Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО
расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и
новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться
существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.
Российское правительство признало это, сделав официальную заявку на
присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен
сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное
начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности
реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в
одном направлении с российскими экономическими реформами, нацеленными на
построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет
реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении
процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли,
недоступных за пределами системы ВТО.
Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в России в
рамках проблемы присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, обобщим стоящие
перед ней цели:
1. Приоритетное применение ценовых методов и механизмов в регулировании
внешней торговли. В регулировании импорта основным инструментом должны
стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие экспортные квоты
должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились
бы с разницей между внутренней и мировой ценой.
2. Упразднение правительственных закупок. После отмены централизованного
импорта, практика централизованного экспорта должна быть также исключена,
равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.
3. Приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям.
4. Расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной
структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих
экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных
пошлин.
5. Формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта.
Недавнее увеличение импортных пошлин свидетельствует о тревожной тенденции
к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах.
Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем
принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных
тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.
6. Отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли в
других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности,
поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может
осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других,
связанных с торговлей, налогов и сборов.
Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой
политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом,
достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства.
Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен
со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической
ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед
общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в
России стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки
хозяйства.
Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди
наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то,
что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой
точки”, процесс ее превращения в полноправного участника международных
экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует
значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в
этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти
трудности.
Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит,
безусловно, на правительстве России. Однако большое значение имеет
международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему
международой торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа
российской продукции на западные рынки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1.
Российская Федерация: Основные экономические показатели
|Показатели |1993 год |1994 год |1995 год |
|Площадь | |17 075 | |
|(тысяч кв. км) | | | |
|Население |148.3 |148.2 |148.1 |
|(млн. чел., на конец года) | | | |
|Реальный ВВП |- 12.0 |- 15.0 |- 5.0 |
|(Прирост в %) | | | |
|Инфляция |840 |226 |100 |
|(Рост среднего уровня цен в %) | | | |
|Безработица |5.5 |6.0 |8.0 |
|(Доля эк-ки активного нас., в %) | | | |
|Доля частного сектора в ВВП |21 |25 |* |
|(в % к ВВП) | | | |
|Обменный курс |930 |2258 |5218 |
|(рубль/долл.США, в среднем) | | | |
|Сальдо торгового баланса |10 |15 |10 |
|(в млрд.долл.США) | | | |
|Прямые иностранные инвестиции |0.7 |0.8 |* |
|(в млрд.долл.США) | | | |
|Внешний долг |83 |91 |102 |
|(в млрд.долл.США) | | | |
___________________________________________
* - нет данных.
Источник: OECD Economic survey: The Russian Federation, Dec. 1995.
Таблица 2.
Российская Федерация: Внешняя Торговля
|Показатели |1993 год |1994 год |1995 год |
|Совокупный объем экспорта |62.7 |66.7 |35.6 |
|(млрд.долл.США) | | | |
|Совокупный объем импорта |47.3 |51.2 |24.8 |
|(млрд.долл.США) | | | |
|Доля российского экспорта товаров |1.7 |* |* |
|в мировом экспорте (в %) | | | |
|Доля российского импорта товаров в|0.7 |* |* |
|мировом импорте (в %) | | | |
|Доля российского экспорта услуг в |0.6 |* |* |
|мировом экспорте (в %) | | | |
|Доля российского импорта услуг в |0.9 |* |* |
|мировом импорте (в %) | | | |
___________________________________________
* - нет данных.
Источник: OECD Economic survey: The Russian Federation, Dec. 1995.
Таблица 3.
Российская Федерация: Товарная структура внешней торговли (в %)
| |1994 |1994 |1995 |1995 |
| |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |
|Продовольствие и с.х. сырье |2.7 |26.6 |4.2 |19.7 |
|Минеральное сырье |54.3 |2.9 |51.1 |3.3 |
|Минеральные удобрения |6.4 |9.8 |6.0 |6.1 |
|Кожа и мех |0.2 |1.7 |0.2 |2.0 |
|Древесина, целлюлоза |3.6 |1.3 |4.1 |0.7 |
|Текстильные изделия, обувь |0.7 |11.2 |0.4 |15.9 |
|Продукция металлургии |16.3 |3.4 |20.4 |3.8 |
|Машины и оборудование |9.3 |39.2 |7.1 |35.5 |
|Прочие |6.5 |4.0 |6.5 |13.0 |
___________________________________________
Источник: OECD Economic survey: The Russian Federation, Dec. 1995.
Список использованной литературы:
Монографии
1. Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник,
Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М.:Республика. -
1992 г. - 336 стр.
2. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”,
Редколлегия журнала ‘Вестник Санкт-Петербургского Государственного
Университета’, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб. -
1992 г. - 48 стр.
3. Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский
Конъюнктурный Институт, М. - 1991 г. - 71 стр.
4. Bronkers M. “WTO implementation”, Hearing before the US Senate, 104th
Congr., Washington.: Government Print. - 1995. - 75 p.
