скачать рефераты

МЕНЮ


Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города

Существенным приоритетом становится работа по совершенствованию системы менеджмента. Был пересмотрен состав наших представителей в акционерных обществах, проведена ротация кадров. Она показала, что есть люди, которые в угоду своим личным интересам нарушали профессиональную этику. Сейчас принято решение об увеличении численного корпуса наших представителей до 2 - 3 человек. Идея организации коллектива в значительный степени снижает риск "игры с городскими долями".

Еще одним потенциалом становится работа со структурой пакетов, акций и долей, принадлежащих городу Москве. Были проданы те портфели документов, которые для города не являются жизненно важными. И напротив, существенно увеличены свое присутствие в тех акционерных обществах, которые стратегически интересны для Москвы как субъекта Федерации.

Охрана земель (в соответстии с Земельным Кодексом) включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на: их рациональное использование, предотвращение необоснованных изьятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель, в том числе лесного фонда, воспроизводство и повышение плодородия почв.

В 2005 году Департаментом земельных ресурсов города Москвы обеспечено поступление в бюджет города Москвы земельных платежей в объеме 16593317000 руб., в том числе:

- доходы от арендной платы и платы за право на заключение договора аренды - 15329910000 руб.;

- земельный налог - 1263407000 руб.

Поступления от арендной платы за землю составили 10759457000 руб.

От продажи права на заключение договоров аренды земельных участков в городе Москве в бюджет города Москвы поступили средства в размере 4570453000 руб.

В 2005 году не было полностью завершено оформление земельных отношений с землепользователями, платившими земельный налог в 2004 году без надлежащего оформления прав на земельные участки.

Увеличился объем просроченной задолженности по арендной плате за землю. В 2005 году продолжены работы по межведомственной координации при формировании данных Реестра единых объектов недвижимости.

Завершена постановка на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами улично-дорожной сети и городской социальной инфраструктуры.

В рамках работ по нормативному правовому обеспечению регулирования земельных отношений Департаментом земельных ресурсов города Москвы подготовлен и выпущен ряд нормативных правовых документов.

Закон города Москвы от 1 июня 2005 г. N 19 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" позволил перейти к исчислению земельного налога в виде фиксированного процента от кадастровой стоимости земли и оптимизировать перечень льготных категорий налогоплательщиков Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 №419-ПП «Об итогах работы департамента земельных ресурсов города Москвы в 2005 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2006 год» (в ред. Постановления Правительства Москвы от29.05.2007 №411-ПП) // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №39. 12.07.2006..

3.2 Развитие земельного рынка в Москве

В 2007 году по отношению к 2006 стоимость земельных участков Москвы и Подмосковья в различных районах возросла до 45%. В основном подорожание произошло в дальнем Подмосковье и на границах Московской области. Так, 2007 год был ознаменован тем, что начали осваивать земли примыкающие к Московской области: Калужской, Смоленской и Тверской. Как видно, земельный рынок Подмосковья фактически вышел за границы, обозначенные на карте области.

Рынок земли активно развивается по направлению на запад и юг, однако крайне медленно процесс идет на восток и север. Это объясняется плохо развитой инфраструктурой, в частности, одна из главных проблем - это дороги, и отсутствием в этом районе вакансий с достойной заработной платой (сравнительно с другими районами Подмосковья). Транспортная доступность играет значительную роль в инвестиционной привлекательности региона. Это можно увидеть на примере спроса на земельные участки и коттеджи по Симферопольскому, Новорижскому шоссе. В приобретении земли в этих районах Подмосковья заинтересованы как частные лица, так и компании-девелоперы. Достаточно низкая стоимость земельных участков на Каширском шоссе подогревает заинтересованность девелоперов. Несмотря на еще отсутствующий спрос со стороны покупателей, они уже начинают скупку земель, находя данное вложение капитала довольно выгодным.

Количество предложений о продаже земельных участков на Киевском и Калужском шоссе вот уже некоторое время находится на одном и том же уровне. Это объясняется тем, что Калужское направление - одно из наиболее застроенных направлений Подмосковья. Рынок же загородной недвижимости и земли на Киевском направлении является лидером в сравнении с другими регионами ближнего Подмосковья по росту цен и составляет 11% за 3 месяца; по другим регионам ближнего Подмосковья - до 7%, а по некоторым произошло даже снижение стоимости. Данное направление со стороны покупателей подвергается пристальному интересу, что и заставляет продавцов "придерживать" земельные участки до лучших времен.

Наиболее перспективным является дальнее Подмосковье: цены за второй квартал 2007 года выросли на 20%, особенно это касается западной части Подмосковья, от Ярославского шоссе и дальше.

