скачать рефераты

МЕНЮ


Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

Среди методов экономического стимулирования производства и потребления экологически благоприятной продукции, используемые за рубежом, можно выделить следующие:

• применение системы налогов и сборов, которая влечет сокращение производства и торговли некоторыми экологически вредными видами продукции. При этом используются такие методы, как дифференцированное налогообложение, т.е. установление более низкой ставки налога для «экологически благоприятной» продукции, например, неэтилированного (посравнению с этилированным) бензина или автомобилей, оснащенных катализаторами;

• совершенствование информационного обеспечения производителей и потребителей, что может повысить осведомленность фирм и покупателей и стимулирует производителей к улучшению экологических характеристик производимых товаров, выполняемых работ и услуг. Основными информационными инструментами при этом выступают обязательная и добровольная маркировка. Наличие экологического знака может также стимулировать продвижение российской продукции

на рынки других стран;

• заключение добровольных соглашений между правительством и деловыми кругами отдельного сектора экономики, например, представителями малого и среднего бизнеса, которые берут на себя обязательства решать конкретные экологические задачи. Уже в настоящее время успешно действуют соглашения, касающиеся аккумуляторов, озоноразрушающих веществ, ртутьсодержащей продукции, консервирования древесины и др. В ряде стран экологически благоприятной продукции отдается предпочтение при государственных закупках.

В качестве направления совершенствования нормативно-методической и правовой базы внедрения систем экологического управления на предприятиях и развития малого бизнеса предлагается разработать и принять Закон РФ «Об основах экологического предпринимательства в Российской Федерации». Цель подготовки законопроекта - правовое закрепления понятия «экологическое предпринимательство» как особого вида предпринимательской деятельности, направленной на выпуск продукции и оказание услуг экологического (природоохранного) назначения, при этом данный вид деятельности должен являться для предприятия основным и в этом качестве закрепляться в учредительных документах.

Переход к экологически разумному финансированию частного сектора и оказание помощи малому и среднему бизнесу в выполнении национальных экологических требований.

Одновременно требуется подготовить проект подзаконного акта (постановления Правительства РФ «О порядке формирования государственного заказа на экологическую (природоохранную) продукцию» с отражением в нем:

- обязательности ежегодного государственного заказа на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) как одной из основных форм реализации государственной экологической политики;

конкурсной системы участия экологически ориентированных предприятий в реализации государственного экологического заказа.

Реализация данных предложений поможет обеспечить формирование устойчивого спроса на экологически благоприятную продукцию, адресное выделение средств на реализацию экологических программ и их целевое расходование, необходимую правовую детализацию имеющихся законодательных норм. Следствием этого должно явиться формирование сети экологически ориентированных предприятий, конкурентной среды в данной сфере предпринимательства, последовательное наращивание количества рабочих мест в данной сфере малого и среднего бизнеса.

При этом принимаемые законодательные акты и подзаконные документы должны соответствовать действующим международным нормам.

Анализ имеющегося отечественного и зарубежного опыта позволяет сформулировать следующие предложения по организационно-методическим мерам поддержки природоохранной деятельности и экологического предпринимательства.

1. Ввести в перечень обязательных функций органов территориального общественного самоуправления обязанность по реализации экологической политики и развитию экологического предпринимательства.

2. При формировании экономической стратегии финансирования и инвестирования экологически ориентированной деятельности целесообразно преимущественно использовать не прямые, а косвенные затраты, выражающиеся в предоставлении кредитно-финансовых, налоговых, лицензионных льгот для стимулирования применения экологически чистых технологий, производства экологически благоприятной продукции, структурных сдвигов в направлении производства и потребления эффективных с экологической и экономической точек зрения материально-технических, топливно-энергетических и природных ресурсов, формирования предпринимательства и рынка экологически благоприятных товаров, работ и услуг.

