Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города
Одним из путей получения информации о состоянии земель России, особенно в части изучения основных негативных процессов (эрозия, дефляция, подтопление, опустынивание) по регионам страны, является метод исследований на сети полигонов, размещенных в основных природно-сельскохозяйственных зонах страны.
Рис. 5.7 - Зарастание отдельных видов угодий на территории Сосновского района Нижегородской области в период с 1988 по 2006 год и прогноз на 2010 год
По результатам оценки состояния и использования земель, а также выполненного ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ районирования земель по негативным процессам по территории России предложено разместить 38 типичных полигонов государственного мониторинга земель в основных наиболее интенсивно используемых природно-климатических и ландшафтных зонах и в тех субъектах Российской Федерации, где наиболее интенсивно протекают негативные процессы.
На полигонах наблюдения планируется выполнение работ с целью подробного получения информации о состоянии и использовании земель, оценки происходящих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Полученные на полигонах государственного мониторинга земель данные могут быть экстраполированы на другие территории со статистически аналогичными природными и антропогенными признаками.
Исходя из социально-экономической политики страны для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий. Это возможно на основе внедрения передовых технологий, системного подхода, увязки имеющихся ресурсов с организацией регулярных наблюдений за использованием и состоянием земель с целью своевременного выявления и прогноза развития негативных процессов для разработки и реализации комплексных мероприятий по охране земель и их рациональному использованию.
Заключение
Земельные ресурсы, с позиций собственника (в том числе и в первую очередь в условиях РФ, государственного или муниципального собственника), являются одними из важнейших ресурсов, обеспечивающих:
- достижение стратегических целей собственника (стратегических целей государственного и муниципального управления);
- решения главных задач собственника (в том числе, сформулированных в государственных и региональных программах социальных, экономических, экологических и др. преобразований и развития).
Подобная же важная обеспечивающая роль земельных ресурсов имеет место для негосударственных собственников (особенно - для крупных собственников). Среди других типов обеспечивающих ресурсов: финансовые, трудовые, материально-технические, информационные и т.д., а также подобные земельным ресурсам ресурсы типа недвижимости.
Таким образом, цели и задачи управления земельными ресурсами являются вторичными, обеспечивающими в сравнении с главными целями и задачами собственника (соответственно, для государственного и муниципального собственника - декларированными целями и задачами общественно полезного, социально справедливого, национально безопасного, экономически эффективного государственного и муниципального управления).
В числе наиболее часто формулируемых целей и задач управления земельными ресурсами, стоящими перед государственными и муниципальными собственниками, можно отметить экономически эффективное использование и развитие земельных ресурсов (недвижимости) и наполнение бюджета, а также максимальное улучшение положительного бюджетного баланса, рост поступлений и сокращение расходов при выполнении поставленных ограничений, нормативное (экологически, биологически и т.п.) содержание земель.
В Федеральной концепции управления государственным имуществом земельные участки упомянуты в составе управляемого государственного имущества (федеральной недвижимости). Таким образом, сформулированные в Концепции цели максимального увеличения доходности и поступлений в федеральный бюджет за счет операций с государственным имуществом (и, соответственно, федеральной недвижимостью) охватывает и земельные ресурсы. Сегодня определена идея создания и правового урегулирования единых объектов управления, включающих земельные участки и иные объекты недвижимости, единых имущественных комплексов типа “здания - земля - инфраструктура”. Цели и задачи оптимизации структуры государственного сектора, имущественных комплексов унитарных предприятий, выявления и приватизации излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального недвижимого имущества в полной мере распространяется на земельные ресурсы, входящие в упомянутые единые объекты и имущественные комплексы.
Задача измерения потенциала развития как потенциала эффективного управления является одной из ключевых. Определение меры и направлений возможных улучшений является необходимым условием для выработки стратегии и тактики эффективного управления.
