скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика профессиональной деятельности работников

4. Оповестите остальных участников, что они являются престарелыми членами общества. Стулья, на которых они сидят, символизируют их дома, скрепки — материальное благосостояние, веревки — их мобильность, карандаши и бумага — знания и память. Один конец веревки должен быть всегда обвязан вокруг запястья, а другой — прикручен к ножке стула, но разрешается связывать несколько кусков в один. Стулья передвигать нельзя, но игроки могут договариваться о покупке друг у друга «домов», если хотят сменить «место жительства» или приобрести «собственность» для перепродажи. В этих случаях они могут занимать тот или иной стул, даже если для этого им придется согнать с места его обитателя. Если это происходит (например, в случае, когда «старик» так беден, что вынужден продать свое «жилье»), бездомный участник должен сесть на пол, а его веревка будет привязана к ножке ближайшего стула. Вне этих ограничений игроки могут заниматься чем угодно. Люди за столами представляют банки и агентства социального обеспечения, призванные обслуживать это общество престарелых граждан. В случае нужды последние могут приходить туда за советом и помощью.

5. Спросите, есть ли у кого-нибудь вопросы по поводу изложенного. Если что-то нужно повторить — повторите. Когда все утихнут, объявите им, что можно начинать игру.

6. Как только процесс игры наладится, вы начнете медленно прохаживаться среди игроков. Вы исполняете роль Старухи с Косой. Как только вы увидите, что кто-то развивает чрезмерную активность, или по любой другой причине, которая покажется вам подходящей, — вручите этому человеку карточку из вашей колоды. Вы можете позволить себе выбрать одного из игроков наугад, или нанести им некое особое увечье, или убить их всех, после чего им придется выйти из игры и стать зрителями. Нам очень не нравится эта роль, потому что игроки достаточно быстро начинают встречать Старуху с Косой с ужасом и даже враждебностью. Однажды во время такой игры мужчина, государственный служащий старшего звена, как только увидел, что одна из нас приближается к нему, закричал: «Отойди от меня, ведьма!» Немыслимое дело, чтобы он поступил так в реальной жизни, и после игры он очень извинялся. Мы успокоили его, сказав, что его реакция на практике подтвердила силу игры. Но обычно мы все равно стараемся передать роль Старухи с Косой первому игроку, которого решаем «умертвить» и который тем самым получает дополнительное преимущество, возвращаясь в игру.

Анализ: когда вы начнете игру, люди почти наверняка будут ждать, от вас указаний, что делать дальше. Сделайте вид, что заняты видеокамерой или чем-либо еще. В конце концов кто-нибудь спросит: «Что нам теперь делать?» На это отвечайте: «Как играть в игру — сугубо ваше дело. Все, что я сделал — это подготовил для вас сцену; теперь вам нужно заполнить ее действием».

После этого игроки иногда зовут, например, «управляющего» банком и задают ему тот же вопрос. «Управляющий», в свою очередь, отвечая якобы по телефону, предлагает клиенту явиться в банк лично. Люди начнут переговариваться, выпрашивать, занимать или красть скрепки и куски веревки, если последние нужны им, чтобы добраться до «банка» или «агентства социального обеспечения». Постепенно из этой компании разрозненных индивидов начинает формироваться общество. Вам пора установить его природу. Какое оно — индивидуалистическое или общинное, капиталистическое или имеет какое-то иное экономическое устройство? Как в нем относятся к престарелым и как последние ведут себя по отношению друг к другу? Не слишком ли бюрократизированы банки и агентства социального обеспечения? Должны ли люди стоять в очереди за государственным пособием? Кто богатеет, а кто остается бедным? Почему?

Если вы решите надолго «оставить в живых» стольких игроков, скольких будет достаточно для самоорганизации общества и последующего благоденствия, вы обнаружите различия в движущих силах группы. Однажды, например, мы оставили игроков в покое до тех пор, пока несколько человек не нашли себе «работу» по протирке стульев, а другие связали веревки и сделали «общественный автобус», чтобы навещать тех, кто не способен передвигаться. «Управляющий банком», когда превышался кредит, вел себя исключительно любезно, а «работники социальной службы» распределяли скрепки на постоянной основе.

