На протяжении 2005 - 2006 гг. предприятие
не обладало текущей ликвидностью, было неплатежеспособным, так как наиболее
ликвидных активов у предприятия значительно меньше, чем наиболее срочных
обязательств: А1 < П1;
843 тыс. руб. < 9681 тыс. руб. - 2005 г.
2251 тыс. руб. < 9637 тыс. руб. - 2006 г.
1761 тыс. руб. < 12746 тыс. руб. - 2007г.
Даже если с предприятием
своевременно рассчитаются дебиторы, то ему все равно не хватает средств, чтобы
рассчитаться по наиболее срочным обязательствам, т.е.
А1 + А2 < П1 + П2;
843 тыс. руб. + 4015 тыс. руб. < 9681 тыс. руб. + тыс. руб.2810- 2005 г.
2251 тыс. руб. +7351 тыс. руб. < 9637 тыс. руб. +7500 тыс. руб. - 2006 г.
1761 тыс. руб. +8915 тыс. руб. < 12746 тыс. руб. +14404 тыс. руб. - 2007
г.
Таким образом, баланс не
обладает текущей ликвидностью, анализируемое предприятие не платежеспособно.
В перспективе, при условии
своевременных расчетов с дебиторами, благоприятного сбыта готовой продукции, а
также реализации в случае необходимости части материальных оборотных средств,
предприятие платежеспособно, потому что на протяжении 2005 г.:
А3 > П3;
11789 тыс. руб. > 738 тыс. руб. - 2005 г.
12209 тыс. руб. > 653 тыс. руб. - 2006 г.
13698 тыс. руб. > тыс. руб.653 - 2007 г.
Минимальное условие финансовой
устойчивости (наличие у предприятия собственных оборотных средств) соблюдается
на протяжении 2005 г.:
А4 < П4;
32068 тыс. руб. < 35486 тыс. руб. - 2006 г.;
37695 тыс. руб. < 41716 тыс. руб. - 2007 г.
Несоблюдение минимального
условия финансовой устойчивости по состоянию на 1 января 2007 г. (А4 < П4) означает, что предприятие находится
в кризисном финансовом состоянии.
В целом финансовое состояние ОАО
"Хлебозавод № 2" можно оценить как неудовлетворительное, ухудшающееся
к концу 2007 г., что проявляется в низкой платежеспособности и финансовой
устойчивости предприятия.
Основными показателями,
характеризующими эффективность финансовой политики предприятия являются:
1) показатели финансовой
устойчивости и платежеспособности предприятия;
2) показатели кредитоспособности
и ликвидности баланса предприятия;
3) показатели финансовых
результатов деятельности предприятия.
Финансовые результаты
деятельности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005 - 2007 гг. представлены
в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1. Финансовые
результаты деятельности
ОАО "Чебоксарский
хлебозавод №2" за 2005-2007 гг.
Показатели
Годы
Изменение (+,-)
Темп изменения,%
2005
2006
2007
2006 г.
к
2005 г.
2007 г.
к
2006 г.
2006 г.
к
2005 г.
2007 г.
к
2006 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.
168051
217498
258540
+49447
+41042
129,4
118,9
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб.
145369
202812
245147
+57443
+42335
139,5
120,9
Прибыль от продаж, тыс. руб.
7490
14686
13493
+7196
-1193
196,1
91,9
Чистая прибыль, тыс. руб.
3350
10543
10293
+7193
-250
3,1 р.
97,6
Среднегодовая сто-имость внеобо-ротных активов, тыс. руб.
32038
34881,5
42990,5
+2843,5
+8109
108,9
123,2
Среднегодовая стоимость оборот-ных активов, тыс. руб.
15382
19229
23092,5
+3847
+3863,5
125,0
120,1
Среднегодовая стоимость совокуп-ных активов, тыс. руб.
47420
54110,5
66083
+6690,5
+11972,5
114,1
122,1
Рентабельность основной деятельности,%
2,3
5,2
4,2
+2,9
1,0
2,3 р.
80,8
Рентабельность продаж,%
4,5
6,8
5,2
+2,3
1,6
151,3
77,3
Рентабельность внеоборотных активов,%
10,5
30,2
23,9
+19,7
6,3
2,9 р.
79,1
Рентабельность оборотных активов,%
21,8
54,8
44,6
+33,0
-10,2
2,5 р.
81,4
Рентабельность совокупных активов,%
7,1
19,5
15,6
+12,4
3,9
2,7 р.
