скачать рефераты

МЕНЮ


Германо-советские отношения в 1919-1929 гг

Представительство РСФСР в Берлине признавалось германской стороной

единственным представительством России. Статья 2 соглашения устанавливала

для глав представительств права официально аккредитованных миссий.

Соглашение так же устанавливало, что кроме данных представительств, на

взаимной основе должны были быть созданы специальные торговые миссии.

Соглашение 6 мая 1921 года означало переход германского империализма к

политике соглашений с Советской страной.

Новое обострение репарационного вопроса 1922 года свидетельствовало о

неразрешимости серьёзных противоречий существовавших между Германией и

державами–победительницами. Внешнеполитическое положение Германии

становилось всё более и более неустойчивым. В создавшейся обстановке

Германия вновь обратила взоры к Советской России. В начале апреля 1922 года

в Берлине состоялись германо-советские переговоры. Были обсуждены вопросы

об экономическом взаимоотношении Советской России и Германии, включая

вопросы о концессиях и отказе Германии от претензий на возмещение убытков

от национализации, проведённой в РСФСР. Делегация РСФСР предложила

достигнуть соглашения на основе полного и безоговорочного отказа Германии

от требования о возмещении убытков. Данные переговоры, начатые в Берлине,

не были оформлены документально. Германское правительство надеялось

использовать свои переговоры с советской Россией для торга с державами-

победительницами на Генуэзской конференции. Однако представители этих

держав не пошли Германии на встречу, но Советская Россия стала важным

фактором международной политики, с чем не могли не считаться

правительственные круги Германии. Именно с эти связано многие уступки и

компромиссы, на которые было обречено правительство Германии. Кроме того,

разгром интервентов и уверенная позиция российской делегации в Генуе

убедило германское правительство в том, что РСФСР является достаточно

надежным гарантом и противовесом в переговорах со странами Антанты. Таким

образом, для Германии союз с Советской Россией давал реальную возможность

улучшить свое международное положение и усилить позиции в переговорах с

державами-победительницами.

Экономические связи Советской России также имели для Германии

чрезвычайное значение ёмкость и близость советского рынка, хорошие сырьевые

источники были целью для немецких промышленников и сулили для неё большие

выгоды. Германские монополисты надеялись даже, по возможности,

монополизировать. Кроме того, сама Россия сделала Германии подобное

предложение ещё в Берлине, и теперь, для немецкого капитала было глупо

упускать такую возможность. Таким образом, рейхсканцлер Вирт, сам выступил

инициатором возобновления прерванных в Берлине переговоров с делегацией

РСФСР. В результате этих переговоров было достигнуто соглашение, и 16

апреля 1922 года в Рапалло (близ Генуи) был подписан советско-германский

договор[30].

Рапалльский договор[31] устанавливал дипломатические и консульские

отношения между Германией и РСФСР (ст. 3). Германия отказывалась от своих

претензий по национализированной в РСФСР капиталистической собственности

(ст. 2), хотя в договоре по настоянию немецкой стороны и была сделана не

имевшая практическое значение оговорка о том, что этот отказ будет иметь

силу лишь при условии, если правительство РСФСР не будет удовлетворять

аналогичные претензии других государств. Рапалльский договор устанавливал

принцип наибольшего благоприятствования в советско-германских торговых и

экономических отношениях (ст. 4), что, безусловно, создавало благоприятную

основу для развития этих отношений. По Рапалльскому договору стороны

отказывались от возмещения военных расходов и убытков, а так же невоенных

убытков граждан обеих стран и расходов на военнопленных. Рапалльский

договор содержал отказ Советской России от германских репараций (ст. 1). Во

всех статьях Рапалльского договора был закреплён принцип равноправия и

взаимности обеих сторон.

Значение подписанного в Рапалло германо-советского договора было

огромно для обеих сторон. Он был одним из первых общеполитических

договоров, заключенных Германией на основах равенства, взаимовыгодного

сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга. Рапалльский

договор практически воплощал в себе идеи мирного сосуществования

государств. Договор создавал базу для развития и укрепления нормальных

политических и экономических взаимоотношений между Советским государством и

Германией в интересах мира и безопасности. Рапалльский договор имел

огромное значение для Германии, находившейся в тисках Версальской системы.