5. “Regionalism and the world trading system”, World Trade Organization,
Geneva. - 1995. - 91 p.
Статьи и публикации
6. Быков А. “Передел мирового рынка и Россия”, Внешняя торговля, М. - 1994
г. №11, стр. 2-7.
7. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”,
Экономика и коммерция, М. - 1995 г. №3, стр. 95-106.
8. Дюмулен И. “Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы
и правила”, Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, стр. 34-44.
9. Купалов И.В. “Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в
рамках ГАТТ”, Московский журнал международного права, М. - 1994 г. №1, стр.
85-99.
10. Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 1992 г.
№12, стр. 2-5.
11. Монгуш Т.Ф. “Регулирование международного обмена услугами”, США:
Экономика. Политика. Идеология., М. - 1992 г. №8, стр. 37-43.
12. Овчинников К. “Что ждет Россию в ГАТТ?”, Экономика и жизнь, М. - 1994
г. №52, стр. 2.
13. Полуэктов А. “Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда”, Внешняя торговля, М. - 1994 г. №4, стр. 23-36.
14. Полуэктов А. “Важнейший этап на пути на мировой рынок”, Внешняя
торговля, М. - 1995 г. №7/8, стр. 11-18.
15. Сабельников Л.В. “Генеральное соглашение по торговле услугами”, БИКИ,
М. - 1995 г. №84, стр. 1-7.
16. Сазерленд П. “Россия и Всемирная Торговая организация”, Международная
жизнь, М. - 1995 г. №9, стр. 118-124.
17. Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным
участником международной торговли”, Joint Ventures, М. - 1994 г. №3, стр. 1-
4.
18. Смирнова Е.В. “ГАТТ - завершение “уругвайского” раунда”, БИКИ, М. -
1994 г. №5, стр. 1-8.
19. Тайгунов А. “Как вступают в ГАТТ”, Внешняя торговля, М. - 1990 г. №6,
стр. 23-29.
20. Ушачев И. “Проблемы интеграции России в мировое сообщество”, АПК:
экономика, управление, М. - 1996 г. №1, стр. 14-20.
21. Charnovitz S. “The World Trade Organization and social issues”, Journal
of world trade, Geneva. - 1994, #5, pp. 17-33.
22. Charnovitz S., Wickham J. “Non-governmental organizations and the
original trade regime”, Journal of world trade, Geneva. - 1995, #5, pp. 111-
122.
23. Sabelnikov L. “Russia on the way to the World Trade Organization”,
International Affairs. - 1996, #5, pp. 345-355.
24. Sanford J. “World Trade Organization opens global markets”, Business
America, Washington. - 1995, Jan., pp. 4-10.
25. Russia and the World Trade Organization, Materials of Seminar in
Carleton University, Ottawa, Canada. - Nov. 4-14, 1996.
- Overview of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations
- Designing new trade policies in the New Independent States: The Case of
Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 39-63)
- Trade Barriers in the Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 43-58)
-----------------------
[1] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 23.
[2] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 2.
[3] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.
[4] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 6.
[5] Chavronitz S., Wikham J. Non-governmental organizations and the
original trade regime.
Journal of world trade, Geneva. -1995, #5, p. 112.
[6] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 12.
[7] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 15.
[8] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы
и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 39.
[9] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 26.
[10] Там же., стр. 27.
[11] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 41.
[12] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 43.
[13] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 57.
[14] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 42.
[15] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 44.
[16] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.
[17] Chavronitz S. The World Trade Organization and social issues.
Journal of world trade, Geneva. -1994, #5, p. 20.
[18] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 27.
[19] Быков А., Передел мирового рынка и Россия.
Экономика и жизнь., М. - 1994 г., №52, стр. 2.
[20] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 64.
[21] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 120.
[22] Russia and the World Trade Organization.
Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada, Overview of the
Uruguay Round of MTN.
[23] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 121.
[24] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9.
[25] Sanford J. World Trade Organization opens global markets.
Business America, Washington. - 1995, Jan., p. 6.
[26] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 32.
[27] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 43.
[28] Russia and the World Trade Organization.
Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada, Designing New
Trade Policies in the New Independent States: The Case of Russian
Federation. OECD: Paris. - 1996, p. 39.
[29] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 123.
[30] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 124.
[31] Russia and the World Trade Organization.
Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada Designing New
Trade Policies in the New Independent States: The Case of Russian
Federation. OECD: Paris. - 1996, p. 44.
[32] Sabelnikov L. Russia on the way to the World Trade Organization.
International Affairs. - 1996, #5, p. 346.
[33] Russia and the World Trade Organization.
Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada. Trade barriers in
the Russian Federation.
OECD: Paris. - 1996, p. 147.
[34] Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным
участником международной торговли. Joint Ventures, М. - 1994 г., №3, стр.
3.
[35] Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным
участником международной торговли. Joint Ventures, М. - 1994 г., №3, стр.
4.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|