3. Разработка и использование системы соответствующих рычагов и стимулов, таких как цена, зарплата, налоги, кредиты, экологические платежи, штрафы и другие санкции для экономического принуждения соблюдения экологических требований, формирующими современную ответственную норму поведения хозяйствующих субъектов и создающими мотивацию для экологически разумного поведения производителей и потребителей,

4. Проведение инвентаризации всех потребителей и пользователей природных ресурсов и источников загрязнения окружающей среды, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, с целью оценки их ресурсов по эффективному экологически ориентированному хозяйствованию и управлению.

Важное значение при этом приобретает повышение значимости экологических показателей в системе учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Переход от экономики природопользования к экологической экономике и экономике природосбережения предполагает поэтапное введение механизма, исключающего нерациональное природопользование, проявляющееся в создании и применении опасных для окружающей среды средств производства и в отношении действий, ведущих к нарушению экологического баланса.

С этой целью необходимо поощрять обеспечение контроля за качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла изделий, а также введение соответствующей ответственности товаропроизводителя и интернационализации внешних издержек.

С целью совершенствования экономического стимулирования внедрения систем экологического управления на малых и средних предприятиях предлагается разработка мотивационного механизма, который в состоянии стимулировать экологически ориентированную деятельность самостоятельно хозяйствующих субъектов с тем, чтобы ядром их технического развития стал комплекс инновационной, маркетинговой и природоохранной деятельности.

На уровне муниципальных образований, где расположены малые предприятия, целесообразно также принятие решений о разработке экологически чистых технологий частично за счет бюджетных ассигнований (за счет государства), частично воздействуя на политику капиталовложений самого предприятия.

В настоящее время на рассмотрении находится законопроект «О внесении дополнения в статью 8 Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Он предусматривает возможность фондам поддержки малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы на сумму до 1500 минимальных размеров месячной оплаты труда.

1. Регулирование и снижение воздействия деятельности предприятия на состояние окружающей среды целесообразно осуществлять на основе оценки жизненного цикла продукции на базе международных экологических стандартов ISO серии 14000. Такая оценка должна включать проведение инвентаризации экологических аспектов производства продукции (предоставления услуг), оценку потенциальных воздействий на окружающую среду, связанных с потреблением исходного сырья, материалов, энергии, природных ресурсов и выбросов (сбросов) в окружающую среду, а также оптимизацию эколого-экономических процессов на предприятии.

2. Оценку жизненного цикла продукции, а также ее экологическую сертификацию на предмет получения специальной экологической маркировки предлагается осуществлять на основе процедуры экологического аудита.

3. На основе процедуры экологического аудита, которая включает и оценку системы экологического управления на предприятии, и оценку жизненного цикла выпускаемой продукции, а также с учетом наличия экологической сертификации и маркировки продукции, предлагается вести Реестры производителей и поставщиков продукции (работ и услуг), отвечающих экологическим требованиям.

Такой подход способствует формированию российского рынка экологических товаров, работ и услуг и может служить надежным ориентиром для производителей и потребителей экологически благоприятной продукции.

4. В целях экономического стимулирования деятельности предприятий по внедрению принципов экологического управления и оздоровлению окружающей среды предлагается уменьшить налог на прибыль для предприятий, выпускающих экологически благоприятную продукцию, а также для торговых предприятий, осуществляющих ее поставку потребителям; предоставление налоговых кредитов и освобождение от налогов для производителей и поставщиков экологически значимой продукции, применение поощрительных цен и надбавок на экологически благоприятную продукцию, корректировка размеров арендной платы и других отчислений для предприятий, выполняющих работы (услуги), направленные на экологическую реабилитацию территории и обеспечение принципов устойчивого развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Анализ экологической составляющей социально-экономического развития показывает, что развитие рыночных отношений выдвигает ряд новых проблем в сфере экономики природопользования, решение которых должно базироваться на позитивной связи между эффективностью, прибылью и сохранением благоприятного качестве окружающей природной среды.

С гармонизации эколого-экономических отношений необходимо выработать такой механизм хозяйствования во взаимоотношениях с природой, который бы учитывал изменения сложившихся представлений о человеческих потребностях и ценностях, способность окружающей среды к удовлетворению возрастающих потребностей общества с учетом воспроизводства благоприятного качества окружающей среды.

