скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ системы обеспечения реализации интересов жителей муниципального образования

Рисунок 2.5 - Условия, оказывающие влияние на решение о смене места жительства (человек)

Среди работников химических предприятий доля желающих остаться в городе еще больше (73,2%). Видимо, их оптимизм, основанный на вере в успешность своего предприятия, достаточно высок. Низкий уровень материального дохода также не влияет на их желание уехать. Респонденты этой категории верят в свою востребованность в дальнейшем и в повышение материального благополучия.

И еще один важный вопрос - отношение горожан к градообразующему предприятию. Все респонденты понимают, что именно химическое предприятие определяет политику городского развития, от него зависит городской бюджет и социально-экономические перспективы города. Однако мнения горожан достаточно полярны при оценке учета их интересов градообразующим предприятием. Если работники химического предприятия (86,1%) считают, что их интересы не только учитываются, но и очень важны для предприятия, то работники социальной сферы, признавая важность того, что делается предприятием в городе, все-таки не совсем доверяют ему, указывая на тот факт, что в деятельности предприятия собственные интересы преобладают над интересами горожан. Так считают, в частности, 67,8% работающих в социальной сфере респондентов.

Химические предприятия, по мнению горожан, оказывают помощь городу по следующим основным направлениям: строительство жилья и передача их в муниципальную собственность (56,2% респондентов), благоустройство города и развитие социальной инфраструктуры (73,2%), предоставление льгот для наиболее незащищенных горожан (31,5%), помощь образовательным и медицинским учреждениям (12,9%) (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Оценка помощи химическими предприятиями городу (в % к опрошенным)

Так или иначе, жители города Нижнекамска связали свою судьбу с химической промышленностью. Управленческие структуры, по мнению респондентов, должны нести ответственность за их судьбы, сделать все необходимое для дальнейшего процветания своих территорий, не рассчитывая только на нефть.

2.3 Анализ системы обеспечения реализации интересов жителей на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»

Проведем исследование муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» по методике, рекомендованной Министерством экономического развития и торговли и используемой в большинстве регионов РФ, с целью определения насколько данная методика учитывает специфику управления местным социально-экономическим развитием.

В качестве объекта исследования выбрано муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район».

Необходимо отметить, что были выявлены противоречия в динамике некоторых взаимосвязанных индикаторов и резкие изменения значений ряда показателей в течение года, например, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и уровня покупательной способности населения, что вызывает сомнения в достоверности представленных статистических данных. Все это не позволяет сделать окончательные выводы о динамике развития исследуемых муниципальных образований.

Для проверки используемых в анализе индикаторов, рассчитанных на основе статистических данных, нами был проведен опрос населения с помощью специально разработанной анкеты. В состав респондентов муниципального образования были включены представители всех возрастных групп старше 18 лет обоих полов примерно в равном соотношении. Основные результаты опроса представлены в таблице 2.5.

Наблюдается значительное расхождение между индикаторами оценки, рассчитываемыми на основе статистических данных и результатами проведенного опроса, призванного установить соответствие целей и задач территориального социально-экономического развития интересам и потребностям групп населения местного сообщества. Необходимо отметить, что значения индикаторов, рассчитанных на основе опроса населения, содержат значительно меньше внутренних противоречий по сравнению с рассмотренными индикаторами оценки, полученными на базе статистических данных.

Таблица 2.5 - Основные результаты опроса населения

Индикатор

Нижнекамск

Доля населения, информированного о реализуемых в муниципальном образовании программах развития (%)

31

Доля населения, участвующего в решении проблем своего муниципального образования (%)

40

Доля населения, отмечающего положительную динамику уровня социально-экономического развития муниципального образования (%)

72

Доля населения, в той или иной степени поддерживающая Главу администрации муниципального образования (%)

82

Доля населения, оценивающая деятельность местных органов власти по развитию муниципального образования как эффективную(%)

30

По мнению автора, методика Минэкономразвития РФ подходит для сравнения общего массива муниципальных образований по ограниченному числу базовых показателей.

Однако такой подход не позволяет провести комплексное исследование и сравнение динамики развития конкретных муниципальных образований, выяснить, в какой степени система управления развитием, сложившаяся в том или ином муниципальном образовании, воздействует на происходящие изменения и как последние отражаются на уроне жизни населения.

