Германо-советские отношения в 1919-1929 гг
республика получила международное признание.
Смена форм государственного устройства Германии повлекла за собой и
изменение методов осуществления внешней политики. Конституция провозглашала
буржуазно-демократические права и свободы, всеобщее избирательное право. В
ней был зафиксирован ряд социальных завоеваний периода революции.
Конституция в целом была демократической. Германия провозглашалась
федеративной республикой с сильной президентской властью, но с
ответственным перед рейхстагом правительством. Фридрих Эберт был избран
первым президентом.
В национальном собрании на первом месте стояло народное
представительство, рейхстаг. Главной функцией рейхстага была
законодательная деятельность. Но власть рейхстага существенно
ограничивалась другими органами. Рейхсрат, бюрократический орган, в который
входили члены правительств земель, мог опротестовать законы, принятые
рейхстагом. Влияние рейхстага на исполнительную власть было также
ограничено. Правительство состояло из рейхсканцлера и министров,
назначалось и управлялось президентом Президент, по сути, стоял во главе
чиновнической иерархии. Он обладал правом назначения и удаления чиновников
и судей, в качестве иного источника силы выступала армия.
Всего было восемь проектов конституции. Президент республики,
назначаемый на достаточно долгий - семилетний срок - мог по своему
усмотрению распустить рейхстаг, назначить новые выборы, ввести в стране
чрезвычайное положение[4]. Но, по моему мнению, дальнейшая история
Веймарской республики показала, что на деле полномочия президента
существенно ограничивались главой исполнительной власти- рейхсканцлером.
Всеобщее избирательное право позволяло новому германскому обществу
проявлять свои интересы и пристрастия. Следовательно, итоги выборов в
парламент являлись индикатором настроений народных масс. В парламенте
оказывалась та политическая сила, в которой наиболее нуждалось общество,
чьи цели, как во внутренней, так и во внешней политике были интересны
простому большинству. Таким образом, выполняя свою главную функцию –
законотворчество, парламент мог существенно влиять на внутренне развитие
государства и координировать его внешнеполитические задачи. Внутренняя
политика правящей партии должна была иметь чётко продуманную концепцию,
поскольку послевоенная зависимость Германии – её обязательства перед
странами Антанты требовали такого законотворчества, которое способствовало
бы политике выполнения достигнутых межгосударственных соглашений. Но
внутриполитическая борьба, наличие двух противоположных идейных тенденций,
заставляли Германию менять свои внешнеполитические ориентиры. В зависимости
от состава парламента, то есть доминирования той или иной политической
силы, представляющей определённую социальную базу и ее интересы,
происходило, координирование внешнеполитического курса: от политики
«выполнения» к «политике катастроф», от политики соглашательства с целями и
интересами стран Антанты, к политике противоборства с поставленными перед
Германией условиями[5].
Анализируя выше сказанное, нужно отметить, что фигура президента и,
конкретно, его внешнеполитическая стратегия, зависели от социально-
политического блока, выступившего для него в роле протекционистской силы.
Однако не всегда те функции, которые были возложены и на президента и на
парламент могли быть выполнены и реализованы ими. Поскольку республиканское
правительство и могущественная промонархическая и экономическая элита не
совпадали в своих взглядах и интересах, то и внутренне развитие Германии,
как и её внешнеполитический курс, были непредсказуемыми.
В обязанности президента входило представительство империи в
международно-правовых отношениях, следовательно, именно президент являлся
проводником внешнеполитического курса Германии. Президент и кабинет
правительства, как представители власти молодой Веймарской республики, в
условиях диктуемых им внешним миром, должны были вести такую политику,
которая бы не вызвала кризисных явлений в международных отношениях для
новой формы государственной власти в Германии. Проводимая ими внешняя
политика была вынуждена в первую очередь соответствовать требованиям держав-
победительниц, тем самым способствуя международному признанию Веймарской
республики. Республиканский строй и его органы государственной власти
внутри страны поддерживались промышленниками новых отраслей: в основном
представителями крупной буржуазии, которые считали, что установление
буржуазно-парламентской республики и сотрудничество с правыми лидерами
социал-демократии укрепят капиталистическую систему, и республиканский
строй, как непременное условие её существования. Следовательно, поддерживая
государственную власть, они преследовали в первую очередь свои интересы.