2. Установлено, что усиление требований российского и международного законодательства в области охраны окружающей среды, развитие экономических инструментов в сфере природопользования приводит к внедрению принципов экологического управления в сфере предпринимательской деятельности, в том числе - на малых предприятиях.

3. В диссертации предлагается комплекс организационно-экономических мер по усилению роли экологического фактора в деятельности малого бизнеса, направленных на развитие принципов экологической этики в предпринимательскую деятельность путем внедрения систем экологического управления. К таким принципам в работе относятся: а) признание корпоративной экономической ответственности за экологические последствия в сфере бизнеса; б) эколого-экономическая оценка жизненного цикла производимой продукции, оказываемых работ и услуг в в) экологическая сертификация и маркировка продукции; г) предприятия персонала с учетом экологических факторов; д) принцип совмещения затрат на охрану окружающей среды и получения экономической выгоды; е) учет экологических обязательств предприятия.

4. В результате исследования установлено, что до последнего времени развитие систем экологического управления в основном было ориентировано на производственный сектор экономики. В диссертации обосновывается необходимость рассмотрения в качестве субъекта эколого-экономических отношений малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, а также мини пекарни.

5. Разработка эколого-экономического баланса и оценка взаимоотношений малого предприятия и окружающей среды предлагается осуществлять по всему жизненному циклу производства хлеба - от производства зерна, подготовки муки и других компонентов, использования сырья, воды, энергии - до расчета платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и за размещение отходов.

6. На основе анализа и обобщения имеющегося практического опыта соискателя определены экономические выгоды предприятия, которые могут быть получены за счет внедрения системы экологического управления, в том числе - за счет улучшения маркетинга, стабилизации производства и роста конкурентоспособности фирмы, сокращения внутренних затрат и экономии первичных ресурсов, энергии, а также совмещения затрат на охрану окружающей среды с экономической выгодой.

7. Экономическое регулирование воздействия предприятия на состояние окружающей среды предлагается осуществлять на основе оценки жизненного цикла продукции на базе международных экологических стандартов ISO серии 14000. Оценку жизненного цикла продукции, а также ее экологическую сертификацию на предмет получения специальной экологической маркировки предлагается осуществлять на основе процедуры экологического аудита. На основе процедуры экологического аудита, которая включает и оценку системы экологического управления на предприятии, и оценку жизненного цикла выпускаемой продукции, а также с учетом наличия экологической сертификации и маркировки продукции, предлагается вести Реестры производителей и поставщиков продукции (работ и услуг), отвечающих экологическим требованиям, что способствует формированию российского рынка экологических товаров, работ и услуг и может служить ориентиром для производителей и потребителей экологически благоприятной продукции.

8. В целях экономического стимулирования деятельности предприятий по внедрению принципов экологического управления и оздоровлению окружающей среды предложен комплекс мер по совершенствованию налогообложения с учетом экологических факторов, ценообразования и других финансово-кредитных инструментов.

9. Результаты выполненного исследования позволяют значительно полнее раскрыть особенности процесса экологизации экономики применительно к малым предприятиям, разработать комплекс мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности управления в сфере малого бизнеса, что обеспечивает повышение эффективность и обоснованность принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сбалансированности интересов экономики и экологии.

10. Научные положения и практические результаты исследования позволяют внедрить принципы экологического управления в других сферах экономики и непроизводственной сферы (например, в транспортном секторе, коммунально-бытовом хозяйстве, сфере рекреационной деятельности и др.), что будет способствовать в целом оздоровлению окружающей среды и получению экономической выгоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов Н.Н., Шевчук АВВ. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. Учебное пособие. М.: Классика плюс, 1999. - 287 с.

2. Акимова Т.А., Хаскин ВВВ. Основы экоразвития: Учебное пособие. М.: Изд-во Росс. экон. акад., 1994. - 312 с.

3. Акимова Т.А., Хаскин ВВВ. Экология, М.: ЮНИТИ, 1998.- 455 с.

4. Арсенов ВВВ, Эколого-экономический рейтинг предприятия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. - 120 с.

