скачать рефераты

МЕНЮ


История политических и правовых учений

Согласно Соловьеву, специфика права заключается в идее равновесия, гармонии частных интересов. Право есть соединение личной свободы с общим благом. Поэтому мыслитель критиковал как правовой нигилизм, так и абсолютизацию закона. Основанием права служат естественные права человека, свобода союза между людьми, сила государства. Прогресс общества Соловьев связывал с переходом от власти на основе только силы к управлению на основе закона. Отличительными признаками закона он называл публичность, конкретность, реальную применимость. Кроме того, закон апеллирует к религиозной нравственности, с его помощью Бог ограничивает проявление в обществе злых сил. Однако закон представляет собой только формальный ограничитель, он не содержит в себе нравственного смысла. Закон может быть несправедливым.

Нравственность и право Соловьев различал как общую цель и конкретный механизм ее реализации на определенном этапе. Хотя право и должно быть нравственным, эти требования к нему минимальны. Юридический закон предписывает или запрещает конкретные практические действия, тогда как нравственная норма «не исчерпывается никакими определенными внешними проявлениями или материальными действиями». Итак, право российский философ определял как « принудительное требование реализации определенного минимального добра, не допускающего известных проявлений зла». Таким образом, правовое государство закона устанавливает границы интересов отдельных лиц, но не цели общества в целом. Право, это только форма для осуществления божественного плана. При достижении всеединства закон потеряет свою необходимость, ибо каждый будет ощущать свое единение со всеми и индивидуальные цели станут соответствовать всеобщей цели.

Видный лингвист и этнограф князь Николай Сергеевич Трубецкой (1880-1938 гг.) в книге «Европа и человечество» впервые развил основные постулаты евразийства. Главной идеей этого труда является утверждение дуализма двух альтернативных путей исторического развития - романо-германской, европейской цивилизации и «всех других народов мира», особенно России-Евразии. Трубецкой осуждал агрессию западноевропейской культуры, ее космополитизм, невнимание к частным сторонам жизни того или иного народа. В России ученый видел пример уникального сочетания глубокого укорененной традиции и стремления к культурно-техническому прогрессу. Поэтому именно России предстоит раскрыть миру некую общечеловеческую правду. Трубецкой писал, что начиная с правления Петра Великого жизнь верхов и народа в России различалась коренным образом. Если первые усвоили европейские образцы, то народ сохранил исконную самобытность. В связи с этим ученый предложил оригинальное понимание Октябрьской революции, как вызова чуждой народу власти, как события, которое носит подлинно национальный характер. Главными тезисами «искреннего национализма Трубецкой называл: «познай самого себя» (свой народ) и «оставайся самим собой».

57. Политические идеи русских консерваторов (К. Леонтьев, Н. Данилевский, Л. Тихомиров)

К. Леонтьев родился в 1831 г., выходец из дворян Калужской губернии. Проходил дипломатическую службу в Константинополе.

Работа «Восток. Россия. Славянство». Каждый народ проходит 3 стадии жизнедеятельности, как человеческий организм:

- стадия первоначальной простоты (детство народа);

- положительное расчленение или цветущие сложности (много сословий);

- вторичное смесительное упрощение (народ дряхлеет, клонится к упадку).

Леонтьев предлагает создать сильное деспотичное государство, которое будет удерживать государство от старения. Впереди либо теократия, либо демократия, но это заимствование из западной культуры, а не восточной. Политический социализм породит рабство и абсолютный деспотизм верховной власти. Россия основополагающими началами связана с Византией: православием, самодержавием и правом. Государство должно быть сложно, крепко, сословно, сурово до свирепости. Законы и принципы власти должны быть строже, а люди добрее. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к пользе. В государстве главное - насилие.

Н. Данилевский родился в 1822 г. Работа «Россия и Европа». В основе лежат культурно-исторические типы. Россия - восточно-славянский культурно-исторический тип и отличается от романо-германского типа.

Существуют народы, которым не суждено сыграть ни положительной, ни отрицательной роли - это этнографический материал (гунны, монголы, турки). Это бич божий, которые помогают гибнущим цивилизациям.