Договор открывал перед Германией перспективу здорового развития всей

экономики, в результате поддержания нормальных торговых отношений с

Советской страной. Рапалльский договор выводил, наконец, Германию из

международной изоляции и обеспечивал ей достаточные условия для дальнейшего

давления на страны Антанты, с целью пересмотра её внешнеполитического курса

в отношении Германии. Рейхсканцлер Вирт заявил о начале поворота во внешней

политики Германии. 20 апреля 1922 года по призыву КПГ по всей Германии

состоялись демонстрации, выражавшие одобрения Рапалльскому договору.[32]

Однако в Германии Рапалльский договор был встречен не всеми охотно и

лояльно. Против договора выступали представители крупнейших концернов,

военщины и правой социал-демократии. Министр иностранных дел Ратенау,

который подписал договор был убит террористами, подосланными реакционными

кругами. Против договора выступали и правительства девяти держав, в том

числе, Англии, Франции. В своей ответной ноте германское правительство

объявило, что оно не может отказаться от договора. Такого рода

настойчивость объяснялась главным образом заинтересованностью

представителей генералитета Германии. Ещё в мае 1921 года на секретных

переговорах сотрудников Министерства Обороны Германии с Советскими

представителями главной темой стала укрепление Советской военной

промышленности с помощью Германии: для создания современной армии

большевиками требовалось техническое содействие и финансовая помощь.

Советское правительство рассчитывало заложить с помощью немецких субсидий и

специалистов основы авиационной и других отраслей военной промышленности. У

германии были свои резоны. Русские не являлись участниками Версальского

договора и не были заинтересованы в его поддержке, в том числе и в

вопросах, касающихся военных ограничений. Огромные природные богатства

России, а также полигоны, удалённые от любопытных глаз наблюдателей

западных держав, давали идеальные возможности как для создания вооружений,

запрещенных мирным договорам, так и для подготовки контингента для

рейхсвера. Поэтому немцы проявили повышенный интерес к переговорам с

Советскими представителями. О ходе их генерал Ганс фон Сект, командующий

рейхсвером, лично информировал рейхсканцлера К.И. Вирта. Переговоры с

русскими эмиссарами завершились тем, что 11 августа 1922 года были

подписаны секретные соглашения[33].

Переговоры о сотрудничестве между РККА и рейхсвером начались ещё в

1922 году. Переговоры в то время велись членом РВС Союза Розенгольцем и,

после длительного обмена мнениями, осенью 1923 года приняли конкретную

форму договоров:

а) с фирмой Юнкерс о поставке самолётов и постройке на территории

СССР авиазаводов;

б) с командованием рейхсвера о совместной постройке завода по выделке

иприта (акционерные общества «ВИКО», «Метахим», «Берслоь»). Далее в 1924

году через фирму «Метахим» был принят нашей промышленностью от рейхсвера

заказ на 400 000 снарядов для полевых 3-ёх дюймовых орудий[34].

Вышеуказанные договоры не дали для нас положительных результатов.

Фирма «Юнкерс» не исполнила взятые на себя обязательства по поставке СССР

металлических самолётов, а также не был построен завод по их производству.

Поэтому договор был расторгнут. Договор о совместной постройке ипритного

завода так же пришлось расторгнуть, так как фирма Штольценберг, которой

рейхсвер со своей стороны перепоручил техническое исполнение, взятых по

договору обязательств, (поставка оборудования и организация производства)

не выполняла их. Поставленное Штольценбергом оборудование не

соответствовало условиям договора, и методы изготовления иприта Советскими

специалистами, а впоследствии и немецкими были признаны устаревшими и

негодными.

