скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика профессиональной деятельности работников


Приложение Д

Психологические игры

1. ИГРА В ДОРОГИ

Создана на основе материала Лайнхэма и Лонга (Lineham and Long, 1970).

Необходимое время: около двух часов.

Цель: повысить степень осознания того факта, что в любой программе развития (компании, организации, района, города или нации) приходится делать выбор на нескольких уровнях.

Размер группы: Для этого занятия вам потребуется большая группа: чем больше, тем веселее — в разумных границах. Оптимальный вариант — 20-35 человек при абсолютном минимуме в 8 участников. Постарайтесь собрать хотя бы 12.

Условия: для «Игры в дороги» нужны следующие материалы:

1. Четыре листа тонкого картона для рисования (20 х 20 см или любого размера, удобного для вас).

2. Клейкая или марлевая лента, с помощью которой можно соединить четыре куска картона, чтобы получился один большой квадрат. Это — игральная доска.

3. Четыре «жирных» фломастера, желательно — тех же цветов, что и куски картона, но это не очень важно, главное — чтобы все они были разноцветными.

Эта игра хорошо подходит для конференции, так как вы находитесь в постоянном контакте с участниками проведенной игры, которые смогут обсуждать занятие долго — возможно, несколько дней.

Порядок действий

1. В «Игру в дороги» лучше всего играть на большой доске, уложенной на ковер. При этом вокруг должно быть достаточно просторно, чтобы игроки ходили, становились на колени или ползали, как им заблагорассудится. Но если на полу нет ковра, положите доску на стол приблизительно тех же размеров, что и она, а люди пусть встанут вокруг него.

2. Объясните, что четыре разноцветных квадрата на доске — это четыре страны, а все игроки являются гражданами той или иной из них. Разрешите им разделиться, как они пожелают; если численность населения окажется разной, то это не имеет значения.

3. Гражданин каждой из стран обязан внести сумму в Мировой Банк — вы можете назвать любую, какая покажется подходящей, от 30 пенсов и выше. Если вы играете с группой людей, у которых нет денег (например, мы играли в нее с подростками в рамках программы перевоспитания в исправительном заведении), вам придется самим положить в банк по 30 пенсов за каждого игрока.

4. Объявите, что в каждой стране есть правитель и государственный конструктор; все остальные — простые люди. Страны могут определять для себя форму правления и порядок избрания «правителя» и «конструктора». Дайте им на это 5 минут.

5. Объявите, что задача игры — строить дороги, и дайте каждому государственному конструктору фломастер, подчеркнув, что только конструкторы могут чертить на доске.

6. Правила просты:

— Любая построенная дорога приносит 20 пенсов, которые Мировой Банк выплачивает стране, которая ее построила.

— Чтобы считаться «построенной», дорога должна начинаться в стране ее собственников и заканчиваться у края игральной доски на территории чужого «государства» (внутренние дороги не в счет).

— Перед тем как пересечь какую-либо границу, «строители» должны сперва получить разрешение «правителя» той страны, в которую они хотят провести дорогу.

— Если «строители» хотят пересечь дорогу, принадлежащую другой стране, то даже тогда, когда эта дорога пролегает через их собственное государство, должен повториться тот же переговорный процесс.

— В конце игры подсчитывается количество построенных «дорог» и выплачиваются деньги. Однако у каждой страны будет возможность заявить протест в связи с нелегальным «строительством» дорог другим «государством», и если протест будет поддержан Международным Судом, соответствующая «дорога» будет «разрушена», а «страна», ее построившая, не получит денег. — Прочерчивать «дороги» могут только «государственные конструкторы», а вести переговоры имеют право только лидеры.

7. Строго оговорите правила игры и определение «построенной дороги». Вы можете, если хотите, записать правила заранее и раздать всем по экземпляру.