В роле оппозиции выступал финансовый и промышленный капитал рейнско-
вестфальской тяжёлой индустрии и ост-эльбские помещики – принципиальные
противники республиканской демократии, которые выступали за другой курс,
носящий аванюристическо-милитаристский характер. Выбор данного курса
объясняется стремлением подорвать престиж Веймарской республики, доказать
её несостоятельность, как дипломатического партнёра, вызвать негодование
стран-участниц мирного договора. Данный курс получил название «политики
катастроф»[6] и был умелым инструментом в руках тех, кто добивался
скорейшего падения неугодного демократического республиканского строя.
В целом Веймарская конституция утверждала господство буржуазии и
помещиков. Руководящая роль принадлежала промышленным и финансовым
магнатам. Примером зависимости правительства от представителей крупного
капитала является декабрь 1919 года, когда в результате слияния Объединения
центрального союза Германских промышленников с Союзом промышленников
образовался Имперский союз германской промышленности, который вместе с
Объединением германских союзов работодателей направлял из-за кулис политику
правительства[7]. Обоими союзами руководили магнаты монополистического
капитала, которые являлись сторонниками реставрации монархических порядков
и реваншистских планов, предусматривавших силовой пересмотр итогов
проигранной войны.
Для того чтобы полностью убедиться в стремлении правящих кругов
Германии осуществлять внешнюю политику реваншистского характера, нужно
оценить статьи Версальского мирного договора и рассмотреть условия
послевоенного существования Германии. Именно данные положения определили
предстоящую цель внешней политики Германии – выход из внутреннего кризиса и
борьба за восстановление международного престижа.
Утверждение республиканского демократического строя и стабилизация
новой политической системы оказались трудным и длительным процессом,
оказывающим влияние и на развитие внешнеполитического курса. С 1919 года и
до конца 1923 года сохранялась напряженная ситуация, шла острая
политическая борьба, приводившая к частой смене правительственных
кабинетов, что естественным образом отражалось и на ведении внутренней и
внешней политике, поскольку реализуемая кабинетами программа являлась
воплощением проводимого курса внутри и вне государства.
Веймарская коалиция политических сил, определивших состав
правительства в 20-е годы, была неоднородна. На левом фланге стояла социал-
демократическая партия (СДПГ), а на правом – партия Центра и Немецкая
национальная народная партия (НННП). НННП занимала националистические,
реваншистские позиции, была враждебна веймарской демократии, нередко
смыкалась с фашистами. Идеологическая направленность правых сил гласила о
том, что тяжелое положение немецкого народа связано с несправедливым миром,
тем самым подстрекала народные массы к стремлению бороться против
Версальского мира и не признавать сложившейся ситуации в международном
плане для Германии.
На левом фланге соперничество социал-демократической и
коммунистической партий доходило до открытой враждебности, что значительно
ослабляло их положение, и не давало возможности доминировать в
Национальном собрании.
Данная ситуация имела своё олицетворение и во внешнеполитическом
курсе сложившихся группировок политических сил. Политика правых партий,
выступавших против Версальского договора и конституции, получила клеймо
«политики катастроф», поскольку она вела к обострению классовых
противоречий в стране и угрожала внешним вторжением. В целом, правые
партии, представляли интересы магнатов отраслей тяжелой германской
промышленности (металлургии, угольной, военной), верхушки генералитета и
многих других армейских чинов, крупных финансовых магнатов.
