Разрешение конфликтов на предприятии торговли на примере ОАО "Большой Гостиный Двор"
Таким образом, главной проблемой на предприятии
является так называемая текучесть кадров, вызванная периодически возникающими
конфликтными ситуациями между администрацией и работникам.
3. Разработка мероприятий по совершенствованию
разрешения конфликтов в ОАО «Большой гостиный двор»
3.1 Разработка рекомендаций к разрешению
конфликтов предприятия ОАО «Большой Гостиный Двор»
Предлагаю построить процесс разрешения конфликтов
на следующих положениях:
1. процесс разрешения конфликта необходимо осуществлять
таким способом, чтобы свести к минимуму его негативные последствия;
2. способствовать максимальному проявлению
позитивных функций конфликта;
3. стремиться к конструктивному разрешению
конфликта, удовлетворению интересов всех участников.
Разрешение конфликта базируется на использовании
переговоров между конфликтующими сторонами непосредственно (с помощью прямых
переговоров), либо с участием третьей стороны. Поэтому подготовка и
осуществление программы действий по разрешению конфликта фактически является
подготовкой и осуществлением переговорного процесса в той или иной его форме.
Необходимо выполнять основные этапы процесса
конструктивного воздействия на конфликт, а именно: подготовка плана;
осуществление программы; выполнение соглашений по урегулированию или разрешению
конфликта.
Так как на каждом этапе этого процесса решаются
специфические задачи, то подготовка плана должна включать: анализ конфликта;
определение стратегии; разработку программы урегулирования или разрешения
конфликта.
Задачей определения стратегии является выявление необходимых
компонентов для осуществления плана воздействия на конфликт.
Осуществление стратегии переговоров должно
предусматривать реализацию следующих задач:
·
определение
проблемы. Без
точного определения проблемы невозможно разработать стратегию преодоления
конфликта;
·
выявление
внешних факторов, оказывающих влияние на конфликт.
Такими внешними факторами могут быть стремление
сторон завершить переговоры к определенному сроку (временной фактор),
воздействие на переговоры законодательных процедур, необходимость специальных
усилий по обеспечению присутствия на переговорах нужных лиц;
·
определение
цели воздействия на конфликт. Цель переговоров, как правило, – это достижение соглашения.
Целью может быть также обмен информацией, выявление спорных вопросов и
интересов сторон, установление альтернативных путей решения проблемы,
разработка рекомендаций;
·
выбор
структуры встречи;
·
установление
конкретных шагов в процессе воздействия на конфликт;
·
формирование
состава участников переговоров. Выбор участников переговоров зависит от формы
представительства на переговорах. Например, участниками переговоров могут быть
выбранные представители сторон или в них могут принимать участие все
заинтересованные лица;
·
распределение
других ролей на переговорах.
Подразумевается не только установление
непосредственных участников переговоров, но и их инициаторов, ответственных за
проведение собрания и экспертов.
Программа конструктивного воздействия на конфликт
должна включать:
принятие процедур переговоров; обмен информацией; выработку вариантов
возможного решения проблемы, достижение соглашения.
Эффективную программу и стратегию конструктивного влияния на
конфликт предлагаю основывать на следующих принципах:
1. Преодоление конфликта предполагает не только рассмотрение
различного рода процедур, направленных на решение возникающих проблем, но и
учет отношения между конкретными людьми.
2. Невозможно уладить конфликт, не понимая сути проблемы,
которая его вызвала. Анализируя информацию о конфликте, необходимо понять
истинные цели конфликтующих сторон.
3. Стратегия воздействия на конфликт должна быть тщательно
продумана и ее следует придерживаться неукоснительно.
4. Прогресс на переговорах требует нормальных,
рабочих взаимоотношений между конфликтующими сторонами.
5. Переговоры должны начинаться с конструктивного определения
проблемы – установления главного спорного вопроса, который должен
рассматриваться всеми конфликтующими сторонами как общая проблема.
6. Решение спорного вопроса зависит от непосредственного
участия в его разработке конфликтующих сторон.
7. Долговременные соглашения основываются на
интересах, а не на позициях сторон.
