скачать рефераты

МЕНЮ


Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

участие в подобных курсах, последние из которых оплачивались Соединенными

Штатами.

Таким образом, путь России в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким

процессом разработки условий участия России в мировой торговле. Прежде

всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась десятилетиями.

Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны

приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Россией же стоит

задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в течение короткого

промежутка в несколько лет.

3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО.

Как уже отмечалось, при вступлении в систему ГАТТ/ВТО Россия получит не

только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие

обязательства в области импортной политики.

Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения

существующей торговой политики, а следовательно, увеличат необходимость

продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть

таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в

ГАТТ в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в

соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того,

партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок.

Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на

переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих

стран.

В действительности необходимые корректировки импортной политики могут

также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки

зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с

иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в

направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это

относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры

принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие

против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие

изменения, необходимые для развития экономики.”[30] Ведение национальной

торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять

этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке

торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным

интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным

секторальным интересам.

Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а,

скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим

основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований,

предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО.

3.3.1. Участие государства во внешнеторговой деятельности.

Основные институциональные изменения в этой сфере произошли в ноябре

1991 года, когда принятым законом была упразднена официальная

государственная монополия на внешнеторговую деятельность. Российские

экспортеры и импортеры получили возможность самим выбирать внешнеторговых

партнеров. Непосредственное участие государства во внешней торговле было

значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства

по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты,

в частности “Русконтракт”.

Однако, вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в

разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние

межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ,

сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей.

Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем

взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже

уровня цен мирового рынка.

Наряду с двусторонними соглашениями со странами СНГ другие сектора

внешней торговли также были подвержены вмешательству государства. В 1992 и

1993 годах государство осуществило импортные закупки на сумму в 20 млрд. и

12 млрд. долларов соответственно.[31] Зачастую финансируемый за счет

внешних займов импорт состоял в основном из пшеницы и фармацевтических

товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными

товарами”, такими как сырая нефть, электроэнергия, удобрения, рыба, икра и

древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также

являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны

государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны

пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию.

Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении

экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы

избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по

сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок

новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт

сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных

доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за

внешнеторговой деятельностью.

Продолжающийся процесс приватизации также окажет определенное влияние на

внешнеторговую деятельность, так как некоторые государственные

производители, являющиеся крупными внешнеторговыми агентами, вовлечены в

этот процесс. Например, Газпром, крупнейший в мире производитель газа, уже

предложил к продаже около 38% своих акций. Аналогичные изменения формы

собственности ожидают нефтяную компанию Лукойл.

Итак, несмотря на то, что существенный прогресс в решении проблемы

государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность очевиден,

некоторые области все еще находятся под централизованным контролем. Прежде

всего речь идет о двусторонних торговых отношениях России со странами СНГ и

о экспорте стратегического сырья.

3.3.2. Регулирование импорта.

Российская Федерация достаточно успешно справляется с задачей

формирования всесторонней юридической и институциональной инфраструктуры в

сфере импорта. Прежде всего следует упомянуть введение нового Таможенного

Кодекса и принятие Гармонизированной Системы описания и кодирования

товаров. Многие положения новой нормативной базы, касающиеся, например,

таможенной очистки товаров и сопроводительной документации, вполне

соответствуют международным требованиям.

Таможенный Тариф Российской Федерации, введенный в середине 1992 года,

содержи четыре колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II)

развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по

режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым

предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не

предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70%

импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в

среднем 5%.[32] Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в

период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки

и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 -

1993 годах объяснялось соображениями фискального характера, то изменения

1994 - 1995 годов, вероятно, явились ответом на давление со стороны

промышленных и сельскохозяйственных отраслей, почувствовавших растущую

иностранную конкуренцию.

В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается

таможенным сбором составляющим 0.15% от стоимости товара.

Другая проблема связана с применением таможенных формальностей.

Пресловутая неразвитость таможенной службы создает существенные затруднения

при использовании глубоко дифференцированного таможенного тарифа.

