скачать рефераты

МЕНЮ


Предложения по усовершенствованию государственного регулирования миграционных потоков

– Изучить округ в разрезе субъектов.

– Изучить этнический состав миграции в ПФО.

Метод сбора информации. Вторичный анализ статистических материалов, документов УФМС города Нижнекамска 1996–2007 года.

Миграционный тренд Приволжского округа практически повторяет общероссийский (рисунок 1).

Увеличение миграционного прироста ПФО в 2005-2006 гг. как и по России в целом, было обусловлено главным образом сокращением выезда из округа, а не ростом въезда, как принято думать. Напротив, уменьшение прироста в последующем обусловлено в основном сокращением въезда.

На миграционной карте России ПФО занимает вторую после Центрального округа позицию по привлекательности для мигрантов, но его преимущество на фоне других округов быстро убывает. Если в 1996-2000гг. ПФО уступал Центру по миграционному приросту меньше, чем на 20% (уступая тогда немного и Южному округу), то в следующем пятилетии разрыв стал двукратным (рисунок 2)


Рисунок 1 – Миграционный прирост населения ПФО и РФ в 2000 -2007 гг., тыс. человек


Рисунок 2 – Миграционный прирост населения ПФО и его соседей в 1996-2007 гг., тыс.человек.


Решающую роль в миграционном пополнении населения ПФО играет поток из стран СНГ, который в период 1997-2006 гг. превзошел внутрироссийский поток более, чем в 3 раза: всего за 10 лет нетто-миграция в округ составила 1165 тыс.человек, в том числе за счет внешней миграции – 871 тыс. и внутрироссийской – 295 тыс. человек. При этом роль внешней миграции возрастает (рисунок 3) а участие в ней других стран, кроме СНГ, ничтожно (за 10 лет миграция из других стран составила 36,1 тыс. человек, эмигрировало за пределы СНГ 109 тыс. человек).


Рисунок 3 – Основные составляющие миграционного прироста ПФО в 1996-2007гг.. тыс.чел


Рисунок 4 – Миграционный прирост населения ПФО 1996-2007


В ПФО в основном прибывает население из Казахстана и Средней Азии. Эти два региона обеспечивают три четверти миграционного прироста, полученного за счет стран СНГ (рисунок 4). Заметно участие стран Закавказья, представленных поровну (вместе 11%) и Украины (10%). Структура миграционного прироста по странам СНГ довольно устойчива

По результатам внутрироссийской миграции Приволжский округ в последнее десятилетие уступает только Центральному. Устойчивый отток населения из округа идет в столичный регион, Санкт-Петербург с областью, в Краснодарский край и соседнюю Челябинскую область. Получает округ население из Европейского Севера, большинства субъектов Южного и Уральского округов, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее интенсивные связи округ имеет с соседними областями Уральского, Южного и Центрального округов.

Приток мигрантов в округ в значительной степени зависит от потока из стран СНГ. Миграционный потенциал этих стран, в особенности Казахстана и Средней Азии достаточен, чтобы удовлетворить дополнительную потребность России в трудовых ресурсах, по крайней мере, до 2010 г.. Однако, чтобы «взять» этот потенциал, нужна, во-первых, либеральная миграционная политика, во-вторых - развитый рынок жилья. Если эти предложения не будут реализованы, все большая часть потока из Центральной Азии будет следовать в Центр, а ПФО придется ориентироваться на мигрантов из Китая и других стран либо развиваться в условиях быстро убывающего населения и демографического опустения значительной части территории.

Округ в разрезе субъектов. В первой половине 1996-х абсолютно все субъекты округа получали миграционный прирост, в 2003-2007 гг.. Мордовия и Кировская область имели отток населения, а в 2007 г. минусовой баланс наблюдался уже в половине субъектов округа, да и плюсы там, где они сохранились, были крайне незначительны.