По окончании такой игры игроки наверняка отзовутся о ней весьма положительно. Скорее всего, они заявят, что состариться, в конце концов, не так уж страшно, поскольку для стариков, если они пожелают, всегда найдется работа, а общество в любом случае присмотрит за своими членами. С другой стороны, отзывы участников станут гораздо негативнее, если вы сделаете так, что большинство игроков умрут один за другим от разных ужасных болезней, а те, кто останется, будут бесцельно бродить по опустевшему миру, владея деньгами и средствами к передвижению, но не имея ни малейшего желания что-либо делать. Возможно, они выступят с критикой порядков, царящих в реальном обществе и допускающих, чтобы старики оказались забытыми, не ощущая никакой заботы со стороны окружающих.

Был случай, когда женщина по имени Бет решила «совершить самоубийство» (выйти из игры и стать зрителем), потому что она, по ее словам, «умирала в своем доме от голода». Старуха с Косой сначала обездвижила ее, «наслав тяжелую болезнь», а после «лишила памяти», в результате чего она осталась без карандаша и бумаги. Последнюю скрепку Бет одолжила соседу, который ее не вернул. Кроме того, окружавшие ее игроки были заняты болтовней друг с другом и не обращали на нее внимания. Во время обсуждения Бет дала ясно понять, что продолжает испытывать обиду и боль из-за того, как обращались с ней ее партнеры (в реальной жизни — ее товарищи-студенты, изучавшие организацию здравоохранения). Например, одна из ее «соседок» приобрела много кусков веревки, но отказалась уступить ей даром хотя бы один, хотя было очевидно, что Бет не в состоянии заплатить. Бет спросила у этой участницы: «Почему бы тебе было не одолжить мне хотя бы одну веревку, чтобы я могла двигаться?» Та, явно смущенная, ответила, что не хотела ограничивать собственную мобильность, и добавила: «Почему ты так серьезно это воспринимаешь? Это была только игра!» Бет остроумно возразила: «Если это была просто игра, то почему же тебе было важно, сколько у тебя веревок?» Мы думаем, что это хороший пример того, как скудные средства и стесненные условия могут вынудить людей к антисоциальному поведению.

Завершение: таковы типичные отзывы, которые делают «Геронтологию» проблемно-ориентированной игрой, эффективной в соответствующих учебных условиях, но мы опять-таки рекомендуем играть в нее лишь опытным постановщикам игр. Ее открытая структура порождает не просто мощные, но очень разнородные и сложные чувства.

6. СТРОИМ САМОЛЕТЫ

В «Организационной психологии» Колба, Рубина и Мак-Интайра (1984) представлена намного более развернутая версия этой игры, но вы увидите, что наша столь же хороша для сравнительного изучения эффективности работы в команде.

Необходимое время: минимум час, возможно — больше, в противном случае не играйте совсем. Сама по себе учеба начинается во время обсуждения.

Цели

— Проиллюстрировать важность коллективной работы в программах обеспечения качества продукции.

— Определить важнейшие элементы в обеспечении качества продукции.

Размер группы: от 8 участников и больше — главное, чтобы участники смогли эффективно работать небольшими группами и их можно было рассадить за отдельные столы в одном помещении. В идеале вам нужны хотя бы 2 группы, желательно — 3, по 3-5 человек в каждой.

Условия: большая комната, в которой игроки смогут свободно передвигаться. Столы и стулья для «строителей самолетов». Приготовьте много бумаги; прекрасно подойдет уже использованная — можно только удивляться, сколько ее уходит. При желании можете составить прайс-лист (листы Колба, Рубина и Мак-Интайра очень сложны). Если вам повезет заполучить экономиста на роль СЗ (см. ниже), то тем лучше. По ходу игры попросите этого человека разработать систему скидок на большие партии бумаги или ввести любое другое усовершенствование.

Порядок действий

1. Разбейте всех игроков, кроме двоих (или больше, если группы большие), на команды по 3-5 человек, хотя можно и до 7.

2. Сообщите, что каждая команда изображает авиастроительную компанию, занимающуюся изготовлением и сбытом самолетов, которые должны пройти технический контроль (то есть должны летать), прежде чем правительственный сотрудник по закупкам согласится их приобрести.