В конце 2007 года прогнозируется дальнейшее повышение стоимости земельных участков, в частности, по Киевскому шоссе, в дальнем Подмосковье, а также Калужской, Смоленской и Тверской областях как соседних областей Подмосковья. К ним нужно отнести и районы, на территории которых находятся водохранилища и реки.

В настоящее время спрос на строящееся жилье превышает предложение. Однако развитие данного сектора недвижимости тормозится довольно высокими рисками ликвидности, в силу которых банки не стремятся кредитовать строящееся жилье. Гораздо охотнее они выдают ипотечные кредиты под уже готовую недвижимость. Сегодня банки лишь 15% от всех ипотечных кредитов выдают под строящееся жилье, остальные 85% - на покупку вторичного жилья. При покупке же готового жилья спросом больше всего пользуются недорогое жилье эконом-класса. Земельные участки, различные по стоимости, продаются разными объемами: более дорогую землю в подавляющем большинстве случаев покупают в размере 50 соток и более; более же дешевая земля покупается в основном участками до 15 соток.

Государственной Думой были внесены 06.06.2007 года поправки в Водный и Земельный Кодексы РФ, что, по сути, запрещает приобретение в собственность (приватизацию) земельных участков, граничащих с водой. Помимо этого Государственной Думой в середине 2007 года был принят закон о едином кадастре, предусматривающий создание единого реестра земельных участков и сооружений, что сократит сроки оформления недвижимости. В июле этого года Московской областной Думой была установлена максимально возможная стоимость межевания земельных участков. Данная услуга включает в себя определение границ участка и составление кадастрового плана. До вступления в силу закона стоимость межевания колебалась до 20000 рублей за участок. Согласно данному закону, отныне данная услуга ограничена планкой в 7000 рублей.

Также весной 2007 года Правительством были подготовлены поправки в Земельный Кодекс РФ, которые делают обязательным проведение аукционов под коммерческое строительство. Необходимость внесения поправок в принятый в 2005 году закон об аукционах под застройку была обусловлена тем, что закон зачастую интерпретировался региональными и местными властями как возможность других способов предоставления земельных участков под строительство.

В настоящее время законодательство в данной отрасли не отрегулировано до конца. Ведутся разграничения полномочий между местными и государственными органами власти Тенденции развития земельного рынка в Москве и области // Greenga.ru, 27.09.2007.

3.3 Влияние кадастра на социальные процессы в городе

В соответствии с Уставом г.Москвы вопросы управления земельными ресурсами и земельных отношений в г. Москве находятся в компетенции Московской городской Думы и Московской городской администрации (рисунок 3.1).

Московская городская Дума, как орган представительной власти города, устанавливает порядок:

· использования, охраны, контроля за использованием и охраной земель;

· отчуждения земель и оформления прав собственности на земельные участки;

· предоставления земель в аренду;

· оформления прав на земельные участки;

· взимания земельных налогов и предоставления льгот по ним;

· штрафов и иных видов административной ответственности за нарушение земельного законодательства по вопросам, отнесенным к ведению города.

Рисунок 3.1 - Структура управления земельными ресурсами г.Москва

Городская Дума по представлению Мэра утверждает перечни и описания границ земельных участков на территории города, находящихся в федеральной собственности, и городской собственности, которые не могут быть переданы в собственность или аренду.

Исполнительный орган власти осуществляет землепользование исходя из целесообразности и необходимости использования земельного фонда в интересах устойчивого развития города с приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизнедеятельности.

Функциональным органом городской администрации по обеспечению экономико-правового регулирования земельных отношений является Комитет землепользования.

К его основным задачам и функциям относятся:

· осуществление государственной политики в области земельных отношений и использования земельных ресурсов г.Москва;

· участие в разработке и обеспечение реализации городской земельной политики;

· управление и распоряжение земельными участками;

· представление интересов городской администрации в создаваемых специализированных предприятиях и организациях, осуществляющих гражданско-правовые сделки с земельными участками;

· координация деятельности городских и территориальных органов управления по совершенствованию системы землепользования;

· составление и ведение земельного кадастра города;

· разработка совместно с Москомземом, городской Думой и Правительством города методологии и критериев оценки городских земель, определение ставок арендной платы и других земельных платежей в соответствии с законом города Москва;

· рассмотрение по поручению Правительства города заявок на предоставление земельных участков и подготовка предложений в Комиссию по вопросам земельных отношений и градостроительства;

· подготовка и представление в Правительство на основании разработанной и утвержденной проектно-сметной документации материалов по предоставлению (изъятию) земельных участков под строительство, реконструкцию и реставрацию городских объектов с градостроительным правовым обоснованием;

· оформление разрешительной документации по предложениям отдела архитектуры на резервирование земельных участков для строительства (в том числе озеленения), реконструкции, реставрации городских объектов;

· оформление, выдача и хранение правоустанавливающих документов на землю на основании распорядительных актов городской администрации;

· контроль за использованием и охраной земель в соответствии с законодательством;

· привлечение физических и юридических лиц в установленном нормативными актами порядке к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, наложение взысканий.

