скачать рефераты

МЕНЮ


Институт усыновления в Российской Федерации

Суд не должен назначать дело к судебному разбирательству до тех пор, пока не получит заключение и необходимые для разрешения дела документы от органа опеки и попечительства.

Признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ). Дело об усыновлении ребенка рассматривается судьей единолично в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего, судье целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.

Согласно п.3 ст. 126.1 СК РФ обязательное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, прав и обязанности которого устанавливаются гражданским и гражданским процессуальным законодательством (ст. 182 ГК РФ, ст.48-54 ГПК РФ).

При этом следует иметь в виду, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо (лиц), желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9.). Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности, собрать и представить необходимые доказательства, при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, поставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.п.

Для обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) суд в соответствии рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях, участвующие в рассмотрении дела лица, должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных в ст. 155 Уголовного кодекса РФ, что отражается в протоколе судебного заседания.

Судья, рассмотрев заявление об усыновлении, и исследовав все имеющиеся в деле доказательства, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка, которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны прав и интересов усыновленного ребенка, юридически подтверждая факт усыновления.

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется главой 5 (ст.39-47) Федерального закона от 15 ноября 1997г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства РФ. 1997. №47. Ст.5340.).

Государственная регистрация усыновления ребенка производится по заявлению усыновителей (усыновителя) по месту вынесения решения суда об усыновлении или месту жительства усыновителей, которое может быть сделано устно или в письменной форме. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личности усыновителей (усыновителя). Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц, сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка.

Если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали такое заявление, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган записи актов гражданского состояния из суда, вынесшего данное решение.

По результатам государственной регистрации усыновления ребенка составляется запись акта об усыновлении.

Если по решению суда об установлении усыновления ребенка усыновители (усыновитель) записываются его родителями (родителем), такие сведения вносятся в запись акта об усыновлении.

Усыновителям выдается свидетельство об усыновлении ребенка.

На основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка, а в случае изменения на основании решения суда места рождения ребенка, по желанию усыновителей (усыновителя) может быть составлена новая запись акта о рождении ребенка. Сведения о составлении новой записи акта о рождении ребенка вносятся в ранее произведенную запись акта о его рождении. Усыновителям на основании измененной или вновь составленной записи акта о рождении ребенка выдается новое свидетельство о его рождении

Для регистрации усыновления не установлено какого-либо предельного срока, поэтому орган ЗАГСа не может отказать в записи акта усыновления, сколько бы времени не прошло с момента вынесения судом решения об усыновлении. Не исключается даже регистрация усыновления, если к моменту ее совершения усыновленный уже достиг 18 лет или усыновитель умер.

В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.

Орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя (ей).

По результатам контрольного обследования специалист по охране детства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

В первый год после усыновления отчеты представляются по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении и по истечении шести месяцев после представления первого отчета; во второй и третий годы - один раз в год.

2.2 Отмена усыновления, и ее последствия

Отношения, возникшие в результате усыновления, не бессрочны. Они могут быть прекращены по нескольким основаниям. Причем в качестве юридических фактов, их прекращающих, выступают и события, и действия.

Событием является смерть усыновителя или усыновленного. Действием является объявление одной из сторон правоотношения по усыновлению умершим, а также отмена усыновления, которые влекут за собой определенные правовые последствия только с момента вступления решения суда об этом в законную силу.

Под отменой усыновления следует понимать юридический факт, в силу которого в судебном порядке прекращаются отношения, возникшие в результате усыновления, на будущее время.

При отмене усыновления происходит прекращение всех правоотношений между усыновителями (их родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством). Одновременно восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его биологических родителей (их родственников), если это не противоречит интересам ребенка (п.1 ст. 143 СК РФ). Поэтому отмена усыновления является правопрекращающим и правовосстанавливающим юридическим фактом. Отмена усыновления должна рассматриваться как мера семейно-правовой ответственности и как способ охраны прав и интересов ребенка, а в некоторых случаях его родителей или усыновителей. Причем как способ охраны отмена усыновления существует всегда, а как мера ответственности только при наличии определенных оснований.

Все основания отмены усыновления можно разделить на две группы:

1. Усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией (п.1 ст. 141 СК РФ). Указанные основания сходны с основаниями лишения родительских прав, и именно здесь отмена усыновления должна рассматриваться как мера ответственности. Для отмены усыновления необходимо доказать наличие вины усыновителей в таком неправомерном поведении, что может повлечь за собой возникновение спора о праве. Правом требования отмены усыновления в данном случае обладают органы опеки и попечительства, прокурор, сам ребенок, достигший возраста 14 лет.

Установление в суде наличия указанных оснований всегда влечет за собой отмену усыновления.

Анализ положений п.1 ст. 141 СК РФ позволяет провести аналогию с нормой ст.69 СК РФ -- лишение родительских прав, так как в результате усыновления на усыновителя возлагаются такие же обязанности по воспитанию и содержанию, как на родителей. Однако отмена усыновления не идентична лишению родительских прав, как полагают некоторые авторы.

Во-первых, эти основания полностью не совпадают.

