скачать рефераты

МЕНЮ


Этика и психология управления

p> Главные задачи психологии менеджмента:

1. Эффективный подбор кандидата на должность менеджера.

2. Адекватная и объективная оценка их деятельности.

3. Знание психологических методов.

Этапы развития психологии.

1-й этап развития психологии: первобытнообщинный строй. Люди начали задумываться о том, что существует некое духовное начало, которое управляет их деятельностью. Сны, агрессия, непонимание друг друга, любовь - было непонятно. Они создали Бога.

2-й этап: античный период. Аристотель - существует душа, которая взаимодействует с телом, она контролирует мысли и чувства человека, она опирается на прошлый опыт человека.
Круг - символ гармонии совершенства.

|Физическая и химическая | взаимодействие души и тела |
|составляющие человека (символ | |
|здорового тела) | |

3-й этап: средневековье. Философы не продвинулись ни на шаг в развитии психологии. Лишь в 17 в. благодаря Декарту рождаются основы современной психологии. В основе теории Декарта лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением человека. Но за действия человека ответственна душа.

4-й этап: 18-й век - отделение психологии в самостоятельную науку. Юм,
Лонг, Кондильяк. Изучение души заменяется на изучение сознания.

5-й этап: конец 19-го века - зарождение научной психологии. 2 школы: структуралисты (пытались представить, описать сознание с точки зрения структуры) и фундаменталисты (пытались описать с позиции выполняемых функций).

6-й этап, начало 20-го века (до 30-х гг.):

- бихевиористический подход, поведение индивидуума определяется внешней средой в данной ситуации.

- биологический подход, изучали различие форм поведения в зависимости от функционирования нервной и гормональной систем. Представители этого подхода - социобиологи - исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить при этом его развитие, как реализацию заложенной в него от рождения определенной программы.

- когнитивный подход - упор на формирующиеся в мозгу человека знания и умения. Попытка выяснить или объяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

7-й этап (30-е гг.): психоаналитический подход Фрейда. Пытался объяснить поведение человека прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Структуру подсознания можно представить в виде:

Я подсознание общественное подсознание


В подсознании находится вся информация, которую человек получил с момента его рождения. Общественное подсознание - вся информация, полученная человеком с момента зарождения вселенной.

8-й этап: социально-психологический подход Маслоу. Видит в индивидууме лишь общественное существо, которое находится в постоянном взаимодействии с другими и его поведение не зависит от его индивидуальных особенностей.
Каждый подход характеризует только одну сторону человека (сознание, структуру сознания, физиологию и т.п.)

9-й этап: эклектический подход: вбирает понемногу от каждого подхода.
Анализирует человека со всех сторон.

Существует фундаментальное исследование, связанное с полевой психологией (с парапсихологией). В этот подход подключились еще и физики.
4 состояния частот мозга (излучения мозга):
1. Дельта-состояние, частота 0-4 Гц. Глубокий сон;
2. Тета-состояние, частота 4-7 Гц. Поверхностный сон;
3. Альфа-состояние, 7-14 Гц. Состояние расслабления, мозг способен воспринимать информацию извне;
4. Бета-состояние, 15-35 Гц. Мозг не воспринимает информацию, состояние возбуждения.

Психология и ее разделы.
Психология делится на прикладную, и психологию научного поиска.
Прикладная психология:

- клинический психолог;

- психолог-консультант (психиатр, занимающийся людьми, склонными к наркомании и самоубийству);

- школьный и промышленный психолог (изучение людей на предприятии и в школах);

- педагогический психолог (разрабатывает методологические рекомендации);

- психолог-эргономист;

- психолог рекламы;

- психолог-юрист;

- военная психология;

- психология религии;

- психология экологии (влияние чистоты окружающей среды на поведение людей).
Научная психология:

- генетическая психология;

- психология личности;

- социальная психология (поведение в социальных группах);

- фундаментальные исследования: а) психофизиология; б) психофармакология; в) зоопсихология; г) парапсихология; д) полевая психология.

