скачать рефераты

МЕНЮ


Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города

Одним из путей получения информации о состоянии земель России, особенно в части изучения основных негативных процессов (эрозия, дефляция, подтопление, опустынивание) по регионам страны, является метод исследований на сети полигонов, размещенных в основных природно-сельскохозяйственных зонах страны.

Рис. 5.7 - Зарастание отдельных видов угодий на территории Сосновского района Нижегородской области в период с 1988 по 2006 год и прогноз на 2010 год

По результатам оценки состояния и использования земель, а также выполненного ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ районирования земель по негативным процессам по территории России предложено разместить 38 типичных полигонов государственного мониторинга земель в основных наиболее интенсивно используемых природно-климатических и ландшафтных зонах и в тех субъектах Российской Федерации, где наиболее интенсивно протекают негативные процессы.

На полигонах наблюдения планируется выполнение работ с целью подробного получения информации о состоянии и использовании земель, оценки происходящих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Полученные на полигонах государственного мониторинга земель данные могут быть экстраполированы на другие территории со статистически аналогичными природными и антропогенными признаками.

Исходя из социально-экономической политики страны для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий. Это возможно на основе внедрения передовых технологий, системного подхода, увязки имеющихся ресурсов с организацией регулярных наблюдений за использованием и состоянием земель с целью своевременного выявления и прогноза развития негативных процессов для разработки и реализации комплексных мероприятий по охране земель и их рациональному использованию.

Заключение

Земельные ресурсы, с позиций собственника (в том числе и в первую очередь в условиях РФ, государственного или муниципального собственника), являются одними из важнейших ресурсов, обеспечивающих:

- достижение стратегических целей собственника (стратегических целей государственного и муниципального управления);

- решения главных задач собственника (в том числе, сформулированных в государственных и региональных программах социальных, экономических, экологических и др. преобразований и развития).

Подобная же важная обеспечивающая роль земельных ресурсов имеет место для негосударственных собственников (особенно - для крупных собственников). Среди других типов обеспечивающих ресурсов: финансовые, трудовые, материально-технические, информационные и т.д., а также подобные земельным ресурсам ресурсы типа недвижимости.

Таким образом, цели и задачи управления земельными ресурсами являются вторичными, обеспечивающими в сравнении с главными целями и задачами собственника (соответственно, для государственного и муниципального собственника - декларированными целями и задачами общественно полезного, социально справедливого, национально безопасного, экономически эффективного государственного и муниципального управления).

В числе наиболее часто формулируемых целей и задач управления земельными ресурсами, стоящими перед государственными и муниципальными собственниками, можно отметить экономически эффективное использование и развитие земельных ресурсов (недвижимости) и наполнение бюджета, а также максимальное улучшение положительного бюджетного баланса, рост поступлений и сокращение расходов при выполнении поставленных ограничений, нормативное (экологически, биологически и т.п.) содержание земель.

В Федеральной концепции управления государственным имуществом земельные участки упомянуты в составе управляемого государственного имущества (федеральной недвижимости). Таким образом, сформулированные в Концепции цели максимального увеличения доходности и поступлений в федеральный бюджет за счет операций с государственным имуществом (и, соответственно, федеральной недвижимостью) охватывает и земельные ресурсы. Сегодня определена идея создания и правового урегулирования единых объектов управления, включающих земельные участки и иные объекты недвижимости, единых имущественных комплексов типа “здания - земля - инфраструктура”. Цели и задачи оптимизации структуры государственного сектора, имущественных комплексов унитарных предприятий, выявления и приватизации излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального недвижимого имущества в полной мере распространяется на земельные ресурсы, входящие в упомянутые единые объекты и имущественные комплексы.

Задача измерения потенциала развития как потенциала эффективного управления является одной из ключевых. Определение меры и направлений возможных улучшений является необходимым условием для выработки стратегии и тактики эффективного управления.

