оплата труда, выходного пособия лицам, с которыми заключены трудовые договоры, контракты, авторские договоры. В третью очередь -требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Требования по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь. И так же, как и в американском законодательстве, в пятую очередь удовлетворяются расчеты с другими кредиторами.

Исследуя процесс банкротства в России и за рубежом, сопоставляя законодательства разных стран, учитывая имеющуюся практику применения Закона о банкротстве в России, можно сделать вывод, что нормы Закона № 6-ФЗ в большей степени отражают американскую модель законодательства о банкротстве, то есть направлены на сохранение, оздоровление предприятий, имеющих критическое финансовое состояние.

Рассмотрение дел о банкротстве предприятий в арбитражном суде осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом

РФ от 5.05.1995 г. № 70-ФЗ и ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8.01.1998 г. № 6-ФЗ. Заявление о банкротстве юридических лиц подается в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица. В деле о банкротстве участвуют следующие лица: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица (представитель работников должника, представитель собственника имущества должника -унитарного предприятия и другие).

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления, поданного должником-предприятием, кредитором, прокурором, налоговым органом и иным уполномоченным органом. Заявления в арбитражный суд вышеуказанными лицами подаются в порядке, установленном Законом № 6-ФЗ и Арбитражным процессуальным кодексом.

При несоблюдении установленных законодательством требований АС РФ может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом, возвратить заявление о признании должника банкротом. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено им в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании предприятия-должника банкротом. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд может принять следующие акты:

o решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства;

o решение об отказе в признании должника банкротом;

o определение о введении внешнего управления;

o определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Статьей 23 Закона № 6-ФЗ в РФ предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Основные процедуры банкротства

Наблюдение

Срок - от момента принятия АС РФ заявления о признании должника банкротом до составления заключения о его финансовом состоянии. Цель -обеспечение сохранности имущества должника. Эта процедура не служит основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника, они продолжают осуществлять свои полномочия. Однако для соблюдения интересов кредиторов руководитель должника может осуществлять ряд сделок исключительно с согласия временного управляющего.

Внешнее управление

Мировое соглашение

Принимается собранием кредиторов после погашения задолженности первой и второй очереди. Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению арбитражного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов.

Срок - не более 12 месяцев (продление - не более полугода). Снимаются ранее принятые меры по удовлетворению требований кредиторов. Цель -восстановление платежеспособности должника. Внешний управляющий обязан принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию, открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработать купить готовый диплом в месячный срок и предъявить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести бухгалтерский, финансовый учет, рассматривать требования кредиторов; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.

Конкурсное производство

Срок - не более 12 месяцев. АС РФ может продлевать этот срок на 6 месяцев. Прекращается начисление финансовых санкций.

Цель - соразмерение возможностей удовлетворения требований кредиторов. Составление конкурсных финансовых планов, их оценка.

Сроки и условия продажи имущества должника определяет суд

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в двух случаях: при восстановлении платежеспособности предприятия- должника и при заключении мирового соглашения. Следовательно, эти процедуры являются крайне важными в реализации мер антикризисного управления, поскольку они сохраняют сложившиеся структуры собственников и представителей отраслей на всех сегментах рынка (товаров, труда, капиталов и так далее). Арбитражный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения в случаях:

o неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

o нарушения порядка заключения мирового соглашения;

o несоблюдения формы мирового соглашения;

o нарушения прав третьих лиц;

o противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам РФ.

Признание мирового соглашения недействительным является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. Сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника публикуется арбитражным судом за счет должника в "Вестнике ВАС РФ" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным:

> если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов;

> если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству;

> при наличии иных оснований недействительности сделок.

Рассмотренные процедуры банкротства имеют не только правовое, но и глубокое экономическое содержание. Так, например, наблюдение - это мера по сохранению активов, подготовке к исполнению других процедур, решение о которых будет принято арбитражным судом в процессе производства по делу о банкротстве предприятия-должника. Учитывая кризисное состояние российской экономики, следует заметить, что внешние признаки несостоятельности присущи практически всем предприятиям производственной сферы. Все они имеют большие или меньшие суммы просроченной задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, применение ликвидационных процедур является крайней мерой и поэтому, учитывая необходимость сохранения производственного потенциала российской экономики, прежде всего, должна рассматриваться возможность проведения реорганизационных мероприятий. Тем не менее, проведение ликвидационных процедур может иметь место в тех случаях, когда полностью отсутствует возможность восстановления платежеспособности предприятия, однако подходить к такому решению проблемы надо с большой осторожностью.

Для доказательства в суде необходимости ликвидационных процедур и открытия конкурсного производства в порядке экспертизы исследуется соотношение имущества предприятия и его обязательств, включая непокрытые убытки и другие обязательства, которые не всегда отражаются в публичной финансовой отчетности предприятия. Кроме того, существенное значение при доказательстве необходимости открытия конкурсного производства имеет невозможность продолжения функционирования предприятия по выпуску продукции, традиционной для данного производства. Признаками последнего обстоятельства служат значительные размеры запасов готовой продукции на складах предприятия, дебиторской задолженности, что говорит об отсутствии спроса или о неплатежеспособном спросе на продукцию предприятия. Возможной причиной может быть частичное разрушение технологического комплекса предприятия, что выявляется дополнительными исследованиями.