Заказ рейхсвера на 3-ёх дюймовые снаряды был исполнен, однако данное

дело принесло большой политический ущерб, как СССР, так и Германии,

поскольку данный факт сотрудничества, по вине самих немцев, стал известен

социал-демократам, которые во главе со Штреземаном, подняли против

Советской России большую компанию в прессе[35].

В целях расширения контактов между германским военным ведомством и

РККА в феврале 1923 года Германия направила в Москву делегацию,

возглавляемую генералом Хасом, руководителем войскового отдела Министерства

обороны. В состав делегации был включен специалист по авиационной техники

из отдела технического оснащения рейхсвера. А в декабре того же года в

Москве было открыто представительство рейхсвера под скромным названием

«Московский центр». Его возглавил полковник Томсен, работавший под

псевдонимом фон Лиц[36]. О характере деятельности этой организации говорят,

в частности, секретные переговоры, на которых были рассмотрены следующие

проблемы:

а) о реконструкции завода подводных лодок в городе Николаеве концерном

«Блом унд Фосс»;

б) о создании в России самолётостроительных заводов фирм «Юнкерс» и

«Фоккер»;

в) о направлении на работу в советские конструкторские бюро

(самолётостроительные, машиностроительные, артиллеристские, боеприпасов и

танковые) немецких специалистов.

Таким образом, первый период сотрудничества Германии и СССР имел мало

положительных экономических результатов, но положил начало политическому

сотрудничеству. Если договорами 1923 года Германия и, в частности, рейхсвер

стремились стать для Советской России поставщиками в области авиации и

химии и обеспечить за собой влияние на соответствующие отрасли советской

промышленности, то, начиная с 1925 года, когда уже ясно определились

неуспехи с Юнкерсом и ипритным заводом, сотрудничество постепенно стало

переводиться на другие рельсы. С этого времени Германия стала больше

заинтересована в том, чтобы приобрести большее влияние на русскую армию,

воздушный флот (влияние на организацию и тактическую подготовку РККА).

Исходя из изученных мнений и приведенных точек зрения на вопрос причин

и задач сотрудничества Германии и Советской России в первые послевоенные

годы, нужно отметить, что отношения этих двух держав строились

исключительно на взаимовыгодных и взаимонеобходимых условиях. Обоюдное

притяжение объяснялось ещё и тем, что, наладив друг с другом

дипломатические контакты, Германия и Советская Россия смогли вместе

противостоять мировому сообществу в тот период, отвергавшему и не

признававшему легитимность существования данных государств. Германия,

чувствуя необходимость в сотрудничестве с РСФСР, отказалась не только от

интервенции в начале 20-х годов, но и закрепила довольно дружеское

расположение подписанием Ропалльского договора, тем самым, заставив страны

Антанты придержать послевоенные санкции, а позже и вовсе пересмотреть их в

пользу Германии.

В свою очередь Советская Россия, находясь в подобном положении, нашла

в Германии выгодного экономического партнера. Германия умелыми

дипломатическими шагами смогла добиться наибольшей выгоды из германо-

советских отношений, обходя ограничения, налагаемые Версальским договорам.

Для немецкого государства Советская Россия была единственным равным и

полновесным партнером, с которым Германия смогла выстраивать свою политику

в личных интересах, не ущемляя, а напротив, ставя себя в наиболее выгодный

ракурс. Самым лучшим и аргументированным доказательством этого является

начало тайного военного сотрудничества. Таким образом, задачи начала

германо-советской дипломатии таковы:

1. наладить дипломатические отношения друг с другом, выйти из

международной изоляции;

2. в условиях международной изоляции, взаимно дополняя друг друга,

вести экономическое сотрудничество;

3. обходя ограничения мирового сообщества, начать решение

собственных внутриполитических проблем и задач;

4. поддерживать друг друга в соперничестве на международной арене в

отношении третьих стран.

§2. Влияние плана Дауэса на характер германо-советских отношений.

Данное сближение Советской России и Германии происходило на фоне

углубления репарационной проблемы, и тем самым, процесс сближения

становился реактивным, поскольку Советское государство являлось

единственной страной, которая выразила решительный протест против оккупации

Рура. Рассмотрим данные события и роль России в них.

