скачать рефераты

МЕНЮ


Оценка финансовой политики предприятия

реформирования финансовых отношений;

стабилизации финансовых отношений;

финансового оздоровления. (40; С.36)

Первая - предусматривает достаточно широкий фронт изменений в организации финансов внутри предприятия, а также принятие мер по изменению внешних взаимоотношений в области финансов, денежного обращения и кредита. Политика реформирования проистекает из понимания необходимости кардинальных изменений не только в организации финансов, но их эффективности функционирования, в общем строе и результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Стабилизация финансовых отношений предполагает не существенные изменения в составе и характере протекания финансовых отношений и процессов, а поправление их с целью недопущения ухудшения количественных параметров производственной и финансовой деятельности, Это взвешенная, без резких изменений в организации финансов предприятия и его финансовых взаимоотношениях и внешним миром, реалистическая политика консервативного толка.

Политика финансового оздоровления - политика управления финансовой деятельностью предприятия в условиях плохого финансового состояния, включая особые, чрезвычайные ситуации типа резкого подрыва финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления выступает вынужденной мерой и может проводиться на базе существующей системы финансовых отношений для конкретного предприятия, фирмы, компании, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов. Другой вариант такой политики - сочетание принимаемых мер финансового оздоровления на новой организационной и финансово-экономической базе, т.е. оздоровление на базе ломки старых финансово-экономических отношений предприятия, фирмы, компании.

Такая политика предполагает не стабилизацию финансовых отношений, а стабилизацию и улучшение финансовой ситуации, в которой оказалось предприятие. Для этого часто меняется состав и характер протекания многих финансовых процессов и отношений.

По элементному составу финансовой политики она делится на:

бюджетную, включая налоговую, таможенную, политику получения гарантий и бюджетных ассигнований от различных звеньев бюджетной системы;

внебюджетную политику, проводимую в отношении организаций по уплате составных частей единого социального налога, а также привлечения и расходования денежных средств на другие внебюджетные цели;

политику в области контрактных расчетов и других платежей, предоставления коммерческих займов, получения банковских кредитов и других заемных средств;

политику финансирования текущих расходов для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности, а также единовременных расходов, включая инвестиционные;

учетно-финансовую политику отражения финансовой деятельности по учету и в отчетности (40, С.87).

Финансовая политика коммерческой организации включает налоговую, кредитную, учетную, инвестиционную и дивидендную политику; управление издержками, оборотными средствами, кредитной и дебиторской задолженностью. Эти элементы финансовой политики тесно взаимосвязаны и образуют единое целое.

Рассмотрим основные инструменты внутренней налоговой политики предприятия. Учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

Поскольку существует некоторая свобода выбора, то существует и проблема поиска оптимальных вариантов, в частности, с целью минимизации налогов. Профессиональный подход к формированию учетной политики дает широкие возможности для налогового планирования.

Рациональная, грамотно составленная учетная политика предприятия позволяет уменьшить налогооблагаемую базу, отсрочить налоговые выплаты. В связи с этим выбор учетной политики на текущий год должен сопровождаться формализованными (количественными) расчетами появляющихся выгод и издержек по каждому возможному варианту. Процедура нахождения сбалансированного решения следующая:

рассматривается оптимальная система учета для целей налогообложения;

анализируется оптимальная система учета для целей управленческого планирования;

выявляются несовместимые моменты;

по несовместимым моментам проводится исследование сравнения выгод и издержек и находится оптимальное решение.

Более гибким инструментом налогового планирования представляются контрактные схемы. Они позволяют выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

Инвестиционная деятельность предприятия - важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике предприятия трудно переоценить. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно. Поэтому предприятию необходимо тщательно разрабатывать инвестиционную стратегию и постоянно ее совершенствовать.

При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:

1) соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики, законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

2) достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций;

3) получение предприятием прибыли на инвестируемый капитал;

4) эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;

4) использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций;

5) привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков. (41; С.346)

Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо в следствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики). Найти оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, формальный язык которого строго определяет желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа: либерализация кредитной политики уместна до тех пор, "пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту".

Инструменты кредитной политики представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работы соответствующей службы. К основным инструментам относятся: метод оценки кредитной истории и метод определения оптимального срока, которые дополняют друг друга.

По объектам проведения политика управления финансовой деятельностью предприятия подразделяется на управление активами и пассивами. Важнейшие составные части активов основные и оборотные, пассивов - собственные и заемные источники финансирования.

Целевой установкой политики управления оборотными активами являются:

определение объема и структуры оборотных активов,

определение источников их покрытия,

определение соотношения между источниками покрытия, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия,

поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельности и, в частности, поддержание определенного уровня ликвидности оборотных активов.

Основной целью управления оборотным капиталом является достижение компромисса между ликвидностью, доходностью и оборачиваемостью.

При недостатке внутренних источников финансирования инвестиций предприятия привлекают заемные средства. Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, не принадлежащая ему, но привлеченная на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа, совокупность денежных средств и другого имущества (товарных, материальных и нематериальных активов), привлекаемых предприятием на основе возвратности. Иными словами, можно отметить, что заемный капитал - это совокупность заемных средств, приносящих предприятию прибыль.

