скачать рефераты

МЕНЮ


История политических и правовых учений

41. Консервативные теории о государстве и праве (Ж. де Местр, Луи де Бональд, Э. Бёрк)

Консерватизм представлял собой реакцию на Французскую революцию. Наибольшую критику консерваторов вызывал выдвинутый Ж.-Ж. Руссо принцип народного суверенитета, получивший умозрительное обоснование. При помощи разума невозможно понять государство и право, а тем более сконструировать их идеальные формы. Консерватизм основывается на авторитете, источником которого является Бог. Монархия обладает несомненным преимуществом перед республикой, ибо прочность и эффективность данной формы правления подтверждается многовековой историей. Государство, сословное неравенство рассматриваются как продукт естественно-исторического развития, существующие изначально, подобно живой природе, а, следовательно, их изменения носят противоестественный характер.

Жозеф Мари де Местр (1753-1821, «Письма савойского роялиста своим соотечественникам», «Размышления о Франции», «Рассуждения о суверенитете», «Санкт-Петербургские вечера») - французский мыслитель, идеализирующий архаическое устройство общества. Политическая революция рассматривается де Местом как «второстепенный мотив великого плана», «чудо, наподобие цветения дерева в январе». Революция - это, прежде всего, «кара за век преступлений и безумств», за отклонение Франции от теономной миссии, призванной быть защитницей истинных начал духовной жизни. Де Местр отрицает возникновение государства посредством заключения общественного договора, а также теорию естественного права. Конституция не может быть делом слабого человеческого разума. Истинные законы должны ориентироваться не на «абстрактного человека», а на дух нации. Человек не в состоянии создавать государственные учреждения, конституции по своему усмотрению, их истинная природа скрыта «во тьме времен». Создать идеальную форму правления посредством разума невозможно, ибо «каждый народ имеет такое правление, которого заслуживает», а любой проект будет «унылой химерой», если он не гармонирует с характером народа. Все основные права и свободы являются лишь внешним проявлением высших принципов Провидения. Сущность государства неизменна, является отражением Божественной мысли, а эволюционирует лишь его форма. Наилучшей формой правления для Франции, по мнению де Местра, является монархия, которая повторяет строение церкви, подчиняющееся папе римскому. Государство - иерархически упорядоченное суверенной властью единство того или иного народа, под которым понимается группа людей, имеющих собственные язык, территорию, культуру, обычаи, характер, в которых выражаются глубинные ценности трансцендентного порядка.

Луи Габриэль Амбруаз де Бональд (1754-1840) - автор произведений «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе», «Первоначальное законодательство, рассмотренное исключительно в свете разума» - также рассматривает государство и право как естественные закономерности, формирующиеся исторически и отражающие Божественную волю. Де Бональд критикует просветителей за их индивидуалистические теории и призывает вновь обрести средневековое «мы», сосредоточенное первоначально в семье, затем в ремесле, наконец, в государстве. Бональд осуждает французскую революцию, отмечая, что старый порядок имел солидную институциональную и традиционную базу для обновления французского общества без жертв и крови (негласные вольности, неписаная конституция, Генеральные штаты, возможность приобретения дворянского титула за заслуги или деньги и т.д.). Государство образуется по воле Бога, который продолжает свое творение непрерывно, открывая свои идеи через законы «вытекающие из природы вещей». Мир рассматривается де Бональдом как система естественных троиц. Например, семья: причина - мужчина, орудие - женщина, следствие - дети (муж - власть, жена - слуга, ребенок - подданный). Государство: причина - государь, орудие - патрициат, следствие - сохранение и воспроизводство народа (король - власть; дворяне, духовенство, сановники - слуги, народ - подданный).

Эдмунд Бёрк (1729-1797). Работа «Размышление о революции во Франции» - 1790 г.

Бёрк критикует идеи просвещения, которые доминируют во французском обществе. Люди - это мыши. Слишком мало любят людей. Литературная самонадеянность.

Государство не является общественным договором, а складывается исторически в процессе долгой исторической работы, на основе традиций и обычая. Традиции и обычаи не выводят государство из человеческой природы. Реальная политика проводится не с общего согласия, а с воли тех, кто способен принимать решения. Всякое общество - это иерархия, неравенство естественно необходимо. Управлять должны лучшие. Цель государства - обеспечение порядка и закона. Общественный порядок обеспечить разделением на сословия. Лучшая форма правления - конституционная монархия.