3. Попросите каждую команду придумать себе название, которое вы запишете.

4. Каждая команда должна выбрать генерального директора (ГД), который будет заниматься производством и снабжением, и его помощника (ПГД), призванного отвечать за контроль качества и продаж. Другие участники работают на сборочном конвейере. Запишите имя каждого руководителя группы под названием соответствующей компании.

5. Представьте двух человек, которых вы оставили в резерве: сотрудника по закупкам (СЗ) и менеджера по контролю за качеством продукции (МКК). Объясните, что МКК обязан проверять самолеты, и те из них, которые пройдут контроль, будут переданы СЗ для продажи.

6. Объясните, что бумагу для самолетов можно купить у СЗ по 10 пенсов за лист, а самолеты (которые можно делать из одного листа) будут продаваться по 15 пенсов каждый при условии, что они пройдут технический контроль.

7. На игру отведите полчаса. Если хотите, можете предложить стандартную модель самолета, которую все возьмут за образец, или можете сказать, что допускаются любые конструкции при условии, что самолеты будут летать. (Как будут пониматься «полеты», зависит от МКК. В этой игре большая доля ответственности возлагается на игроков.) Помните, что если вы предложите стандартную модель, некоторые команды вступят в переговоры с СЗ, чтобы принять на вооружение другую. Успех или неуспех этой стратегии будет зависеть от СЗ.

Мы думаем, что этот вариант игры работает лучше, поскольку он держит игроков в большем напряжении, если же вы разрешите произвольный дизайн, процесс займет больше времени.

8. Оговорив все условия, вы можете позволить себе расслабиться на полчаса и развлекаться, наблюдая за представлением. Иногда в воздухе становится так тесно от летающих самолетов, что надо следить, чтобы какой-нибудь из них не угодил вам в глаз. На испытания самолетов «рабочие конвейера» обычно тратят столько же времени, сколько на сборку.

Анализ: в конце концов вы требуете всеобщего внимания (что может оказаться непростым делом) и записываете результаты. Если судить по «прибыли», то одна из команд будет победителем, однако действительный интерес представляют движущие силы различных команд и то, как компании организовывали свой бизнес.

Завершение: эта игра очень часто озадачивает государственных служащих, поскольку они не привыкли работать «внизу пирамиды» (это кое-что говорит нам о критериях для производства товаров народного потребления), и игра сообщает им ценные сведения о стиле мышления, характерном для частного сектора. Некоторые «компании» в игре не останавливаются перед мошенничеством, подделав, например, подпись МКК, чтобы СЗ приобрел бракованный самолет. Если такое случается, мы любим устраивать дискуссию об этике в бизнесе. Доходность производства чаще всего оказывается в зависимости от красоты дизайна, а не от точности сборки — почему так происходит, мы не знаем, но раз от раза наблюдаем как кто-нибудь предлагает великолепный дизайн и побивает всех конкурентов. Вообще игра «Строим самолеты» богата своим человеческим потенциалом. Однажды, И когда мы играли в нее в первый день интенсивного постоянного курса для старших государственных чиновников, организатор курса сказал нам после, что она задала тон всему, что происходило позднее.

7. КОГО НАНЯТЬ НА РАБОТУ?

Необходимое время: от полутора до двух часов.

Цель

- Определить проблемы, сопутствующие процессу найма на работу.

— Установить стратегии, которые позволяют выбрать наилучшего претендента

Размер группы: любое управляемое число участников, разбитых при необходимости на подгруппы. В идеале аудитория должна насчитывать хотя бы 9 человек.

Условия: обычная классная комната, где каждая группа сидит за отдельным столом. Подготовьте по одному экземпляру сценария на каждого участника и хотя бы по одному экземпляру инструкций для каждой роли.

Порядок действий

1. Раздайте всем по экземпляру сценария, помещенного на с. 209, дайте участникам время прочитать его, усвоить и задать вопросы.

2. Попросите добровольцев сыграть «представителя профсоюза», «менеджера по кадрам» и «сотрудника, который обеспечивает равные возможности при приеме на работу» (РВП). Раздайте этим людям по экземпляру их ролей (см. с. 210) и предложите на 10 минут покинуть помещение или хотя бы уединиться в углу, чтобы обсудить роли.