В настоящее время различные товары ввозятся в Российскую федерацию

беспошлинно: мясо, рыба, молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники,

медицинский инструмент, сельскохозяйственная техника, пластмассы и т.д. С

февраля 1993 года большая часть импортных товаров, за исключением

продовольственных товаров, медикаментов и обуви, облагается 20% налогом на

добавленную стоимость. Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные

изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут

составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара. Импортное

лицензирование распространяется на ограниченную долю импорта (3%).[33]

Доходы государственного бюджета от таможенных пошлин и сборов составили

в 1993 году 2 256 млрд. рублей (13.2% совокупных доходов бюджета).[34]

Однако из-за существующих бюджетных проблем и вероятного снижения доходов

от централизованного экспорта тарифная политика, очевидно, будет подвержена

дальнейшему фискальному давлению.

Как уже отмечалось, наиболее значительное достижение в области

либерализации импорта связано с упразднением системы централизованного

импорта в 1994 году. Однако недавнее увеличение ставок таможенного тарифа

свидетельствует о неустойчивости процесса либерализации импортной политики,

возникающей, вероятно, благодаря протекционистскому давлению со стороны

некоторых отраслей, традиционно имеющих в распоряжении мощные политические

рычаги - сельскохозяйственный сектор, автомобильная промышленность.

Являющиеся следствием подобного давления выборочные повышения ставок

таможенного тарифа создают риск углубления и без того существенных

отраслевых диспропорций. Наконец, слишком частые корректировки таможенных

пошлин и процедур делают импортное регулирование мало предсказуемым,

ухудшая тем самым общие условия внешнеторгового режима страны.

3.3.3. Регулирование экспорта.

Большая часть экспортных ограничений приходится на продукцию топливно-

энергетического комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары

являются основным содержанием российского экспорта, экспортные барьеры

охватывают значительную его долю. Наиболее значимыми ограничениями являются

экспортные квоты, которые действуют как количественные ограничения и

предполагают жесткое государственное регулирование. Большая часть квот

распределена МВЭС среди государственных внешнеторговых компании, и лишь

незначительная их часть (около 5%) была предложена к продаже на аукционах.

Как положительную тенденцию в развитии экспортной политики следует отметить

сокращение с 17 товарных групп, подвергавшихся процедуре квотирования в

1992 году, до 12 в 1994 году.

Экспортные пошлины, введенные в январе 1992 года, распространяются

прежде всего на природные ресурсы и затрагивают около 75% российского

экспорта.[35] За год количество товарных групп, подлежащих обложению

экспортными пошлинами сократилось с 53 до 29. С февраля 1993 года

экспортные пошлины распространяются также на торговлю со странами СНГ,

исключая межправительственные поставки. Несмотря на частые корректировки

экспортных пошлин, общая тенденция к сокращению объема облагаемых пошлиной

товаров сохраняется. Все товары, экспортируемые из Российской Федерации, за

исключением сырой нефти и газа, освобождены от налога на добавленную

стоимость и акцизов.

Экспортное лицензирование, ранее распространявшееся на энергию и

сырьевые товары, теперь ограничено узким кругом товаров, чей экспорт

регулируется в рамках двусторонних торговых соглашений. В соответствии с

Указом Президента квоты и лицензии в отношении экспорта нефти и газа должны

быть отменены к середине 1994 года. Все эти меры говорят о признании

неэффективности количественных ограничений как инструмента регулирования

экспорта.

В ответ на рост начатых антидемпинговых расследований в отношении

российского экспорта правительством было принято Постановление о мерах по

урегулированию торговых споров в связи с экспортом российских товаров, в

соответствии с которым правительство уполномочено лишать лицензий и вводить

ограничения на экспорт в отношении фирм, осуществлявших недобропорядочную

торговую деятельность.

Подводя итог характеристике экспортного регулирования в Российской

Федерации следует отметить, что ограничения распространяются на

значительную долю Российского экспорта. Государственное вмешательство в

экспортную деятельность остается на достаточно высоком уровне, в основном

благодаря квотам, практике централизованного экспорта, лицензированию и

процедуре регистрации стратегических экспортеров. Вообще говоря, России

пока не удалось преодолеть антиэкспортное предубеждение, традиционное для

стран с централизованно планируемой экономикой, и поэтому все достижения в

области экспортной политики сводятся на нет существующими ограничениями.

Следовательно предложенные меры по упразднению квотирования и

лицензирования экспорта нефти, если они, конечно, будут осуществлены,

станут важным шагом в процессе устранения экспортных ограничений.

3.3.4. Основные выводы.