80,0
Из данных таблицы 2.3.1 следует,
что прибыль от продаж, рассчитываемая как разность между выручкой от продаж и
себестоимостью продаж, составила в 2005 году 7490 тыс. руб. В 2006 году по
сравнению с 2005 годом прибыль от продаж увеличилась на 7196 тыс. руб. или на
96,1% и составила 14686 тыс. руб. В 2007 году по сравнению с 2006 годом
произошло снижение показателя до 13493 тыс. руб., снижение составило 1193 тыс. руб.
или 8,1%.
Аналогичная тенденция прослеживается
и по показателю чистой прибыли: чистая прибыль составила в 2005 году 3350 тыс. руб.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом чистая прибыль увеличилась на 7193 тыс. руб.
или в 3,1 раза и составила 10543 тыс. руб. В 2007 году по сравнению с 2006 годом
произошло снижение показателя до 10293 тыс. руб., снижение составило 250 тыс. руб.
или 2,4%.
Рентабельность продаж составила
4,46% в 2005 году и увеличилась до 6,75% в 2006 году. В 2007 году
рентабельность продаж по сравнению с 2006 годом снизилась на 1,53% и составила
5,22%. Рентабельность продаж отражает отношение прибыли от продаж к выручке,
полученной организацией в отчетном году и характеризует эффективность рыночной
деятельности предприятия. Определяет, сколько рублей прибыли получено
организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль
выручки.
Рентабельность основной
деятельности характеризует сумму прибыли от продаж, приходящиеся на каждый
рубль затрат на производство и сбыт продукции. В 2005 году на 1 рубль затрат предприятие
получало 2,3 коп. прибыли от продаж, в 2006 году - 5,2 коп. Рентабельность
основной деятельности увеличилась в 2006 году по сравнению с 2007 годом на 2,9%,
что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия.
В 2007 году произошло снижение показателя до 4,2%, по сравнению с 2006 годом
рентабельность основной деятельности снизилась на 1,0%.
Рентабельность внеоборотных
активов рассчитываем делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость
внеоборотных активов. Показатель отражает эффективность использования
внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящуюся
на 1 рубль, вложенный во внеоборотные активы. Рентабельность внеоборотных
активов в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 10,5% до 30,2%, т.е.
на 19,7 пункта, в 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель снизился на
6,3% и составил 23,9%.
Рентабельность оборотных активов
отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет
величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенную в оборотные активы. Рентабельность
оборотных активов за 2005 - 2006 гг. увеличивается с 21,8% до 54,8%, т.е. на
33,0%. В 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель снизился на 10,2% и
составил 44,6%.
Рентабельность совокупных
активов предприятия показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль
капитала предприятия (основного и оборотного). Рентабельность капитала
составила: в 2005 году - 7,1%, в 2006 году - 19,5%, в 2007 году - 15,6%.
Графически динамика финансовых
результатов деятельности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005 -
2007 гг. представлена на рис.2.3.1
Рис.2.3.1 Динамика финансовых
результатов деятельности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005 -
2007 гг.
Коэффициенты деловой активности
позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои
средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели
оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости имеют
большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость
оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает
непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того,
увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает
повышение производственно-технического потенциала предприятия.
Деловая активность в финансовом
аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой
активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных
финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости. Они очень важны для
организации. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового
оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью
связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот,
тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение
оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение
оборота и на других стадиях.
То есть, финансовое положение
организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства,
вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Оборачиваемость средств,
вложенных в имущество предприятия, может оцениваться:
а) скоростью оборота - количество
оборотов, которое делают за анализируемый период капитал предприятия или его
составляющие;
б) периодом оборота - средний
срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные
средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности рассчитывается делением выручки от реализации на
среднегодовую величину дебиторской задолженности. В 2005 году он составлял 45,0
оборота, в 2006 году - 38,3 оборота, в 2007 году - 31,8 оборота. Аналогично
рассчитываются и другие показатели оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости
кредиторской задолженности обнаруживает тенденцию к повышению, его значение
увеличивается за анализируемый период с 17,4 оборота до 23,1 оборота. Обращает
на себя внимание то, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
значительно ниже коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
Таблица 2.3.2.
Показатели деловой активности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за
2005-2007 гг.
Показатели
Годы
Изменение (+,-)
Темп изменения,%
2005
2006
2007
2006 г. к
2005 г.
2007 г.
к
2005 г.
2006 г. к
2005 г.
2007 г.
к
2005 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.