Культурно-исторический тип - это несколько народов, которые входят в одну культуру, ощущают внутреннее родство и способны к саморазвитию. Каждый тип вырабатывает начало цивилизации.

Стадии аналогичны жизненному циклу организма:

- рост (этнографический период);

- цветение (государственный период);

- увядание (период цивилизации - народ становится культурно-историческим типом).

Л. Тихомиров родился в 1852 г. в г. Геленджик, участвовал в революционной деятельности. В 1872 г. иммигрировал, а в 1888 г. пишет прошение Александру III о помиловании и книгу «Почему я перестал быть революционером» (бывший член «Земли и воли»).

В работе «Монархическая государственность» обосновал существенность монархической государственности. Резко критикует марксизм. Тезис Маркса «Об отмирании государства» пустой фразой.

3 формы правления: монархия, аристократия, демократия. Настоящая монархия это плюс, но она может перерасти в абсолютизм из-за бюрократии.

Для России лучшая форма правления - это монархия, так как русские либо анархисты, либо монархисты.

58. Социологические концепции государства и права в России (С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский)

Одним из самых ярких представителей социологического подхода к пониманию права - профессор права Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910 гг.), председатель I Государственной Думы Российской империи. Один из основных его трудов называется «Определение и основное разделение права». Муромцев стремился расширить понятие права за пределы догмы юридического позитивизма, непосредственно связать его с практикой общественных отношений. Он считал, что «правоведение должно стать отделом социологии», т.е. частью комплекса социальных наук. Поэтому право он понимал как живой правопорядок, рождающийся из правотворческой деятельности судей, административной практики, потребностей самого общества. Таким образом, в основе правовой нормы лежат общественные отношения. Муромцев исходил из того, что отношения между людьми, как правило, нуждаются в организованной защите, т.е. защите юридической. Право есть, прежде всего, порядок общественных отношений, а норма права - лишь «один из факторов образования правового порядка».

Итак, юридические нормы только отражают существующий правопорядок, который и есть реальное право: «Под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок)». Поэтому критерием действительности права является не наличие юридической нормы, а существование правового отношения, реальное осуществление юридической защиты каких-либо интересов. Если же норма не соответствует праву как порядку социальных отношений, то она становится «мертвой». Соответствие нормы фактическому порядку правоотношений лучше всего выявляется в практической деятельности: в суде, в отношениях между гражданами и органами государственного управления. Поэтому именно им принадлежит роль подлинных творцов права. Законодатели могут всего лишь выражать сложившиеся правоотношения волевым образом, фактически просто фиксируют их. Муромцев полагал, что деятельность либерально настроенных чиновников и судей может постепенно сформировать в России правовое государство (путем отбрасывания из практики «мертвых» норм).

Другой видный правовед, Николай Михайлович Коркунов (1853-1904 гг.), в «Лекциях по общей теории права» отстаивал сходные идеи. Он писал, что юридическая наука должна «обратиться к изучению права в его жизни, в его движении». Содержание общественной жизни заключается в многообразии сталкивающихся личных и групповых интересов, для регулирования которых необходимо право: «Назначение права и заключается именно в разграничении сталкивающихся между собой интересов». Коркунов отрицал объективную природу государства и права. Государство он понимал не как субъект, не как некий политический союз, а как социальное отношение: «Власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного». Непосредственным источником права является не государство, а общество, право социально обусловлено и не может быть сведено к сугубо субъективным представлениям личности: «Основой всего права в конце концов является все-таки индивидуальное сознание». Таким образом, и право, и государство коренятся не в воле власти, а в сознании подвластных. Поэтому Коркунов постулировал необходимость ограничения государственной власти, в т.ч. власти российской императора, законом.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1919 гг.) - юрист и социолог, один из зачинателей социологической науки в России. Особое значение имеет его работа «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права». В многочисленных этнографических работах Ковалевский изучал традиционные институты и обычное право народов Европы и России. Для него характерно тесное увязывание политических явлений и процессов с социальными факторами, а также исторический подход к государству и праву. Государство Ковалевский рассматривал как одну из исторических форм «общежительного союза», при котором «народ-племя находит возможность политического самоопределения пол властью признаваемого им общества правительства». Главный отличительный признак государства - суверенитет. Признавая классовую борьбу, ученый выражал уверенность в том, что она завершится компромиссом, ситуацией «замиренной среды». Каждая социальная группа, от родового общества до государства, представляет собой ситуацию «солидарности, общности интересов и взаимной зависимости друг от друга». Право - это «нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие этой солидарности».

