скачать рефераты

МЕНЮ


Трансферт технологий в иновационной деятельности

·                    промышленную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, «ноу-хау» и др.).

Предметом охраны по авторскому праву являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения. Охрана произведения возникает без всякой государственной регистрации, лишь на основании факта создания произведения.

В отличие от объектов авторского права охрана изобретений и других объектов промышленной собственности гораздо сильнее (как правило, запрещается несанкционированная имитация охраняемых признаков). Критериями охраноспособности изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (либо их аналоги в законодательстве других стран). Эти критерии вводятся специальным законодательством и уточняются в нормативных актах патентного ведомства (специального государственного органа, обеспечивающего охрану прав на объекты промышленной собственности, в Российской Федерации таким ведомством является «Роспатент»).

К промышленным образцам обычно относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым (критерии охраноспособности в других странах аналогичны).

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

Термин «ноу-хау» впервые был применен в США в судебном деле Дюранда против Брауна в 1916 г. и означал умение или мастерство что-либо сделать с минимумом усилий. В настоящее время законодательство многих развитых стран мира определяет «ноу-хау» как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства. Понятие «ноу-хау» включает не только различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны, но и знания (опыт) административного, экономического, финансового или иного порядка.

Хорошо известно, что без знания «ноу-хау» в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более совершенствование, а также создание ее по­следующих поколений. В настоящее время, не имея «ноу-хау», практически нельзя применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). В силу этого «ноу-хау» приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи

Герберт Штумпф в своей книге «Договор о передаче "ноу-хау" в качестве примера приводит один из возможных перечней сведений, составляющих «ноу-хау» предприятия, который по утверждению автора, не претендует на полноту. Выделяя техническую и коммерческую сферу деятельности, он относит к коммерческой тайне:

1)     в технической сфере:

·  конструкционные чертежи;

·  результаты опытов и их протоколы;

·  перечень проведенных исследовательских работ, общепринятые таблицы и результаты расчетов в их специальном применении для производства определенного продукта;

·  статистические расчеты;

·  формулы и рецепты;

·  данные о качестве материалов;

·  список деталей;

·  чертежи поставляемого оборудования, включая инструкции по обработке;

·  перечни норм, которые дают сведения о результатах проведен­ных работ по разработке норм;

·  данные о произведенных улучшениях; •рабочие планы с указанием времени и допусков;

·  инструкции по технологии (например, предписания по тепловому режиму);

·  чертежи;

·  документация по изготовлению;

·  отчеты о произведенной продукции;

·  оптимальные количества стандартных деталей;

·  акты приемочных испытаний;

·  строительные отчеты, перечни аппаратуры;

·  количественные калькуляции для наружного монтажа; данные работ по программированию;

·  обучение персонала другого предприятия;

2)     в коммерческой сфере:

·                    картотеку клиентов

·                    картотеку поставщиков;

·                    данные об организации производства;

·                    документацию о программировании в коммерческой сфере;

·                    документацию об организации сбыта и распространения;

·                    данные о финансировании;

·                    методы рекламы;

·                    обучение коммерческого персонала другого предприятия.

Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. В случае товарного знака свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Приобретая или передавая технологии, защищенные патентами или другими охранными документами, важно знать сроки действия этих документов. В разных странах они различны, хотя и близки друг к другу. Так, например, в Российской Федерации патент на изобретение действует в течение 20 лет, а свидетельство на полезную модель — в течение 5 лет, считая с даты их приоритета. Действие свидетельства на полезную модель продлевается патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на 3 года. Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет, считая с даты приоритета. Его действие также может быть продлено, но не более чем на 5 лет.

Патентовладелец может разрешить за вознаграждение другим лицам применение охраняемого патентом объекта промышленной собственности. Это осуществляется путем выдачи лицензии, т.е. заключаемого в письменной форме лицензионного договора.


1.2.2. Формы трансферта технологий

Наличие множества видов объектов интеллектуальной собственности, каждый из которых регулируется законодательно несколько иначе, чем другие, имеет следствием большое разнообразие форм передачи технологии.

Обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на некоммерческие (безвозмездные) и коммерческие (возмездные).

Некоммерческие формы передачи технологии:

·                    научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки, описания патентов);

·                    обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки и др.);

·                    обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

Некоммерческий трансферт технологий чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.

Коммерческие формы передачи технологии:

·                    передана объектов промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;

·                    «ноу-хау» и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, конструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;

·                    технические и технологические знания.

К особенностям коммерческого трансферта технологий относятся:

·                    высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, и вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка - это рынок продавца);

·                    высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью;

·                    асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);

·                  большой объем технологического трансферта внутри транснациональных корпораций.