8. Процесс выработки соглашения по преодолению конфликта
должен быть гибким, то есть видоизменяться по ходу обсуждения спорных вопросов
и изменений в отношениях между сторонами.
9. В ходе подготовки к переговорам необходимо
предусмотреть сложности, возникновение которых может помешать успешным
переговорам. Определите заранее линию поведения в таких случаях.
10. Не следует предпринимать что-либо до тех пор,
пока нет уверенности, что это будет выполнено качественно.
Не всегда конфликты можно трактовать в качестве
положительного или отрицательного явления. В тоже время, я считаю, что лучше
принимать меры по предупреждению конфликтов, нежели допускать их возникновение.
Считаю необходимым разработать программу по
профилактике конфликтов, которая заключается в организации исключительных и
минимальных вероятностей возникновения конфликтных ситуаций. Целью такой
программы должно явиться предупреждение разногласий сторон (например,
администрации и персонала).
Наиболее эффективной формой предупреждения
конфликта является устранение его причин. Так как следствием конфликта может
выступать уход работника с предприятия, возникновение текучести кадров,
предлагаю рассмотреть ряд методов поддержания и развития сотрудничества:
1. согласие, состоящее в том, что возможного противника
вовлекают в совместную деятельность;
2. практическая эмпатия, предполагающая
«вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение
сочувствия и готовности ему помочь;
3. сохранение репутации партнера, уважительное отношение к
нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расходятся;
4. взаимное дополнение партнеров, которое состоит в использовании
таких черт будущего соперника, которыми не обладает первый субъект;
5. исключение социальной дискриминации, которое запрещает
подчеркивание различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо
превосходства одного над другим;
6. неразделение заслуг – этим достигается
взаимное уважение, и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды;
7. психологический настрой;
8. психологическое «поглаживание», которое означает
поддержание хорошего настроения, положительных эмоций.
Названные методы поддержания и укрепления
сотрудничества, конечно же, не являются исчерпывающими. Но все, что может
способствовать сохранению нормальных деловых отношений между членами
коллектива, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против
конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, – помогает
его разрешить.
Деятельность по предупреждению конфликтов может
осуществлять сам руководитель организации. Она может вестись по четырем
основным направлениям:
1) создание объективных условий, препятствующих
возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; справедливое
и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации. Если бы
материальных благ хватало на всех работников, то конфликты, связанные с их распределением
видимо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы
возрастание потребностей людей и сама система распределения, существующая в
российском обществе. К объективным условиям предупреждения межличностных
конфликтов относится справедливое и гласное распределение существующих благ.
Это условие в определенной степени одновременно и субъективно. Если дефицитные
материальные блага распределять между работниками, во-первых, справедливо,
во-вторых, гласно, чтобы исключить слухи, связанные с тем, что кому-то больше
заплатили, то число и острота конфликтов, связанных с распределением
материальных благ, заметно сократились бы;
2) разработка правовых и других нормативных
процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во
взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные
ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно
приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно
обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять
свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом;
3) успокаивающая материальная среда, окружающая
человека. К
факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов,
можно отнести: удобную планировку рабочих помещений, оптимальные характеристики
воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других показателей, окраску
помещений в спокойные тона, наличие комнатных растений, аквариумов,
оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов.
Существует еще ряд объективных условий, влияющих
на возникновение конфликтов между людьми. В конечном итоге на состояние
организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он
взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его
конфликтность.
3.2 Оценка
результативности труда руководителей и специалистов управления
В штате
управления секции 133 ОАО «Большой Гостиный Двор» работает шесть человек.
С целью осуществления целенаправленной кадровой политики в области
материального и морального стимулирования сотрудников, организации служебного
продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и
деловых качеств работников. Для этого используется интегральный коэффициент,
комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личные
качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда.
Исходные данные для расчета комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников приведены в Таблице 6.
Постановка
задачи:
1.
Оценить
профессиональные и личные качества сотрудников менеджерского отдела;
2.
Оценить
уровень квалификации работников;
3.
Оценить
сложность выполняемых работ;
4.
Оценить
результаты труда.
