Пути повышения конкурентоспособности организации "Центр книги"
Пути повышения конкурентоспособности организации "Центр книги"
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
На тему « Пути повышения
конкурентоспособности организации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Современное состояние организации
1.1. История
создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности
1.2.
Характеристика реализуемой продукции (оказываемых услуг)
1.3. Оценка
технологии закупок
1.4. Структура
управления
1.5. Персонал и
оплата труда
1.6. Внешнее
окружение и маркетинг в организации
2. Экономический анализ
деятельности организации
2.1. Динамика основных
экономических показателей
2.2. Анализ
основных и оборотных средств организации
2.3. Анализ
затрат на реализацию продукции
2.4. Анализ
финансового состояния
2.5. Анализ
прибыли и рентабельности
3. Проблемы
повышения конкурентоспособности организации и пути их решения
3.1.
Теоретические вопросы определения направлений повышения конкурентоспособности
организации
3.2. Выявление
основных проблем повышения конкурентоспособности организации и построение
дерева «проблем»
3.3. Разработка
вариантов управленческих решений по повышению конкурентоспособности организации
4. Выбор и
обоснование решения (проекта) по повышению конкурентоспособности организации
4.1. Расчёт
потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений
4.2. Источники
формирования ресурсов для реализации решений
4.3. Анализ
достоинств и недостатков предлагаемых решений
4.4. Выбор
управленческого решения (проекта) и оценка путей повышения
конкурентоспособности организации
4.5. План
реализации проекта
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
93 Приложение 4
Приложение 5
Приложение
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Один из основополагающих принципов рыночной экономики
- свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция возникла одновременно с товарным
производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг
рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок
свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал
на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения,
колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей,
улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство,
снижать издержки.
Объектом исследования и анализа дипломного проекта
является магазин «Центр книги», входящий в состав книготорговой сети «Инвис».
Данное предприятие существует на рынке около 4 лет, поэтому имеет не достаточно
устойчивое положение, создаваемое конкуренцией.
Как и во многих других сферах деятельности, среди
книжных магазинов города Ижевска присутствует конкуренция, способствующая
развитию наиболее успешных, предприимчивых организаций и ликвидации слабых. В
настоящее время по городу насчитывается около 20 книжных магазинов, помимо них
реализацией книжной продукцией занимаются супермаркеты, в ассортименте которых
присутствуют непродовольственные товары.
Тема дипломного проекта: «Пути повышения
конкурентоспособности» достаточно актуальна и целесообразна для рассмотрения,
так как в ней раскрываются проблемы конкурентоспособности организации и пути их
решения.
Основными целями дипломного проекта являются:
систематизация, закрепление и расширение
теоретических знаний, применение полученных знаний при решении конкретных
управленческих задач;
развитие навыков ведения самостоятельной
работы и овладение методами исследования и экспериментирования при решении
разрабатываемых в дипломном проекте проблемы и вопросы;
выявление подготовленности для
практической работы в современных социально-экономических условиях деятельности
предприятий;
В соответствии с поставленными целями основными
задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
обоснование актуальности выбранной темы,
её ценности и значения для совершенствования функционирования магазина «Центр
книги»;
теоретическое исследование и анализ
дискуссионных вопросов по проблеме повышения конкурентоспособности организации;
экономический анализ и диагностика
состояния ООО «Центр книги», выявление тенденций и проблем, требующих решения;
разработка вариантов решения наиболее
значимой и актуальной для организации проблемы, выбор оптимального варианта
управленческого решения;
аргументация выводов и разработка
проекта по реализации управленческого решения;
экономическое обоснование экономического
проекта.
Данный дипломный проект позволяет изучить и
проанализировать все аспекты деятельности организации.
В первой главе данной работы рассматривается
современное состояние организации. В ней представлены следующие вопросы:
история создания магазина, организационно-правовая форма, цели и задачи фирмы,
характеристика реализуемой продукции, структура управления, технология закупок,
даётся характеристика персонала, система оплаты труда, а так же внешнее
окружение организации.