Таким образом, применяемая сейчас государственными органами власти методика не дает возможности в полной мере оценивать эффективность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов и разработки более объективной системы оценки результатов развития и целенаправленных воздействий, определяющих направления и динамику местного развития. Для получения более объективных результатов при анализе необходимо учесть следующие аспекты:

- мнение населения,

- характер и объем информации о деятельности освещение деятельности местных органов власти по управлению развитием,

- степень взаимодействия субъектов управления развитием,

- ориентацию на поиск нестандартных способов решения проблем.

Следовательно, в комплексном анализе должны использоваться индикаторы оценки, рассчитываемые на основе не только статистических данных, но и результатов опроса жителей муниципального образования, анализа применения инструментов управления развитием и отчетов органов местного самоуправления о проделанной работе.

При формировании инструментария оценки эффективности управления социально-экономическим развитием за основу взято управление по результатам как альтернативу детализированным алгоритмам действий и жесткому пошаговому контролю. Рассматриваемый подход наиболее удобен для оценки качества управления развитием сложных социально-экономических систем, каковыми являются местные сообщества.

При определении предмета оценки эффективности управления развитием муниципальных образований нельзя ориентироваться только на «непосредственный результат», то есть результат, учитывающий только прямые следствия управленческой деятельности (принимаемые решения и реализуемые мероприятия) - это слишком узкая трактовка. Практически невозможно оценить какая «доля» полученных результатов связана непосредственно с работой муниципальных органов и других субъектов управления развитием.

Для этого требуется исчерпывающая информация обо всех факторах внутренней и внешней среды объекта исследования, получить и проанализировать которую не представляется возможным.

На наш взгляд, целесообразно использование более широкого определения - «фактически полученный результат», под которым мы понимаем изменения, произошедшие за исследуемый период в основных сферах жизнедеятельности муниципального образования, обусловленных как согласованным воздействием всех субъектов управления (одним из которых являются властные структуры), так и влиянием среды. Для формирования целостной системы индикаторов необходимо дополнить оценку «фактически полученного результата» исследованием процесса управления развитием, что позволит выявить как барьеры повышения качества управления, так и наиболее эффективные инструменты развития муниципального образования.

Кроме того, при анализе эффективности управления мы исходим из необходимости ориентироваться, в первую очередь, на социальную эффективность, исследовать взаимодействие муниципальных органов и населения в управлении социально-экономическим развитием, учитывать мнение жителей о тенденциях и результатах развития муниципального образования.

Предлагаемая нами система индикаторов позволяет ответить на вопрос, как отражается динамика показателей различных сфер жизнедеятельности муниципального образования на уровне жизни (благосостоянии) населения, что должно являться главной целью развития, и как местные органы власти управляют процессом развития.

Представленная система состоит из двух частей. С помощью первой оцениваются результаты развития муниципального образования, отражаемые динамикой уровня социально-экономического развития. Во второй части сгруппированы индикаторы оценки процесса управления развитием. Частные индикаторы входят в состав интегральных индикаторов, которые в свою очередь являются составной частью определенного блока, характеризующего динамику развития той или иной сферы муниципального образования (таблица А.1 приложения А).

На первом этапе проведения оценки необходимо собрать массив данных, достаточный для проведения оценки. Для расчета предложенных индикаторов необходимо использовать данные государственной и муниципальной статистики, результаты опроса населения исследуемых муниципальных образований, программы социально-экономического развития, отчеты местных органов власти о проделанной работе, публикуемые в средствах массовой информации. На втором этапе предложенные показатели приводятся в сопоставимый вид за счет нормализации. На третьем этапе рассчитываются интегральные индикаторы оценки с учетом коэффициентов значимости каждого из их элементов. На заключительном этапе на базе интегральных индикаторов рассчитываются сводные индикаторы оценки уровня развития основных сфер жизнедеятельности муниципального образования.