8. Теперь разрешите начать игру. Не вмешивайтесь в нее, даже если правила будут нарушаться на каждом шагу. Игра превратится в миниатюрный вариант силовой политики и станет захватывающим зрелищем. Часть ее можно записать на видео. Некоторые «страны» не интересует ничего, кроме развития «строительства», тогда как другие стремятся защитить свою территорию — каждое государство проводит в жизнь собственный силовой сценарий, который впоследствии достоин более подробного разбора.

Анализ: для анализа «Игры в дороги» нам лучше всего, пожалуй, рассказать о результатах игры, которую мы разыграли много лет назад в организации по защите окружающей среды (Stone, 1981). Четыре «государства», каждое из которых насчитывало по 7 «граждан» плюс «правитель» с «конструктором», назывались соответственно Салями, Сирения, Вели Кос и Комм Эрц.

Жители Салями решили быстро разбогатеть. Они с легкостью забыли о социальной справедливости, общественном строительстве и защите окружающей среды. Они решили вообще не строить свои дороги, предоставив это право всем желающим «иностранцам» — по 8 пенсов за штуку, деньги вперед.

Сирения установила, что обладает богатыми природными ресурсами, и отгородилась от внешнего мира — никаких дорог к ней, никаких дорог из нее. Ее «народ» провел игру, восторженно дыша в затылок «государственному конструктору», пока та ползала и рисовала, повинуясь их указаниям, дома и деревья, храмы, больницы, животных и окрестности со множеством мельниц, водопадов и солнцеулавливающих площадок.

Граждане Вели Коса заняли прагматичную позицию: это игра, ее задача — начертить как можно больше дорог; о'кей, так мы и сделаем. Вскоре их «правительница» выяснила, что Сирения не собирается открывать свои границы, а Комм Эрц разрешает строительство, исходя из принципа «баш на баш», остается Салями. Оба государства — Вели Кос и Комм Эрц — с восторженными воплями рванулись в Салями, как только поняли, что она согласна на все. Комм Эрц попыталась поторговаться, однако это оказалось тактической ошибкой, так как «правительница» Вели Коса достала 10 пенсов из своего кармана и отдала их «правителю» Салями, снисходительно заметив: «Держите мелочь!» Затем она быстро отправила к ним своего «государственного конструктора», чтобы тот провел дорогу таким образом, чтобы Комм Эрц была вынуждена ее пересечь (и заручиться на то согласием Вели Коса) для выхода к внешней границе Салями.

Комм Эрц пришла в ярость, и ее «граждане» принялись громогласно укорять своего «правителя» в том, что тот позволил перехитрить себя. Он тут же заплатил за дорогу, проложенную так близко от границ Вели Коса, что баланс сил был восстановлен, так как после этого Вели Кос, желая попасть куда бы то ни было, был вынужден ее пересекать. После этого оба государства, пребывая в состоянии «холодной войны», выработали некую систему договорных отношений.

Помимо дорог, «граждане» Комм Эрц заставляли своего «конструктора» строить города, промышленные центры и аэропорты. Но правительнице Вели Коса нравился дипломатический процесс как таковой, и она проводила все свое время в тесных консультациях с главами других государств, сведя контакты с собственным народом к минимуму. «Конструктор» Вели Коса попытался выбрать место для столицы, но это так и осталось проектом, поскольку «правительницу» постоянно занимали другие мысли — например, идея построить дорогу, не пересекая уже существующей. Она принимала единоличные решения и только потом, когда было уже слишком поздно протестовать, оповещала о них «народ».