Оценка
деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих самого
работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; вид и
содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; конкретные
результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного
(интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух
частных оценок.
Первая
определяет показатели, характеризующие работника, то есть степень развития
профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а
также их количественные измерители; вторая – показатели, характеризующие
выполняемую работу, то есть позволяет сопоставить результаты труда работников
(Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Комплексная
оценка деловых качеств работника (Д) определяется по формуле:
Д = ПК + РС
Каждый
элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет
соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной
оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы.
Признаками для оценки являются:
1. способность организовывать и планировать труд;
2. профессиональная компетентность;
3. сознание ответственности за выполняемую работу;
4. контактность и коммуникабельность;
5. способность к нововведениям; трудолюбие и работоспособность.
Таблица 6. Расчет
комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников менеджерского
отдела
№, Должность, Ф.И.О.
Степень достижения
признаков, определяющих профессиональные и личные качества
Уровень образования
Стаж работы по
специальности
(лет)
Степень проявления
признаков, определяющих результаты
Признаки (см. ниже)
Признаки (см. ниже)
1
2
3
4
5
6
1
2
3
1.
Директор секции
1,25
1,25
1,0
1,25
1,0
1,0
Незак.высш. 4 курс
3
1,25
1,0
1,25
2.
Зам.
директора секции
1,25
1,25
1,25
1,25
1,0
1,0
Незак.высш. 4 курс
2
1,0
1,25
1,25
3.
Менеджер
1,25
1,25
1,0
1,0
1,25
1,0
Высшее
5
1,25
1,25
1,0
4.
Менеджер
1,25
1,0
1,25
1,25
1,0
1,25
Высшее
1
1,0
1,25
1,25
5.
Менеджер
1,25
1,25
1,0
1,25
1,0
1,0
Высшее
6
1,25
1,0
1,0
6.
Менеджер
1,0
1,0
1,25
0,75
1,0
1,0
Незак.высш. 3 курс
2
1,0
1,0
0,75
Решение:
1. Расчет
оценки профессиональных и личных качеств работника (П). Для определения
величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из
признаков (Таблица 7, Таблица 8) с учетом их удельной значимости, определяемой
экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый
признак профессиональных и личных качеств (для руководителей – 7, для
специалистов – 8) имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по
принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака
среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1,25, ниже
среднего – 0,75.
Оценка по
всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества
работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на
их удельную значимость, и рассчитывается по формуле:
n
П = Еаijxi
i=i
где i – порядковый номер
признака (i
=1,2, …п)
(для
руководителей n
= 5, для специалистов n = 6);
j – уровень (степень)
проявления признака 0 = 1,2,3;
аij – количественная мера
признака у работника;
xi – удельная значимость
признака в общей оценке (в долях единицы).
Таблица 7. Оценка
признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
№ п/п
Признаки профессиональных
и личных качеств
Удельная значимость признаков
в экспертной оценке деловых качеств
Оценка признаков с
учетом удельной значимости
0,75
1,0
1,25
1
2
3
Гр4= гр3*0,75
Гр5= гр3*1,0
Гр6= гр3*1,25
1
Профессиональная
компетентность – знание
законодательных актов, руководящих и
нормативных документов,
широта профессионального кругозора, умения, навыки
0,27
0,2
0,27
0,34
2
Способность оперативно
и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро
и правильно
реагировать на
возникающие ситуации, аргументировано отстаивать свою точку
зрения, оперативно принимать
меры,
направленные на
ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений
0,23
0,17
0,23
0,29
3
Способность практически
организовывать работу коллектива и направлять деятельность работников на
осуществление
поставленных задач
(умение планировать и распределять
работу между подчиненными,
координировать и контролировать
работу сотрудников)
на повышение эффективности
труда, рост квалификации, освоение новых технологий, умение создавать в
коллективе благоприятный морально-психологический климат, способность
направлять деятельность
подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять
систематическую заботу
о них
0,12
0,09
0,12
0,15
5
Способность работать в
экстремальных условиях,
выполнять работы, требующие аналитической
оценки в процессе
выработки и принятия нестандартных решений