скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование оплаты труда работников сельского хозяйства (на примере СПК "Ляховичский"...


Таблица 2.1.3 Экономические результаты работы хозяйства

Показатели

2002г

2003г

2004г

2004г,% к 2002г.

Произведено валовой продукции с/х в сопоставимых ценах, млн.руб.

2665

2992

3738

140

Произведено валового дохода с/х,  млн.руб..

1235

1266

2401

194

Получено балансовой прибыли, млн.руб.

488

356

1128

131

Уровень рентабельности, %

25,3

16,4

36,3

143

 Примечание. Источник: собственная разработка


Из таблицы видно, что хозяйство работает рентабельно. Это обеспечивается не только реализационными доходами, но и получением вне реализационных доходов (это главным образом значительные надбавки за качество поставляемой продукции). Положительную роль так же сыграло увеличение объёмов реализации более рентабельной продукции, а так же увеличение средне реализационных цен и снижение себестоимости продукции. Показатели платежеспособности представлены в таблице 2.1.4 Для нормального функционирования предприятия необходимо иметь коэффициент платежеспособности не менее 1,0. В хозяйстве он составил 1.96 в 2004г. Это высокий показатель, хотя и снизился по сравнению с 2002г. на 0.92.

Таблица 2.1.4 Показатели платежеспособности предприятия


Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,65

1,0

0,49

Коэффициент ликвидности

4,19

4,0

3,37

Коэффициент платежеспособности

2,88

2,0

1,96

Примечание. Источник: собственная разработка


Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов. Минимальный уровень для коэффициента ликвидности в Республике Беларусь для сельскохозяйственных предприятий 1,5. В хозяйстве он составляет 3,37, что намного выше минимума. Это означает,  что обеспечен резервный запас для компенсации убытков.

Финансовое состояние хозяйства в значительной мере зависит и от состояния оборотных активов, как наиболее мобильной части капитала. Для нормального функционирования предприятия необходимо иметь коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не менее 0,3. На предприятии он намного выше-0,49.

Следующие данные (табл. 2.1.5,2.1.6) позволяют судить об экономической эффективности производства основных видов  товарной продукции растениеводства и животноводства хозяйства за 2004 год.


Таблица 2.1.5 Сравнительная экономическая эффективность производства основных видов  товарной продукции растениеводства

Показатели

зерно

картофель

рапс

Общая сумма прибыли, млн.руб.

353

40

26

Её удельный вес (%):

в общей прибыли р/в

84,2

9,5

6,2

В общей прибыли хозяйства

31,3

3,5

2,3

Прибыль, тыс.руб. на

1 га посева

353

307,7

433,3

1 чел x ч

8,02

350

26

1 руб. всех затрат

0,624

0,06

1,04

Рентабельность, %

70,6

6

104

Примечание. Источник: собственная разработка

Как видим, производство выше названных видов товарной продукции прибыльно, наибольшую долю в общей прибыли занимает прибыль от реализации зерна. Это объясняется тем, что природно-климатические условия поспособствовали сбору хорошего урожая. Не высокая рентабельность по картофелю является результатом того, что он в основном был направлен на корм скота и лишь малая его часть была реализована.


Таблица 2.1.6 Сравнительная экономическая эффективность производства основных видов  товарной продукции животноводства

Показатели

молоко

мясо

КРС

свиней

Общая  прибыль, млн.руб.

426

-7

-8

Её удельный вес (%):

в общей прибыли ж/в

91,6

-8

-0,4

Её удельный вес (%):

в общей прибыли хозяйства

37,8

-42,2

-20

Прибыль, тыс.руб. на

условную голову скота

250128

-

-

1 чел x ч

3227

-

-

1 корм. ед.

111,3

-

-

1 руб. затрат на корма

0,78

-

-

1 руб. всех затрат

0,37

-

-

Рентабельность, %

41,7

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка


Производство продукции животноводства приносит убыток, за исключением молока, реализация которого приносит прибыль благодаря невысокой себестоимости производства единицы продукции и высокому качеству полученной продукции (например, жирность составила 4%, чистота молока). Небольшая рентабельность молока ,одновременно со значительной убыточностью производства мяса- довольно типичная ситуация в стране на протяжении уже нескольких лет.

В целом предприятие получает балансовую прибыль за счет высоких объемов и качества реализуемой продукции.

Данные таблицы 2.1.7позволяют судить о динамике изменения объемов реализации отдельных видов с/х  продукции.