“ Эволюционный календарь вселенной. ”

|давность |месяц |ден|событие |
| | |ь | |
|15 млрд лет |январь |1 |большой взрыв |
|назад | | | |
|10 млрд |май |2 |возникновение галактики, млечного |
| |август |9 |пути |
|5 млрд |сентябрь |14 |возникновение солнечной системы |
|4 млрд |октябрь |20 |образование Земли |
|1 млрд |ноябрь | |возникновение жизни в морях |
|500 млн |декабрь |7 |возникновение пола |
| | |19 | |
|450 млн | |20 |появление первых позвоночных |
|400 млн | |22 |первые наземные растения |
|350 млн | |23 |первые рыбы |
|300 млн | |24 |первые амфибии |
|195 млн | |26 |первые рептилии |
|180 млн | |27 |первые млекопитающие |
|70 млн | |29 |первые птицы |
| | | |вымирание гигантских рептилий. |
| | | |появление первых приматов |


31 декабря:
|19ч 30м |первые гоминиды 7.5 млн лет назад |
|21ч 45м |первые люди 4 млн лет назад |
|23ч 42м |овладение огнем 500 тыс лет назад |
|30с | |
|23ч 53м |разумный человек 200 тыс лет назад |
|23ч 58м |первые люди в Америке и в Австралии 40 тыс лет назад |
|36с | |
|23ч 58м |первые наскальные рисунки 30 тыс лет назад |
|57с | |
|23ч 59м |первые поселения на древнем Востоке 10 тыс ле назад |
|41с | |
|23ч 59м |нулевой год нашей эры 2 тыс лет назад |
|56с | |
|23ч 59м |книгопечатание |
|59с | |


В таком масштабе жизнь человека составляет 1/8 доли секунды

Паспорт человека
Вид Homo sapiens
Род Homo
Семейство Hominidac
Отряд Primates
Класс Mammalia
Тип Позвоночное
Царство Animalia
Планета Земля
Система Солнечная
Галактика Млечный путь
Вселенная Только та часть, которая доступна нам для исследования

Место человека в социально-биологической системе
|Биохимический процесс |Клетка (составляет |Действие |
| |ткань) | |
|Сокращение мышц |Ткань (составляет |Роль |
| |орган) | |
|Проявл. личностных |Орган |Личность |
|структур | | |
|Рез-ты взаимных |Система |Группа |
|уступок | | |

Структура организованных групп

Каждый человек постоянно принадлежит и является участником определенной группы (семья, студенческая группа, группа друзей)

В этих группах у каждого человека четко определен его статус

2 статуса:
1. социальный статус “мянь” - означает позицию в обществе, престиж и категорию чел-ка в этой группе
2. личный статус “лянь” - включает положение человека в первичной группе и уровень оценки его членами группы.

Различия групп:

- по численности;

- по задачам, стоящим перед группой и их решениям;

- по действию.

Организационная группа - группа людей, объединенных общими целями, нормами поведения. Но кроме общей цели у каждого члена группы есть свои личные цели. Каждый член группы должен принимать в расчет не только свои цели, но и цели других членов группы.

Психология менеджмента.

Психологические методы управления.

Эффект управленческой деятельности зависит от:

1. Опыта (качества личности, полученные путем знаний, умений, навыков и привычек).

Знания - получены путем образования;

Навыки - умения, доведенные до автоматизма и осуществляемые на психологическом уровне.
Управленческие навыки формируются в практической деятельности, при решении типовых задач.

Знания обычно проверяются наличием диплома. Остальное проверяется с помощью тестов.

2. Способностей - качества личности, существующие относительно какой либо деятельности (меняется вид деятельности - меняются требования к способностям). Это совокупность таких свойств человека, которые определяют успех обучения какой-либо деятельности или совершенствования. Существует понятие отрицательные способности - т.е. неспособность человека к какой- либо сфере деятельности. Способности - это врожденные качества.