Применительно к объектам недвижимости типа свободных земельных участков, участков с объектами незавершенного строительства, участков и объектов, возможных или предназначенных для улучшений, задача измерения потенциала развития включает такие компоненты как:

- анализ градостроительного назначения данной территории, данного земельного участка и объекта (если в градостроительных документах, генплане есть информация непосредственно для данного объекта);

- исследование секторов рынка недвижимости, в рамках которых возможно развитие деятельности рассматриваемого объекта и реализация результатов развития;

- оценка реальной осуществимости развития земельных участков по всем аспектам возможной реализации: правовой, физической (производственно-технологической и т.п.), организационно-правовой, и финансовой.

Реформирование земельных отношений является одним из важнейших вопросов современной России. Земельная реформа занимает значительное место в становлении государства и общества. Важность новых приемов регулирования общественных отношений применительно к природным ресурсам, и в частности к земле, очевидна.

Московская земля - один из наиболее важных активов города. Земельный рынок является основой для рынка строительства и реконструкции. Предпринимательская деятельность на этом рынке является одной из основных в городе. Поэтому необходимо предпринимать меры по его дальнейшему развитию.

Важнейшим условием динамичного развития земельного рынка города является привлечение дополнительных инвестиций - как российских, так и иностранных.

Предстоит большая работа по совершенствованию важнейшего инструментария государственного управления земельным фондом - государственного кадастра, государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия управленческих решений, осуществления кадастровой оценки земли и обеспечения перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 - 149, 06.08.1998.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Парламентская газета, №224, 28.11.2001.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №215-ФЗ) // Российская газета, №290, 30.12.2004.

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, №12, ст. 1383.

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 №102-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001 №44, ст. 4147.

8. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 №1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.05.1991, №22, ст. 768. (документ утратил силу)

9. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Российская газета, №145, 30.07.1997.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Парламентская газета, №120 - 121, 29.06.2002.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 №69-ФЗ) // Парламентская газета, №244, 28.12.2004.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Российская газета, №5, 10.01.2000.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 №69-ФЗ) // Парламентская газета, №19, 26.01.2002.

14. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, №10, ст. 823.

15. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 01.07.1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» // Свод законов РСФСР, т.4. с.37, 1988 г. (документ утратил силу)

16. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.12.1993, №52, ст. 5085.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 №105 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 №615) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, №6, ст. 592.

18. Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 №419-ПП «Об итогах работы департамента земельных ресурсов города Москвы в 2005 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2006 год» (в ред. Постановления Правительства Москвы от29.05.2007 №411-ПП) // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №39. 12.07.2006.

19. Декрет Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13.04.25 «Положение о земельных распорядках в городах» // СУ РСФСР, 1925, №27, ст. 188. (документ утратил силу)

20. Волков Г.А. Принципы земельного права России. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005. С. 103.

21. Гурова Т.В. Понятие земельного участка в гражданском и земельном законодательстве // Актуальные вопросы правоведения. 2004. N 8. С. 153

22. Дамурчиев В.Н. О земельных отношениях в Москве. М., 2002.

23. Жилой фонд Москвы в цифрах. Сколько домов в столице // Индикаторы рынка недвижимости, 15.09.06.

24. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М, 2002. С. 69 - 73.

25. Крюков Ю.А. Земельный кадастр как информационное обеспечение рынка недвижимости. М., 2004.

26. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений. М.: Дело, 2004. С. 52.

27. Прохорова Н.А. Содержание права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ.

28. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М.: Статут, 2004. С. 61 - 62.

29. Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. N 10. С. 65.

30. Сыродоев Н.А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. 2003. N 8. С. 77.

31. Тенденции развития земельного рынка в Москве и области // Greenga.ru, 27.09.2007

32. Устюкова В.В. Оборот земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Экологическое право России: Сборник материалов науч.-практ. конф. Вып. 2. 1999 - 2000 гг. / Под ред. А. Голиченкова. М., 2001.