Применительно к объектам недвижимости типа свободных земельных участков, участков с объектами незавершенного строительства, участков и объектов, возможных или предназначенных для улучшений, задача измерения потенциала развития включает такие компоненты как:
- анализ градостроительного назначения данной территории, данного земельного участка и объекта (если в градостроительных документах, генплане есть информация непосредственно для данного объекта);
- исследование секторов рынка недвижимости, в рамках которых возможно развитие деятельности рассматриваемого объекта и реализация результатов развития;
- оценка реальной осуществимости развития земельных участков по всем аспектам возможной реализации: правовой, физической (производственно-технологической и т.п.), организационно-правовой, и финансовой.
Реформирование земельных отношений является одним из важнейших вопросов современной России. Земельная реформа занимает значительное место в становлении государства и общества. Важность новых приемов регулирования общественных отношений применительно к природным ресурсам, и в частности к земле, очевидна.
Московская земля - один из наиболее важных активов города. Земельный рынок является основой для рынка строительства и реконструкции. Предпринимательская деятельность на этом рынке является одной из основных в городе. Поэтому необходимо предпринимать меры по его дальнейшему развитию.
Важнейшим условием динамичного развития земельного рынка города является привлечение дополнительных инвестиций - как российских, так и иностранных.
Предстоит большая работа по совершенствованию важнейшего инструментария государственного управления земельным фондом - государственного кадастра, государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия управленческих решений, осуществления кадастровой оценки земли и обеспечения перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 - 149, 06.08.1998.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Парламентская газета, №224, 28.11.2001.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №215-ФЗ) // Российская газета, №290, 30.12.2004.
6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, №12, ст. 1383.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 №102-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001 №44, ст. 4147.
8. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 №1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.05.1991, №22, ст. 768. (документ утратил силу)
9. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Российская газета, №145, 30.07.1997.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Парламентская газета, №120 - 121, 29.06.2002.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 №69-ФЗ) // Парламентская газета, №244, 28.12.2004.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Российская газета, №5, 10.01.2000.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 №69-ФЗ) // Парламентская газета, №19, 26.01.2002.
14. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, №10, ст. 823.
15. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 01.07.1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» // Свод законов РСФСР, т.4. с.37, 1988 г. (документ утратил силу)
16. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.12.1993, №52, ст. 5085.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 №105 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 №615) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, №6, ст. 592.
18. Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 №419-ПП «Об итогах работы департамента земельных ресурсов города Москвы в 2005 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2006 год» (в ред. Постановления Правительства Москвы от29.05.2007 №411-ПП) // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №39. 12.07.2006.
19. Декрет Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13.04.25 «Положение о земельных распорядках в городах» // СУ РСФСР, 1925, №27, ст. 188. (документ утратил силу)
20. Волков Г.А. Принципы земельного права России. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005. С. 103.
21. Гурова Т.В. Понятие земельного участка в гражданском и земельном законодательстве // Актуальные вопросы правоведения. 2004. N 8. С. 153
22. Дамурчиев В.Н. О земельных отношениях в Москве. М., 2002.
23. Жилой фонд Москвы в цифрах. Сколько домов в столице // Индикаторы рынка недвижимости, 15.09.06.
24. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М, 2002. С. 69 - 73.
25. Крюков Ю.А. Земельный кадастр как информационное обеспечение рынка недвижимости. М., 2004.
26. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений. М.: Дело, 2004. С. 52.
27. Прохорова Н.А. Содержание права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ.
28. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М.: Статут, 2004. С. 61 - 62.
29. Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. N 10. С. 65.
30. Сыродоев Н.А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. 2003. N 8. С. 77.
31. Тенденции развития земельного рынка в Москве и области // Greenga.ru, 27.09.2007
32. Устюкова В.В. Оборот земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Экологическое право России: Сборник материалов науч.-практ. конф. Вып. 2. 1999 - 2000 гг. / Под ред. А. Голиченкова. М., 2001.
33. Щедрунова Е. Состояние жилого фонда в Москве и новые технологии реконструкции зданий // Маяк, 20.02.2003.