По мнению экспертов, информация, переданная правительством Российской

Федерации в ГАТТ, свидетельствует о том, что за последнее время торговый

режим страны подвергся существенной трансформации. Наиболее ощутимым

изменением стала децентрализация внешней торговли, которая, однако,

повлекла за собой ряд негативных последствий как, например, нарушение

системы статистической отчетности и распространение незаконной практики.

Еще одним важным достижением реформы следует считать введение таможенных

тарифов и нового валютного режима, позволившее сформировать основу для

развития открытого, базирующегося на рыночных принципах торгового режима.

Отмена импортного субсидирования и продолжающиеся попытки смягчения

экспортного контроля - также отражение благоприятных результатов проводимой

реформы.

Однако российский торговый режим еще далеко не полностью соответствует

требованиям, предъявляемым к стране, желающей вступить в систему ГАТТ/ВТО.

Современная ситуация в сфере внешнеторговой политики отражает

общеэкономическую нестабильность и неопределенность. Несмотря на то, что

правительству удается сдерживать инфляцию, ее уровень все еще достаточно

высок для того чтобы исказить поступающую к отечественным производителям

информацию о ценах на мировом рынке, и побудить последних к осуществлению

бартерных операций. Столь необходимому прогрессу в области либерализации

цен препятствует множество разнообразных экспортных ограничений и запретов.

Поскольку внутренние цены на некоторую продукцию, в частности на энергию и

продовольственные товары, регулируются административными методами и

поддерживаются на более низком по сравнению с мировым уровне, правительство

стремится обеспечить достаточный уровень отечественного предложения, вводя

различные ограничения на экспорт таких товаров. Но несмотря на эти

ограничения и благодаря устойчивой разнице между мировой и внутренней

ценой, распространение получает незаконная торговая практика.

Ряд проблем существует в сфере внешнеторговой практики России. Так, ее

внешнеэкономические связи с зарубежными странами значительно осложнены из-

за нерешенных вопросов, связанных с платежами. Значительная доля внешней

торговли России приходится на бартерные сделки, несмотря на временные

запреты и предельно высокие ставки налогообложения подобных сделок. Кроме

того, во внешнеторговых отношениях России с зарубежными государствами над

многосторонним преобладает двусторонний подход, что характеризует эти

отношения как недостаточно развитые и неприспособленные к современным

потребностям мировой торговли. Открытыми остаются вопросы о практике

правительственных закупок.

Благодаря унификации обменного курса и улучшениям в функционировании

валютного рынка удалось значительно либерализовать валютный режим. Однако

проводимая валютная политика зачастую не стыковалась с другими мерами

регулирования внешней торговли. Так, экспортный эффект от падения реального

курса рубля в 1991 - 1992 годах был практически сведен на нет чрезмерным

экспортным контролем и высокими экспортными пошлинами. Фактическое

увеличение экспорта в этот период, вероятно, объясняется другим

обстоятельством, а именно сокращением совокупного внутреннего спроса.

Таким образом, можно выделить основные препятствия на пути реформы

внешнеторговой политики в Российской федерации. Во-первых, взаимное

несоответствие и противоречивость различных направлений внешнеторговой

политики. В этом отношении, наиболее показательным примером является

наличие жестких экспортных ограничений в условиях, когда между внутренней и

мировой ценой устанавливается устойчивая разница. Во-вторых, отсутствие

согласованности между проводимой торговой политикой и целями

общеэкономической реформы - значительное импортное субсидирование

определенно не увязывается с декларируемыми бюджетными ограничениями. В-

третьих, неразвитость (даже по сравнению с другими странами с переходной

экономикой) финансового сектора, его нестабильность и диспропорции, которые

препятствуют созданию благоприятных условий для финансовой поддержки

торговли и снижению все еще высокой доли бартерных сделок.

В целях повышения эффективности макроэкономического регулирования

экономики Российской Федерации предстоит решать задачу дальнейшей

децентрализации внешних экономических связей одновременно с решением

вопросов, связанных с распределением полномочий между федеральными и

местными органами власти. Принимая во внимание сложную внутриполитическую

ситуацию в России, связанную с объективным стремлением центральной власти

укрепить свои позиции и ужесточить контроль, процесс распределения

полномочий обещает быть довольно сложным. С другой стороны, чрезмерная

децентрализация, в результате которой различные министерства получат

большой объем полномочий, может увеличить вероятность возникновения лобби

со стороны крупных промышленных или иных групп, целью которого станет

установление для них привилегированного режима.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли

становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО.

Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось

решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции,

основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой

концепции для России сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает России

перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.