скачать рефераты

МЕНЮ


Арбитражный процесс: основные понятия и документы

Нормативный правовой акт должен быть исполнен в соответствующем виде. Не должны оспариваться нормативные акты, действие которых приостановлено принявшим его субъектом, а также правовые акты, хотя и включающие нормативные предписания, но имеющие пороки, лишающие их юридической силы (исполнены в непредусмотренной законодательством форме: писем, телеграмм, разъяснений).

Нормативные правовые акты федеральными органами исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.. Также не должны оспариваться акты, принятые неуполномоченным органом, подписанные лицом, не имеющим на это право. В этом случае защита нарушенных прав должна осуществляться не путем судебного нормоконтроля, а посредством обжалования незаконных действий органов или должностных лиц, принявших данные правовые акты.

Анализ Методических рекомендаций МНС Министерство по налогам и сборам. В настоящее время - Федеральная налоговая служба. по применению главы 21 Налогового кодекса РФ позволил суду сделать вывод о том, что данные рекомендации содержат положения нормативного характера, поскольку они предписывают определенные правила, обязательные к исполнению и влекущие правовые последствия, и рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Таким образом, Методические рекомендации независимо от их формального названия являются, по существу, нормативным правовым актом. Суд признал оспариваемое положение Методических рекомендаций не соответствующим нормам, изложенным в НК РФ, и не действующим в этой части Решение ВАС от 16 января 2004 года № 14521/03.

Основания для обращения. Лица вправе обратиться в суд, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения:

- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

- нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности;

- создают для заявителей иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок оспаривания. Текст нормативного правового акта должен прилагаться к заявлению опубликованным в официальном источнике или в виде надлежащим образом удостоверенной копии (ксерокопии) акта.

Заявление должно содержать требование о признании оспариваемого акта недействующим с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда.

Действующее законодательство не предусматривает необходимость досудебного рассмотрения этих категорий споров, поэтому заинтересованное лицо вправе обращаться с заявлением об оспаривании нормативного правового акта непосредственно в суд.

Для подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта срок давности не установлен.

Форма и содержание. Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления. В частности, заявление должно быть подано в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем при наличии у него соответствующих полномочий. Заявление должно иметь соответствующие реквизиты, содержать подробные сведения об истце, о суде, куда заявитель обращается, перечень прилагаемых документов (ч. 1, пп. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК). Заявитель, кроме того, должен направить другим лицам, участвующим в деле, копию заявления и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК).

В заявлении должны быть также указаны сведения, которые носят специфический характер, свойственный именно заявлению об оспаривании НПА правовых актов. Так, в нем должны быть указаны орган, принявший оспариваемый акт, детальные сведения об этом акте, сведения об акте, имеющем большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт, и др.

Приложения. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1-5 статьи 126 АПК, а также текст оспариваемого акта. В частности, заявитель должен подтвердить направление копии заявления и прилагаемых к нему документов другим лицам, участвующим в деле; уплату государственной пошлины и другие документы, в том числе подтверждающие обстоятельства, положенные истцом в основу своих требований.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим

Арбитражный суд __________________

Адрес______________________________

Заявитель: ОАО «Чинский комбинат»

Адрес______________________________

Орган, принявший оспариваемый акт:

Чинский городской Совет

Адрес _____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании нормативного правового акта недействующим

Чинским городским Советом принято решение от 16.11.2001 г. № 10-66р «О внесении изменений и дополнений в Положение о местных налогах и сборах на территории города Чинска» в части положений, обозначенных подпунктами 9.2, 9.3, 9.5.3, 9.5.4, подпункта «г» пункта 1. Опубликовано в газете «Чинский рабочий» №1478 за 17.11.2001 г.

По мнению заявителя, указанное Решение в части положений, обозначенных подпунктами 9.2, 9.3, 9.5.3, 9.5.4, подпункта «г» пункта 1, не соответствует статьям 8, 19, 57, 74, части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации, пунктам 1 и 6 статьи 3, части 2 статьи 8, статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение фактически изменяет содержание понятий и терминов «налог» и «сбор», определяемых в статье 8 НК РФ.

Заявитель считает, что Чинский городской Совет произвольно установил объект вновь вводимого сбора.

По мнению заявителя, оспариваемый акт _______________________

нарушает следующие его права и _____________________________________________

законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, _______________________________________

незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создает иные препятствия _______________________________________________________________.

для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

В связи с изложенным и в соответствии со статьей 6 Налогового Кодекса РФ, статьями 4, 27, 191-193 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Заявитель просит:

1. Признать с момента вступления в силу решения суда частично недействующим решение Чинского городского Совета от 16.11.2001 г. № 10-66р «О внесении изменений и дополнений в Положение о местных налогах и сборах на территории города Чинска» в части подпунктов 9.2, 9.3, 9.5.3, 9.5.4, подпункта «г» пункта 1.

2. Обязать Чинский городской Совет отменить обжалуемые положения в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения суда.

Приложение:

1. Текст решения Совета.

2. Почтовая квитанция с уведомлением на отсылку Органу копии заявления и прилагаемых документов.