Права человека складываются исторически и должны базироваться на ответственности и на обязанности. Права человека - это то место социальной иерархии, которое индивид обязан выполнять.

Основа всего - традиция. В этом Бёрк расходится с идеологами французской революции.

42. Политико - правовые учения декабристов (П. Пестель, Н. Муравьев)

Мятеж 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге на Сенатской площади знаменовал высшую точку движения так называемых декабристов. Декабристы, вышедшие из среды молодых дворян разочаровавшихся в возможностях преобразований сверху, выступали за ограничение абсолютизма и отмену крепостного права. В движении декабристов следует различать умеренное и радикальное направления, представленные соответственно «Северным обществом» и «Южным обществом».

Умеренное крыло декабристов возглавлял член «Северного общества» Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.). Эволюция его взглядов представлена в 3 разработанных им проектах российской конституции. Наиболее интересным признан второй проект, предусматривающий введение конституционной монархии. Законодательная, исполнительная и судебная власти по этой конституции разделены. Верховный орган законодательной власти - двухпалатное Народное вече. Исполнительная власть принадлежит императору - «верховному чиновнику российского правительства», который при вступлении в должность приносит присягу Народному вечу и обязуется сохранять и защищать конституцию. Все должностные лица за нарушение законов привлекаются к ответственности народными представителями. В этом случае верхняя палата парламента становилась судом. Будущая Россия представлялась Муравьеву федеративным государством, состоящим из 13 держав и 2 областей. Столицей должен стать Нижний Новгород. В каждой державе законодательная власть передана двухпалатному законодательному собранию. Все должностные лица являются выборными. Умеренность Муравьева прослеживается в его подходе к крестьянскому вопросу. Он объявлял об освобождении крестьян от крепостной зависимости, но с сохранением земли в руках помещиков, ибо «право собственности священно и неприкосновенно». Согласно проекту конституции Муравьева, полноправным гражданином мог стать только земельный собственник или владелец значительного капитала. Все граждане в зависимости от имущественного ценза делятся на 4 категории.

Радикальное направление декабристов представляет Павел Иванович Пестель (1793-1826 гг.). Его конституционный проект назывался «Русская правда». Происхождение общества и государства Пестель связывал с естественными законами, которые определяют обязанности людей по отношению друг к другу. Государство, создаваемое общественным договором, служит благоденствию каждого члена общества, поэтому оно может существовать только на основе «равновесия взаимных обязанностей и взаимных прав» правительства и народа. Достижение общественного благополучия является целью законов, издаваемых правительством. Пестель делил законы на 2 группы: «Первая часть определяет круг действий правительства, вторая - действия народа и частных членов его». Кроме того, декабрист различал закон как норму, издаваемую государством, для регулирования общественных отношений, и закон как совокупность прав, предоставленных каждому гражданину.

Пестель являлся сторонником революции с целью уничтожения самодержавия и установления республики. Царская семья должна быть обязательно истреблена. Все сословия и привилегии уничтожаются, провозглашается равенство всех россиян перед законом. Граждане мужского пола, достигшие 20 лет, получают избирательное право. Чтобы избежать правления в будущей России «аристократии богатств», декабрист предложил проект аграрной реформы. Он предусматривал безвозмездную передачу крестьянам значительной части земель, которыми они пользовались. Россия должна быть унитарным государством. Высшая законодательная власть будет принадлежать однопалатному парламенту - Народному вечу. Исполнительная власть вручается Державной думе, состоящей из 5 членов, избранных вечем. Наряду с законодательной и исполнительной, Пестель выделял власть блюстительную, которая должна контролировать исполнение конституции. Эта власть представлена Верховным собором из 120 членов, избираемых пожизненно.

