скачать рефераты

МЕНЮ


Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ

власти. Об этом прямо говорится в указанном манифесте: “Ныне

настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных

людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в

составлении законов, включая для сего в состав высших

государственных учреждений особое законосовещательное

установление, коему предоставляется разработка и обсуждение

государственных доходов и расходов”.

Как видно из манифеста, первоначально предполагался только

законосовещательный характер нового органа[17].

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил

полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом

революционных настроений в обществе[18]. При этом полновластие

царя, т.е. самодержавный характер его власти сохранялся.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о

выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались

четыре избирательные курии:

землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По

рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые

были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В

результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона

мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими. Исключались

женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных

меньшинств.

Также выборы были не равными. Один выборщик приходился в

землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской -

на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90тысяч[19];

Следует также отметить, что выборы были также не прямыми а

двухстепенными. Для рабочих и крестьян трех - и

четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время

колебалось от 480 до 525 человек.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил “Свод основных

государственных законов”, который Дума вообще могла изменить

только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности,

предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего

российского парламента. Главным из них было то, что законы

подлежали утверждению царем[20]. Вся исполнительная власть в

стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы

зависело правительство.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней

политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял

войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или

чрезвычайное положение[21]. Более того, в “Свод основных

государственных законов” был внесен специальный параграф 87,

который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать

новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II

использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы,

которые Дума наверняка не приняла бы. Потому Думы, за исключением

Третьей, фактически функционировали лишь по несколько

месяцев.[22]

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года.

Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных

политических партий.

Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179

депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы

- 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя,

беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители

аграрной трудовой партии России - или, как они тогда назывались,

“трудовики”. Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов и эту

квоту практически сохранила все созывы.

Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев,

профессор Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала,

что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом

царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского

парламента. В ответ на “тронную речь” царя 5 мая 1906 года Дума

приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических

заключенных, реального осуществления политических свобод,

всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских

земель и т.д. Через восемь дней председатель Совета министров

И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою

очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и

потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая

Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

В конце концов она была распущена царем, войдя в историю

как “Дума народного гнева”.

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года.

Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была

значительно левее первой. Хотя по замыслу царской администрации

должна была быть более правой[23].

Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй

Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой

борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных

законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела

права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только

царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в

качестве “народной избранницы”, не хотела подчиняться такому

положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих

целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин

того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.[24]

В результате введения нового избирательного закона была

создана третья Дума.

В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных

депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в

том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича,

заявившего с думской трибуны: “Правее меня - только стена!”

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь

положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября

1907 года по июнь 1912 года.

Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об

этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50

крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97.

Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-

белорусская - 7, польская - 11[25].

Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова,

которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник

А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-

бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же

месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты

возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по

извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу

об отношении к “национальным окраинам”, а также из-за личных

амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена[26].

Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно

настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С

этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На

всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное

количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть

требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что

должен был дать ответ тот или иной министр[27].

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении

различных законопроектов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие

комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков

человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы

по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В

большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде

всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из

председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища.

Совещание делало предварительное заключение о направлении

законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось

Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В

первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее

обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель

вносил предложение о переходе к постатейному чтению[28].

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали

свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же

время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать

новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым

постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех

поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи

случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По

завершении третьего чтения председательствующий ставил на

голосование законопроект в целом с принятыми поправками.[29]

Собственный законодательный почин Думы ограничивался

требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30

депутатов.

Четвертая, и последняя в истории самодержавной России, Дума

возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун

мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять

сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей.

Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось

священнослужителей[30].

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был

крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший

масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на

крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с

началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов

русской армии на фронте, Дума вступила в острейший конфликт с

исполнительной властью[31].

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных

правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь

Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была

вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в

канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять

распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и

фактически существовала[32].

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного

правительства. При нем она работала под видом “частных

совещаний”. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6

октября 1917 года Временное правительство постановило Думу

распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное

собрание. 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского

Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной

Думы[33].

1.2. Государственная дума в современной России

Нынешний российский парламент является двухпалатным. Он

состоит из Государственной Думы и Совета Федерации[34]. Последний

принято называть верхней палатой. Думу- нижней. Дело в том, что

такое деление не соответствует реальному положению вещей.

Значение ГД неизмеримо больше. В ее компетенцию входит дача

согласия Президенту на назначение премьер-министра, решение

вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от

должности председателя Центробанка, счетной палаты других

должностных лиц[35]. Однако главная задач Госдумы- принятие

федеральных законов. Нижняя палата является главным звеном

законодательной цепи. Именно она может претворить в жизнь любой

законопроект, отвергнуть или одобрить международный договор.

Крайне широкий круг вопросов, которые относятся к ведению

Госдумы определяют ее структуру. Следует отметить, что нижняя

палата- это не только 450 депутатов, но и огромное количество

людей, помогающих им в работе: сотрудники аппаратов, помощники,

консультанты и т.д.

1.3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Работу нижней палаты возглавляет председатель Госдумы. Он

избирается большинством депутатов[36]. Спикер ведет заседания,

занимается организационной работой[37]. Сама нижняя палат делится

на комитеты и комиссии. Деятельность последних ограничена

определенным сроком или конкретной задачей.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не

превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Положение о комитетах Государственной Думы утверждается

постановлением палаты.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как

правило, на основе принципа пропорционального представительства

депутатских объединений[38].

Численный состав каждого комитета и каждой комиссии

определяется Государственной Думой, но не может быть, как

правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Комитет может создавать подкомитеты по основным

направлениям своей деятельности.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители

избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания

заместителей Председателя Государственной Думы.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители

избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы по представлению фракций и депутатских

групп. Голосование может проводиться по единому списку

кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением

палаты. Решение об освобождении председателей комитетов, комиссий

Государственной Думы и их заместителей от должности

принимается большинством голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы.

Состав комитета, комиссии утверждается Государственной

Думой большинством голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета,

комиссии оформляется постановлением Государственной Думы.

Изменения в составе комитета, комиссии производятся

постановлением Государственной Думы[39].

В состав комитетов и Мандатной комиссии не могут быть

избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя

Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских

объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной

Думы[40].

Депутат Государственной Думы может быть членом только

одного ее комитета.

Заседание комитета, комиссии Государственной Думы

правомочно, если на нем присутствует более половины от общего

числа членов комитета, комиссии.

Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его

заместитель.

Заседания комитета, комиссии проводятся по мере

необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает

председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по

инициативе не менее одной четверти от общего числа членов

комитета, комиссии.

О заседании комитета, комиссии председатель комитета,

комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных

комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других

участников заседания. Необходимая информация для депутатов

Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на

заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.

О невозможности присутствовать на заседании комитета,

комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы

заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов

от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на

заседании, если иное не предусмотрено Регламентом[41]. Протоколы

заседаний подписывает председательствующий. Депутаты

Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний

комитета, комиссии.

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить

на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту

порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета,

комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях

других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по

вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета,

комиссии.

В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.