33. Щедрунова Е. Состояние жилого фонда в Москве и новые технологии реконструкции зданий // Маяк, 20.02.2003.

Приложение 1

N

п/п

Цель использования

Структура земель г. Москвы по формам оплаты, га

Фактические доходы от регулярных

платежей в контингенте за 2005 год,

млн. руб.

площадь

земель,

всего

в т.ч. площадь земель,

подлежащих оплате

в т.ч.

освобожденная

от платы за

землю <*>

доходы от

арендной

платы и

земельного

налога,

полученные

в 2005 г.,

всего <**>

в т.ч. от

арендной

платы,

полученные

в 2005 г.

в т.ч. от

земельного

налога,

полученные

в 2005 г.

<**>

площадь земель,

предоставленных

в аренду на

01.01.2006

площадь

земель,

учтенная в

списках

плательщиков

земельного

налога

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Земли жилых зданий

30388,13

2548,75

15194,07

951813,18

2

Земли предприятий торговли

1764,36

1363,43

-

1080219,43

3

Земли предприятий

общественного питания

149,96

86,29

-

141758,11

4

Земли предприятий бытового

обслуживания

442,99

279,13

-

374151,78

5

Земли учреждений народного

образования

5372,85

515,00

4835,57

71325,34

6

Земли учреждений

здравоохранения и социального

обеспечения

1774,95

619,17

1419,96

59270,51

7

Земли учреждений физической

культуры и спорта

1751,64

1258,21

1751,64

137566,73

8

Земли учреждений

коммунального хозяйства

3396,50

3026,36

-

307711,85

9

Земли учреждений культуры и

искусства

614,78

434,22

553,30

203772,92

10

Земли религиозных объектов

320,67

74,02

320,67

10186,21

11

Земли административно-

управленческих учреждений и

общественных организаций

543,36

669,40

543,36

1370654,88

12

Земли промышленных

предприятий

6631,42

5630,40

-

2754553,04

13

Земли предприятий

материально-технического,

продовольственного снабжения,

сбыта и заготовок

2321,20

1912,90

-

674986,90

14

Земли учреждений науки,

научного обслуживания

1896,87

718,77

1896,87

261402,38

15

Земли учреждений

финансирования, кредитования,

страхования и пенсионного

обеспечения

159,48

88,28

-

366076,08

16

Земли предприятий транспорта

7380,96

2096,19

3690,48

625342,69

17

Земли предприятий связи

568,00

274,01

568,00

115862,25

18

Земли дач

405,66

81,96

-

10852,94

19

Земли гаражей

2251,09

1630,24

-

363770,56

20

Земли обороны

1944,21

86,04

1944,21

20849,53

21

Земли общего пользования

(улично-дорожная сеть)

12369,75

364,43

12369,75

51015,59

22

Земли городской рекреации

(парки, скверы)

5629,31

112,86

5629,31

15519,11

23

Земли общекоммунальных нужд

города

233,38

19,28

233,38

6427,28

24

Земли сельскохозяйственных

учреждений и предприятий

1678,92

167,74

-

13887,97

25

Земли подсобных хозяйств

(коллективные сады)

472,31

30,84

-

805,28

26

Земли рекреационного

назначения

440,65

362,14

440,65

28951,80

27

Земли историко-культурного

назначения

1765,13

41,77

1765,13

3221,73

28

Земли природно-заповедного

назначения

3898,63

0,33

3898,63

1926,05

29

Земли, занятые городскими

лесами (земли лесного фонда)

6596,35

1,44

6596,35

1370,28

30

Земли водного фонда

(госводфонд)

2453,91

-

2453,91

-

31

Земли резерва (неудобья)

2465,58

1,58

2465,58

2174,34

Нераспределенные по цели

использования средства

-

-

732030,50

Итого

108083,00

24495,18

-

68570,81

1263,41

10759457,24

10760720,65

--------------------------------

<*> В соответствии с федеральным законодательством.

<**> Налоговый учет по целям использования земель в настоящее время не ведется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.