скачать рефераты

МЕНЮ


Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и

новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться

существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.

Российское правительство признало это, сделав официальную заявку на

присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен

сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное

начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности

реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в

одном направлении с российскими экономическими реформами, нацеленными на

построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет

реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении

процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли,

недоступных за пределами системы ВТО.

Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в России в

рамках проблемы присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, обобщим стоящие

перед ней цели:

1. Приоритетное применение ценовых методов и механизмов в регулировании

внешней торговли. В регулировании импорта основным инструментом должны

стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие экспортные квоты

должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились

бы с разницей между внутренней и мировой ценой.

2. Упразднение правительственных закупок. После отмены централизованного

импорта, практика централизованного экспорта должна быть также исключена,

равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.

3. Приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям.

4. Расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной

структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих

экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных

пошлин.

5. Формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта.

Недавнее увеличение импортных пошлин свидетельствует о тревожной тенденции

к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах.

Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем

принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных

тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.

6. Отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли в

других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности,

поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может

осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других,

связанных с торговлей, налогов и сборов.

Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой

политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом,

достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства.

Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен

со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической

ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед

общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в

России стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки

хозяйства.

Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди

наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то,

что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой

точки”, процесс ее превращения в полноправного участника международных

экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует

значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в

этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти

трудности.

Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит,

безусловно, на правительстве России. Однако большое значение имеет

международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему

международой торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа

российской продукции на западные рынки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.

Российская Федерация: Основные экономические показатели

|Показатели |1993 год |1994 год |1995 год |

|Площадь | |17 075 | |

|(тысяч кв. км) | | | |

|Население |148.3 |148.2 |148.1 |

|(млн. чел., на конец года) | | | |

|Реальный ВВП |- 12.0 |- 15.0 |- 5.0 |

|(Прирост в %) | | | |

|Инфляция |840 |226 |100 |

|(Рост среднего уровня цен в %) | | | |

|Безработица |5.5 |6.0 |8.0 |

|(Доля эк-ки активного нас., в %) | | | |

|Доля частного сектора в ВВП |21 |25 |* |

|(в % к ВВП) | | | |

|Обменный курс |930 |2258 |5218 |

|(рубль/долл.США, в среднем) | | | |

|Сальдо торгового баланса |10 |15 |10 |

|(в млрд.долл.США) | | | |

|Прямые иностранные инвестиции |0.7 |0.8 |* |

|(в млрд.долл.США) | | | |

|Внешний долг |83 |91 |102 |

|(в млрд.долл.США) | | | |

___________________________________________

* - нет данных.

Источник: OECD Economic survey: The Russian Federation, Dec. 1995.

Таблица 2.

Российская Федерация: Внешняя Торговля

|Показатели |1993 год |1994 год |1995 год |

|Совокупный объем экспорта |62.7 |66.7 |35.6 |

|(млрд.долл.США) | | | |

|Совокупный объем импорта |47.3 |51.2 |24.8 |

|(млрд.долл.США) | | | |

|Доля российского экспорта товаров |1.7 |* |* |

|в мировом экспорте (в %) | | | |

|Доля российского импорта товаров в|0.7 |* |* |

|мировом импорте (в %) | | | |

|Доля российского экспорта услуг в |0.6 |* |* |

|мировом экспорте (в %) | | | |

|Доля российского импорта услуг в |0.9 |* |* |

|мировом импорте (в %) | | | |

___________________________________________

* - нет данных.

Источник: OECD Economic survey: The Russian Federation, Dec. 1995.

Таблица 3.

Российская Федерация: Товарная структура внешней торговли (в %)

| |1994 |1994 |1995 |1995 |

| |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |

|Продовольствие и с.х. сырье |2.7 |26.6 |4.2 |19.7 |

|Минеральное сырье |54.3 |2.9 |51.1 |3.3 |

|Минеральные удобрения |6.4 |9.8 |6.0 |6.1 |

|Кожа и мех |0.2 |1.7 |0.2 |2.0 |

|Древесина, целлюлоза |3.6 |1.3 |4.1 |0.7 |

|Текстильные изделия, обувь |0.7 |11.2 |0.4 |15.9 |

|Продукция металлургии |16.3 |3.4 |20.4 |3.8 |

|Машины и оборудование |9.3 |39.2 |7.1 |35.5 |

|Прочие |6.5 |4.0 |6.5 |13.0 |

___________________________________________

Источник: OECD Economic survey: The Russian Federation, Dec. 1995.

Список использованной литературы:

Монографии

1. Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник,

Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М.:Республика. -

1992 г. - 336 стр.

2. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”,

Редколлегия журнала ‘Вестник Санкт-Петербургского Государственного

Университета’, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб. -

1992 г. - 48 стр.

3. Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский

Конъюнктурный Институт, М. - 1991 г. - 71 стр.

4. Bronkers M. “WTO implementation”, Hearing before the US Senate, 104th

Congr., Washington.: Government Print. - 1995. - 75 p.

