скачать рефераты

МЕНЮ


Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

Общая плата предприятия за загрязнение окружающей среды подсчитывается по формуле:


Общ = Па + Пв + По,


где: Па - плата природопользователя за загрязнение атмосферы, руб.;

Пв - плата природопользователя за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, руб..;

По - плата природопользователя за размещение отходов, руб.

Как показано на рис. 6 деятельность мини пекарни оказывает определенное воздействие на состояние окружающей среды. Оно осуществляется как с точки зрения потребления отдельных видов природных ресурсов, сырья, энергии, так с точки зрения выбросов и сбросов в окружающую среду.

С учетом реализации принципа экономической ответственности мини пекарни за загрязнение окружающей среды, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения имеет следующий вид, табл. 10.

Таблица 10 - Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в ООО «Волбо» в 2007 г.

Наименование загрязняющего вещества

Временно согласованный норматив (ВСН/ВСВ), тонн

Выброс, тонн

Базовые нормативы платы за выброс 1 т загрязняющего вещества, руб.

Плата за выбросы в атмосферу, руб.

В пределах ВСВ

В пределах ВСВ

Всего

Азота оксид

0,20

0,20

2,08

0,416

0,416

Ацетальдегид

0,017

0,017

8,25

0,14025

0,14025

Кислота уксусная

0,062

0,062

1,38

0,08556

0,08556

Спирт этиловый

0,603

0,603

0,02

0,01206

0,01206

Углерода оксид

0,454

0,454

0,03

0,01362

0,01362

Пыль мучная

0,06

0,06

0,55

0,0033

0,0033

Итого:

1,342

1,342


0,671

0,671


С учетом коэффициента экологической значимости территории и индексации платы, ее размер в 2000 г. за превышение норм предельно допустимого выброса составил 98,14 руб.

Производственно-хозяйственная деятельность мини пекарни ООО «Волбо» допускает сброс загрязняющих веществ в водные объекты по таким ингредиентам загрязнения, как БПК-полн., ХКТК, взвешенные вещества, нефть и нефтепродукты. В табл. 11 приведен расчет платы предприятия за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Таким образом, суммарная плата предприятия за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (горколлектор) составляет 1306,52 руб. в год.

На мини пекарне образуются также отходы 4 класса токсичности, а также нетоксичные отходы, которые размещаются на санкционированной свалке, а также частично утилизируются. В табл. 12 приведен расчет платы предприятия за размещение отходов. Таким образом, с учетом коэффициента экологического состояния территории и индексации платы, плата мини пекарни за размещение отходов в пределах лимита составит в 2007 г. 894,58 руб.

Таблица 11 - Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты ООО «Волбо» в 2007 г.

Наименование загрязняющего вещества

Временно согласованный норматив (ВСН/ВСС) тонн

Сброс, тонн

Базовые Нормативы платы за сброс 1 т загрязняющего вещества, руб.

Плата за сброс в водные объекты, руб.

В пределах вес

В пределах все

Всего

БПК-полн.

0,063

0,063

3,65

0,22995

0,22995

ХПК-стандарт

0,00

0,00


0,0

0,0

Взвешенные вещества

0,596

0,596

14,75

8,791

8,791

Нефть и нефтепродукты

0,016

0,016

44,35

3,548

3,548

Итого:

0,675

0,675


12,569

12,569


Примечание: Коэффициент экологической значимости на выпуске для водных объектов в КРЧ- 1,35, коэффициент индексации платы в 2007 г. составил 77,0.

указанная плата вносятся мини пекарней в КЧР внебюджетный экологический фонд в соответствии с договором на внесение платы за загрязнение окружающей природной среды.


Таблица 12 - Плата за размещение отходов производства и потребления на мини пекарне ООО «Волбо» в 2007 г.

Наименование отхода

Место размещения

Лимит на размещение отходов, тонн, куб. м

Норматив платы за размещение отхода, руб.

Плата за размещение отходов, руб.

В пределах лимита

Всего

Отходы 4 класса токсичности, тонн

Санкционированная свалка

1,95

2,0

3,9

3,9

Нетоксичные отходы, куб. м

Санкционированная свалка

28,01

0,12

3,3612

3,3612

Итого:




7,2612

7,2612


Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в соответствии с договором с ООО «Благоустройство», г. Вязьма по цене 36 руб. за 1 куб. м отходов. Следует отметить, что на предприятии имеются такие виды отходов (отходы муки, тара и упаковка и др.)), которые утилизируются на других предприятиях как пищевое сырье и вторичные ресурсы.

Аналогично основные элементы системы экологического менеджмента поэтапно внедряются в 0ОО «В Раменках», которое специализируется на торговой деятельности продуктами питания (овощи, фрукты, продукты питания), табл. 13.

С развитием практической деятельности в области экологического менеджмента и создания систем экологического управления создаются предпосылки для получения конкретной выгоды, в том числе, экономической, при решении разнообразных экологических проблем. К подобным преимуществам в первую очередь относятся новые подходы, нетрадиционные пути и возможности в гармонизации экономических и экологических интересов на конкретном малом предприятии. Экологический менеджмент при этом рассматривается как практическая основа создания экологически чистого (экологически безопасного) производства.