Итак, оценка управления социально-экономическим развитием муниципальных образований свидетельствует о том, что в городе Нижнекамске процесс протекает наиболее успешно. Об этом свидетельствует большинство показателей (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Интегральные индикаторы оценки

Муниципальные образования

Годы

Экономическая сфера

Финансовая сфера

Социальная сфера

Экологическая сфера

Текущая деятельность органов МСУ

город Нижнекамск

2002

0,67

0,95

0,88

0,73

3,69

2003

0,65

0,91

0,88

0,75

3,96

2004

0,65

0,87

0,85

0,70

4,16

2005

0,69

0,88

0,85

0,72

4,51

2006

0,69

0,91

0,84

0,72

4,51

Наиболее серьезной проблемой этого муниципального образования, требующей незамедлительного вмешательства, является низкий уровень здоровья населения. Необходимо еще раз обратить внимание на активное взаимодействие администрации этого города с населением, что обеспечивает надежный фундамент для реализации мероприятий, направленных на развитие города Нижнекамска. Механизм такого взаимодействия может служить хорошим примером для других муниципальных образований.

Наиболее заметные положительные тенденции наблюдаются в уровне развития системы здравоохранения города Нижнекамска. Серьезное опасение вызывает существенное снижение в течение рассматриваемого периода уровня развития социальной сферы, в первую очередь, за счет ухудшения демографической обстановки и обеспеченности населения жильем. Кроме того, в работе местной администрации недостаточное внимание уделяется стратегической ориентации деятельности - прогнозированию и определению приоритетов развития, а также вовлечению жителей в процесс решения проблем города.

Тем не менее, усилия администрации города Нижнекамска, направленные на анализ собственной работы, выявление проблем, прогнозирование ситуации и определение приоритетов развития способствуют повышению эффективности деятельности органов власти этого муниципального образования. Активное взаимодействие с населением, которое находит отражение в подробном информировании жителей о складывающейся ситуации и учете в ходе регулярных опросов мнения населения при организации своей работы, способствует формированию благоприятного имиджа местной администрации и стимулирует более активное участие жителей в решении проблем своего города.

3. Пути и направления усовершенствования системы обеспечения реализации интересов муниципального образования

3.1 Опыт усовершенствования системы обеспечения реализации интересов муниципального образования

Обладателем всех прав самоуправления городе является его население, образующее местное сообщество. Членом городского местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории города. Члены местного сообщества на территории города в соответствии с законодательством имеют право:

- избирать и быть избранными в органы и на выборные должности местного самоуправления города;

- участвовать в собраниях граждан по месту жительства, референдумах и иных формах прямого волеизъявления;

- равного доступа к муниципальной службе;

- обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления;

- заслушивать отчеты Главы города и депутатов Совета депутатов;

- на судебную защиту прав на участие в местном самоуправлении;

- получать достоверную информацию о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

- вносить в органы местного самоуправления города проекты правовых актов по вопросам местного значения в установленном Советом депутатов порядке [46, с. 245].

- Члены местного сообщества имеют другие права в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами города.

Члены местного сообщества могут обжаловать в суд действия или бездействие органов и должностных лиц местного самоуправления, если неправомерными действиями (решениями) или бездействием этих органов и должностных лиц нарушены их права и свободы.

Ограничения избирательных прав граждан по выборам в органы местного самоуправления и выборам должностных лиц местного самоуправления города устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Московской области.

Городской референдум. На городской референдум выносятся наиболее важные вопросы городского значения, отнесенные к ведению местного самоуправления. На городской референдум не могут выноситься вопросы:

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий, проведении досрочных выборов органов и должностных лиц местного самоуправления;

- о формировании органов местного самоуправления, их персональном составе;

- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- о принятии и изменении бюджета города, исполнении и изменении финансовых обязательств города;

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

В референдуме имеют право участвовать граждане, являющиеся членами местного сообщества города и обладающие избирательным правом. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие в референдуме является добровольным. Голосование за других лиц не допускается. Голосование осуществляется тайно. Каждый гражданин имеет один голос.

Решение о проведении городского референдума принимается не менее чем двумя третями голосов депутатов Совета депутатов:

- по собственной инициативе;

- по требованию не менее пяти процентов граждан, являющихся членами местного сообщества города, обладающих избирательным правом.

Референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее трех месяцев с момента принятия решения о его проведении. Решение по вынесенному на городской референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме, при условии, что в нем приняло участие не менее двадцати пяти процентов от общего числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Решения, принятые на городском референдуме, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, а также членов местного сообщества [47, с. 104].

Изменение либо отмена решения, принятого городским референдумом, производится только городским референдумом за исключением случаев, предусмотренных законом.

Выборы депутатов Совета депутатов и Главы города осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.