В округе отсутствуют явные лидеры и миграционный прирост распределяется примерно пропорционально населению субъектов. Основную часть мигрантов притягивают Самарская, Саратовская, Нижегородская области и Татарстан. На эти 4 субъекта, где живет 42% населения, пришлось 70% миграционного прироста, полученного округом в течение 1996-2007 гг. Мордовия, Мари-Эл, Удмуртия, Чувашия, Кировская и Пермская области в аутсайдерах (рисунок 5).

Рисунок 5 – Миграционный прирост по регионам ПФО 1996-2007гг., тыс. чел


В последние 5 лет внутренние различия сильно нивелировались за счет снижения притока в лидирующие области и республики, так что миграционный ландшафт приобрел монотонный характер. Ни один из субъектов округа не был в состоянии удержать миграционное притяжение с постоянной силой, все скатились почти на нулевой уровень, свидетельствуя о повсеместной стагнации.

В самом начале 1996-х в числе лидеров была и Ульяновская область. Возможно, это было связано с попыткой сохранения “социализма” в отдельно взятом регионе. Впоследствии это привело к более резкому снижению уровня жизни населения, что немедленно отразилось на миграционных процессах: область стала терять население, главным образом в пользу Самарской области и Татарстана.

На протяжении 1996-х в целом наиболее интенсивно притягивали внешних мигрантов соседствующие с Казахстаном Оренбургская и Саратовская, а также Ульяновская области. Внутренние же мигранты более всего тяготели к Саратовской и Нижегородским облостям.

В последнее десятитетие (1998-2007 гг.) миграция населения компенсировала естественную убыли в пяти регионах ПФО – Татарстане, Башкортостане, Оренбургской, Самарской и Ульяновской облостях. В остальных регионах компенсация была неполной: например, в Нижегородской области миграция восполнила менее половины естественной убыли. Но общее положительное влияние миграции на динамику численности населения прослеживается во всех регионах, за исключением Пермского края где наблюдался небольшой отток населения.

Этнические миграции. Структура населения ПФО, его географическое положение на границе между Азией и Европой определяют этническую составляющую миграционных потоков. При том, что основную часть мигрантов в округ составляют русские, четверть прироста населения обеспечивается за счет народов, имеющих на территории округа национально-территориальные образования (Рисунок 6) (приложение В). Еще 20% прироста дают мигранты коренных национальностей стран СНГ. Только два народа округ устойчиво терял: немцев (их численность в 2003-2007 гг. сократилась на 10,4 тыс. человек) и евреев (на 3,6 тыс.).

В миграционном приросте ПФО, полученном за счет титульных народов округа, преобладают татары - 69%, велика доля башкир - 12% и чувашей - 9%. На остальные народы приходится только 10% титульной группы мигрантов и немногим более 2% общего миграционного прироста (приложение В).

В той части миграционного прироста, которую формируют титульные народы стран СНГ, преобладают украинцы (39%), в равной мере представлены армяне (14%) и азербайджанцы (13%), выделяются казахи, таджики, узбеки (приложение В).

Этническая составляющая миграции из стран СНГ в последнее пятилетие в округе устойчива. Почти во всех субъектах Приволжского федерального округа русские и другие титульные народы России, как и в целом по стране обеспечивают основную часть миграционного прироста. Однако, если в большинстве субъектов их доля превышает 80%, то на юге округа, в по граничных областях, более значимую роль играют мигранты титульных национальностей стран СНГ: в Саратовской области они дают почти четверть миграционного прироста, а в Оренбургской этот поток равен потоку этнических россиян. Оренбургская область специфична еще и тем, что только в ней миграционный приток русских сопровождается оттоком мигрантов других титульных национальностей ПФО.

Любопытно, что внешний поток в Оренбургскую и Саратовскую области более «русский» по составу, чем внутрироссийский: русских в нем большинство, а вместе с другими титульными народами России и украинцами они составляют ¾ внешнего потока. При этом доля украинцев в потоке из Казахстана немногим меньше, чем из Украины (17% и 20% соответственно).