Во второй главе проводится экономический анализ
деятельности организации, который позволяет оценить эффективность использования
основных и оборотных средств, определить основные затраты на реализационную
деятельность предприятия, а также темп роста или спада основных экономических
показателей. Помимо этого даётся полный анализ финансового состояния фирмы,
характеризующий его платёжеспособность и финансовую устойчивость.
На основе характеристики состояния организации и
анализа деятельности организации в третьей главе выявляются основные проблемы в
области повышения конкурентоспособности. Рассматриваются теоретические и
практические вопросы, разрабатываются варианты управленческих решений,
способствующих достижению целей по повышению конкурентоспособности.
В четвёртой главе из всех представленных решений
выбираются наиболее оптимальные варианты. На основе принятых решений,
определяются потребности в ресурсах, а так же источники их формирования.
Проводится анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений и выбор
наилучшего. По принятому решению проводится расчёт экономического эффекта от
его внедрения и разрабатывается план реализации проекта.
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИ
1.1.
История
создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности
Магазин ООО «Центр книги» входит в состав
книготорговой сети «Инвис». Составляют данную сеть 3 книжных магазина - ООО
«Инвис», ООО «ГУМ», расположенные по улице М.Горького, а также ООО «Центр
книги» расположенный по улице Ленина.
Магазин ООО «Инвис» до 1992 года принадлежал
книготорговой компании «КНИГОТОРГ», которая в прошлом представляла все книжные
магазины г. Ижевска. В 1992 году владельцем магазина «Инвис» стала Жарина Н.А.,
а в 2004 году начали свою деятельность магазины «ГУМ» и «Центр книги».
Датой создания и открытия ООО «Центр книги» следует
считать май 2004 года. Руководитель сети арендовал площади механического
завода под размещение книжного магазина с большими торговыми и складскими
помещениями, обеспечив свободный доступ выбора товара для покупателей.
Предприятие существует на рынке около 3,5 лет. На начальной стадии развития
магазин имел небольшую выручку и маленький круг покупателей. В настоящее время
магазин имеет достаточную для покрытия расходов выручку и круг некоторых
постоянных покупателей. Руководитель и коллектив предприятия стремятся к
увеличению выручки, для этого предпринимаются различные мероприятия, такие, как
выездная торговля в школы города, на масштабные мероприятия, а также вводятся
дополнительные услуги -единичные и коллективные заявки литературы, бесплатная
доставка товара. В 2007 году ввели услугу ксерокопирования. С каждым годом
объемы реализации книжной продукции увеличиваются, обновляются новинками,
товарооборот растет, а, следовательно, увеличивается выручка и прибыль
предприятия.
Магазин «Центр книги» является обществом с
ограниченной ответственностью. Зарегистрирован 20 марта 2004г. в ИМНС России по
Октябрьскому району. Учредительным документом является Устав, Учредительный
договор отсутствует, поскольку один учредитель. Размер уставного капитала
100000руб., что соответствует ФЗ РФ №14 «Об обществах с ограниченной
ответственностью» Выбрана эта организационно-правовая форма т.к.: Общество с
ограниченной ответственностью - общество, учрежденное одним или
несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли
определенных учредительными документами размеров; участники общества с
ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости, внесенных
ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную
ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части
вклада каждого из участников. Фирменное наименование общества с ограниченной
ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной
ответственностью». Число участников общества с ограниченной ответственностью не
должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной
ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное
общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном
порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом
предела. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью
являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный
ими устав. Если общество, учреждается одним лицом, его учредительным документом
является устав.
Местонахождение магазина - город Ижевск, Ул.Ленина,
101. Бизнес - центр «Байкал».
Основной целью организации является получение
максимальной прибыли от продажи, предоставленной магазином продукции и услуг.
