скачать рефераты

МЕНЮ


Международные валютно-финансовые отношения

|Марка ФРГ |0,828 |0,719 |2,13834 |

|Французский |1,15 |1,31 |6,9628 |

|франк | | | |

|Ирландский |0,00759 |0,00871 |0,712956 |

|фунт | | | |

|Итальянская |109,00 |140,00 |1496,21 |

|лира | | | |

|Голландский |0,286 |0,256 |2,40935 |

|гульден | | | |

|Английский |0,0885 |0,0878 |0,630317 |

|фунт | | | |

|Греческая |Нет данных |1,15 |135,69 |

|драхма | | | |

Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. -

p. 1, 13; Financial Times 07.04.86.

В связи с изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в

процентном выражении постоянно меняется. В истекший период этот процесс

шел весьма интенсивно. Как видно из данных табл. 2, доля сильных валют -

марки ФРГ и голландского гульдена до 1984 года росла, в то время как слабых

- итальянской лиры и французского франка - снижалась.

В результате ЭКЮ все в меньшой степени представляла весь набор

входящих в нее национальных валют. Для выправления сложившегося положения

и в соответствии с существующими порядком 15 сентября 1984 года состав

корзины ЭКЮ был пересмотрен (см. табл. 2). Доля сильных валют была

понижена, слабых повышена. Одновременно в корзину была введена греческая

драхма.

По замыслам инициаторов ЕВС ЭКЮ должна стать альтернативой доллару

в качестве международного платежного и резервного средства. Вторым

элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов,

пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для каждой денежной

единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен

исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого

определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.

Удельный вес национальных валют в корзине ЭКЮ

Таблица 3

(%, на конец года).

|Название |Июнь |Июнь |Июнь |Сентябрь |Декабрь |

|валюты и |1975 |1979 |1984 |1984 |1985 |

|её № п/п. | | | | | |

|Бельгийски|8,1 |9,1 |8,0 |8,2 |8,3 |

|й франк | | | | | |

|Датская |3,1 |3,0 |2,6 |2,7 |2,8 |

|крона | | | | | |

|Франк |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |

|Люксембург| | | | | |

|а | | | | | |

|Марка ФРГ |27,3 |32,9 |37,0 |32,0 |32,8 |

|Французски|22,2 |19,7 |16,8 |19,0 |19,5 |

|й франк | | | | | |

|Ирландский|1,3 |1,1 |1,1 |1,2 |1,2 |

|фунт | | | | | |

|Итальянска|13,5 |9,6 |7,9 |10,2 |9,3 |

|я лира | | | | | |

|Голландски|9,1 |10,3 |11,4 |10,1 |10,4 |

|й гульден | | | | | |

|Английский|15,1 |14,0 |14,9 |15,0 |14,5 |

|фунт | | | | | |

|Греческая |Нет данных|Нет данных|Нет данных|1,3 |0,9 |

|драхма | | | | | |

Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. -

p. 11; Business Week. - February 10. - 1986.

Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений рыночных

курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов от

центрального являются +/-2,25%, для Италии - +/- 6%. Сетка паритетов

служит основой для проведения валютных интервенций.

Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и

центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к

ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений,

составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют.

Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению

к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к

национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм

призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении

двусторонних соотношений валютных курсов.

Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных

интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов.Обычно

интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют

которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных

отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наооборот, банк

слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для

страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает

масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим

методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению

учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет

меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит

учетные ставки.

Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая

трудностей в проведении валютных интервенций (т.е. продажи своей валюты

на рынке), она может ими и ограничиться. В результате использование сетки

паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно

проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания

валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества

странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи

валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее

участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не

участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль

за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так

как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана

принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с

курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного

веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с

сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей

денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ

наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не

менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а

не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного

Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов

стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие

мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных

интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и

среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках

двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп"

осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых

пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется.

Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в

котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период

изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для

каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого

кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом

продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в

размере 11 млрд. ЭКЮ.

Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без

каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии

проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на

уровне министров финансов.

Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году должны

были быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что

он заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле

1973 года в период первой попытки Сообщества достичь экономического и

валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд.

до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными

банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС

осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в

ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.

В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма

"европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг

участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов

стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в

области проведения внутренней экономической политики; иной принцип

оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве

индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация

действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных

курсов не должно быть связано с американским долларом.

Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные

черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух

систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в

ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от

одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню

интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера

регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее

инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на

координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью

реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось,

определенные шаги в намечанном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы -

"европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной

системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания

валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину,

отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но

регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой

противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось

маловероятным.

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ

вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в

качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных

валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если

принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались

пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой

нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На

деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и

в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.Впрочем в

связи с намечающимся переходом на ЕВРО позиции доллара в Европе уже не

кажутся такими безоблачными.

Глава 5( МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

5(1 Особенности международного кредитования развивающихся стран.

Во-первых. значительную часть иностранных ресурсов эти страны

получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран,

которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется

преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наиболь

шими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот,

кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по

своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования

западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются

исходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования

разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется

механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития.

экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности). отношений с

ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и

финансовыми институтами. репутации на мировом рынке ссудных капиталов и

т.п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к

специфическим условиям развивающихся стран. интегрированных в мировое

хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и

многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных

банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны

получают непосредственно от промышленно развитых стран. Международных

валютно-кредитных и финансовых институтов. где главными донорами являются

развитые государства. а также на мировом рынке ссудных капиталов. По

этому международное кредитование развивающихся стран сводится

преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового

хозяйства.

Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется

в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие

получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами.

входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)

5(2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН .

Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой.

принятой Комитетом содействия развитию стран. входящих в ОЭСР. КСР

координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в

отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и

публикацию статистических данных по международному кредитованию

развивающихся стран.

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.

I. Официальное финансирование развития (ОФР).

1.Официальная помощь развитию (ОПР). в том числе двухсторонняя и

многосторонняя.

2.Прочее ОФР. в том числе двухстороннее и многостороннее.

II. Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

1.Международное банковское кредитование.

2.Эмиссия ценных бумаг.

3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов (I + II + II).

В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное

кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники.

Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из

кредитов и на 1/2 из субсидий. которые предоставляются преимущественно

по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали

многосторонние более чем вдвое.

5(3 ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ.

В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось около

1/2 ссудного капитала и субсидий. поступивших в развивающиеся страны.

ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее

ОФР.

Основное различие между ними заключается в условиях предоставления

ресурсов. Если условия кредита (срок. льготный период. уровень

процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования. то

он относится к ОПР. если нет. то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все

безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы:

срок кредита 25 - 30 лет. льготный период - около 10 лет. стоимость

кредиты. относящиеся к прочему ОФР. жестче. но обычно более выгодны

чем кредиты. полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных

капиталов.

Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств. выделяемых странами-

донорами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируют

соответствующие институты. специализирующиеся на политике ОПР. Средства

на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами

стран-доноров. Кредиты. как правило имеют связанный характер. т.е.

привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко

ограничивает рамки использования кредита. сужает маневренность страны-

получателя. Цены на товары. поставляемые в рамках ОПР. нередко

завышаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.