Среди титульных народов стран СНГ и Балтии в миграционном приросте Оренбургской области выделяются народы Центральной Азии (включая казахов), в Саратовской – народы Закавказья. В миграционном потоке из Казахстана и стран Средней Азии преобладают русские, только в потоке из Таджикистана русских, в силу исчерпания их миграционного потенциала, столько же, сколько народов Средней Азии. Из государств Закавказья в подавляющем большинстве выезжает титульное население этих стран, так как русских там уже почти не осталось. Аналогичные тенденции характерны и для страны в целом.

Доля русских в общем миграционном приросте населения округа наиболее высока в Пензенской и Нижегородской (85%), Пермской (78%) облостях, самая низкая - в Башкорстане, Татарстане и Чувашии. Однако прирост русских в этих республиках все же есть, что не позволяет утверждать, что миграция ведет к их вытеснению.

Именно для Чувашии, Татарстана и Башкортостана характерны наиболее этнически окрашенные потоки, с той, однако, разницей, что в Чувашии и Татарстане большая часть (69%) миграционного прироста обеспечивается за счет “своего” титульного народа, а в Башкортостане в большей мере за счет татар (45%), которые очевидно едут в места своего расселения, и в меньшей – за счет башкир (25%). В Удмуртии, Мордовии и Марий Эл роль этнических миграций скромна. Как видно из (рис. 6.) перекрестные этнические миграции между республиками округа развиты слабо.


Рисунок 6 – Доля титульных народов республик ПФО и «своего» народа в миграционном приросте в 1996-2007 гг., %


Учитывая, что определенное недовольство принимающих сообществ вызывает появление мигрантов из Закавказья – азербайджанцев, армян, грузин, если подсчитать их долю в миграционном приросте отдельно. По всему округу они обеспечивают немногим более 6% миграционного прироста, немного выше их доля в Удмуртии – 14%, а также в Оренбургской и Саратовской областях – 8-9%. Небольшой отток закавказцев отмечен в Мордовии и Коми-Пермяцком АО. Поскольку именно среди мигрантов этих национальностей достаточно широко распространено нерегистрируемое проживание, их миграционный “вклад”, видимо, более весом, но все же он ниже, чем часто пытаются его представить. Эти мигранты больше на виду, поэтому кажется, что их больше, чем на самом деле.

В большинстве регионов мигранты практически не нарушают сложившийся межэтнический баланс. В Татарстане и Чувашии отмечается медленное стягивание титульных народов, сопровождающееся менее интенсивным притоком русских и других народов, но абсолютные размеры притока невелики. В приграничных Оренбургской и Саратовской областях существенную роль в миграционном приросте играют народы стран СНГ, прежде всего Казахстана, стран Центральной Азиии и Закавказья. Однако этот процесс идет достаточно медленно, по всей вероятности, без видимых резких изменений в жизни принимающих сообществ.

Внутриокружная миграция. Миграционные потоки внутри ПФО рассредоточены. Население сдвигается в Самарскую, Нижегородскую области и Башкортостан (приложение Г). Однако эти внутренние сдвиги медленны и равномерны, они лишний раз подчеркивают отсутствие динамичных полюсов роста и аморфность социально-экономического пространства ПФО.

Нижегородская область получает население из всех регионов ПФО, Самарская отдает население Нижегородской области и Удмуртии, но получает из всех остальных. Республика Мордовия, Кировская, Оренбургская и Пермская области являются основными миграционными «донорами» для других территорий округа. Мордовия теряет население главным образом за счет миграции с Нижегородской и Самарской областями; из Кировской области население переселяется в соседние Нижегородскую область, республики Татарстан, Удмуртию и Марий-Эл. Население Оренбургской области сокращается за счет миграции с Башкортостаном, Татарстаном и Самарской областью. Коми-Пермяцкий АО несет потери в обмене с Пермской областью, этот поток в основном и определяет сокращение численности его населения в результате миграции. Нижегородская область получает население из регионов северной части округа - той части, которая раньше входила в состав Волго-Вятского экономического района. Население южной части округа больше тяготеет к Самарской области, Татарстану и Башкортостану.

