Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения
Целесообразно
уточнить понятие организации как самостоятельного субъекта хозяйственной
деятельности целью, которого является получение дохода.
Под чистым
доходом здесь и далее будем понимать денежные средства остающиеся в
распоряжении организации, они включают в себя чистую прибыль и амортизационные
отчисления, т.е. ту часть выручки, которая остается в распоряжении организации
после производственного цикла.
Реструктуризация
является высокоэффективным рыночным инструментом повышения
конкурентоспособности организаций. В рамках реструктуризации организации должны
быть решены три основные задачи:
1.
Повышение эффективности производственно-технологической системы.
2.
Изменение системы управления и полного использования имеющихся ресурсов.
3.
Совершенствование взаимоотношений с потребителями и/или создание новой целевой
клиентской группы.
В ходе
реструктуризации используется ряд сложных, интегрированных организационных
концепций. Речь идет о совокупности мероприятии, которые базируются на увязке
нескольких базисных элементов в разных формах. Данные концепции представляют
собой мероприятия высшего порядка, поскольку реализуются с помощью составляющих
их базисных инструментов.
В
частности, под концепцией, направленной на делегирование решений, понимается
процесс децентрализации управления, когда право принимать определенные решения
передается нижестоящим подразделениям. Активное использование этого инструмента
в рамках современных программ реструктуризации объясняется тем, что процесс
принятия решений в централизованных организациях антикризисный консалтинг за рубежом
слишком долог и дорог. Принимаемые решения оказываются несвоевременными, а
организация в целом - неадаптивной к изменениям внешней среды и потребностям
рынка. Кроме того, указанный процесс обеспечивает мотивационный эффект,
состоящий в увеличении ответственности каждого сотрудника за результат
групповой работы, росте его профессиональных навыков, усилении духа
соревновательности внутри организации, позволяет повысить точность оценок
индивидуального вклада в общий результат. Примером может служить организация
бизнес-единиц, обладающих рядом дополнительных для структурных подразделений
полномочий.
Сокращение
иерархических уровней осуществляется в масштабе всей организации или отдельных
сфер его деятельности. Эта мера позволяет сократить коммуникационные вертикали
и время принятия решений, что способствует большей гибкости организации,
создает условия для интеграции функций ее членов, является основой для
приспособления организационных структур к новым потребностям рынка. Создаваемая
таким образом плоская организационная структура способствует развитию
профессиональных навыков, инициативности, способности принимать решения у рядовых
сотрудников организации.
Концепция,
ориентированная на продукт, отражают устойчивое стремление к изменению
действующих организационных принципов в пользу создания гибких
предпринимательских структур. Работники всех уровней иерархии объединяются в
группы (команды) по удовлетворению конкретной потребности группы клиентов или
созданию (продвижению) определенного вида продукции.
В ходе
сегментирования хозяйственной деятельности, обозримые и изолированные области
задач закрепляются за сравнительно небольшим числом сотрудников. Признак
изолированности в неявной форме означает, что структурные единицы обладают
высокой степенью вертикальной и горизонтальной автономии.
Вертикальная
автономия выражается в объеме решений, который предоставляется структурной
единице. Основным инструментом реструктуризации организации по принципу
сегментирования является в этом случае делегирование решений. Горизонтальная
автономия отражает степень независимости структурной единицы по отношению к
параллельно существующим единицам.
Согласно
концепции центра дохода успех структурной единицы определяется рыночными
показателями (объемом дохода, величиной выручки, структурой затрат на
производство продукции и т.д.). Необходимость выявления центров доходности
возникла еще в начале XX в., ввиду сложности организационных структур крупных
организаций. Современное возрождение концепции связано, прежде всего, с
давлением рынка. Изолированный характер компонентов успеха и отражающих их
показателей допускает сопоставление организаций на рынке. Рыночные оценки
стимулируют у сотрудников готовность к проверке эффективности, как
организационной структуры, так и собственного поведения.
Необходимость
в управлении координацией организацией появляется в тех случаях, когда
возникают так называемые точки пересечения интересов двух и более
организационных единиц. Это всегда происходит при расчленении общего комплекса
задач и передаче их разным исполнителям. Специфическая задача координационного
менеджмента заключается в определении подобных точек пересечения, принятии
решений о необходимости их координации и выборе соответствующих инструментов.
Эти задачи решаются силами специальных, функциональных подразделений компаний.
Учет
технологических требований и способность принимать адекватные технологические
решения в значительной степени определяют конкурентные позиции организаций.