Подобно другим представителям социологической школы, Ковалевский критиковал юридический нормативизм. Он рассматривал право как историческое явление, тесно связанное с экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом. Право возникает и развивается вследствие психологической неудовлетворенности отдельных выдающихся личностей («вождей»). существующим положением дел. В подобном «гипнотическом воздействии» на народные массы Ковалевский видел также причину возникновения политической власти. Таким образом, право есть совокупность действующих в данном обществе норм. Государство признает его как факт общественной солидарности «в форме положительных норм» (т.е. норм права). Поскольку право стоит вне государства, его нормы являются необходимыми для самого государства.

Лучшей формой политического устройства для России Ковалевский называл парламентскую «демократическую монархию». Верхнюю палату парламента должны составить «люди знания и практического опыта», назначаемые монархом, а члены нижней избираются гражданами. Большое внимание в будущем устройстве страны Ковалевский уделял развитию местного самоуправления (земств). Децентрализация государственных функций, по его мнению, может привести к подлинной демократии и устранить обычные недостатки конституционного строя. В этом случае у власти окажутся действительные представители народа, а не хищные партийные клики.

59. Политические и правовые взгляды «евразийцев» (П. Савицкий, Н. Алексеев, Г. Вернадский)

Создатели: филолог Трубецкой, экономист Савицкий, правовед Алексеев, историки Вернадский, Шахматов, богослов Фларовский.

Евразийцы не видели выхода в восстановлении дореволюционного прошлого. Они считали, что воссоздание России как государства было произведено большевиками на основе большой неправды - коммунистической идеологии. Евразийцы не относились к тем лицам, которые считали, что русскому парламентаризму просто не хватило времени. Парламент не мог здесь ничего делать и привел Россию в никуда.

Россия - это многокультурная общность, образованная во время монгольского завоевания. Россия - замкнутый, самодостаточный, культурный и географический мир. Создателем этого государства является Чингисхан, а Московское царство стало преемником этой империи.

Нет высших и низших культур. Есть похожие и непохожие.

По отношению к государству и церкви, евразийцы ставили вопрос об их разграничении, но идеология должна быть взята у церкви. Вместо правового государства - государство правды. Там существуют непреходящие ценности. В правовом государстве правят посредственные люди, а в государстве правды - люди горящие идеей.

Идея-правительница - мотив культурной деятельности, который не может быть до конца понят. Идею-правительницу дополняет правящий отбор (табель о рангах Петра). Политические партии и масоны - это продукт западной культуры. Государство не должно выражать волю всех взрослых вообще, а выражать волю только реальных носителей и нести за это ответственность.

Феномен России в том, что она не завоевала свою территорию, а ее освоила.

Трубецкой отвергает притязание мелких наций на суверенитет.

60. Политико - правовые взгляды русских философов (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев)

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944 гг.) - экономист, богослов, философ. Его политическое учение наиболее полно представлено в книге «Два града». Он рассматривал историю мироздания как постепенное возвращение человека к Богу. Цель развития - Богочеловечество. Достижение этой цели Булгаков видел только через помощь христианской церкви. Он считал государство временным явлением, которое сложилось исторически и должно следовать велениям христианской церкви. Булгаков выступал за теократию, видя в ней идеал общественно-политического устройства. В то же время государство представляет собой результат развития нации, оно наиболее полно выражает ее дух. Национальное чувство русский философ ставил выше воли отдельных лиц или классов: «государства создаются не договором космополитических общечеловеков и не классовыми или групповыми интересами». Это надклассовый институт, выражающий интересы всей нации, формализующий ее мистическое единство. Двойственную природу Булгаков приписывал как государству, так и праву. Оба эти института отталкиваются от религиозных установлений; оба они представляют собой временные явления, призванные обеспечивать жизнь человека в период греховности.

Философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.) в книге «Царство Духа и царство Кесаря» противопоставил два мира: если в первом правит Бог, свобода и творчество, то во втором - грех и страдания. При этом второй мир - земной - временное явление. Задачей свободной личности является отрешение от социального мира и «прорыв» в Царство духа. Государство Бердяев рассматривал как средство, помогающее человеку преодолевать собственные греховные наклонности. Оно принудительным образом поддерживает минимум свободы, добра и справедливости. В то же время государство является результатом акта насилия, греха. Оно ограничивает и подавляет индивидуальную волю. Для ограничения пределов воздействия государства на личность необходима церковь. Именно церковь контролирует сферу прав и свобод человека, защищая их от действия государства.

61. Политико - правовые взгляды О. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936). В 1904 г. защитил докторскую диссертацию. 1918 г. - книга «Закат Западного мира». Отвергает схему: древний мир, средние века, новое время, новейшее время. Нет общечеловеческих ценностей, есть ценности локальных культур. Гибель культуры происходит после того, как душа культуры полностью себя исчерпает. Когда культура отмирает и застывает, она становится цивилизацией. Цивилизация - это конец, это уже все. Признаками цивилизации являются дворянство и духовенство. Если они у власти, то культура на подъеме, а если во главе плебс, то культура в закате.

Буржуазия - это скопление людей, покидающих сверхкультуры, так как буржуазия рождается в городах, а города рождают плебс, а плебс это зеркальное ничто. Одновременно приходит цезаризм.

Конституция - это застывшая форма и никогда нельзя судить о жизни народа по конституции, так как она отстранения от жизненного потока.

Власть появляется из ощущения власти.

Право - это собственность имеющего власть.

Шпенглер выделяет 8 культур: китайская, греко-римская, западноевропейская, русско-сибирская и др.

Развитие культуры проходит 3 этапа: 1) мифосимволический (ранняя стадия); 2) метафизикорелигиозный; 3) цивилизация.

Право в разных культурах проходит одни и те же стадии развития с абсолютно разным смыслом.

Античное право - это право созданное гражданами и для граждан. Их юриспруденция - это наука единичных случаев, а не абстрактное построение. Античности не ведомы судьи как сословие, получившие для этой цели профессиональную или иную подготовку. Если римский претор вступал в должность, он сообщал свои требования, согласно которых хотел действовать. Следующий претор принимал их, или сообщал новые. Римляне не дают понятие судебная ошибка, изучают договоры, но понятия договора нет.

В Византии создается государство этнос по Христу. Византийское право - это право вероисповедания общин. То, что было для римлян принятием гражданства, для византийца - это христианское крещение.

В Западной Европе это право пользуется как обычное немецкое право. Появились глоссаторы, которые комментируют кодекс Юстиниана в новой действительности.

На лицо 3 истории права, соединенные лишь элементами языковой и синтаксической формы, которые одна культура позаимствовала у другой, не имея минимального представления о том существовании, которое лежало в основе этой формы.

20 век будет эпохой мировых войн. Самая страшная угроза Европе - это Россия - кентавр с европейской головой и азиатским туловищем.

62. Политико - правовые взгляды И. Ильина

Из лекции:

Иван Ильин (1882-1953). Закончил юридический факультет МГУ. 1918 г. - защитил докторскую диссертацию. 1922 г. - высылают на корабле.

Право по Ильину состоит из положительного и естественного. Право есть продукт культуры. Это не только знания, а вся человеческая душа. Основной элемент в праве - это элемент правосознания - особое соотношение человеческого инстинкта и духа. Правосознание должно держаться на религиозном чувстве и совести.

С вопросом о праве связан и вопрос о государстве. Государство - это союз, который объединен сотрудничеством и единением. Право - это система нормативных установок, основанных на началах права и справедливости. Государство: территория, власть, народ. В государстве: идея корпорации и учреждения. Корпорация строится по принципу - солидарно заинтересованы, а учреждения - опеки над …

Все идеи совмещают в себе идеи корпорации и учреждения. Главное - найти необходимую комбинацию для данного времени. Проблема правильной организации власти состоит в том, чтобы соблюдался аристократический принцип власти.

Форма правления - это результат взаимодействия этноса и ландшафта (земля и кровь).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.