Задачами, стоящими перед предприятием для достижения
поставленной цели являются:
-привлечение максимального количества покупателей;
- удовлетворение потребностей потребителей;
- завоевание наибольшей доли рыночного сегмента;
- повышение конкурентоспособности магазина;
- создание привлекательного имиджа предприятия;
- определение и воплощение стратегии развития
магазина;
- создание благоприятных внешних и внутренних условий
развития магазина.
В настоящее время предприятию необходимо приложить
немало усилий, чтобы решить поставленные задачи и достичь определенных
положительных результатов.
Основным направлением и видом деятельности ООО «Центр
книги» является продажа оптом и в розницу книжной и дополнительной
продукции. В 2007 году на предприятии введены услуги ксерокопирования
различного рода текстовых материалов и документов. Продажа книжной продукции
осуществляется как за наличный, так и за безналичный расчет.
1.2. Характеристика реализуемой продукции
(оказываемых услуг)
Магазин «Центр книги» предоставляет книжную
продукцию, которая относится к экспериментальной группе непродовольственных
товаров. Весь ассортимент реализуемого товара подразделяется на три отдела:
учебной, художественной и деловой литературы.
Учебная литература включает:
·
школьная
литература (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, сборники задач
и прочее);
словари;
атласы и контурные карты;
литература по подготовке к ЕГЭ;
литература для абитуриентов;
методическая литература для преподавателей и
руководителей школ;
методическая литература для воспитателей и
руководителей детских садов;
литература по подготовке дошкольников к
школе;
Художественная литература включает:
детская литература;
энциклопедии;
развивающая литература, игры;
календари;
мемуары, биография;
историческая литература;
русская классика;
зарубежная литература;
российская литература;
зарубежная проза;
поэзия;
сентиментальная проза;
российские детективы;
зарубежные детективы;
российская фантастика;
зарубежная фантастика;
домоводство;
кулинария;
сад, огород;
строительство;
словари, энциклопедии;
Деловая литература включает:
юридическая литература (учебники, законы,
кодексы);
экономика, финансы;
менеджмент, маркетинг;
предпринимательство;
делопроизводство;
туризм;
бухгалтерский учёт и аудит;
налоги и налогообложение;
логистика;
стандартизация и метрология;
торговля;
общественное питание;
компьютерная литература;
психология и педагогика;
философия, религия;
история, политология;
физика, математика, география, логика,
культорология, биология, химия, физкультура;
медицина;
техническая литература;
иностранные языки;
языкознание;
В ассортимент предлагаемой магазином литературы
включается также литература об Ижевске и Удмуртской республике, плакатная
продукция, открытки, информационные СD диски.
Магазином «Центр книги» предоставляются услуги ксерокопии формата А4 и
А3.
1.3. Оценка технологии закупок
Магазин «Центр книги» осуществляет деятельность по
продаже книжной продукции.
Как уже было отмечено выше, литература поступает в
магазин через 1-2 недели. Перед отправкой транспортных средств в московские
издательства товароведы каждого магазина получают по электронной почте прайсы
издательств, с которыми работает компания. По ним товароведы заказывают
необходимую литературу. После все заказы магазинов формируются в один прайс
топ менеджерами каждого отдела (учебного, делового, художественного). Далее
прайс с заказами направляется по электронной почте в издательства, где
специально отведёнными людьми проводится формирование и упаковка заказываемого
товара. Транспортными средствами организации осуществляется транспортировка
продукции по прибытию которых проводится разгрузка и приёмка товара. Следует
отметить, что в начале товароведами магазинов сети осуществляется приёмка всей
продукции в центральном магазине. После общей приёмки и рассортировки товара по
магазинам осуществляется их доставка. При поступлении изданий в магазины вновь
проводится их приёмка по количеству той партии, которая предназначена
соответствующей организации. В магазине «Центр книги» приёмка занимает более
длительный период, так как новый товар заносится по штрих-коду в общую
номенклатуру продукции. После товар поступает в торговый зал для маркировки и
выставки.
Данную технологию закупок можно изобразить в виде
схемы (рис.1)
|