3. Тем временем обсудите с «сотрудниками отдела кадров» (СОК) методы вербовки, которыми они могли бы воспользоваться.

4. Когда все снова соберутся вместе, организуйте собеседование между исполнителями ролей и СОК. Возможно, некоторые участники предпочтут не брать на себя активных ролей. В этом случае попросите их быть зрителями и дайте им полный комплект ролей для ознакомления.

5. Вы как руководитель класса будете играть роль председателя. Начните с того, что рассадите активных игроков за большим столом (при необходимости составьте вместе несколько маленьких), а сами сядьте во главе.

6. Объявите, что цель собрания — срочно решить, каким способом лучше всего завербовать хотя бы двух бухгалтеров.

7. Представьте всех, двигаясь вокруг стола по часовой стрелке и вслух называя имя и должность (имена, если хотите, придумайте).

8. Попросите игроков поочередно высказать свои соображения; каждому дайте на это по 3 минуты. Если кто-нибудь превысит время, вежливо прервите его и перейдите к следующему.

9. Когда все выскажутся, откройте 15-минутную дискуссию. Возможно, что в интересах дела вам придется вносить свои предложения (особенно при работе с неопытными участниками). Некоторые из них могли бы быть такими:

— вместо бухгалтеров нанять счетоводов, чтобы те работали под присмотром уже работающих бухгалтеров;

— обеспечить новым бухгалтерам общую и профессиональную подготовку для улучшения их навыков;

— пригласить уже работающих сотрудников финансового отдела принять участие в многоцелевых программах, обучающих основам бухгалтерского дела в дополнение к их основным специальностям (с соответствующим перераспределением служебных обязанностей и вновь установленными ставками);

— ввести работу по совместительству: нанять двух бухгалтеров с неполной занятостью.

10. Контролируйте ход собрания, записывая все внятные предложения (для последующего голосования) и периодически напоминая о его цели: срочно решить проблему нехватки квалифицированных специалистов в конкретной области. Не позволяйте людям отвлекаться. Одна из стратегий — предложить, чтобы все важные, но не относящиеся к делу вопросы были отложены до следующего собрания.

11. Примерно через 15 минут попросите «комитет» проголосовать по всем внесенным предложениям.

12. В завершение спросите у зрителей, не хочет ли кто-либо из них прокомментировать происходившее, после чего занятие закончится.

Анализ

— Попросите исполнителей ролей поочередно поделиться тем новым, что они узнали о процессе найма на работу.

— Запишите несколько ключевых замечаний и спросите, чьи цели были достигнуты и почему.

— Достигался ли успех с помощью каких-то особенных аргументов или особой тактики ведения переговоров?

Завершение: спросите участников, какие комментарии из тех, что вы записали, кажутся им наиболее важными.

СЦЕНАРИЙ

Вы работаете сотрудниками отдела кадров (СОК) в компании, где вот уже шесть месяцев вакантно место бухгалтера-калькулятора. Две кандидатуры были отвергнуты, а один претендент отказался через шесть недель — она пожаловалась в агентство по трудоустройству на то, что подвергалась дискриминации со стороны коллег из-за цвета своей кожи. Вам позвонили из агентства и сделали предупреждение.

В списках не только этого, но и других агентств кандидатов на эту должность больше нет, и менеджер по набору кадров явился к вам подавленный и расстроенный. Более того: старший менеджер по финансам сообщила вам еще о двух вакантных местах квалифицированных бухгалтеров — к сожалению, с окладом ниже рыночного.

Она, правда, заметила, что при наличии соответствующего опыта работы это место может занять сотрудник, не имеющий специальной подготовки. Работа приравнивается к той, что выполняют квалифицированные бухгалтеры. Дело еще больше осложняется позицией представителя профсоюза, который утверждает, что компания, прежде чем размещать объявления о найме, должна согласовать вопрос с профсоюзом, но менеджер по набору кадров отказался делать это в случае, когда речь идет о бухгалтерах. Профсоюзный деятель встревожен тем, что, как он слышал, неквалифицированные сотрудники могут быть приравнены в ранге и жалованья к квалифицированным бухгалтерам.

