Предложения по усовершенствованию государственного регулирования миграционных потоков
Помимо сети Интернет, важным источником информации являются электронные
банки данных. В настоящее время наибольшее распространение получили банки
нормативно-правовых актов «Консультант Плюс» и «Гарант» [58].
В Информационном банке хранится документ, документы его изменяющие и
дополняющие, а также все редакции этого документа. Документы хранятся таким
образом, что при нахождении любого документа в сформированный список
автоматически включаются и все его редакции.
Базы данных программ содержат как международные акты, так и
нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан. Все перечисленные базы могут быть
открыты одновременно. Поиск по базам может быть осуществлен по различным основаниям:
– ключевые слова (поиск по тексту, по названию);
– поиск по номеру нормативно-правового акта;
– поиск по источнику опубликования;
– поиск по ситуации;
– поиск по названию нормативно-правового акта.
Заключение
На рубеже у XXI века население мира перешагнуло шестимиллиардный порог.
Но у скольких людей предки жили в той же стране, в том же регионе, говорили на
том же языке?
Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится
около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто
считает Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема,
не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее
собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя
объявила.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались
серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она
так и не была решена. Сегодня на повестке дня – коренная реконструкция
государственной политики в той области.
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным
задачам:
- обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
- создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их
квалификацией и потребностями России;
- оптимальному использованию трудовых мигрантов из стран СНГ исходя из
интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми
ресурсами;
- прекращению нелегальной миграции.
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго
этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом
надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну
высококвалифицированных специалистов.
Анализ многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие
рекомендации:
– Разработать специальную программу о предотвращении депопуляции и
дифференцированной помощи, наиболее нуждающимся регионам, прежде всего областям
центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и Сибири,
арктическим аборигенным народам.
– Тщательно изучить проблемы оттока русских из республик Российской
Федерации, возможности улучшения их социальных условий и политического
представительства в общественной жизни страны.
– Добиваться аннулирования всех актов субъектов Федерации о регулировании
миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.
– При проведении политики поддержки «зарубежных соотечественников» четко
определить, что под соотечественниками подразумеваются граждане России. В
отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться принципа
защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. Россия имеет право
строить свою политику в отношении постсоветских государств в зависимости от соблюдения
ими прав человека.
– Из общего миграционного истока в Россию целесообразно выделить
категорию репатриантов из «ближнего зарубежья» и разработать соответствующий
правовой механизм - Закон Российской Федерации «О репатриации». Для выработки
такого механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным
контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым фондом
и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на
территории России.
Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной
миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными
причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. В
результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению
численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к
лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской
Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие шаги желательны
и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя
в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового
порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного
богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала.
Применительно к миграционной ситуации в Курской области можно отметить
следующее. Несмотря на прилагаемые государством усилия, ситуация с мигрантами и
вынужденными переселенцами остается напряженной. Одной из причин такого
положения дел является, безусловно, недостаточное финансирование
соответствующих программ из федерального бюджета. И все же представляется, что
функционирование областных миграционных служб до сего момента являлось
недостаточно результативным.
Хочется надеяться, что осуществляемая правительством страны реорганизация
государственной миграционной политики и соответственное изменение структуры
миграционных органов на местах ускорит интеграцию мигрантов и вынужденных
переселенцев в российское общество.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (с изменениями от 19
июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12
октября 2005 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. –
№40. – Ст.3822.
3 Устав Муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского
муниципального района Республики Татарстан.
4 Об Уставе муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского
муниципального района Республики Татарстан : Решение представительного органа
муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан № 17 от 14 декабря 2005 года.
5 Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в
сфере миграции. 2002.
6 Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. // Собрание
законодательства РФ. 2003. №10. Ст. 923.
7 Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. // Собрание
законодательства РФ. 2003. №10. Ст. 923.
8 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от
30.12.2001 №195 – ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД РФ ФС РФ от 20.12.2001.
9 ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003). СЗ РФ №43
ст. 4904.
10 ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003)
СЗ РФ №28 ст. 2642
11 Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от
07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). «Ведомость СНД и ВСРФ».
12 Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. –
107-110 с.
13 Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной
власти» от 17.05.2000 №867 (ред. 29.04.2002)
14 Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в
области миграционной политики» от 23.02.2002 №232
15 Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от
09.08.1994 №1668(ред. от 13.06.1996)
16 Федеральный закон РФ « О миграционном учете иностранных граждан и лиц
без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 №109
17 Агаев В.И. Тревожные данные о ситуации на рынке труда. / В.И. Агаев.
// Европа-экспресс. – № 12. – 2002. – С.147.
