скачать рефераты

МЕНЮ


Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

достижением переговоров следует считать укрепление системы ГАТТ. Соглашения

по защитным мерам, торговле текстилем и одеждой свидетельствуют о том, что

в ходе “уругвайского” раунда переговоров эрозия основных принципов ГАТТ,

произошедшая в результате распространения так называемых “добровольных

ограничений экспорта” и других “оправданных” защитных мер, была преодолена.

Кроме того, протоколы договоренностей стран-участниц переговоров о снижении

и отмене ставок таможенных тарифов и других ограничительных мер в отношении

импорта и экспорта товаров и услуг, а также более четкие и определенные

обязательства в области государственного участия во внешней торговле - все

это говорит о том, что процесс либерализации международной торговли

возобновлен с новой силой. Наряду с принципиально новыми направлениями в

деятельности ГАТТ в результатах “уругвайского” раунда нашли отражение и

традиционные вопросы. Так, были достигнуты договоренности по снижению

ставок таможенных тарифов развитыми государствами. После ратификации этих

договоренностей на национальном уровне многие сектора окажутся вообще

освобожденными от тарифных ограничений. Особого внимания заслуживает тот

факт, что именно на “уругвайском” раунде переговоров развивающиеся страны

впервые приняли на себя значительные обязательства.

В ходе переговоров многие статьи ГАТТ, в частности, касающиеся правил

определения происхождения товара, импортного лицензирования, таможенной

оценки товара, участия государства во внешнеторговых операциях и

технических барьеров в торговле получили новую интерпретацию. Суть

изменений этих статей является отражением процесса перехода от общих к

более конкретным, а, следовательно, более эффективным правилам и

процедурам. Заключение этих соглашений должно также обеспечить условия для

формирования обоснованного с юридической точки зрения, а не получившего

распространение политизированного, подхода к решению спорных вопросов.

Однако, наряду с очевидным успехом многосторонних торговых переговоров,

следует упомянуть о том, что некоторые проблемы так и не нашли разрешения в

контексте основополагающих принципов ГАТТ, провозглашающих открытый,

недискриминационный режим международной торговли и инвестирования. Так,

например, соглашения по экспортным субсидиям, по замене нетарифных

ограничений тарифными вряд ли можно в общем характеризовать как меры,

значительно либерализирующие режим международной торговли. Пересмотренные

положения антидемпингового кодекса равно как и новый кодекс по инвестициям

пока не способны обеспечить решение фундаментальной проблемы честной

конкуренции в рамках открытой мировой экономики - вероятность коллизии

между конкуренцией и торговой политикой все еще высока. Кроме того

соглашения по международным инвестициям не учитывают всей важности прямых

иностранных инвестиций для международной интеграции и экономического

развития. Вероятно, вопрос о создании кодекса по международным инвестициям,

в полной мере отражающего принцип недискриминации в этой сфере, должен

стоять на повестке дня будущих переговоров.

Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в

многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках

Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее

значительных международных событий, основным результатом которого стало

создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы

многосторонних торговых отношений.

Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь

юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при

всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение

приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного

рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую

Организацию (ВТО).

2.2. Создание ВТО

Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны

руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым

значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения

роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам

справедливой и свободной торговли; и в-третьих, той исключительной ролью,

которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных

возможностей для участников международной торговли.

Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения

статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания

Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот

недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем,

связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами

Соглашения.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы

ГАТТ новой, интегрированной международной организацией, наделенной

полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил

международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров.

Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой

организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в

результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической

точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда,

учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей

“токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно.

Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все

договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров,

являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и

ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все

содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции:

- она действует как комплекс согласованных на многосторонней основе

правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По

существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на

мировых рынках;

- она выполняет роль форума для торговых переговоров, направленных на

либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем

открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих

правил;

- она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам

стран-членов ВТО разрешать споры между собой.

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые

приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия

и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей

ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации.

Кроме того примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне,

также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.[22]

Подводя итог, следует подчеркнуть, что система ГАТТ/ВТО занимает

центральное место в регулировании системы международных экономических

отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу,

международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства,

не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение

аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие

правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО.

Глава 3. РОССИЯ И ВТО

3.1. Цели вступления в ВТО.