В такой ситуации вам нужно переговорить с менеджером по набору кадров, представителем профсоюза и сотрудником, обеспечивающим равные возможности при приеме на работу (РВП), а после этого решить, как вербовать бухгалтеров, и все это — быстро!

РОЛИ

Представитель профсоюза

Как сказано в сценарии, вам вскоре предстоит участвовать в совместной встрече с менеджером по найму из отдела кадров, сотрудником РВП и несколькими представителями администрации, чтобы решить, как выйти из кризисной ситуации и взять на работу нескольких бухгалтеров. До этого у вас была очень неприятная беседа с менеджером по набору кадров, который продолжает оспаривать ваше право на согласование формулировок в объявлениях о найме. На этой встрече вы твердо намерены добиться двух целей:

1) получить официальное подтверждение вашего права участвовать в составлении рекламных объявлений в соответствии с имеющейся договоренностью между данной компанией и профсоюзом: ради соблюдения этой договоренности вы вполне готовы прибегнуть к какой-либо акции протеста (приостановке работ или даже полномасштабной забастовке);

2) убедиться, что неквалифицированные лица не будут занимать то же положение и получать те же деньги, что и квалифицированные бухгалтеры.

Менеджер по набору кадров

По сценарию вам вскоре предстоит встреча с другими представителями администрации, где будет решаться вопрос, как выйти из кризисной ситуации и принять на работу нескольких бухгалтеров.

На встрече будут присутствовать представитель профсоюза и сотрудник РВП. С первым вы недавно встречались, дав ясно понять, что отдел кадров не потерпит вмешательства в свои методы отбора сотрудников.

Представитель профсоюза пытался настаивать на своем, прикрываясь соглашением на этот счет между компанией и профсоюзом, но вы, в свою очередь, знаете, что никакого письменного распоряжения, подтверждающего это, не было. Вы не будете консультироваться с профсоюзом по этому вопросу до тех пор, пока у вас не будет в руках письменного документа, обязывающего к подобным действиям.

Вы знаете, что сотрудник РВП озабочен не только соответствующей шкалой расценок, но также равноправным отношением к цветным сотрудникам и женщинам. Это вызвано прискорбным инцидентом, когда пришлось «поставить на место» чрезвычайно агрессивного кандидата женского пола и с черным цветом кожи. Она сочла себя оскорбленной и ушла. На этой встрече вы преследуете две цели:

1) дать понять, что позиция отдела кадров во всех вопросах найма и кадровой политики законна и безупречна в моральном отношении;

2) выработать некую стратегию привлечения бухгалтеров, у которой будет хорошие шансы на успех.

Сотрудник, обеспечивающий равные возможности при приеме на работу (РВП)

Согласно сценарию, вам вскоре предстоит встреча с менеджером по найму и другими менеджерами отдела кадров.

На встрече будет присутствовать представитель профсоюза. В срочном порядке необходимо решить вопрос приема на работу нескольких бухгалтеров. С некоторых пор вас беспокоит, что в объявлениях о найме недостаточно четко подтверждается соблюдение принципов и практики РВП. Кроме того, вы, как и представитель профсоюза, озабочены тем, что неквалифицированные бухгалтеры будут по статусу и окладу приравнены к квалифицированным государственным бухгалтерам (КГБ).

На этой встрече вы намерены добиться следующего:

1) получить согласие на то, чтобы во всех объявлениях о вакансиях, начиная с этого момента, ясно указывались цели РВП и задачи компании;

2) получить официальное согласие отдела кадров активно проводить политику привлечения к работе женщин и гарантировать вежливое и поддерживающее обращение с представителями непривилегированных меньшинств.

8. ТРУДОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Необходимое время: около 45 минут.

Цель: проиллюстрировать некоторые аспекты переговоров, которые ведутся между нанятым работником и нанимающим работодателем и касаются переначисления заработной платы.

Размер группы: любое управляемое количество участников.

Условия: классная комната. Приготовьте по одному экземпляру обеих ролей для всех участников.

Порядок действий

1. Опишите цель занятия и устройте короткую дискуссию о проблемах, с которыми могут столкнуться участники, когда они будут договариваться о гонораре с клиентами или о переначислении заработной платы с работодателем.