18 Беобахтеров И.К. Столица «чернорабочих». / Беобахтеров И.К. //
Европа-экспресс. – №1 – 2006. – С.165.
19 Боровик, М.А. Современные миграционные процессы в Европе. / М.А.
Боровик. // Международные отношения. №11. –2002. – С.130.
20 Былинкин, Е.Г. Миграционный поток и русло закона. / Е.Г. Былинкин. //
Закон. – №11. – 2005. – С.157.
21 Дмитриев, А. В. Конфликты миграции. / А.В. Дмитриев. // Закон. – 2006.
– 304 с.
22 Егоров, А. И. Великое переселение продолжается. / А.И. Егоров. // Миграция
и гражданство. – №11. – 2007. – С.86.
23 Егоров, Р.В. Миграционный режим: нарушения и санкции. / Р.В. Егоров.
// Миграция и гражданство. – №2. – 2006. – С.123.
24 Зарипов П. Н. Миграции в России: социальные и правовые аспекты
проблемы. / П.Н. Зарипов. // Закон. – №5. – 2005. – С.179.
25 Кирилов, И.Р. Какая миграционная политика нужна России? / И.Р.
Кирилов. // Российская Федерация сегодня. – №11. – 2005. – С.138.
26 Коков, В.А. Как управлять миграцией в России. / В.А.Коков. //
«Экономист». – № 2. – 2005 – С.182.
27 Костаков, В. А. Миграции: беда или благо? / В.А. Костаков. //
Экономист. – №2. – 2004. – С.129.
28 Костаков, В.К. Миграция: беда или благо? / В.К. Костаков. //
Экономист. – № 2. – 2005. – С.139.
29 Костин, Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в
современном обществе. / Р.А. Костин, А.Ю. Лухнов. // Регион: Политика.
Экономика. Социология. – № 3. – 2008. – С.129.
Котиева, А.И. Вынужденная миграция в России: поиск решения проблем. /
А.И. Котиева. // Юридический мир. – №9.– 2003.– С.118.
30 Кулаков, В.И. Пути регулирования миграционных процессов в Российской
Федерации. / В.И. Кулаков. // Вопросы экономики. – №5. –2003. – С.193.
31 Миронов, Н.Е. Российское гражданство: закон суров, но…/ Н.Е. Миронов.
// Миграция и гражданство. – №3. – 2003. – С.153.
32 Нагорная, О.К. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных
мигрантов в России / О.К. Нагорная. // Государственное право. – №5– 2002. –
С.154.
33 Назаров, Н.К. Незваные гости. / Н.К. Назаров. // Закон. – №11. – 2002.
– С.168.
34 Назарова, Е.А. Особенности современных процессов миграции / Е.А.
Назарова. // Социологические исследования. – №7. – 2005. – С.116.
35 Миронов, Н.Е. Особенности миграции. / Миронов, Н.Е. // Социологические
исследования. – №3. – 2006. – С.220.
36 Подгорнова, Н.В. Современные миграционные процессы в России. /
Н.В.Подгорнова. // География в школе. – №3 – 2004. – С.143.
37 Попов, А.Н. и др. Программно-целевое управление миграционными
процессами: сущность и рациональность. / А.Н. Попов, Н.Н. Суворова, Е.А. Попова.
// Закон. – №3. – 2006. – С.231.
38 Романов, Ю.А. Миграция и гражданство. / Ю.А. Романов. // Буква Закона.
– №3. – 2003. – С.126.
39 Романов, И.А. Системные основы государственного регулирования
миграционных процессов в России. / И.А. Романов. // Современное управление. –
№1. – 2005. – С.176.
40 Рязанцев С.Р. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и
социально-экономические последствия. / С. Р. Рязанцев. // «Экономист». – № 7. –
2008. – С.149.
41 Тюркин, М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования
миграционного процесса в Российской Федерации / М.Л. Тюркин. // Государственное
право. – № 9. – 2004. – С.148.
42 Авдокушин, И.Ф. Международные экономические отношения. / И.Ф.
Авдокушин. – М. : Просвещение, 2003. – 569 с.
43 Гранберга, А.Г. Международные и внешнеэкономические связи субъектов
Российской Федерации. / А.Г. Гранберга. — М. : Научная книга, 2002. – 369 с.
44 Зинченко, Н. Н. Демография. / Н.Н. Зинченко. – М. : Просвещение, 2003.
– 464 с.
45 Маслова, Т.Д. Демография.
/ Т.Д. Маслова. – СПб. : Питер, 2003. – 469 c.
46 Матанцев, А.Н.
Стратегия, тактика и практика маркетинга. / А.Н. Матанцев. – М. : Юристъ, 2003.
– 303 c.
47 Моисеенко, В. М. Международная экономика. / В.М. Моисеенко. – М. :
ИНФРА-М, 2004. – 398 с.