Выбранная технология влияет на следующие показатели деятельности компании:
-
экономические - структура прямых затрат на производство продукции, соответствие
планируемых и реализуемых потребительских свойств продукции и
конкурентоспособной цены реализуемой продукции, возможного получения требуемого
дохода и его структуры;
- имидживые
- рейтинга компании в отрасли, престиж (или отсутствие такового), выпускаемой
компанией продукта;
-
технологические - степень ее технологической адаптивности к меняющимся рыночным
условиям - возможность "наладки" технологии под новые требования
рынка без значительных затрат ресурсов (временных, материальных и трудовых).
Одним из
новых эффективных инструментов реформирования организаций является технический
аудит их промышленного производства, в том числе сферы организации и управления
производством, на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии
9000 .
В первую
очередь необходимо изменить систему бухгалтерского учета как одного из основных
источников формирования экономических показателей и инструмента для анализа
хозяйственной деятельности организаций.
Реструктуризация
не имеет типового, жесткого решения. Основным этапом реструктуризации
организации является проработка целесообразности и возможности реструктуризации
имущественного комплекса. По результатам анализа может быть выявлена
необходимость и целесообразность реорганизации организации, разделение
имущественного комплекса или выделение структурных подразделений в ряд
самостоятельных юридических лиц .
Необходимость
реструктуризации, как правило, возникает для повышения эффективности работы
структурных подразделений и организации в целом.
В процессе
анализа рассматриваются технические, экономические и юридические аспекты
процесса реструктуризации, выполняются необходимые сопоставительные расчеты
вариантов и оценивается вероятность практического осуществления всех
необходимых юридических процедур.
Далее
необходимо осуществление проработки возможностей и наиболее реальных перспектив
развития организации. Это напрямую связано с вероятной необходимостью
корректировки стратегии развития организации, которая основывается на
результатах анализа ситуации на рынках сбыта продукции, а также на
технологических и ресурсных возможностях производства .
Кроме того,
по результатам анализа реализуемых в организациях инвестиционных проектов
вносятся дополнительные предложения, включающие новые, более эффективные и
перспективные проекты.
По данным
проводимого анализа прорабатываются целесообразность и возможность оптимизации
существующей в организации системы управления.
Особенно
детально изучаются возможности более эффективного функционирования коммерческих
(осуществляющих сбыт и снабжение), а также финансово-экономических служб
организации.
Оптимизация
деятельности указанных служб и применяемых методов осуществления коммерческой
деятельности может привести к существенной экономии материальных и финансовых
ресурсов организации (за счет удешевления закупок, увеличения объемов продаж,
ускорения оборачиваемости денежных средств, экономии на расходах по содержанию
персонала и т.д.) .
Следует
отметить, что программа реструктуризации может включать все актуальные (с точки
зрения руководителей) для данной конкретной организации направления.
Материалы,
обосновывающие реструктуризацию, рекомендуется подготавливать в принятой во
всем мире форме бизнес-плана (бизнес-проекта), который должен дать возможность
инвестору сделать комплексную оценку проекта и в первую очередь показать, что
инвестирование проекта целесообразно.
В настоящее
время на рынке России наиболее известны следующие основные методики по
разработке бизнес-планов реструктуризации:
"UNIDO"
(Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) - для развивающихся
стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее
электронная версия СОМFAR;
"WORLD
Bank" (Всемирный банк реконструкции и развития);
фирмы
"Goldman, Sachs & Со" (крупнейший банковской дом -один из лидеров
мирового инвестиционного бизнеса);
фирма
"Ernst & Young" (интернациональная консалтингово- аудиторская
фирма).
В настоящее
время в проектах реструктуризации применяется большое количество относительно
новых методологических подходов, используемых на различных этапах и для
различных целей.
Управление
проектами (Project Management) - методология организации, планирования,
руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических
ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение
его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления
для получения определенных в проекте результатов по составу и объему работ,
стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Реинжиниринг
бизнес-процессов (Business Process Reengineering) - метод кардинальной
перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более
высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности
организации, используется как комплексное средство реорганизации компании или
отдельных ее организационных единиц.
АВС/АВМ-методология
(Activity Based Costing/Activity Based Management) - совокупность методов
стоимостного анализа бизнес-процессов, цепочек создания стоимости, отдельных
организационно-структурных единиц, а также методов повышения экономической
эффективности процессов управления, используется как аналитическое средство, а
также средство повышения экономической эффективности процессов и
организационных единиц.
Методы
"точно в срок" (Just-In-Time) - совокупность методов повышения
качества работ и обслуживания, применяются для повышения качества и
эффективности производственной деятельности и оптимизации взаимоотношений с
поставщиками, подрядчиками и заказчиками.
Методология
всеобщего управления качеством (Total Quality Management) - совокупность
методов управления организацией, основным
целевым
параметром которых является качество технологического процесса, обеспечивающего
стабильное получение продукции с заданными потребительскими свойствами.