Таким образом проведенный анализ показал что перспективы изменения численности и состава населения в ПФО весьма мало отличаются от общероссийских. Все это свидетельствует о безотлагательной необходимости мер миграционной политики, прежде всего по оздоровлению населения и обеспечению притока мигрантов.


3. Пути совершенствования государственного регулирования миграционных потоков

3.1 Опыт европейских стран в области регулирования миграционных потоков

Различие подходов к проблеме интеграции иммигрантов хорошо просматривается на примерах Франции (ассимиляционистская модель), Германии (сегрегация) и Великобритании (плюралистическая модель). Первая модель предполагает отказ иммигрантов от своей прежней идентичности и полное усвоение ценностей и моделей поведения, принятых на новой родине. Именно ассимилировавшиеся иммигранты, которые практически ничем не отличаются от населения принимающей страны, могут рассматриваться как полноправные члены общества. Теоретически успешная ассимиляция представляется выгодной как для национального государства, стремящегося сохранить культурную однородность, так и для иммигранта, поскольку позволяет ему полностью вписаться в новое сообщество.

Во Франции членом национального сообщества является любое лицо, обладающее французским гражданством. Гражданином Франции может стать любой человек независимо от страны происхождения, который политически лоялен исключительно Франции и разделяет ее культурные ценности. Французское законодательство о гражданстве строится по принципу "права почвы", который заключается в том, что лицо, родившееся на территории страны, автоматически становится гражданином Франции. Правда, французское правительство несколько ужесточило эту процедуру, внеся поправки, согласно которым для получения гражданства дети мигрантов должны подавать ходатайства по достижении 16 лет. Если такое лицо имело приводы в полицию или недостаточно хорошо владеет французским языком, ему может быть отказано в предоставлении гражданства.

В течение послевоенного периода этнический состав иммигрантов во Франции неоднократно менялся. Сначала это были в основном лица европейского происхождения. Затем стало возрастать число иммигрантов из бывших колоний (страны Магриба и Тропической Африки). В1962-1975 гг. первое место занимали все же итальянцы (32%), за ними шли испанцы, поляки и алжирцы. С 1975 г. самой многочисленной иностранной общиной становится португальская, хотя она все же меньше, чем североафриканская (Алжир, Марокко и Тунис). Круг стран - поставщиков иммигрантов во Францию постоянно расширяется. Так, резко увеличилось число выходцев из Азии (особенно из Юго-Восточной Азии: за 1990-1999 гг. на 35% ), а также из Турции (на 16%) и из стран Восточной Европы. Однако основной поток мигрантов идет сейчас из Тропической Африки (за 1982— 1990 гг. он возрос на 43%). Статистика фиксирует устойчивое сокращение числа иностранцев - выходцев из Европы. Неудивительно, что ассимиляционистская политика оказалась несостоятельной. [21, с. 211].

Наиболее проблематичной является ситуация с иммигрантами мусульманского происхождения. Социальная активизация мусульман началась в середине 70-х годов в связи с ростом числа иммигрантов, исповедующих ислам, и предоставлением им финансовой помощи со стороны богатых нефтью Саудовской Аравии и Ирана (в последнем в этот период произошла исламская революция). Во Франции создавались сотни мусульманских организаций, отстаивающих право на сохранение исламской идентичности. Французское светское государство, французская модель ассимиляции сталкиваются с организованным, институционализированным сопротивлением части французского же общества.