Способности делятся на:

- Элементарные:

- Частные (врожденные: глазомер, муз. слух)

- Общие (тоже врожденные: осязать, видеть и т.д.)

- Сложные: способность к учебе, к общению, труду.

- Специальные: способность к определенным видам профессии

Способность можно развивать, но только до определенного уровня.

Часто бывает, что одни способности, недостаточно развитые, могут быть компенсированы за счет других, более развитых.

Для менеджера существуют особые способности - способности к управленческой деятельности:
- ОСУД - умение решать нестандартные проблемы (для решения конфликтных ситуаций);
- мыслить масштабно;
- самоорганизация (умение реально оценивать себя и свои возможности);
- самостоятельность принятия решений;
-Умение правильно оценивать деятельность своих сотрудников.

3. Качества - обобщенные, наиболее устойчивые характеристики человека, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это сложные образования, зависящие от множества факторов
(особенностей характера, структуры личности, темперамента и окружающей среды):
- Компетентность;
- Коммуникабельность;
- Контактность;
- Внимательность;
- Решительность;
- Обладание творческим мышлением;
- Умение ”свертывать деятельность” - выделение главного, ключевого от второстепенного, прослеживание глубинных связей.

В силу своих сложностей, качества личности трактуются не всегда однозначно.

Компетентность складывается из специального образования, которое дает наличие организаторских качеств, эрудиции, профессиональной подготовки, системности мышления, наличия организаторских качеств:
- психологическая избирательность (способность адекватно, без искажения отражать психологию коллектива и верно реагировать на любое поведение людей);
- активизация (способность заряжать людей своей энергией);
- критичность (видеть свои недостатки);
- психологический такт (умение устанавливать меру воздействия на других людей на основе их индивидуальных особенностей в данный момент времени);
- требовательность (способность предъявлять требования к людям в зависимости от особенностей ситуации);
- гибкость (реагировать на разные ситуации по разному);
- целеустремленность;
- настойчивость;
- работоспособность;
- инициативность;
- дисциплинированность.

Эти качества напрямую связаны с типом нервной системы и темпераментом.

Коммуникабельность - напрямую связана с такими функциями обучения, как:
- информационно-коммуникативная (обмен информацией);
- аффективно-коммуникационная (передача эмоций в процессе обучения);
- регулятивно- коммуникативная (умение изменять свое поведение в процессе общения).
Процесс общения представляет собой цепь: намерение - внимание - восприятие - запоминание - участие (с обратной связью)

Намерение (подготовка) - анализ, отвечает на вопросы: что я хочу, когда, почему и с кем?

Лекция 11.

Внимание. Структура привлечения внимания:

- активность (произвольная и непроизвольная);

- направленность (внутренняя и внешняя);

- широта внимания (распределение и объем внимания);

- переключаемость (трудная и легкая);

- интенсивность (высокая и низкая);

- устойчивость (устойчивая и неустойчивая);

Восприятие. Информация должна быть понята правильно человеком, для этого беседа должна происходить на одном уровне. На восприятие влияет:

- доступные понятия;

- физическая привлекательность;

- объективность восприятия;

- сходство и комплектарность;

- социальный статус;

- бескорыстные мотивы;

- компетентность.

Запоминание. Виды памяти:

- по степени произвольности (произвольная (запоминание со специальной установкой запомнить) и непроизвольная);

- по осмысленности (механическая (зубрежка) и смысловая);

- по чувственной модальности:

- наглядно-образная (запоминание цветов, звуков, лиц);

- наглядно-действенная (фиксируются действия, операции);

- эмоциональная (фиксирует чувства, эмоции);

- словесно-логическая (понятия, определения, логику, материалы);

- по времени:

- сенсорная (непосредственная, оперативная);

- кратковременная (20 секунд, емкость - 7 элементов);

- долговременная (доступность к долговременной памяти зависит от привычности, от контекста);

- процент забывания

При запоминании:

- простое запоминается быстрее сложного;

- логичное запоминается быстрее чем бессмысленное;

- известное запоминается быстрее чем неизвестное;

- конкретное запоминается быстрее чем абстрактное.
На забывание влияют:

- возраст;

- неиспользование информации;

- интерференция (помехи, отвлечение);

- получение одновременно сходной информации;

- подавление (психологическая защита).