Методы
управления знаниями (Knowledge Management) - междисциплинарное направление
науки и практики, реализуемые в конкретных бизнес-приложениях, направленных на
повышение эффективности процессов приобретения и использования знаний,
применяется на стыке информационных технологий, управления персоналом,
управления бизнес-процессами.
Методологии
компьютерных информационных технологий позволяют принципиально изменить
управленческие процессы и информационное обеспечение бизнес-процессов.
Сбалансированная
система показателей (Balanced Scorecard) - система стратегического управления и
оценки её эффективности, которая переводит миссию и общую стратегию компании в
систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих
степень достижения данных установок. Она включает в себя показатели,
характеризующие четыре аспекта деятельности компании (перспективы в терминах
BSC) - финансы, рынок (маркетинг), внутренние процессы и обучение и рост.
Шесть сигм
(Six sigma) - метод управления, основное внимание в котором уделяется на
контроле критичных параметров в бизнес-процессах - причем критичных для
конечного потребителя, в результате чего снижаются потери в виде брака и
возможных рисков для репутации производителя товаров или услуг.
Функционально-стоимостный
анализ - метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью
развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью
для потребителя и затратами на их осуществление.
Выбор
какого-либо из методов предполагает знание сути и области их применения.
Рыночная
экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой
развития различных государств, выработала определенную систему контроля,
диагностики и по возможности защиты организаций от кризисных ситуаций, которая
называется системой банкротства.
Как
показывает мировой опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики -
это управляемый процесс. В этой связи необходимо выделить два понятия:
антикризисное регулирование и антикризисное управление .
Антикризисное
регулирование - это макроэкономическая категория. Оно предусматривает меры
организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны
государства, направленные на защиту организаций от кризисных ситуаций,
предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их
дальнейшего функционирования.
Антикризисное
управление - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур
применительно к конкретной организации. Антикризисное управление является
категорией микроэкономической и отражает производственные отношения,
складывающиеся на уровне организации при ее оздоровлении или ликвидации.
3.2
Правовые механизмы обеспечения
К правовым
механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое
оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение
осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения
анализа его финансового состояния. При наблюдении временный управляющий обязан:
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ
финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр
требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и
проводить первое собрание кредиторов.
Финансовое
оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания
кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового
оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В
определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок
финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график
погашения задолженности. Определение арбитражного суда о введении финансового
оздоровления подлежит немедленному исполнению. В ходе финансового оздоровления
органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.
Главная
цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, достигаемое за
счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и
экономических мероприятий.
Срок
конкурсного производства не может превышать один год; суд может продлить этот
срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд
назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения
внешнего управляющего.
Обязательным
условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности
кредиторам первой и второй очереди.
Мировое
соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в
письменном виде. В его тексте должны быть отражены размеры, порядок и сроки
исполнения обязательств должника и (или) сказано о прекращении обязательств
должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга
или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
3.3 Финансовые
механизмы обеспечения
Как уже
говорилось, внешний управляющий на основании глубокого анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявляет факторы, приведших к
кризису на предприятии, и указывает их в плане внешнего управления.
Кроме того,
в план внешнего управления (стабилизационную программу) входит комплекс
мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия.
Именно
здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от
обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений.
В рамках
"нормального" управления данный критерий можно свести к достижению
стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в
краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном
аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном
аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. В
книге "Оценка бизнеса", выпущенной Финансовой Академией, говорится:
"Процедура внешнего управления прежде всего нацелена на мобилизацию
внутренних ресурсов предприятия-должника, введение жесточайшего
внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками".
Смело можно
сказать, что кризис на предприятии означает дефицит денежных средств для
поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы)
потребностей в оборотных средствах. Этому определению соответствует следующее неравенство:
Денежные средства <
Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая
потребность в оборотных средствах
Текущая
финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) - наиболее простая и
понятная часть формулы. ТФП определяется как сумма предстоящих на момент
расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также
штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период.
Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и
условиям взаимозачетными операциями.
Текущая
хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой
разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на
планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов
предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Иными
словами, если по смете месячный расход сырья А составляет 10 млн руб., тогда
как на складе его имеется лишь на 8 млн, то ТХП составляет 2 млн руб. Если же
сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах отсутствует
("отрицательной" потребности при этом не возникает).
Определение
порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является
критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей
предприятия. Например, в химии и металлургии существует минимальный
технологически допустимый объем производства, а для металлообработки нет. Объем
постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием
порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть
скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для
предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой
в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были
бы потрачены денежные средства предприятия).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|