Другая группировка политических партий, включавшая СДПГ, буржуазную
партию Центра и другие, признавала республику, мирный договор, конституцию.
Её политический курс получил название «политики выполнения мирного
договора». Эта группировка политических сил являлась представительницей
интересов новой промышленной буржуазии (электрохимической, химической и
др.) в Германии. Именно эти силы нового германского общества считали
необходимым проводить динамичный и последовательный как внутриполитический,
так и внешнеполитический курс. Тем самым, данная часть крупной буржуазии,
исходя из реальной обстановки, считала, что установление буржуазно-
парламентской республики и сотрудничество с правыми лидерами социал-
демократии и профсоюзов укрепят капиталистическую систему. Для них
«политика выполнения» являлась шагом к восстановлению внешнеполитического
престижа Германии на данном этапе её развития, то есть способом утверждения
и доказательства дееспособности новой формы государственной организации
немецкого общества – Веймарской республики.
Таким образом, политическая ситуация в Германии была тревожной, что
проявилось в «маятнике» политических сил, сменявших друг друга. Эта
тенденция распространилась и на внешнюю политику, которая подвергалась
воздействию данного явления и менялась в зависимости от доминирования той
или иной политической силы в верхах германского общества. В правящих кругах
страны сформировалось две группировки – «проверсальская» и «провосточная».
Первая настаивала на выполнении версальских обязательств и ориентировалась
на терпеливый диалог с Антантой в интересах смягчения условий репарационных
выплат. Вторая была связана с тяжёлой промышленностью и видела будущие
Германии в соединении «германского интеллекта и промышленности с русскими
трудовыми ресурсами и сырьём»[8].
Тенденция колебания политических сил и настроений немецкой
общественности нашла своё отражение в ожесточенной политической борьбе
Веймарской республики. В свою очередь, смена правительственных кабинетов,
влияла на внутренне развитие Германии и её внешнюю политику. Данное
положение подтверждают рассмотренные ниже факты и события. В середине марта
1920 года была предпринята попытка военного переворота, организованная
монархистом В. Капом, генералом Э. Людендорфом, Лютвицем и др. Заговорщики
стремились к установлению военной диктатуры, путём свержения правительства,
реставрации монархии и уничтожению веймарской конституции. Захватив власть,
они хотели добиться пересмотра Версальского договора, главным образом его
военных условий[9]. Фактически можно доказать стремление промонархических
реакционных сил проводить агрессивную реваншистскую политику. В целях
аргументации приведу несколько примеров: юнкерство и военщина, вместе с
контрреволюционными и военными организациями, вербуя офицеров, реакционно-
настроенных студентов, деклассированные элементы вели широкую
шовинистическую и антидемократическую пропаганду. Активизировалась
деятельность реакционной националистической военной организации «Стальной
шлем», возникшей в ноябре 1918 года. Правящие круги укрепляли армию, к
началу 1920 года, германские вооруженные силы, несмотря на ограничительные
статьи Версальского договора, насчитывали четыреста тысяч человек без
«добровольческих» объединений[10].
Дальнейшее укрепление реакционных сил наблюдается в середине 1920
года: германская буржуазия настолько окрепла, что у неё уже не было
необходимости маскировать свою политику с помощью правых социал-демократов,
тем более, что позиции последних стали ослабевать. Резкое ослабление социал-
демократической партии привело к её устранению из правительственного
кабинета. Германские милитаристы решили покончить с коалицией и образовать
правительство без социал-демократов. 25 июня 1920 года один из лидеров
партии Центра, Ференбах, при поддержки националистов, сформировал
правительство из представителей Немецкой народной и Демократической партий.
Таким образом, впервые после ноябрьской революции, к власти пришёл
кабинет с лидером правого крыла партии Центра, состоявший исключительно из
представителей буржуазных партий: Демократической, Народной и Центра.