48 Панкратов,
Ф.Г. Международная экономика. / Ф.Г. Панкратов. –
49 Панкрухин,
А.П. Демография. / А.П. Панкрухин. – М. : Омега-Л, 2006. – 543 c.
50 Пястолов, С.М.
Мировая экономика. / С.М. Пястолов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
– 336 с.
51 Рыбалкина. В.Е. Международные экономические отношения. / В.Е.
Рыбалкина. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 496 с.
52 Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения. / Ю.А. Симагин. –
М. : Просвещение, 2004. – 398 с.
53 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / П.А.Сорокин. –
54 Супруновича, Б. П. Международные экономические отношения. / Б.П.
Супруновича. – М. : Научная книга, 2006. – 468 с.
55 Фаминков, И.П. Международные отношения. / И.П. Фаминков. –
56 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. / Хасбулатов Р.И. – М. : Экономика,
2005. – 578 с.
Приложения
Приложение А
Структура управления миграционными потоками в Российской
Федерации
Приложение Б
Структура Управления Федеральной Миграционной Службы в
Нижнекамске
Приложение В
Этническая структура миграционного пророста населения ПФО в
2006-2007 гг., %
рисунок В.1 – Этническая структура миграционного прироста
рисунок В.2 – Этническая структура титульных народов ПФО
рисунок В.3 – Этническая структура народов стран СНГ и Балтии
Приложения Г
Таблица Г.1 – Численность иностранной
рабочей силы, привлеченной в Российскую Федерацию в 2004 - 2007 гг. (Данные
Федеральной миграционной службы России)
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
Всего
|
359509
|
100
|
377924
|
100
|
460364
|
100
|
702500
|
100
|
В том числе из СНГ
|
210170
|
58,46
|
180518
|
47,77
|
221862
|
48,19
|
343665
|
48,92
|
Беларусь
|
15094
|
4,20
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Молдова
|
40713
|
11,32
|
21548
|
5,70
|
22689
|
4,93
|
30613
|
4,36
|
Украина
|
61033
|
16,98
|
102599
|
27,15
|
10615
|
23,59
|
141777
|
20,18
|
Казахстан
|
7642
|
2,13
|
3960
|
1,05
|
250
|
0,92
|
4118
|
0,59
|
Кыргызстан
|
6435
|
1,79
|
4826
|
1,28
|
7988
|
1,74
|
16228
|
2,31
|
Таджикистан
|
16835
|
4,68
|
13623
|
3,60
|
23282
|
5,06
|
52602
|
7,49
|
Туркменистан
|
7004
|
1,95
|
184
|
0,05
|
304
|
0,07
|
1499
|
0,21
|
Узбекистан
|
15451
|
4,30
|
14554
|
3,85
|
24101
|
5,24
|
49043
|
6,98
|
Азербайджан
|
15024
|
4,18
|
6017
|
1,59
|
9844
|
2,14
|
17302
|
2,46
|
Армения
|
12627
|
3,51
|
10031
|
2,65
|
17000
|
3,69
|
26169
|
3,73
|
Грузия
|
6766
|
1,88
|
3176
|
0,84
|
3789
|
0,82
|
4314
|
0,61
|
Из других стран
|
149339
|
41,54
|
197406
|
52,23
|
238502
|
51,81
|
358835
|
51,08
|
Турция
|
15425
|
4,29
|
37947
|
10,04
|
48007
|
10,43
|
73695
|
10,49
|
Китай
|
38711
|
10,77
|
72825
|
19,27
|
94064
|
20,43
|
160569
|
22,86
|
Бывшая Югославия
|
17028
|
4,74
|
10599
|
2,80
|
9087
|
1,97
|
11861
|
11,69
|
Вьетнам
|
26727
|
7,43
|
35204
|
9,31
|
41816
|
9,08
|
55554
|
7,91
|
КНДР
|
12729
|
3,54
|
13166
|
3,48
|
14736
|
3,20
|
20057
|
2,86
|
Приложение Д
Таблица Д.1 – Рабочий план подготовки и проведения
исследования
Наименование мероприятий
|
Сроки
проведения
|
Ответственные за исполнения
|
Примечание
|
Обсуждение и утверждение программы и методического
инструмента социологического исследования
|
10 января –
10 февраля
|
Идиятуллин
Р
|
|
Проведение пилотажного исследования (сбор информации)
|
18-20
февраля
|
Идиятуллин
Р.
|
|
Анализ результатов исследования
|
27 февраля-20 марта
|
Идиятуллин
Р.
|
|
Научное обсуждение выводов и рекомендаций по итогам
исследования
|
23 марта
|
Идиятуллин Р.
|
Совместно с научным руководителем
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|