Заемные средства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, а также в виде товарного и коммерческого кредита. Определение величины заемного капитала и его структуры является важнейшим элементом финансовой политики предприятия.

Различают следующие виды финансовой политики в области управления оборотными активами: агрессивную, консервативную, умеренную и идеальную.

При агрессивной политике предприятие финансирует оборотные активы (либо их подавляющую часть) краткосрочными заемными средствами. Внеоборотные активы финансируются за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Таким образом, достигается максимальная рентабельность собственного капитала. Агрессивная политика рискованна, так как предполагает минимизацию страховых резервов, что может привести к крупным финансовым потерям.

При консервативной политике финансирования активов за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируются не только внеоборотные активы, но и постоянная (неснижаемая) часть оборотных активов, а также часть переменных активов, возрастающих в ходе сезонных колебаний деятельности предприятия. Консервативная политика предполагает наличие достаточно больших резервов. Ее недостатком является снижение эффективности собственного капитала.

Умеренная политика предполагает собственный и заемный капиталы в качестве источников финансирования внеоборотных и значительной доли (или всей) постоянной части оборотных активов. И только переменные активы (или их подавляющая часть) финансируются за счет краткосрочных заемных средств.

Идеальная политика - это оптимальная, научно обоснованная политика финансирования, учитывающая массу факторов (финансовое положение, технико-экономические особенности предприятия, этап его развития и т.п.), гибко реагирующая на их изменения.

По периоду охвата в планировании и сроку проведения политика управления финансовой деятельностью предприятия подразделяется на: оперативную, текущую и долгосрочную. Оперативное управление финансовой деятельностью предприятия охватывает такие периоды как дни, недели, месяц.

Текущая политика выступает как краткосрочная финансовая политика, проводимая поквартально в пределах года. Она предполагает практическую реализацию финансовой тактики предприятия. Последнюю не следует отождествлять с самой краткосрочной финансовой политикой. Тактика разрабатывается и принимается на вооружение. Практически реализуется она через проведение текущей и оперативной финансовой политики.

Тактика не есть единственный компонент краткосрочной финансовой политики предприятия. В ее составе всегда есть внетактический элемент, связанный с новым для предприятия способом зарабатывания, или экономии в денежных расходах финансовых ресурсов. Кроме того, тактика почти всегда переплетается со стратегией, реализуемой через проведение долгосрочной финансовой политики. Таким образом, тактика и стратегия первичны, проведение текущей и долгосрочной политики управления финансовой деятельностью вторичны. Долгосрочная финансовая политика находит прямое воплощение не только в текущей, но даже в оперативной финансовой деятельности. Например, по определенным причинам принята жесткая установка, что предприятие в принципе не производит какие - либо финансовые операции, или не рассчитывается в каком - либо порядке, не платит комиссионные вознаграждения посредникам и т.п. Так, долгосрочная политика управления финансовой деятельностью непосредственно входит в оперативную финансовую работу предприятия, в ходе которой принятые стратегические установки выполняются неукоснительно.

Во взаимодействии с юридическими лицами - представителями и проводниками политики государства предприятия (организации) учитывают в своей финансовой деятельности принятые установки но работе:

с центральными экономическими органами и подразделениями их системы;

региональными органами административно-хозяйственного управления;

с местными и муниципальными органами власти;

министерствами, комитетами, фондами, корпорациями, службами, агентствами, осуществляющими функции управления хозяйством в государстве от имени государства, или по его поручению.

По стадиям процесса воспроизводства политика управления финансовой деятельностью делится на политику в области: производства, распределения, обмена и потребления.

По отраслевому признаку и видам деятельности предприятия (организации) политика управления финансовой деятельностью выступает как: промышленная, торговая, сельскохозяйственная, инвестиционная, транспортная, в области потребительского рынка, включая бытовое обслуживание и предоставление населению жилищных и коммунальных услуг.

Таким образом, классификация финансовой политики осуществляется по основным направлениям, отражающим ее сущность (реформирование и стабилизация финансовых отношений; финансовое оздоровления); по элементному составу (бюджетная, внебюджетная, политика в области контрактных расчетов и других платежей; политика финансирования текущих расходов; учетно-финансовую политика); по стадиям процесса воспроизводства (политика в области производства, распределения, обмена и потребления); по отраслевому признаку и видам деятельности предприятия (промышленная, торговая, сельскохозяйственная, инвестиционная, транспортная, в области потребительского рынка, включая бытовое обслуживание и предоставление населению жилищных и коммунальных услуг).

1.3 Методы формирования финансовой политики предприятия


При формировании финансовой политики предприятия используются следующие методы.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются: анализ бухгалтерской отчетности; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; расчет финансовых коэффициентов.

Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработки финансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей, поскольку они являются основой для оценки деятельности предприятия внешними пользователями отчетности, такими как инвесторы, акционеры и кредиторы), представлены в приложении 1.

В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.

Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета обязательна для всех предприятий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия".

В связи с этим, целесообразно на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово - экономических показателей.

В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

увеличение доли ликвидных активов;

удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности: а) в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы; б) во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.