На фоне вышеизложенного можно сфокусировать внимание на том, чем для

России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно она не сможет

пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех пор, пока не будет являться

полноправным членом системы. Но даже не начальной стадии положительный

эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки,

так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать

пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате

“уругвайского” раунда”.[23] Улучшение атмосферы мировой торговли должно

стимулировать продолжение перестройки производства с целью извлечения

наибольшей пользы из конкуренции.

Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества

смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле

России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти

преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ,

начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от

субсидирования.

Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших

областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического

подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае

с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь

ускорить развитие внутри страны.

Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и

другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и

юридической защищенности. Став членом ВТО Россия сможет воспользоваться

всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными

участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России

придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках

многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и

услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств,

согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в

себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100%

российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти

половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[24] Россия

получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также

получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров

в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.

Дополнительная юридическая безопасность, получаемая российским экспортом

при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать

укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит

перспективу на увеличение иностранного инвестирования.

Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для

России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный,

основанный на согласованных принципах порядок торговли не только

предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но

и дает своего рода “путеводную звезду”[25] экономическим реформам,

направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в

международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю

экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и

помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении.

Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран

переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие

в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней

торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными

группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами.

Наконец, ВТО также предоставляет возможность укрепления глобального

взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым

мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения

этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми

структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их

работой и деятельностью многосторонней системы торговли.

3.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО.

В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и

торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране

мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не

участвующее в этом Соглашении, или правительство действующее от имени

отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении

своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим

соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени

той территории на условиях, которые будут согласованы между таким

правительством и Договаривающимися Сторонами”.[26] Причем решение о

вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц

Соглашения.

Сама процедура вступления в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов:

1. После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ Совет

представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе

основных документов, представленных правительством страны-заявительницы,

включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства

соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам

и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

2. Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ, отвечает на

полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только

внешнеторгового режима, но и большинства аспектов экономической жизни -

макроэкономической политики, финансовой и кредитной систем, механизма

налогообложения.

3. Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с

рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении страны-

заявительницы.

4. Страны-члены ГАТТ обсуждают доклад или проект протокола, на основании

которого на своей очередной сессии выносят решение. В правовом плане

протокол о присоединении может рассматриваться как своеобразное

соглашение между вступающей страной и государствами-участниками

Соглашения.

По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в 1986

году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году СССР

получает в ГАТТ статус наблюдателя.[27] Практика установила, что страны

наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных

условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и

участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной

основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального

соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не

несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

Советскому Союзу получил статус наблюдателя для участия на регулярной

основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета

ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница

СССР, наряду с 16 государствами нечленами ГАТТ и 28 международными

организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ

дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ,

исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а

также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда

многосторонних торговых переговоров.

В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и

торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к

этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено

принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки

условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме

Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает

традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а также

вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых

переговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и

предоставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении торговых

аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с

Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других

“новых сфер”.

В соответствии с установившейся практикой в ответ на этот меморандум

члены ВТО передали вопросы правительству Российской Федерации. Всего их

насчитывается около четырехсот.[28] Ожидается, что в ближайшее время Россия

полностью ответит на все вопросы и переговоры по присоединению к ВТО смогут

подвигаться дальше.

Вопросы касаются каждого элемента режима внешней торговли, включая

вопрос эксклюзивной или общей юрисдикции центральных или местных органов

власти в вопросах торговли, а также роли различных министерств и других

государственных ведомств в вопросах торговли.

Что более важно, вопросы касаются намерений правительства Российской

Федерации в области экономической реформы, включая ситуацию с балансом

платежей и структуру внешнего долга. Отдельные вопросы относятся к

демонополизации экономики, ограничениям на внешнеторговые операции,

приватизации государственных предприятий и многому другому.

Вопросы о системе валютно-финансовых отношений, мерах по достижению

конвертируемости рубля и о бюджетных выкладках дают четкий сигнал о том,

что члены ВТО хотели бы, чтобы процессы экономической трансформации и

реформы были доведены до конца.

Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и

намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли,

включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и

экспорту товаров.

Другие вопросы касаются отношений Российской Федерации с другими

странами СНГ, выполнения Россией положений Соглашения по интеллектуальной

собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.

На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его

рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти

вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что “ВТО и ее члены готовы помочь

странам, подающим заявки, соответствовать необходимым требованиям. В рамках

возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим заявки, имеет

приоритетное значение.”[29] Это могут быть курсы обучения или семинары в

данном государстве или предоставление экспертной помощи в области

проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа

подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс

интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.