43. Политическое и правовое учение Б. Констана

Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830 гг.) - духовный отец либерализма на европейском континенте («Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»).Основное положение теории Констана - проблема индивидуальной свободы. Констан сравнивает свободу современного человека со свободой древнего и приходит к выводу о том, что они не совпадают. Для современного человека свобода - это, прежде всего, свобода в частной жизни: подчиняться только законом, не быть подвергнутым дурному обращению, аресту, высказывать свое мнение, выбирать себе дело, распоряжаться своей собственностью, свободно передвигаться и т.д., наконец, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не является строго обязательным. Свобода же древнего грека или римлянина заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Однако древний человек был полностью подчинен публичной власти в частной жизни. Среди причин перехода от политической свободы к личной Констан называет: изменение численности населения и территории государств; отмену рабства и изменение трудовой этики; изменение психологии и образа жизни народов.

Констан уверен, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они способны за счет своих индивидуальных усилий обеспечить себе достойное существование. Констан настаивает на жестком определении конкретной меры социальной полезности институтов власти, на точном установлении пределов их компетенции. Прямое народовластие в современном обществе должно быть заменено на представительное правление. Констан отстаивает свободу предпринимательской деятельности, свободу конкуренции, считая, что богатство граждан ограждает личную независимость от посягательств правительства.

Современное государство, по мнению Констана, должно быть конституционной монархией, где монарх представляет «нейтральную власть» (королевскую), независимую от других ветвей власти (исполнительная, нижняя и верхняя палаты парламента, судебная, муниципальная) и потому способную обеспечить их единство, кооперацию, нормальную деятельность.

Наряду с институтами децентрализованной системы государственной власти, контролируемой общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право.

44. Политико - правовые учения английских либералов (И. Бентам, Дж. Милль)

Разновидность либерализма представляло философское учение утилитаризма, основателем которого был английский юрист Джереми Бентам (1748-1832 гг.), автор работ «Деонтология, или наука о морали», «Принципы законодательства». Свое название эта философская школа получила от английского лова utilitas (польза). Ее суть заключатется в признании смысла человеческой деятельности в получении удовольствий (счастья) или избегании страдании. Теоретически можно определить, какого рода поступок является наилучшим притех или иных обстоятельствах. Исходя из этого целью любого правительства будет максимальное счастье всего его подданных. Поэтому главным критерием оценки всех явлений является их полезность с точки зрения достижения отдельным человеком счастья. Что касается абстрактных “всеобщих” понятий свободы и прав человека, то Бентам называл их “химерой” и “чепухой”.

В “Конституционном кодексе” Бентам раработал основы будущего строя многих государств Европы и Америки. ОН был сторонником респубоиканского устройства и системы раделения трех ветвей власти (при неоспоримом доминировании законодательной). При этом “верховная лвасть пребывает в народе”, монархися же абсурдна даже в ее конституционном варианте. Конституционное право призвано превратить правительство в опекуна подданных, поскольку интересы отдельных лиц явялются по сути реальными интерсами. В их достижении людей направляют санкции, предусмотренные законами, которые должны быть общедоступны, отличаться ясностью и простотой изложения. Вместе с тем, наказания и сопутствующие им страдание следует применять только в тех случаях, когда они препятствуют появлению еще большего зла. Право Бентам понимал как безусловную волю суверена - государства. Отличие права от морали в том, что действительность закона (права) признается публично, а нравственная оценка доступна каждому лицу и сугубо индивидуальна. Поэто британский философ критиковал противопоставление закона и права. Бентам выступал инициатором многих социальных реформ, а также доказывал необходимость создания Лиги Наций и отмены колониальной системы.

Английиский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) развил либерадьные идеи Бентатма на политику и право. Ег взгляды изложены в книгах “Соображения о представительном правлении”, Утилитаризм, эссе “О свободе”. Милль дополнил классический утилитаризм Бентама принципом качественной оценки удовольствий, при котором высшими удовольствиями признаются интеллектуальные. Кроме того, интересы общества не должны противоречить высшей ценности - свободе человека. Для понимания общественных явлений важно учитывать культурные и исторические особенности различных народов. Однако нельзя позволить косным традициям и обычаям прератиться в тиранию большинства над индивидом. Свободу Милль понимал в качестве свободы мысли, дискуссий, собраний. Это не только конституционная свобода (защита от тирании правителсьвта), но и независимость индивида от власти большинства, от господствующего в обществе мнения как “нравственного насислия”. Общественное мнение в качестве инструмента власти следует ограничить только теми случаями, когда индивид своими действиями причиняет ущерб другим.