5. Балацкий О.Ф. Экономика чистого воздуха. К: Наукова думка, 1979. 295 с.

6. Балацкий О.Ф., Мельник Л.Г., Яковлев А.Ф. Экономика и качество окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.- 190 с.

7. Банин А.П. Механизм системной экологизации экономики//Экономика, предпринимательство, окружающая среда. 1995, №1, с.10-16.

8.Банин А.П. Концепция методологии структурной перестройки экономики//Экономика, предпринимательство, окружающая среда, 1996, №2, с. 14-19.

9. Блинов АОО. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-88, 1998. - 336 с.

10. Бобошко ВИИ. Развитие системы экологического менеджмента в непромышленном секторе экономики // Двенадцатые международные Плехановские чтения. М., 1999, с. 127-128.

11. Бобошко ВИИ, Экологическая этака и предпринимательская деятельность/Природа и общество в новом тысячелетии. 1 локализация и региональные эколого-экономические проблемы. 4-я межд. конф. г осе. и1д. межд. общества экологической экономики, каратов.

12. Бобошко ВИИ. Перспективы применения международных экологических стандартов в сфере предпринимательской деятельности// Экологические проблемы промышленности и транспорта. Научно-практ. конф. Н. Новгород, 1999, с. 20-22.

13. Бобошко В.И. Методические вопросы развития экологического менеджмента в деятельности малых пекарен// Экологичность продукции АПК: экономика и технология. Сумы: Козацький вал, 1999, с.134-136.

14. Бобошко В.И. Экономическое стимулирование экологического бизнеса//Тринадцатые Международные Плехановские чтения. М.: Росс. экон. наук, 2000, с. 194-195.

15. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М.: Изд-во МГУ, 1993. -80 с.

16. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997. - 272 с.

17. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. 304 с.

18. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятии и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 2006г. . - 96 с.

21. Голуб A.A. ЕББ. Экономика природопользования. М.:

Аспект-Пресс, 1995. - 188 с.

22. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. Государственный стандарт РФ. М,: ИГК Издательство стандартов, 1998. - 16 с.

23. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. Государственный стандарт РФ. М.: ИГК Издательство стандартов, 1998. - 24 с.

24.ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. ИПК Издательство стандартов, 1998. - 6 с.

25. ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой. ИГК Издательство стандартов, 1998. - 6 с.

26. ГОСТ Р ИСО 14040-99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура. ИПК Издательство стандартов, 1999. -11с.

27. Гусев М. Экономические проблемы и механизм экологически устойчивого развития: федеральный и региональный аспекты// Автореф. дисс. докт, экон. наук Ростов-на-Дону, 1997. - 46 с.

28. Гусев А.А., Гусева И.Г. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития//Экономика природопользования, 1996, №1, с. 4-17.

29. Данилова-Данильян В. Экологизация народного хозяйства - основа устойчивого развития Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития). М., 1995, с.5-10.

30. Данилова-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев КСС. Окружающая среда между прошлым и будущим. М.:ВИНИТИ, 1994. - 133 с.

31. Данилова-Данильян В.И., Лосев КСС. Экологический вызов и устойчивое разветие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 416 с.

32. Думнов А., Потравный И. Экологические затраты: проблемы сопоставления и анализа/Вопросы экономики, 1998, №6, с. 122-132.

33. Иванов С., Мельник Л.Г., Шепеленко А.Н. В борьбе с драконом Когай: опыт природопользования Японии. М.: Мысль, 1991.- 236 с.

34. Еколопчний аудит: Побник з екологчного менеджиенту i екологчного аудиту/Шевчук В.Я., Саталкн Ю.М., Навроцький ВММ. та ш. -К.: Символ-Т, 1997. -221 с.

35 Калинин А.Я. Экологические факторы потребительского рынка России. М., 1998. - 25 с.

36. Касьянов ПВВ. Обоснование экологической политики, направленной на переход России к устойчивому типу развития//Экономика природопользования, 1996, №4, с. 1-34.

37. Колосов АВВ. Экологические факторы в экономике региона. М.: Изв-во Рос. экон. акад., 1995. - 74 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.