3. Платежное поручение на перечисление государственной пошлины В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 103 АПК цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. По мнению автора, заявление содержит два, но не самостоятельные, а взаимосвязанные требования. Поэтому в данном случае оплачивается как одно требование - в размере десятикратного МРОТ от « » ________ 2005 г. №____ с отметкой банка.

4. Копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя.

5. Доверенность представителя.

Представитель _________по доверенности _______ ( ___________ )

Доверенность №____ фамилия подпись

от «___»__________200_ г. «___»___________2005 г.

8.2. Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий органов власти

Статья 199 АПК. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя.
2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.
К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу - исполнителю и другой стороне исполнительного производства.
3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Комментарий к статье 199

Отличие ненормативного от нормативного правового акта. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Что же касается ненормативных актов, то самым общим образом сущность ненормативного правого акта определена в его названии «ненормативный», т. е. это такой правовой акт, который не содержит перечисленных признаков нормативного акта. Исходя из этого, возможно в первом приближении отграничить нормативный акт от ненормативного. Ненормативные (правоприменительные) акты носят индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер и принимаются в основном по организационно-распорядительным вопросам.

Акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц, именуется ненормативным правовым актом.

АПК не содержит исчерпывающего перечня правовых актов, а также действий (бездействий), затрагивающих права субъектов экономической деятельности, которые подлежат рассмотрению в порядке главы 24 АПК.

Предметом оспаривания могут быть:

а) ненормативные правовые акты:

- правовые акты органов власти РФ (субъектов РФ), органов местного самоуправления, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;

- правовые акты Президента, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений;

- ненормативные правовые акты органов государственной власти РФ (субъектов РФ), постановления региональных парламентов, постановления и распоряжения глав администраций, приказы и распоряжения руководителей региональных органов исполнительной власти;

- индивидуальные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права и законные интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) решения, действия и бездействия государственных и муниципальных органов, должностных лиц:

- решения и действия властных органов и должностных лиц в сфере административных, финансовых, налоговых и других публичных правоотношений: об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя; об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; о взыскании недоимки по налогам;

- бездействия налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм.

Основания для обращения в суд. Лица вправе обратиться в суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов власти:

- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности, создают для заявителей иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Сроки обращения. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Форма и содержание. К заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными предъявляются те же требования, что и к исковому заявлению. Кроме того, в этом заявлении должны быть указаны сведения, касающиеся оспариваемых актов и действий, названы законы и иные правовые акты, которым, по мнению заявителя, оспариваемые акты не соответствуют, и др.

Приложения. К заявлению в том числе должны быть приложены документы, подтверждающие направление копий всех документов. В отличие от других заявлений, предусмотренных в данной главе, заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава - исполнителя, согласно части 2 статьи 329 АПК, государственной пошлиной не оплачивается, поэтому к такому заявлению не применяется требование, предусмотренное в пункте 2 статьи 126 АПК.

К вопросу об оплате государственной пошлины. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 103 АПК, цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 следует, что при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Если, например, в заявлении содержатся следующие требования:

а) признание недействительным решения налогового органа;

б) обязание возврата определенной суммы излишне уплаченного налога, то государственная пошлина уплачивается в виде суммы, определенной на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК (как с заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным: для физических лиц - 100 руб., для организаций - 2 000 руб.) и в зависимости от суммы излишне уплаченного налога - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК (как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке).

Приостановление акта. Часть 3 статьи 199 АПК наделяет арбитражный суд правом приостановить действие оспариваемого акта по ходатайству заявителя. Такие меры должны применяться по правилам применения мер по обеспечению иска.

Заявление о признании недействительным ненормативного правового акта

Арбитражный суд __________________

Адрес_____________________________

Заявитель _________________________

Адрес_____________________________

Орган, принявший оспариваемый акт:

Министерство______________________

Адрес ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействительным ненормативного правового акта

В соответствии с приказом Министерства __________ №___ от __________, Заявитель, который был самостоятельным юридическим лицом, преобразован в структурное подразделение__________ ________________ (наименование организации). Данный приказ противоречит пункту 1 статьи 57 ГК РФ, согласно которому реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

В связи с этим реорганизацию Заявителя мог провести лишь ____________________. Министерство ________________ не вправе было принимать оспариваемый приказ.

В результате принятия оспариваемого приказа были нарушены следующие права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности: ____________________________________________________.

В связи с изложенным и в соответствии со статьями 13, 57 ГК РФ; 4, 27, 29, 125, 126, 197-199 АПК РФ,

ЗАЯВИТЕЛЬ ПРОСИТ:

1. Признать приказ Министерства __________ №___ от ___________ о реорганизации _________________ недействительным с момента его принятия.

Приложение:

1. Копия приказа от «___»________________.

2. Квитанция органов связи об отправлении Органу копии заявления.

3. Платежное поручение на перечисление госпошлины от « » _______ 2005 г. №____ с отметкой банка.

4. Копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя.

5. Доверенность представителя.

Представитель _______по доверенности __________ ( __________ )

подпись фамилия

Доверенность №____ «___»___________2005 г.

от «___»__________2005 г.

Заявление о признании незаконными действий должностного лица

Арбитражный суд __________________________

Адрес_____________________________________

Заявитель _________________________________

Адрес_____________________________________

Должностное лицо, совершившее оспариваемые

действия __________________________________

ФИО должностного лица, должность, место нахождения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.