Соглашения «под ключ» и соглашения «под готовую продукцию»

Во многих странах широко распространены соглашения «под ключ». Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Позволяя заинтересованным сторонам приступить к выпуску высокотехнологичной продукции, не имея для этого соответствующего научно-технического задела, соглашения «под ключ» не только обеспечивают возможность приобретения определенных технических и управленческих знаний, но и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ. Однако строительство заводов «под ключ», закупка комплектного оборудования, отдельных объектов техники и другие торговые операции, по которым «ноу-хау» не передается, позволяют только временно, в пределах морального старения, эксплуатировать закупленную новую технику, но не дают возможности ее воспроизвести, создать более совершенную, а следовательно, ликвидировать наметившееся или сложившееся отставание.

Соглашения «под готовую продукцию» являются более совершенной формой соглашений и отличаются тем, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только производства продукции.

Лицензионные соглашения

Лицензионные соглашения предусматривают передачу на определенный срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в области науки и техники. Их можно классифицировать следующим признакам.

По степени автономности — лицензии самостоятельные и зависимые (сублицензии). Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором.

По виду объектов промышленной собственности, права на которые передаются, - изобретения и полезные модели, промышленные образцы, «ноу-хау», товарные знаки или фирменные наименования (франчайзинг).

По способам охраны объектов промышленной собственности:

·                   патентные — лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами;

·                   беспатентные — лицензии, предметом которых являются разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, «ноу-хау»). Передача «ноу-хау» может осуществляться по разным каналам, в том числе и без заключения лицензионного соглашения, например, при демонстрации приемов работы, обучении технического персонала, установке и наладке оборудования, решении задач организационного, управленческого характера, изменении технологического процесса в соответствии с требованиями лицензиата и др.;

·                   смешанные — передача «ноу-хау» и прав, охраняемых патентами. Часто приобретение «ноу-хау» осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентными или авторскими правами. Обычно лицензии на патенты и «ноу-хау» прилагаются к договорам купли-продажи оборудования (особенно ком­плектного, такого, как технологические линии предприятий и т.п.).

Основными отличиями передачи «ноу-хау» являются:

·                    большой риск, связанный с раскрытием конфиденцисмьного существа «ноу-хау» до заключения контракта и утечкой «ноу-хау» от получателя третьим лицам после заключения контракта;

·                    необратимый характер передачи «ноу-хау»;

·                    постоянно присутствующий временной фактор;

·                   неопределенность периода сохранения конфиденциальности «ноу-хау» (быстрое развитие технологии делает общедоступным «ноу-хау», являвшееся секретным).

По объему прав на использование технологии:

·                   простая (неисключительная) лицензия — лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам;

·                    исключительная лицензия — лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату;

·                   полные лицензии применяются в некоторых зарубежных странах. Они представляют собой патентные лицензии, в соответствии с которыми в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента. В законодательстве РФ понятие полной лицензии существовало до 1992 г., и вновь принятым Патентным законом не предусмотрено. Предоставление полной лицензии близко по значению к продаже патента и отличается от нее тем, что патентообладатель при продаже полной лицензии остается прежний, а право на использование изобретения передается лишь на срок действия патента.

По праву лицензиара использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (возвратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают.

Передача лицензий является наиболее распространенным способом коммерческого трансферта технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. При этом часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения.

Главное, что лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована.

Промышленная кооперация

Стороны, объединившиеся для организации кооперированного производства, осуществляют интенсивный технологический обмен для достижения этой цели. Соглашения о производственной кооперации идут дальше прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг и создают между сторонами длительную общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.

К кооперационным соглашениям относятся соглашения, предметом которых являются:

ü                 осуществление специализированного производства узлов и де талей по технологии одного из партнеров;

ü                 взаимное предоставление технологии с последующим обменом и сборкой;

ü                 совместная разработка изделий, включая проектирование, изготовление и сборку.

Совместные предприятия

Совместные предприятия позволяют объединить усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск заинтересованных партнеров из раз­ных стран. Ни одна из других форм сотрудничества не создает у участников такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта.

Здесь вопросы передачи технологии решаются двумя путями.

1.                  Самостоятельные соглашения или контракт на передачу технологии в соответствующей форме (лицензия на патент, передача «ноу-хау», техническая помощь и содействие, инжиниринг), которые заключаются одновременно с соглашением о создании совместного предприятия и иногда рассматриваются как часть этого соглашения.

2.                  Передаваемая технология, информация, знания по управлению и маркетингу рассматриваются как вклад одной из сторон в уставный капитал совместного предприятия в нематериальной форме.

Однако неправильная оценка этого вклада может нанести совместному предприятию ощутимый ущерб. Если завышается стоимость, например технологии, искажается общая структура капитала совместного предприятия, и владелец технологии будет получать завышенные доходы и высокую долю капитала в случае прекращения его деятельности. Даже если вложенная технология устареет или «ноу-хау» утратит свой секретный характер, она все равно сохранит свою ценность, поскольку технология капитализирована. Более того, ее стоимость может расти по мере увеличения активов совместного предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.