Приложение 1
N
п/п
Цель использования
Структура земель г. Москвы по формам оплаты, га
Фактические доходы от регулярных
платежей в контингенте за 2005 год,
млн. руб.
площадь
земель,
всего
в т.ч. площадь земель,
подлежащих оплате
в т.ч.
освобожденная
от платы за
землю <*>
доходы от
арендной
платы и
земельного
налога,
полученные
в 2005 г.,
всего <**>
в т.ч. от
арендной
платы,
полученные
в 2005 г.
в т.ч. от
земельного
налога,
полученные
в 2005 г.
<**>
площадь земель,
предоставленных
в аренду на
01.01.2006
площадь
земель,
учтенная в
списках
плательщиков
земельного
налога
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Земли жилых зданий
30388,13
2548,75
15194,07
951813,18
2
Земли предприятий торговли
1764,36
1363,43
-
1080219,43
3
Земли предприятий
общественного питания
149,96
86,29
-
141758,11
4
Земли предприятий бытового
обслуживания
442,99
279,13
-
374151,78
5
Земли учреждений народного
образования
5372,85
515,00
4835,57
71325,34
6
Земли учреждений
здравоохранения и социального
обеспечения
1774,95
619,17
1419,96
59270,51
7
Земли учреждений физической
культуры и спорта
1751,64
1258,21
1751,64
137566,73
8
Земли учреждений
коммунального хозяйства
3396,50
3026,36
-
307711,85
9
Земли учреждений культуры и
искусства
614,78
434,22
553,30
203772,92
10
Земли религиозных объектов
320,67
74,02
320,67
10186,21
11
Земли административно-
управленческих учреждений и
общественных организаций
543,36
669,40
543,36
1370654,88
12
Земли промышленных
предприятий
6631,42
5630,40
-
2754553,04
13
Земли предприятий
материально-технического,
продовольственного снабжения,
сбыта и заготовок
2321,20
1912,90
-
674986,90
14
Земли учреждений науки,
научного обслуживания
1896,87
718,77
1896,87
261402,38
15
Земли учреждений
финансирования, кредитования,
страхования и пенсионного
обеспечения
159,48
88,28
-
366076,08
16
Земли предприятий транспорта
7380,96
2096,19
3690,48
625342,69
17
Земли предприятий связи
568,00
274,01
568,00
115862,25
18
Земли дач
405,66
81,96
-
10852,94
19
Земли гаражей
2251,09
1630,24
-
363770,56
20
Земли обороны
1944,21
86,04
1944,21
20849,53
21
Земли общего пользования
(улично-дорожная сеть)
12369,75
364,43
12369,75
51015,59
22
Земли городской рекреации
(парки, скверы)
5629,31
112,86
5629,31
15519,11
23
Земли общекоммунальных нужд
города
233,38
19,28
233,38
6427,28
24
Земли сельскохозяйственных
учреждений и предприятий
1678,92
167,74
-
13887,97
25
Земли подсобных хозяйств
(коллективные сады)
472,31
30,84
-
805,28
26
Земли рекреационного
назначения
440,65
362,14
440,65
28951,80
27
Земли историко-культурного
назначения
1765,13
41,77
1765,13
3221,73
28
Земли природно-заповедного
назначения
3898,63
0,33
3898,63
1926,05
29
Земли, занятые городскими
лесами (земли лесного фонда)
6596,35
1,44
6596,35
1370,28
30
Земли водного фонда
(госводфонд)
2453,91
-
2453,91
-
31
Земли резерва (неудобья)
2465,58
1,58
2465,58
2174,34
Нераспределенные по цели
использования средства
-
-
732030,50
Итого
108083,00
24495,18
-
68570,81
1263,41
10759457,24
10760720,65
--------------------------------
<*> В соответствии с федеральным законодательством.
<**> Налоговый учет по целям использования земель в настоящее время не ведется.