Гарантией против деспотизма общества Милль считал представительное правление, предполагающее политическую активность граждан, а значит, их гражданскую ответственность. Участвуя в активной общественной жизни, люди лучше понимают политические процессы и достигают более выского уровня развития личности. Поэтому Милль выступал за всеобщие избирательные права для всех грамотных граждан, включая даже женщин. Избирательная систем должна обеспечивать представительство всех мнений, включая отличающиеся от мнений большинства. Для этого необходимо придерживаться принципа пропорционального представительства. Вместе с тем, более образованные люди должны получить привилегии в выражении своих взглядов. Созданный таким образом представительный орган корректирует политический курс, который вырабатывает правительство, состоящее из экпертов. Та кдостигается равновесие между народным суверенитетом и правлением профессионалов. Кроме того, Милль ратовал за развитие системы местного самоуправления, которое позволяет эффективно решать многие вопросы на местном уровне и совершенствовать политическую культуру граждан.

45. Социально-политическое учение О. Конта

Родоначальник философии позитивизма Огюст Конт (1798-1857 гг.) в течение нескольких лет был секретарем Сен-Симона, чьи взгляды повлияли на его собственное мировоззрение. Главный труд Конта - «Курс позитивной философии», в котором он попытался освободить науку от поиска сверхъестественных причин и построить систему знания, опирающегося исключительно на факты. Согласно Конту, для анализа общества могут использоваться методы естественных наук. Французский мыслитель создал полную классификацию наук, построив ее в порядке убывания общности и простоты (математика, астрономия, физика, химия, биология, «социальная физика» - социология). Сам Конт считается родоначальником социологии как науки.

Историю человеческого общества он рассматривал в рамках процесса последовательной смены основных типов мировоззрения. Человеческий ум проходит три стадии развития: теологическую (все явления рассматриваются как следствие деятельности сверхъестественных сил); метафизическую (окружающее объясняется через абстрактные сущности); позитивную (на смену теологии и метафизике приходят точные науки, основанные на опытном знании и практике). Каждой из трех стадий развития мышления соответствует определенный этап социальной и политической организации. Теологической стадии соответствовали теократия или монархия, метафизической - республиканское устройство. В это время в умах людей господствуют такие ненаучные идеи, как неограниченная свобода суждения, естественное равенство, народный суверенитет, разделение властей. На позитивной стадии установится совершенный общественный и политический строй - социократия, опирающаяся на точные научные знания, а политика поднимется на уровень наук, основанных на наблюдении.

С внедрением принципов позитивизма общество будет освобождено от классовой борьбы. Интересы отдельных индивидов будут подчинены потребностям целого; каждый будет выполнять собственную определенную функцию. Конт считал, что каждый человек является государственным чиновником. В позитивном строе идея права безвозвратно исчезает, ибо ради лучшего подчинения частных интересов общественным права следует заменить на обязанности. Поэтому в социократии единственное право, которым каждый человек обладает, - это право выполнять свой долг. Задачей «позитивной политики» будет укрепление общественной солидарности и поддержание гармонии между целыми и частыми общественной системы.

Общей целью социократии является прогрессивное развитие. Ее девиз «Порядок и прогресс!». Всего в мире будет образовано примерно 500 социократий, поддерживающих между собой отношения союзничества. Общество социократии представлялось Конту делящимся на два класса: патрициат и пролетариат (в соотношении 1:33). Патрициат включает собственников - банкиров, коммерсантов, фабрикантов, которые обладают «практической властью». Она заключается в установлении заработной платы пролетариата, условий труда и т.п. Однако высшей, духовной властью обладают священники позитивистской церкви (позитивной философии, на основе которой Конт предполагал учредить религиозный культ). Именно они провозглашают неопровержимые правила, которым следует общество.

46. Политические и правовые воззрения славянофилов и западников

Обсуждение перспектив развития Российского государства породило в п.п. 19 в. два идейных течения - западников и славянофилов. Роднит оба направления то, что они были противниками крепостного права и выступали за его отмену. И славянофилы, и западники стремились избавить Россию от кризиса, однако по-разному выдели путь выхода из него.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.