Международные валютно-финансовые отношения
|Марка ФРГ |0,828 |0,719 |2,13834 |
|Французский |1,15 |1,31 |6,9628 |
|франк | | | |
|Ирландский |0,00759 |0,00871 |0,712956 |
|фунт | | | |
|Итальянская |109,00 |140,00 |1496,21 |
|лира | | | |
|Голландский |0,286 |0,256 |2,40935 |
|гульден | | | |
|Английский |0,0885 |0,0878 |0,630317 |
|фунт | | | |
|Греческая |Нет данных |1,15 |135,69 |
|драхма | | | |
Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. -
p. 1, 13; Financial Times 07.04.86.
В связи с изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в
процентном выражении постоянно меняется. В истекший период этот процесс
шел весьма интенсивно. Как видно из данных табл. 2, доля сильных валют -
марки ФРГ и голландского гульдена до 1984 года росла, в то время как слабых
- итальянской лиры и французского франка - снижалась.
В результате ЭКЮ все в меньшой степени представляла весь набор
входящих в нее национальных валют. Для выправления сложившегося положения
и в соответствии с существующими порядком 15 сентября 1984 года состав
корзины ЭКЮ был пересмотрен (см. табл. 2). Доля сильных валют была
понижена, слабых повышена. Одновременно в корзину была введена греческая
драхма.
По замыслам инициаторов ЕВС ЭКЮ должна стать альтернативой доллару
в качестве международного платежного и резервного средства. Вторым
элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов,
пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для каждой денежной
единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен
исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого
определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.
Удельный вес национальных валют в корзине ЭКЮ
Таблица 3
(%, на конец года).
|Название |Июнь |Июнь |Июнь |Сентябрь |Декабрь |
|валюты и |1975 |1979 |1984 |1984 |1985 |
|её № п/п. | | | | | |
|Бельгийски|8,1 |9,1 |8,0 |8,2 |8,3 |
|й франк | | | | | |
|Датская |3,1 |3,0 |2,6 |2,7 |2,8 |
|крона | | | | | |
|Франк |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |
|Люксембург| | | | | |
|а | | | | | |
|Марка ФРГ |27,3 |32,9 |37,0 |32,0 |32,8 |
|Французски|22,2 |19,7 |16,8 |19,0 |19,5 |
|й франк | | | | | |
|Ирландский|1,3 |1,1 |1,1 |1,2 |1,2 |
|фунт | | | | | |
|Итальянска|13,5 |9,6 |7,9 |10,2 |9,3 |
|я лира | | | | | |
|Голландски|9,1 |10,3 |11,4 |10,1 |10,4 |
|й гульден | | | | | |
|Английский|15,1 |14,0 |14,9 |15,0 |14,5 |
|фунт | | | | | |
|Греческая |Нет данных|Нет данных|Нет данных|1,3 |0,9 |
|драхма | | | | | |
Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. -
p. 11; Business Week. - February 10. - 1986.
Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений рыночных
курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов от
центрального являются +/-2,25%, для Италии - +/- 6%. Сетка паритетов
служит основой для проведения валютных интервенций.
Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и
центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к
ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений,
составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют.
Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению
к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к
национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм
призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении
двусторонних соотношений валютных курсов.
Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных
интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов.Обычно
интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют
которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных
отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наооборот, банк
слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для
страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает
масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим
методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению
учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет
меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит
учетные ставки.
Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая
трудностей в проведении валютных интервенций (т.е. продажи своей валюты
на рынке), она может ими и ограничиться. В результате использование сетки
паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно
проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания
валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества
странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи
валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее
участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не
участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.
Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль
за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так
как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана
принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с
курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного
веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с
сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей
денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ
наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не
менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а
не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного
Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов
стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие
мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.
Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных
интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и
среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:
1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках
двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп"
осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых
пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется.
Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в
котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период
изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;
2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для
каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого
кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом
продления до 9 месяцев;
3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в
размере 11 млрд. ЭКЮ.
Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без
каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии
проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на
уровне министров финансов.
Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году должны
были быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что
он заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле
1973 года в период первой попытки Сообщества достичь экономического и
валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд.
до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными
банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС
осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в
ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.
В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма
"европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг
участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов
стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в
области проведения внутренней экономической политики; иной принцип
оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве
индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация
действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных
курсов не должно быть связано с американским долларом.
Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные
черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух
систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в
ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от
одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню
интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера
регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее
инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на
координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью
реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось,
определенные шаги в намечанном направлении были сделаны.
ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы -
"европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной
системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания
валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину,
отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но
регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой
противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось
маловероятным.
Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ
вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в
качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных
валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если
принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались
пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой
нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На
деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и
в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.Впрочем в
связи с намечающимся переходом на ЕВРО позиции доллара в Европе уже не
кажутся такими безоблачными.
Глава 5( МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
5(1 Особенности международного кредитования развивающихся стран.
Во-первых. значительную часть иностранных ресурсов эти страны
получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран,
которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется
преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наиболь
шими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот,
кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по
своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования
западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются
исходя из политических и военно-стратегических мотивов.
Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования
разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется
механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития.
экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности). отношений с
ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и
финансовыми институтами. репутации на мировом рынке ссудных капиталов и
т.п.
В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к
специфическим условиям развивающихся стран. интегрированных в мировое
хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и
многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных
банков.
В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны
получают непосредственно от промышленно развитых стран. Международных
валютно-кредитных и финансовых институтов. где главными донорами являются
развитые государства. а также на мировом рынке ссудных капиталов. По
этому международное кредитование развивающихся стран сводится
преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового
хозяйства.
Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется
в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие
получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами.
входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)
5(2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН .
Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой.
принятой Комитетом содействия развитию стран. входящих в ОЭСР. КСР
координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в
отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и
публикацию статистических данных по международному кредитованию
развивающихся стран.
Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.
I. Официальное финансирование развития (ОФР).
1.Официальная помощь развитию (ОПР). в том числе двухсторонняя и
многосторонняя.
2.Прочее ОФР. в том числе двухстороннее и многостороннее.
II. Экспортные кредиты.
III. Частные кредиты и субсидии.
1.Международное банковское кредитование.
2.Эмиссия ценных бумаг.
3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.
Итого приток ресурсов (I + II + II).
В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное
кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники.
Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из
кредитов и на 1/2 из субсидий. которые предоставляются преимущественно
по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали
многосторонние более чем вдвое.
5(3 ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ.
В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось около
1/2 ссудного капитала и субсидий. поступивших в развивающиеся страны.
ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее
ОФР.
Основное различие между ними заключается в условиях предоставления
ресурсов. Если условия кредита (срок. льготный период. уровень
процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования. то
он относится к ОПР. если нет. то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все
безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы:
срок кредита 25 - 30 лет. льготный период - около 10 лет. стоимость
кредиты. относящиеся к прочему ОФР. жестче. но обычно более выгодны
чем кредиты. полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных
капиталов.
Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств. выделяемых странами-
донорами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируют
соответствующие институты. специализирующиеся на политике ОПР. Средства
на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами
стран-доноров. Кредиты. как правило имеют связанный характер. т.е.
привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко
ограничивает рамки использования кредита. сужает маневренность страны-
получателя. Цены на товары. поставляемые в рамках ОПР. нередко
завышаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|