Спустя час мы сделали перерыв, хотя игра уже вошла в стадию, когда правительница Вели Коса стала вожделенно поглядывать на просторы Сирении. Однако обсуждение «Игры в дороги» столь же важно, сколь и.само действие, и сокращать его ради продолжения игры не стоит. Официальным победителем была Салями, чей капитал составлял 1,28 фунта, и хотя строительством собственных дорог она не занималась, никто не мог упрекнуть ее в нечестном поведении. Однако экология этой «страны» оказалась в плачевном состоянии из-за множества «иностранных» дорог. Жителей Салями это не тревожило. Они объявили, что «все скопом, добровольно и с шиком эмигрировали на Багамы». Вели Кос занял второе место, располагая 1,08 фунта и наполовину отстроенной столицей. Они бы заработали и больше, но Комм Эрц заявила, что одна из дорог была прочерчена без согласования с ней, Сирения и Салями поддержали протест. Комм Эрц была третьей, имея 84 пенса, однако настаивала, что выиграла в целом, поскольку была единственной «страной» с международной системой дорог, капиталом и естественной окружающей средой. У Сирении вообще не было денег, но она об этом ничуть не жалела. Ее граждане занимались своим делом и были очень довольны собой. Однако они серьезно призадумались, когда «правительница» Вели Коса заявила, что намеревалась внять интересам расширения жизненного пространства и, если бы позволило время, начать вторжение в Сирению. Трое «проигравших» (но что означает «проигрыш» в контексте «Игры в дороги»?) были единодушны в осуждении внешней и внутренней политики Салями, невзирая на тот факт (или по его причине?), что Салями «победила».

Завершение: обсуждение «Игры в дороги» следует организовать так, чтобы каждая «страна» по очереди прокомментировала игру и, при желании, «пожаловалась» на поведение другого «государства» или «государств». Если это случается, то две «страны», которые не втянуты в дискуссию непосредственно, становятся арбитрами. Они решают, получит ли соответствующее «государство» деньги за свои «дороги».

Иногда приходится сталкиваться со скептическим отношением к игре. Так, однажды один из ее участников (старший лектор университета) насмешливо заявил, что все это ползанье по полу было детской забавой, занятие проходило совершенно неорганизованно и никто заведомо не мог извлечь из него ничего полезного. Мы попросили его запастись терпением и послушать обсуждение. Через полчаса он заметно притих, а когда семинар закончился, остался, чтобы спросить у нас, не знаем ли мы еще каких-нибудь политических игр.

2. КОПИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА

Необходимое время: около получаса и больше (до часа), если участников много.

Цели

— Изучить индивидуальные различия в стиле ведения переговоров.

— Исследовать пути разрешения конфликта.

— Поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера.

Размер группы: зависит от условий. Теоретически в этом занятии может участвовать неограниченное число игроков и зрителей, но всем им должно быть хорошо видно и слышно происходящее.

Условия: подойдет любая классная комната.

Порядок действий

1. Убедитесь, что всем удобно сидеть и все вас хорошо видят и слышат.

2. Огласите сценарий:

«Я хочу, чтобы вы представили, что сегодня утром в вашем офисе сломался копир, а починили его только что. Сейчас 16.30, а в 17.00 все обычно расходятся по домам. Но к завтрашнему утру, к 8.30, в каждую из 150 папок нужно положить по 20 листов материалов для конференции. Ваша задача как менеджера офиса — убедить соответствующего сотрудника задержаться и подготовить копии. К несчастью, дело осложняется тем, что этот человек, как вам известно, приобрел билеты на единственный джазовый концерт, который знаменитая на весь мир группа дает сегодня вечером. Этот сотрудник всю ночь простоял в очереди, чтобы достать билеты, и несколько недель говорил о предстоящем концерте».

3. Попросите одного из участников исполнить роль менеджера, а кого-то еще — подчиненного.

4. Помогите им войти в роль, но не более того, затем дайте обоим возможность обсудить игровую ситуацию.

5. Когда сцена естественным образом заканчивается (неважно, как) или когда один игрок сообщает, что «с них хватит», попросите еще двух человек взять на себя эти роли и проверить, насколько далеко они сумеют продвинуться в своих переговорах. Вы можете захотеть разыграть сцену еще раз, с другой парой, но мы обычно считаем, что трех раз достаточно.