Правда, во Франции, как, впрочем, и в других европейских странах, у мусульман нет единого объединения. Дело в том, что иммигранты, в том числе и мусульманского происхождения, не представляют собой однородной группы. В стране насчитывается приблизительно 3.7 млн. "вероятных мусульман" (выходцев из исламских государств и их потомков). Это 1.7 млн. иммигрантов, 1.7 млн. детей (у которых хотя бы один из родителей родился не во Франции) и 300 тыс. внуков иммигрантов. Большинство "вероятных мусульман" ее составляют выходцы из стран Магриба, в основном алжирцы и марокканцы (соответственно 40% около 30%). Мусульмане магрибского происхождения имеют мало общего с иммигрантами из "черной" Африки, среди которых объединена, происходит по принципу страны или региона происхождения. Особняком стоят турки: они считаются более склонными к замкнутости внутри своих их общин, в частности в связи со слабым владением языком принимающей страны. [84, с. 264].

С одной стороны, отсутствие консолидации на широкой основе и раздробленность выгодны властям, поскольку это ослабляет мусульманское движение как единую политическую силу, представляющую интересы части населения страны. С другой - отсутствие единого центра препятствует установлению эффективного диалога мусульманами и контроля над ними, к чему стремилось французское руководство, поставившее задачу европеизировать ислам. Учреждение 2001 г. Французского совета мусульманское культа желаемых результатов не принесло. Между тем в стране неуклонно происходит усиление позиций радикальных исламистов.

Большинство западноевропейских государств отказалось от политики ассимиляции, сочтя ее неэффективной. Однако Франция настойчиво старается ее продолжать. Раньше власти пытались расселить иммигрантов, чтобы не допустит их компактного проживания, ведущего к геттоизации; в 2004 г. внимание общественности был приковано к "делу о платках". Еще в 1989 г. Госсовет республики подтвердил, что ношение религиозных символов (в первую очередь платков, которыми мусульманские женщины покрывают голову) не противоречит принципам светскости. Но 15 лет спустя уже принят закон о запрете носил религиозные символы в публичных местах, который был справедливо расценен как направленный против мусульманских платков. Это событие восприняли по-разному, в том числе сами мусульманки, что свидетельствует о расколе не только по линии "принимающая нация - иммигранты" но и в мусульманских кругах. Поддержка частью выходцев из этой среды действий французских властей свидетельствует, что такая политика отражает не только интересы титульной нации, к и части граждан, имеющих мусульманские корни. Вместе с тем другая часть мусульман однозначно расценивает эти шаги государства как антиисламские; экстремисты используют их для нагнетания напряженности между "коренными" французами и мусульманами-иммигрантами.

В отличие от Франции, в основу немецкого положен принцип "права крови". Немецкая модель нации строится на этнической, а не гражданской основе: согласно законодательству Германии, лицо, родившееся на ее территории, не становится ее гражданином. Немецкое законодательство о гражданстве было смягчено в 1999 г. с принятием закона, устанавливающего, что лицо, рожденное на территории Германии, может автоматически получить гражданство, если хотя бы один из его родителей легально проживал в стране не менее 8 лет. [200, с. 517].

До недавнего времени стать гражданином Германии практически невозможно при отсутствии корней. Поэтому как иммигранты первого поколения, так и их потомки, прожив в Германии, все равно не считались гражданами. Такая политика привела к сегрегации, то есть отделению населения иммигрантского происхождения от немецких граждан. Немецкое руководство не пыталось, как французское, заставлять иммигрантов принимать свои обычаи, традиции и нормы, поскольку рассматривало их в качестве временных рабочих. Эта политика оказалась крайне недальновидной, особенно после новых поколений иммигрантов. Упорное нежелание Германии признать себя иммигрантской страной привело к тому, что здесь бедствие целенаправленных действий государства сформировались обособленные иммигрантские общины. В последние десятилетия на изменение облика Германии существенное влияние оказывает иммиграция. Результатом этого стало этническое и культурное многообразие общества. Продолжавшаяся около пяти лет дискуссия о современном миграционном законодательстве Германии завершилась 1 июля 2004 г. принятием Закона об иммиграции, вступившего в силу в начале января 2005 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.