5. “Regionalism and the world trading system”, World Trade Organization,

Geneva. - 1995. - 91 p.

Статьи и публикации

6. Быков А. “Передел мирового рынка и Россия”, Внешняя торговля, М. - 1994

г. №11, стр. 2-7.

7. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”,

Экономика и коммерция, М. - 1995 г. №3, стр. 95-106.

8. Дюмулен И. “Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы

и правила”, Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, стр. 34-44.

9. Купалов И.В. “Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в

рамках ГАТТ”, Московский журнал международного права, М. - 1994 г. №1, стр.

85-99.

10. Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 1992 г.

№12, стр. 2-5.

11. Монгуш Т.Ф. “Регулирование международного обмена услугами”, США:

Экономика. Политика. Идеология., М. - 1992 г. №8, стр. 37-43.

12. Овчинников К. “Что ждет Россию в ГАТТ?”, Экономика и жизнь, М. - 1994

г. №52, стр. 2.

13. Полуэктов А. “Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда”, Внешняя торговля, М. - 1994 г. №4, стр. 23-36.

14. Полуэктов А. “Важнейший этап на пути на мировой рынок”, Внешняя

торговля, М. - 1995 г. №7/8, стр. 11-18.

15. Сабельников Л.В. “Генеральное соглашение по торговле услугами”, БИКИ,

М. - 1995 г. №84, стр. 1-7.

16. Сазерленд П. “Россия и Всемирная Торговая организация”, Международная

жизнь, М. - 1995 г. №9, стр. 118-124.

17. Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным

участником международной торговли”, Joint Ventures, М. - 1994 г. №3, стр. 1-

4.

18. Смирнова Е.В. “ГАТТ - завершение “уругвайского” раунда”, БИКИ, М. -

1994 г. №5, стр. 1-8.

19. Тайгунов А. “Как вступают в ГАТТ”, Внешняя торговля, М. - 1990 г. №6,

стр. 23-29.

20. Ушачев И. “Проблемы интеграции России в мировое сообщество”, АПК:

экономика, управление, М. - 1996 г. №1, стр. 14-20.

21. Charnovitz S. “The World Trade Organization and social issues”, Journal

of world trade, Geneva. - 1994, #5, pp. 17-33.

22. Charnovitz S., Wickham J. “Non-governmental organizations and the

original trade regime”, Journal of world trade, Geneva. - 1995, #5, pp. 111-

122.

23. Sabelnikov L. “Russia on the way to the World Trade Organization”,

International Affairs. - 1996, #5, pp. 345-355.

24. Sanford J. “World Trade Organization opens global markets”, Business

America, Washington. - 1995, Jan., pp. 4-10.

25. Russia and the World Trade Organization, Materials of Seminar in

Carleton University, Ottawa, Canada. - Nov. 4-14, 1996.

- Overview of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations

- Designing new trade policies in the New Independent States: The Case of

Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 39-63)

- Trade Barriers in the Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 43-58)

-----------------------

[1] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 23.

[2] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.

Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 2.

[3] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.

[4] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.

Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 6.

[5] Chavronitz S., Wikham J. Non-governmental organizations and the

original trade regime.

Journal of world trade, Geneva. -1995, #5, p. 112.

[6] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 12.

[7] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 15.

[8] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы

и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 39.

[9] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 26.

[10] Там же., стр. 27.

[11] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 41.

[12] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 43.

[13] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 57.

[14] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 42.

[15] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 44.

[16] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.

[17] Chavronitz S. The World Trade Organization and social issues.

Journal of world trade, Geneva. -1994, #5, p. 20.

[18] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”

раунда.

Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 27.

[19] Быков А., Передел мирового рынка и Россия.

Экономика и жизнь., М. - 1994 г., №52, стр. 2.

[20] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 64.

[21] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 120.

[22] Russia and the World Trade Organization.

Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada, Overview of the

Uruguay Round of MTN.

[23] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 121.

[24] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9.

[25] Sanford J. World Trade Organization opens global markets.

Business America, Washington. - 1995, Jan., p. 6.

[26] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и

правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 32.

[27] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые

нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 43.

[28] Russia and the World Trade Organization.

Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada, Designing New

Trade Policies in the New Independent States: The Case of Russian

Federation. OECD: Paris. - 1996, p. 39.

[29] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 123.

[30] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 124.

[31] Russia and the World Trade Organization.

Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada Designing New

Trade Policies in the New Independent States: The Case of Russian

Federation. OECD: Paris. - 1996, p. 44.

[32] Sabelnikov L. Russia on the way to the World Trade Organization.

International Affairs. - 1996, #5, p. 346.

[33] Russia and the World Trade Organization.

Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada. Trade barriers in

the Russian Federation.

OECD: Paris. - 1996, p. 147.

[34] Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным

участником международной торговли. Joint Ventures, М. - 1994 г., №3, стр.

3.

[35] Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным

участником международной торговли. Joint Ventures, М. - 1994 г., №3, стр.

4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.