Во-вторых, если лишение родительских прав всегда рассматривается как мера ответственности за неправомерное виновное поведение, то отмена усыновления может быть произведена и без совершения противоправных виновных действий (см. п.2 ст. 141 СК РФ), то есть, рассматривается только как способ защиты прав ребенка.

В-третьих, отмена усыновления, в отличие от лишения родительских прав, является необратимым правовым актом.

2. Суд вправе отменить усыновление и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п.2 ст. 141 СК РФ). Эти основания уже могут не зависеть от усыновителя и не рассматриваются как последствия его противоправного поведения.

Здесь уже нельзя говорить об отмене усыновления как мере ответственности, оно только призвано защитить интересы ребенка. Правом на обращение в суд по данным основаниям обладают органы опеки и попечительства, прокурор, родители ребенка, его усыновители, и он сам, если достиг возраста 14 лет.[59 С. 43].

Усыновление отменяется по основаниям второй группы только, если суд придет к выводу, что отмена усыновления соответствует интересам ребенка. Поэтому возможны случаи отказа в отмене усыновления.

Отмена усыновления возможна только в судебном порядке и осуществляется по правилам искового производства (ст.275 ГПК РФ). В литературе высказано мнение о необходимости рассмотрения таких дел в порядке особого производства. [10 С. 282].

В научной среде оно не нашло поддержки, так как предполагается, что по делам об отмене усыновления разрешаются споры о праве, в частности о нарушениях прав ребенка.

В исковом производстве сторонами выступают истец и ответчик, причем истцом признается лицо, чьи права и интересы защищаются предъявленным иском, а ответчиком - лицо, к которому предъявлении иск, как к предполагаемому нарушителю прав истца. Отмена усыновления осуществляется, прежде всего, в интересах ребенка, поэтому истцом должен признаваться ребенок, хотя с иском чаще всего обращаются в суд органы опеки и попечительства либо прокурор.

Я уже отмечала, что отмена усыновления возможна по различным
основаниям, разделенным на две группы. По обстоятельствам,
предусмотренным п.1 ст. 141 СК РФ, в ходе судебного заседания требуется
доказать вину усыновителей, поэтому в них присутствует спор о праве.

Следовательно, они, как и дела о лишении родительских прав, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Истцом здесь будет выступать ребенок, а ответчиком всегда будет усыновитель (усыновители). При отмене усыновления по основаниям, указанным в п.2 ст. 141 СК РФ, как правило, отсутствует разрешение спора о праве, так как здесь необходимо установить факт того, что усыновление не отвечает интересам ребенка. Возможно, усыновители будут оспаривать данный факт, но наличие спора о факте не препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства. Если же при рассмотрении дела в порядке особого производства суд обнаружит наличие спора о праве, то он оставит заявление без рассмотрения и предложит, участвующим в деле лицам, разрешить спор в порядке искового производства (п. З ст.263 ГПК РФ).

Заявителями в этом случае могут быть органы опеки и попечительства, прокурор, усыновленный ребенок, достигший 14-ти летнего возраста, усыновитель, а также родители ребенка, но только, если усыновление было произведено без их согласия или согласие было вынужденным.

Кроме того, необходимо учитывать, что отмена усыновления возможна также при согласии на это усыновителей, усыновленного ребенка, достигшего совершеннолетия, а также родителей ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ). Здесь ни при каких обстоятельствах не возникает спор о праве, поэтому рассмотрение таких дел должно осуществляться только в порядке особого производства.

Таким образом, я полагаю, что отмена усыновления должна производится судом либо в порядке искового производства (по основаниям п.1 ст. 141 СК РФ), либо особого производства (по основаниям п.2 ст. 141 и ст. 144 СК РФ), о чем должны быть сделаны соответствующие изменения в ГПК РФ. Данные дела рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. В законе ничего не сказано о том, каким должно быть судебное заседание - открытым или закрытым.

Учитывая, что усыновление прекращается только со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления, а также возможен отказ в удовлетворении заявления об отмене усыновления, рассмотрение дела должно происходить в закрытом заседании, чтобы не раскрыть тайну усыновления. Данное дополнение должно быть отмечено в п.1 ст. 140 СК РФ и в ст.275 ГПК РФ.

Не допускается отмена усыновления в отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, за исключением, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ).

Отменив усыновление, суд должен направить в течение трех дней со дня вступления решения об этом в законную силу выписку из этого решения в орган ЗАГСа по месту государственной регистрации усыновления.

Отмена усыновления влечет за собой определенные правовые последствия. Как уже отмечалось, взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка.

Ребенок по решению суда передается родителям, а при отсутствии родителей, а также в случаях, когда передача родителям противоречит интересам ребенка, - на попечение органа опеки и попечительства.

В решении суда об отмене усыновления должен быть также решен вопрос, сохраняется ли за ребенком присвоенные ему в связи с усыновлением имя, фамилия, отчество. Изменение этих данных ребенка, достигшего 10 лет, возможно только с его согласия.

Также суд имеет право, исходя из интересов ребенка, обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном ст.81 и 83 СК РФ.

Решение суда об отмене усыновления, как правило, исполняется в добровольном порядке, так как к нему могут стремиться все участники усыновления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.

Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей - российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства - признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.

Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.

Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.

По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Министерства образования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.