2. Когда беседа примет непринужденный характер, а люди будут выглядеть расслабленными, попросите двух добровольцев продемонстрировать некоторые из этих проблем с помощью ролевой игры. Вручите им роли, а зрителям раздайте по экземпляру обеих.

3. Попросите добровольцев встать перед аудиторией или занять какое-то другое положение, откуда их всем будет видно и слышно.

4. Когда добровольцы ознакомятся с ролями и поймут, что от них требуется, разрешите им разыграть 10-минутную сценку.

5. Повторите все действие еще хотя бы с двумя добровольцами, прежде чем обсудить, что произошло во время ролевой игры и почему.

Анализ

— Могут ли участники выделить главные факторы, которые следует учитывать при обсуждении трудового соглашения?

— Могут ли они предугадать, в какой момент скорее всего возникнут проблемы?

— Есть ли у кого-то из участников знания и опыт ведения переговоров о трудовом соглашении? Если да, попросите их назвать аудитории ряд моментов, которые они считают ключевыми факторами в этом процессе.

Завершение: постарайтесь сделать обсуждение всеобщим. Привлеките к нему всех участников.

РОЛЬ А

Вы повстречались на конференции с директором службы развития людских ресурсов (РЯД), работающим в крупной корпорации. Похоже, что на этого директора произвели впечатление ваша квалификация, ваш опыт в проведении тренинга менеджмента в условиях работы с представителями разных культур и национальностей, а также ваш доклад на конференции, посвященный проблемам работы с такими представителями.

Директор спросил, не хотите ли вы провести трехдневный постоянный семинар по вопросам общения между представителями различных культур. В нем будут участвовать менеджеры среднего и старшего звена, работающие в компании, которая находится в Новой Зеландии и занимается нефтяными разработками во всем тихоокеанском регионе. Менеджерам компании приходится общаться и вести переговоры с людьми из многих азиатских стран на всех уровнях, от высокопоставленных правительственных чиновников до местных рабочих, и естественно, что они испытывают при этом большие трудности и нуждаются в тренинге.

На следующей неделе вы составили письменный план и назначили сумму гонорара, которая будет варьировать в зависимости от числа участников и вашего участия в административно-хозяйственных приготовлениях — подготовке места проведения семинара, поставке продуктов и т. д. На следующей неделе вы получили по почте простой контракт. Хотя вы чувствовали, что могли бы согласиться на его условия, написанное показалось вам неприемлемым, так как ваш гонорар предполагается выплачивать «по удовлетворительном завершении курса» и ничего не говорится об изменении его суммы в зависимости от ситуации.

Желая обсудить этот вопрос, вы потребовали встречи и сегодня вновь встречаетесь с директором РЯД. Вы намерены уточнить, что означает «удовлетворительное завершение», и потребовать точной формулировки ваших обязанностей в рамках контракта.

РОЛЬ Б

Вы являетесь директором службы развития людских ресурсов и работаете в крупной корпорации, которая расположена в Новой Зеландии и занимается нефтяными разработками во всем тихоокеанском регионе.

Менеджерам компании приходится общаться и вести переговоры с людьми из разных азиатских стран на всех уровнях, от высокопоставленных правительственных чиновников до местных рабочих, и иногда это бывает весьма проблематично.

Недавно вы встретились на конференции с консультантом исключительной квалификации и опыта в проведении тренинга менеджмента при работе с представителями разных культур и национальностей. Этот консультант сделал на конференции великолепный доклад, посвященный этой теме. Вы спросили, не хотел бы этот консультант провести трехдневный семинар для зарубежных менеджеров по вопросам общения между представителями различных культур.

На следующей неделе вы получили от консультанта письменный план и распорядились, чтобы ему был направлен экземпляр простого контракта на проведение тренинга, какими вы пользовались еще на заре своей деятельности. Он позволяет другой стороне внести туда столько позиций, сколько потребуется — таких, как подготовка места проведения, вспомогательные материалы и т. д.

После этого консультант попросил о встрече, чтобы обсудить контракт, хотя вы не видите здесь никакого предмета для обсуждения. Тем не менее, сегодня вы встречаетесь в вашем офисе.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.