Таблица 2.1.7 Реализация продукции сельского хозяйства за последние 3 года ,тонн

Показатели

2002

2003

2004

2004,% к 2000

Зерно - всего

1303

1154

2741

210

Картофель

1528

1226

2514

165

Рапс

104

64

130

128,7

Скот в живой массе

613

632

663

108

Молоко цельное

3199

3162

3317

103,6

Примечание. Источник: собственная разработка


 Объемы реализации увеличились, что связано с тем, что годы были достаточно урожайными, что привело к увеличению валовых сборов и, соответственно к  увеличению количества проданной продукции. В отношении картофеля это связано и с использованием высокоурожайного сорта « Скарб», которым засеяно 80% площади. Что касается молока, это объясняется постоянным ростом удоев (так, например, в 2004 году среднегодовой удой от коровы составил 5643 кг. ),

СПК « Ляховичский»  является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на получение прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

В отличии от промышленных сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю продукцию, так как часть ее используется на внутрихозяйственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой- рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Руководство хозяйства это четко понимает.

Продукция сельского хозяйства в основном реализуется государству, которое обеспечивает продовольственную безопасность страны.

Ниже приведены данные (табл.2.1.8, 2.1.9) о каналах реализации товарной продукции в 2004 году.


Таблица 2.1.8 Структура товарной продукции растениеводства по основным каналам ее продажи за 2004г., % к итого

Виды товарной продукции

Продано всего, %

В том числе

Государству

На колхозном рынке

Работникам хозяйства

Другие каналы

Зерно

100

51,4

30,7

17.8

-

Картофель

100

4,7

67,9

27,3

-

Рапс

100

100

-

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка


Таблица 2.1.9 Структура товарной продукции животноводства по основным каналам ее продажи за 2004г., % к итого.

Виды товарной продукции

Продано всего, %

В том числе

Государству

На колхозном рынке

Работникам хозяйства

Другие каналы

Молоко

100

99,9

0,1

-

-

Скот и птица в живой массе

100

95,7

0,75

3,5

-

Примечание. Источник: собственная разработка


Анализируя каналы сбыта, делаем вывод о том, что зерно (51,4%), рапс (100%), молоко (99,9%), скот и птица (95,7%) по большому счету реализуются государству. Картофель (67,9 %), а также зерно (30,7%) – колхозном рынке. Присутствует также реализация работникам хозяйства.

Продукция реализуется на Ляховичский молочный завод, Рейтановский хлебоприемный пункт, Барановичский , Березовский мясокомбинаты. И вот здесь возникают проблемы: данные предприятия зачастую не могут расплатиться сразу за поставленную продукцию и у хозяйства в балансе возникает дебиторская задолженность. Просроченная дебиторская  задолженность означает недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты зарплаты,а также риск непогашения долгов. Так, например, дебиторская задолженность у предприятия на 2004г составила 113млн. руб. Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции.

Проблемой также является то ,что  часто цены не покрывают затраты на производство продукции даже по себестоимости, что конечно же ведет к убыткам с/х предприятие.


Таблица 2.1.10 Средняя фактическая цена реализации 1 т. товарной продукции растениеводства по основным каналам ее реализации за 2004г, млн. руб.

Виды товарной продукции

Каналы реализации продукции

Государству

На колхозном рынке

Работникам хозяйства

Другие каналы

Зерно

244,7

267

96.1

-

Картофель

134,5

155,2

142,6

-

Рапс

400

-

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка

Таблица 2.1.11 Средняя фактическая цена реализации 1 т. товарной продукции

Виды товарной продукции

Каналы реализации продукции

Государству

На колхозном рынке

Работникам хозяйства

Другие каналы

Скот и птица в живой массе

1780,0

2045,7

2173

-

Молоко (зачетная масса)

1000,0

14563

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка


Из приведенных данных видно, что цена реализации государству ниже, чем цена при реализации на колхозном рынке и работникам хозяйства, но из-за нынешнего положения вещей с/х предприятия не выбирают каналы реализации. Цена реализации  по зерну и рапсу позволяет получать прибыль, что является хорошим показателем, так как они в основном реализуются государству, а не на колхозном рынке.

Можно сделать вывод что с/х предприятию очень трудно вести эффективную производственную деятельность, твердо стоять на ногах, так как многие хозяйства еще просто не готовы принять условия, которые им диктует рыночная экономика.

Что касается социальной инфраструктуры СПК «Ляховичский то на территории предприятия находится начальная образовательная школа и детское дошкольное заведение, фельдшерско-акушерский пункт, функционирующий с 1990 года.,которые расположены в центре деревни и отвечают всем установленным требованиям..

В центре деревни расположены сельский дом культуры, где обычно проводятся культурно-развлекательные мероприятия, а также физкультурно-оздоровительный комплекс.

Уделяется большое внимание и розничной торговле: на территории хозяйства работает 5 магазинов. Есть также коммерческий магазин. Пункты общественного питания работают только в весенне-осенний период, в момент основных сельскохозяйственных работ.

По территории кооператива проходят железнодорожные пути. Все населенные пункты оснащены проводной связью.

В общем, социальная инфраструктура СПК «Ляховичский» развита неплохо. Этому во многом способствует наличие вблизи города Ляховичи. Также в настоящее время происходит постоянное усовершенствование и обновление уже действующих организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.