Психологические аспекты личности

1. Понятие личности.
2. Направленность личности.
3. Темперамент и тип нервной системы.
4. Сущность характера.
5. Эмоции, чувства.
6. Интеллект.

Личность - особое качество, приобретаемое индивидом в обществе.
Напрямую связана с ролью. Она может быть понята и описана только в определенной системе отношений. Личность - психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.
Психологический облик личности складывается из: врожденных задатков, опыта, характера, способности. Это генетическая основа + социокультурное влияние.

5 теорий, рассматривающих и объясняющих развитие личности:
1. Типология - биологические особенности + функциональные свойства нервной системы;
2. Когнитивный подход (восприятие внешних событий и контроль над ними);
3. Гуманистический подход (склонность к самовыражению и самореализации);
4. Психодинамический подход (роль бессознательных сил и конфликт с внешней реальностью);
5. Теория психосоциального развития (развитие как последовательность 8 кризисов, которые человек должен преодолеть).

Дееспособность - главнейшая из черт личности, проявляется и формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими людьми, в постоянном общении с ними. Т.о. личность состоит из генетической основы + социально-культурное влияние.

Основной характеристикой дееспособности личности является ее направленность, которую можно описать 2-мя составляющими:
- качества направленности;
- формы направленности.
Качества:
- уровень направленности: показывает общую значимость направленности в жизни человека. В общественной значимости отражается моральный облик человека.
- широта: главный интерес личности, направленный на профессиональную деятельность, кот. выполняет человек. Широта не должна переродиться в дилетантство.
- интенсивность: связана с эмоциональной окраской личности. Она может колебаться от случайных влечений через осознанное желание к активной деятельности.
- устойчивость: характеризуется ее протяженностью во времени и связана с настойчивостью, как проявлением воли.
- действенность: связана с активностью личности.

В основе формирования направленности лежат потребности. С потребности начинается иерархия форм направленности. В основе всех форм лежит:
Влечение - смутное стремление или действие в следствие той или иной маловыраженной потребности.
Желание - более высокая форма направленности, при которой человек уже осознает к чему стремится.
Интересы - осознанная форма направленности, является только стремлением к познанию.
Склонность - стремление к определенной деятельности.
Идеал - форма направленности, воплощенная в конкретном образе.

В основе направленности личности лежат потребности.

Индивидуальные Групповые

2) 1) Зона высокого напряжения 3)

4) 5)

6) 7)

8) 9)

1) - это напряжение между индивидуальной и групповой мотивацией и оказывает влияние на поведение отдельных людей;
2) - цель

- самовыражение

- престиж

- положение в обществе

- гордость
3) - гордость за коллектив

- групповой дух

- бойцовский дух

- конкуренция между отдельными членами

- стремление к победе
4) стремление - к контактам

- коммуникации

- общению равного с равным
5) - групповой:

- дух

- ненависть

- склонность

- поклонение идеалам

- солидарность
6) стремление - к безопасности

- защите от риска
7) образование микроколлективов и пар
8) физиологические потребности: жажда, голод, одежда и т.д.
9) совпадение интересов, давление, вторичные группы

Установлено, что многие наши потребности слабо или даже совсем не осознаются, а часто осознаются в искаженном виде. Теория психоанализа объясняет, что вся история человека спрессована в нашем подсознании. Она дает себя знать в ряде различных влечений. Особую группу неосознанных потребностей человека составляют установки.