Анализ: после каждого выступления спрашивайте аудиторию: «Как вы считаете, исходя из только что увиденного и услышанного: будут ли папки лежать утром перед делегатами конференции?» Вот пример случая, когда все участники ответили на это: «Да!»

Менеджера играл мужчина по имени Джим. Обращаясь к своему «сотруднику», он начал со слов: «Послушай, Том, я не собираюсь тебя ругать. Я знаю, что ты не виноват: так получилось. Тут ничего не поделаешь».

Том ответил: «Что ж — спасибо, Джим, я это ценю» — несмотря на необоснованное предположение Джима, что именно Тома нужно ругать в первую очередь.

«Не думай об этом, — продолжал Джим. — Я знаю, что ты сделаешь все возможное, чтобы исправить ситуацию, и это у тебя получится. Ты один из самых надежных людей в моей команде, и я полностью тебе доверяю. И скажу тебе, что сделаю я — я позвоню жене и сообщу, что буду поздно. Правда, она позвала на ужин гостей и рассвирепеет из-за моей задержки, но с этим ничего не поделать. Я задержусь хотя бы на час и помогу тебе».

Том снова, с искренней признательностью поблагодарил его, и сценка на этом закончилась. У Тома не только не было возможности заикнуться о билетах на концерт — он даже не пожелал о них упомянуть. «Начальник» так ловко управлял его чувствами, что в результате Том не только рвался выполнить работу, но даже поблагодарил менеджера за разрешение ее сделать.

В другой раз «менеджера» играла женщина по имени Эстер. Некоторое время она с очевидным трудом беседовала со своим «сотрудником», который проявлял все большую и большую строптивость. Эстер остановилась, взглянула на нас и сказала: «Мне все это кажется очень трудным и совершенно неправдоподобным, поскольку в моем офисе ничего подобного просто не могло бы случиться». Мы спросили, почему, и она ответила: «Потому что в ту же минуту, когда копир сломался, я бы позвонила в ближайшую типографию, чтобы договориться с ней о подготовке всех материалов к конференции». Она настаивала, что в ее офисе никогда не бывало ЧП.

«Забавно, — заметил Джим. — В моем офисе они происходят постоянно!» Кто-то спросил у Джима, доводилось ли ему использовать кризисные ситуации с целью стимуляции рабочего и творческого процессов?

Эстер была откровенно потрясена: она просто не могла поверить, что кто-то мог вести себя столь безответственно. В обычном случае она уволила бы такого человека за некомпетентность, но Джим известен как знающий специалист. Все присутствующие тут же принялись обсуждать, как чувствует себя человек, который ненавидит ЧП, тщательно все планирует, избегает любых неожиданностей и которому приходится работать (или состоять в браке) с субъектом, который использует любую возможность дестабилизировать ситуацию или отношения, поскольку кризисная ситуация является для него творческим стимулом

Завершение

Спросите участников:

— выявило ли, по их мнению, данное упражнение различия в способах проведения переговоров разными людьми;

— помогает ли оно исследовать возможности компромиссного разрешения конфликта;

— что они узнали об искусстве убеждать как качестве, необходимом для лидерства.

3. СВОИ И ДРУГИЕ

Похожее упражнение, «Большие и маленькие», есть в книге Джоанн Хоуп «Игры, в которые играют няни»

Необходимое время: около 20 минут, играть желательно во время перерыва или в промежутке между двумя сессиями.

Цель: исследовать некоторые символы власти действие на поведение людей.

Размер группы: хотя бы 10 человек, лучше всего — 15-25.

Условия: это упражнение нужно проводить в столовой или комнате отдыха, где участники семинара, если он проводится в конференц-зале или отеле, могут выпить кофе или перекусить. Попросите управляющего сделать следующие приготовления для утреннего кофе.

1. Соберите все стулья в одном конце комнаты.