12 июля 1922 года германское правительство вынесло в очередной раз

вопрос о моратории для репарационных платежей, ссылаясь на «растущее

экономическое и финансовое расстройство Германии»[37]. Репарационная

комиссия вынесла решение рассмотреть германскую просьбу о моратории. В

связи с этим германское правительство попросило Париж не настаивать до

принятия комиссией решения на выполнение Германией сроков платежей. Франция

в основном удовлетворила германскую просьбу, приостановив, правда, только

вывоз германского имущества из Эльзаса-Лотарингии и приняв некоторые другие

охранительные меры. В середине августа 1922 года Франция потребовала, в

связи с Лондонской конференцией по репарационному вопросу, выполнение

репарационных платежей в ультимативном порядке, объявив о принятии в

противном случае контрмер (высылка немцев из Эльзаса-Лотарингии с

конфискацией их имущества в пользу Франции)[38].

Перед лицом неуступчивости Франции в вопросе о репарациях германские

империалисты надеялись на соглашение с Англией и США о длительном моратории

платежей. Отставка 22 ноября 1922 года правительство Вирта после новой его

просьбы о моратории была показателем конца «политики выполнения».

22 ноября 1922 года в Германии было формировано правительство Куно –

генерального директора американо-германского акционерного общества

океанского судоходства (ГАПАГ). Таким образом, была сделана ставка на

разрешение репарационного вопроса с помощью США. Однако, первая же

конференция по репарационному вопросу, состоявшееся в канцлерство Куно,

отвергла германские требования. 11 декабря 1922 года заключительное

заседание конференции премьер министров союзных стран в Лондоне признало

«неудовлетворительным» план «урегулирования» репараций, предложенный

Куно[39]. 26 декабря репарационная комиссия вновь констатировала

умышленное невыполнение Германией своих обязательств по репарациям. Речь

шла о срыве поставок Германии угля и леса Франции в 1922 году. Перед

Германией ясно вырисовывалась угроза применения санкций со стороны Франции.

10 января 1923 года Франция, воспользовавшись очередным срывом поставок

угля и леса, что установила репарационная комиссия, 9 января 1923 года

решила идти по пути сепаратных действий. Французское правительство заявило,

что посылает в Рур контрольную комиссию для обеспечения регулярного

поступления репарационных платежей. Комиссию должны были сопровождать

войска для охраны гарантии выполнения её задач. К решению Франции

присоединилась Бельгия. На следующий день, 11 января, французские и

бельгийские войска вступили в Рур. Это было начало оккупации Рура.

Советский Союз был единственным государством, решительно выступившим в

связи с оккупацией Рура в защиту Германии, позиция Советского правительства

была изложена в Обращении Всероссийского Центрального Исполнительного

Комитета к народам всего мира, принятым 13 января 1923 года.

«В этот критический момент, - говорилось в документе, - рабоче-

крестьянская Россия не может молчать. Верная своей всегдашней борьбе против

империализма, своей всегдашней защите права народов на самоопределение и

своим призывам к разоружению, она и на этот раз поднимает свой голос

негодования и протеста против совершенного правительством Франции

преступления»[40].

Таким образом, заявление Советского государства включало в себя ноты

рационалистического подхода во внешнеполитическом курсе. В сложившейся

ситуации Россия никак иначе не могла отреагировать на внешние условия, так

как совсем недавно завязавшаяся дружба требовала подкрепления практическими

действиями, что обоюдно понимали Германия и Советская Россия. Отмечая, что

в основе происходящих событий лежали хищнические интересы

империалистических держав, обращение подчёркивало, что оккупация Рура

является одним из последствий грабительского Версальского договора.

Советское правительство одновременно возложило ответственность за содеянное

и на союзников Франции. «Её союзники, - говорилось в цитируемом документе,

- могли помешать и не помешали совершению преступления. Они либо принимают

активное участие в захвате Рурской области, либо предательски умыли руки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.