Внешнеполитический курс этого правительства был крайне реакционным. Социал-
демократы заняли по отношению к новому правительству позицию
«благожелательной оппозиции». С мая 1921 года, пост канцлера Германии
занимал один из лидеров католической партии Центра – И. Вирт. Видным членом
его кабинета (министром восстановления, а затем министром иностранных дел
был В. Ратенау). Вирт и Ратенау считали, что Германия должна лояльно
выполнять репарационные обязательства, однако, такая внешнеполитическая
линия встречала противодействия со стороны тяжелой индустрии и аграриев.
На средства монополистов и юнкеров насаждались реакционные и
фашистские организации, в состав которых входили бывшие офицеры и унтер-
офицеры, буржуазная молодёжь, часть чиновничества и мелкой буржуазии,
деклассированные элементы. Они добивались ликвидации Веймарской республики,
установления открытой диктатуры монополистического капитала и перехода к
агрессивной внешней политике. Началась эра роста популярности фашизма с его
открыто националистической внешней политикой, подразумевавшей стремление и
желание Германии стать доминирующей мировой геополитической силой,
добившись реванша за проигранную войну и унизительное положение по статьям
Версальского мира.
В результате обострения внутриполитического положения и давления
крайних групп кабинет Вирта пал, и в ноябре 1922 года Куно – ставленник
монополистической группы Стиннеса – сформировал правительство из
представителей Народной партии, Демократической партии и Католической
партии Центра. Стиннесс, исходя из своих эгоистических соображений, открыто
призывал к срыву репарационных платежей. Неспособность и нежелание Германии
осуществлять репарационные выплаты привели к оккупации Рура. Оккупация Рура
по замыслам французских правящих кругов должна была привести к полному
взысканию репараций, а в конечном итоге, к отторжению от Германии некоторых
территорий. Однако эта акция привела к обратному эффекту. Правительство
Куно, подстёгиваемое Германским монополистическим капиталом, провозгласило
политику «пассивного сопротивления». «Король Рура» - Стиннесс, заявлял, что
французская оккупация Рура может оказаться даже выгодной для Германии, так
как даёт возможность использовать противоречия в лагере победителей по
репарационному вопросу. Таким образом, Стиннесс толкал германскую
дипломатию на путь политики катастроф. В августе 1923 года всеобщая стачка
рабочих в Германии смела кабинет Куно[11].
Новое правительство Шреземана с участием правых социал-демократов
приняло решение о прекращении «пассивного сопротивления». В стране было
введено чрезвычайное положение. Вскоре после этих событий происходит
активизация фашистского движения. Фашисты, объединившись в национал-
социалистическую партию, усиливали компанию социальной демагогии и
шовинистическую пропаганду, требуя отмены Версальского договора. В начале
декабря 1923 года после разгрома «пивного путча», организованного
фашистами, в Германии было сформировано чисто буржуазное правительство во
главе с Вильгельмом Марксом, которое сразу же провело закон о расширении
чрезвычайных полномочий. Фактически, хозяином положения стала реакционная
военщина, во главе с генералом рейхсвера Сектом. Таким образом,
внешнеполитический курс Германии, на данный момент, определялся интересами
крупного монополистического капитала тяжёлой и военной промышленности. Это
означало наибольшее сближение с американскими финансовыми группами, целью
которых являлось помочь Германии модернизировать и укрепить её армию,
следовательно, создать надёжный заградительный барьер от Англии и Франции.
В декабре 1924 года в стране были проведены выборы в рейхстаг.
Большинство голосов избирателей получили буржуазные партии. 15 января 1925
года из представителей буржуазных партий. Было сформировано правительство
Лютера, выражавшее интересы крупных промышленников и аграриев.
Активизировалась внешняя политика Германии. Правящие круги стали добиваться
равноправия страны в международных делах, наблюдалась борьба двух
тенденций: на сплочение со странами Антанты и на улучшение отношений с
СССР.
Острый характер приняли состоявшиеся весной 1925 года выборы нового
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|