2. Поставьте два стола:

— один — возле стульев, на нем должны быть большой (желательно серебряный или фарфоровый) кофейник, «молочник» со сливками, сахарница, матерчатые салфетки, чашки, блюдца и тарелки с печеньем;

— второй — в пустом конце комнаты, на нем не должно быть ничего, кроме обычного кофейника и пластиковых стаканов.

3. Снабдите каждый стол большой, четко надписанной табличкой: для богатого стола — табличка «СВОИ», а для более скромного — «ДРУГИЕ». Детали можно варьировать, но в целом должен соблюдаться резкий контраст в сервировке и внешнем виде обоих столов. Объясните управляющему, почему вы хотите обустроить комнату именно так, и попросите, чтобы официанты и официантки ограничили свои услуги пополнением запасов еды. (Был случай, когда одна официантка настолько заинтересовалась занятием, что после попросила разрешения рассказать группе о своих впечатлениях, основанных на ее наблюдениях за поведением участников. Они с огромным уважением выслушали ее в высшей степени уместные комментарии.)

4. Для всех участников заготовьте эмблемы или какие-то другие опознавательные знаки. В одной партии (для одной половины группы) будут эмблемы «СВОИ», а в другой — «ДРУГИЕ». Приготовьте два пакета инструкций — для каждой из двух частей группы — записанных на карточках. Каждый пакет предназначен для одной половины участников.

Порядок действий

1. Незадолго до перерыва объясните участникам, что он также является частью упражнения.

2. Разбейте их на две группы. Если вы работаете с национально, профессионально или в чем-либо еще неоднородной группой, то можете разделить их на две в соответствии с различиями. Или сделайте одну из них мужской, а другую — женской.

3. Раздайте значки (или эмблемы): одна половина группы будет обозначена как «СВОИ», а вторая — как «ДРУГИЕ».

4. Вручите каждому игроку карточку с соответствующими инструкциями (карточки для «СВОИХ» - «СВОИМ», для «ДРУГИХ» -«ДРУГИМ»).

5. Объявите перерыв и отведите участников в столовую.

Анализ: когда игроки входят в «кофейню» и осознают неравенство условий, они реагируют на это по-разному, а у некоторых реакция принимает крайние формы. Для них, например, очень быстро становится очевидным, что если они хотят добавить в кофе сливки или сахар, то им нужно пройти к столу «СВОИ» и попросить об этом, что означает либо подобострастие, либо риск получить пренебрежительный отказ. Если игроки группы «СВОИ» ответят на их первые роб-, кие попытки снисходительным отношением, то некоторые представители «ДРУГИХ» не будут настаивать на своем; они скорее выпьют черный кофе или не выпьют вообще ничего, чем станут участвовать в неравной интеракции.

Так произошло, когда мы провели это упражнение во время международной конференции во Франции, где в качестве официальных языков действовали как французский, так и английский; однако при выборе языка неофициального общения между франкоязычными и англоязычными участниками возникали проблемы. Поскольку Франция была принимающей стороной, мы определили всех франкоязычных участников как «NOUS LES FRANCAIS» (мы — французы), а всех иностранцев — как «NOUS LES AUTRES» (мы — иностранцы). Мы уточнили, что единственным языком, который будут признавать в кафе «NOUS LES FRANCAIS», будет французский. Французские ораторы пришли в восторг от такой возможности «сравняться в счете» и держались с холодной надменностью, которую «LES AUTRES», особенно непосредственные носители английского языка, сочли оскорбительной настолько, что не притронулись к напиткам, а сгрудились вокруг своего стола, спиной к «LES FRANCAIS», и вели беседу нарочито громко.

Другим примером чрезвычайной реакции является ситуация, когда некоторые игроки — австралийцы, в частности — не в силах развить в себе аристократическое высокомерие «СВОИХ» и отправляются к «ДРУГИМ» с намерением устроить дружескую беседу. Какое же потрясение их ожидает, когда те обращаются с ними так, как если бы это были особо важные персоны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.