Наиболее "мягкой" и экономически целесообразной в условиях современной российской экономики является процедура внешнего управления имуществом предприятия-должника, учитывая, что она призвана решать двуединую задачу - удовлетворение требований кредиторов и продолжение функционирования предприятия, даже в случае его продажи как бизнеса.

Добровольное объявление о банкротстве предприятия и его ликвидации может объявить руководитель предприятия при наличии признаков банкротства предприятия. Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества должника - унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации. Руководитель предприятия-должника не имеет права добровольно объявлять о банкротстве и ликвидации, если от всех его кредиторов не получено письменное согласие.

При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации должника, руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в двухнедельный срок с момента окончания срока для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника. Когда же все кредиторы дали письменное согласие на добровольное объявление о банкротстве должника, руководитель должника публикует в "Вестнике ВАС РФ" и официальном издании Федеральной службы РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации.

Руководитель предприятия-должника обязан рассмотреть все требования кредиторов, включить их в реестр требований кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами. Организацией всех процедур при добровольном банкротстве и ликвидации должника, вместо конкурсного управляющего занимается председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). В соответствии с ФЗ любой кредитор должника в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

В том случае, если заявление должника подано им в арбитражный суд при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), то заявитель (должник) несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. В соответствии с УК РФ заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности (фиктивное банкротство) в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового.

Кроме того, в УК РФ установлена ответственность за преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или в интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия. Такое деяние наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Если при осуществлении процедур добровольного объявления о банкротстве должника и его ликвидации произошло нарушение требований статей ФЗ № 6, сокрытие должником имущества, незаконная передача им своего имущества третьим лицам, собственник имущества должника -унитарного предприятия, учредители должника, руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение 10 лет с момента ликвидации должника.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей, что повлекло возникновение убытков для должника и кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего и отстранения его арбитражным судом от исполнения своих обязанностей. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями(бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство РФ.


1.3           Отраслевые особенности системы антикризисного управления


Как известно, жизненный цикл предприятия складывается, согласно теории А.Адизиса, из двух главных и равновеликих периодов: рост, старение. Вероятность кризисных ситуаций присутствует и на стадии роста, и на стадии старения предприятия. Особенно велика вероятность кризисных ситуаций на первых этапах роста предприятия, когда оно находится в так называемом младенчестве и не накопило ни инвестиционный, ни профессиональный капитал. У таких предприятий отсутствует и опыт управления бизнесом. В большинстве своем российские предприятия переживают стадию младенчества, а унитарные предприятия все еще развиваются по традиционным социалистическим принципам хозяйствования, когда структура кругооборота их средств напрямую зависит от государственного финансирования и надзора. На крупных предприятиях собственники постепенно осознают необходимость перехода на западные, чисто капиталистические способы управления бизнесом, когда к управлению привлекаются наемные менеджеры, а за собственником остается главная функция - определение генеральной линии развития и обеспечение устойчивой финансовой стратегии. Такого важного фактора обеспечения бескризисного развития унитарные предприятия лишены, поскольку все их имущество находится в оперативном управлении, а не в собственности. Такое положение унитарных предприятий предопределяет необходимость разработки специальных антикризисных мер и особых методов финансового управления.

Методология "кризиса предприятия" основывается на формировании конфликта интересов, что означает, в свою очередь, обострение внутренних противоречий в управлении сегментами бизнеса, а также внешних противоречий, проявляющихся в разрыве связей управленцев предприятий и тем министерством, которое его финансирует и определяет практически все направления деятельности.

Главными показателями кризиса финансового оборота являются падение темпов роста рентабельности продаж и, как следствие, сужение рынка сбыта товарного продукта, низкая оборачиваемость активов и, наконец, устойчивая неплатежеспособность. Снижение запасов оборотных активов для обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия не позволяет своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства перед своими работниками (финансирование социальных программ и отчислений в накопительные пенсионные фонды), перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

При разработке программ антикризисного развития и управления компаниями определяющее значение имеет учет их отраслевой принадлежности и деятельности в определенной организационно-правовой форме.

В современный процесс развития рыночных отношений вовлечены не только субъекты частного права, но и большинство государственных предприятий.

В связи с этим особую актуальность приобретает для предприятия адаптация наиболее прогрессивных методов менеджмента. Для обеспечения должного уровня рентабельности и поддержания платежеспособности каждое предприятие стремится обеспечить продуктивное управление издержками, оптимизирует схемы бюджетирования, изыскивает резервы повышения суммарной отдачи с каждого рубля собственных и бюджетных вложений.

Решить эту главную задачу позволяет оперативный контроль за состоянием материальных запасов, расходованием финансовых средств по согласованной смете как на уровне предприятия в целом, так и по отдельным сегментами бизнеса. Как показывают проведенные нами исследования и подтверждают многочисленные научно-практические публикации, государственным российским предприятиям крайне не хватает ни опыта рыночного управления всем технологическим циклом создания товарного продукта, ни современных навыков в области финансового менеджмента. Это касается всех управленческих аппаратов практически каждого производственного предприятия. Все они нуждаются в методиках продуктивного управления финансовыми ресурсами, запасами и затратами. Современные инструменты финансового менеджмента позволяют сформировать банк достоверной и своевременной информации о текущем финансовом положении предприятия, так необходимой для выработки хотя бы среднесрочной стратегии. Система российских научных знаний о методологии финансового менеджмента до сих пор развивается по пути адаптации зарубежных теорий и практических технологий управления заказ дипломная работа денежными потоками, издержками создания и реализации товарного продукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.