Установка - это внутренняя предрасположенность человека реагировать определенным образом на тот или иной вид действительности или ситуации.
Связь человека с внешней средой.

Установки:

- положительные (реакция на человека, на его слова)

- отрицательные (агрессия)

Установки напрямую связаны с тактикой и стратегией поведения.

Мотивы:

- побудительные (лежат в основе целенаправленных действий)

- смыслообразующие (они переводят общественно фиксированные значения ценностей на личностный уровень).

Важнейшим аспектом потребностей является их динамика развития. Она носит циклический характер. Цикл состоит из двух фаз: возникновение напряжения и разрешение напряжения и его снятие.

Духовные потребности в эту схему не вписываются. Они условно называются насыщенными. Их цикл имеет восходящий характер.

С этими особенностями связан закон возвышения потребности.

Лекция 12.

Кроме направленности на поведение человека оказывает влияние и биологические особенности личности, что проявляется в темпераменте.

Темперамент - проявление в деятельности человека типа его нервной системы: сильная и слабая. Индивидуально психологические особенности личности проявляются в виде силы духа, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Типы нервной системы


|Слабая |Сильная |Сильная |Сильная |
|(сангвиник) |- |- |- |
| |уравновешенность|неуравновешеннос|уравновешенность|
| | |ть | |
| |- подвижность |(флегматик) |- |
| |(холерик) | |малоподвижность |
| | | |(меланхолик) |

Характеристики

|Энергетические |Временные |
|(скрытность, реактивность) |(подвижность, темп, ритмичность) |


|Сангвиник |Холерик |Флегматик |Меланхолик |

Темперамент - это сила духа + уравновешенность + подвижность нервных процессов

Схема Айзенка
Замкнутость (интроверты) Нестабильность
(экстраверты) Открытость
|Меланхолик |Холерик |
|Не рекомендуется быть менеджером. |Нервный, обидчивый, агрессивный, |
|Тревожный, угрюмый, суровый, |раздражительный, изменчивый, |
|пессимист, сдержанный, скрыт-ный. |импульсивный, активный, |
| |оптимистичный. |
|В общении: может успешно работать |В общении: расположен к общению, |
|в спокойной обстановке, очень |часто вспыльчивы. В работе склонны|
|обидчив, его нельзя ругать долго |к цикличности (если он увлечен |
|при всех, долго переживает |делом, то работает на износ, не |
|огорчения, переживая обиды может |экономит свои силы). В спорах |
|допустить ошибки в работе. В |холерик пытается выяснить |
|конфликтах уходит от решения. В |отношения, идет на конфликт. |
|подходе к нему должна быть | |
|мягкость. Усидчив. Трудолюбив. | |
|Лучше работать одному. | |
| | |
|Флегматик |Сангвиник |
|Пассивный, благоразумный, |Общительный, открытые, |
|вдумчивый, мирный, неподвержены |словоохотливы, добродушны, |
|настроению, контролируемый, |расторопны, чувствительны, склонны|
|бесхарактерный (в зависимости от |к лидерству, беспечны. |
|воли), безмятежный. |В общении: легкие в общении, |
|В общении: приступают к работе не |стремятся к частой смене |
|спеша, ничего не упускаю из поля |впечатлений, легко переносят |
|своего зрения, темп работы высок, |неудачи, очень продуктивные |
|но лишнего делать не станет, хотя |работники, но только в тех |
|требователен к качеству работы. В |случаях, если работа им нравится ,|
|конфликтах пытаются отсрочить |если нет, то она ему безразлична, |
|решения, все обсудить детально, а |становится скучным и вялым, ему |
|потом принять решение. |нельзя поручать однообразную |
| |работу, не терпит чьего-либо |
| |вмешательства. В конфликтах |
| |пытается найти компромисс, т.е. |
| |решить проблему, но не уйти от |
| |конфликта, не ругается. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.