Как показывает практика деятельности мини пекарни за последние 4 года, можно говорить о следующих возможностях и выгодах, которые могут быть получены при внедрение системы экологического менеджмента:

• улучшение маркетинга, стабилизация производства и рост конкурентоспособности фирмы;

• сокращение внутренних затрат, определение и использование потенциала экономии;

• возможность совмещения затрат на охрану окружающей среды с экономической выгодой;

• возможность получения экономических (налоговых и д..) льгот для предприятия со стороны местных органов управления и природоохранных органов.

Таблица 13 - Основные эколого-экономические показатели деятельности торгового комплекса по торговле продуктами питания ООО «В Раменках», г. Черкесске г.1999-2006

№п/п.

Показатели

Ед. изм.

1999 г.

2007г.

1.

Размер земельного участка

га

0,1793

0,1793

2.

Торговая площадь

кв. м

593

593

2.

Стоимость основных производственных фондов

тыс. руб.

3100,0

1599,7

3.

Численность работающих

чел.

25

25

4.

Ассортимент выпускаемой продукции

Розничная торговля (пищевые продукты, овощи, фрукты)

5.

Потребление электроэнергии

КВт/ч

134070

159040

6.

Потребление воды, всего

Куб. м

4224

4543


В том числе - питьевого качества

4224

4543

7.

Потребление тепловой энергии

Гкал

394,08

476,71

8.

Количество источников выделения вредных веществ в атмосферу: Количество внутризаводского транспорта и транспорта с двигателями внутреннего сгорания

Ед. -«-

-

-

9.

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу

Ед.

-

-

10.

Суммарный сброс сточных вод в горканализацию

Куб. м

Нет данных

Нет

данных

11.

Количество видов отходов производства и потребления

Ед.

5

5

12.

Суммарное количество отходов производства и потребления

тонн

50,4

72,0

13.

Платежи за сброс загрязняющих веществ в горколлектор

Руб.

19590

26989

14.

Плата за размещение отходов

Руб.

30590

436680

20.

Плата за природопользование: плата за воду плата (налог) за землю

Руб.

27625 25798,77

29711 39355,32

21.

Экономические санкции за причиненный ущерб окружающей среде

Руб.




С системой экологического управления непосредственно связаны активизация и объединение уже имеющихся количественных возможностей и средств для практического решения приоритетных эколого-экономических проблем путем использования имеющихся неиспользованных технологических, технических и организационных и финансовых возможностей и резервов.

Как показывает зарубежный опыт, за счет внедрения системы экологического управления можно снизить на 20-30% негативное воздействие предприятия на состояние окружающей среды за счет использования малозатратных методов и средств. С учетом корректировки платежей за природопильзование это позволяет обеспечить существенную экономию финансовых ресурсов предприятия.

2.2 Характеристика действующей системы организации и управления охраны окружающей среды на предприятии и задачи ее совершенствования


Известно, что составной и неотъемлемой частью системы экологической мотивации и управления является механизм управления, который выступает важнейшей двигательной силой процесса экологизации производства и потребления. Как показывают исследования, его реализацию целесонбразно осуществлять через так называемый "квадрат" функциональных элементов данного механизма, которые включают в себя: а) цель и задачи экологизации; б) объекты, т.е. процессы и изделия, трансформацией и изменением которых может быть достигнута цель оздоровления окружающей среды; в) субъекты, т.е. предприятия и люди, которые являются действующими лицами процесса экологизации и выступают в качестве производителей или потребителей продукции; г) инструменты реализации задач экологической политики, т.е. методы и рычаги (экономические, правовые, административные и т.д.)), с помощью которых мотивируется достижение целей экологизации экономики,

В настоящее время в мировой практике для снижения воздействия хозяйственной деятельности на компоненты природной среды внедряются системы управления окружающей средой, требования к которым установлены в международных стандартах (ISO) серии 14000. С апреля 1999 года эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

Согласно ГССТ Р ИСО 14001-98 система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Система управления окружающей средой является средством, дающим организации возможность достичь того уровня экологической эффективности, который она сама себе установила, и систематически контролировать его. Интеграция экологических аспектов с общей системой административного управления может внести свой вклад в эффективное внедрение системы управления окружающей средой, основанной на динамическом циклическом процессе «планирование, внедрение, контроль и анализ».

В широком смысле система управления окружающей средой должно позволить организации:

• определить экологическую политику, подходящую для нее самой;

• идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых (намечаемых) видов деятельности, продукции или услуг с тем, чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду;

• идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и различные регламентационные требования и ограничения;

• идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические и экономические показатели;

• разработать организационную сумму для реализации политики и достижения указанных показателей;

• способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу с тем, чтобы обеспечить соответствие системы управления окружающей средой и установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;

• обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.