Кроме Комитета землепользования контроль за использованием и состоянием земель осуществляют: Центр Госсанэпиднадзора, Комитет природопользования, лесопарк, Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (ИГАСК), НПО “Радон”, Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений (УМПЭП), Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры, ГО ЧС г.Москва.

Комитет землепользования осуществляет создание и ведение государственного земельного кадастра, содержащего систему необходимых сведений о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, составу городских земель, количественных и качественных характеристиках, а также ценности земель. Ведение государственного земельного кадастра осуществляет Комитет землепользования при участии:

· комитета по архитектуре и градостроительству - в части предоставления данных территориального кадастра по утвержденной градостроительной документации, а также топографических планов масштаба 1: 500- 1:2000;

· комитета по управлению имуществом - в части правоустанавливающих документов по объектам недвижимости;

· регистрационной палаты - в части регистрации предприятий, организаций, учреждений и ведения общегородского реестра юридических лиц;

· Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры в части регистрации территорий памятников и зон их охраны, а также территорий владений в пределах исторического центра города;

· лесопаркового территориально-производственного объединения - в части ведения кадастра земель государственного лесного фонда и земель общего пользования, занятых защитными и иными насаждениями;

· Городского бюро техической инвентаризации (ГБТИ) - в части адресов зданий и сооружений, их функционального назначения и технических характеристик;

· Государственного комитета по охране окружающей среды в части особо-охраняемых природных территорий.

Ведение государственного земельного кадастра позволяет обеспечивать органы государственной власти, предприятия, организации, учреждения и физических лиц достоверной информацией о земельных ресурсах города, что необходимо для обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, создания объективной основы для установления нормативной цены земли, земельного налога и арендной платы, сохранения границ исторических землевладений объектов историко-культурного наследия и природного комплекса.

Ведение мониторинга городских земель осуществляется совместно с комитетом природопользования и отделом архитектуры с привлечением:

· центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - в части мониторинга загрязнения земель тяжелыми металлами и другими опасными веществами;

· лесопаркового территориально-производственного объединения - в части мониторинга лесных насаждений и парков;

· бассейнового водохозяйственного объединения - в части мониторинга водных источников, прибрежных полос, водоохранных зон и их загрязнения;

· Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (МГЦ ГСЭН) - в части мониторинга санитарно-гигиенического состояния земель;

· научно-производственного центра геолого-экологических исследований и использования недр - в части мониторинга геологических наблюдений за развитием карстово-суффозионных, оползневых и техногенных процессов, мощности и обводненности техногенных отложений.

Основными функциональными задачами мониторинга земель являются:

· систематическое выявление изменений в состоянии земельного фонда и обновление банка данных земельного кадастра;

· изучение и оценка негативных процессов;

· использование и анализ данных контроля за использованием и охраной земель:

· информационное обеспечение процесса оценки земель.

Реализация прав на земельные участки в городе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города, планами зонирования территории города, земельным кадастром, концепциями перспективного развития территории города. Обоснование целесообразности и необходимости закрепления земельного участка за землепользователем проводит. При этом обосновывающие материалы на строительство объектов хозяйственной или иной деятельности, входящих в утвержденный Минприроды (Госкомэкологии) РФ “Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при которой в обязательном порядке проводится оценка воздействия на окружающую среду”, проходят обязательное рассмотрение и согласование Государственной экологической экспертизы. В соответствии с Положением о Роскомземе, он осуществляет землеустроительную экспертизу.

Управляемой подсистемой в сфере землепольлзования на территории являются земли (территории земель), находящиеся в исключительном ведении Правительства города, территории (земли) принятия решений Правительства Москвы, при участии префектур административных округов города, и территории (земли) на которых регулирование вопросов землепользования осуществляется префектурами административных округов.

В связи с тем, что использование земель связано непосредственно с хозяйственной деятельностью (со строительством, реконструкцией, реставрацией объектов) порядок подготовки, рассмотрения и согласования размещения и строительства объектов на территории города определяется нормативно-правовыми актами городской администрации по вопросам порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории города.

3.4 Проблемы создания кадастра городских земель

Государственный земельный кадастр (далее ГЗК) - горячо обсуждаемая тема. Его ведение на федеральном уровне реально началось с 1991 г., то есть со времен перехода к рыночным отношениям. На рельсы автоматизации он был поставлен постановлением Правительства в 1996 г. (указ № 932) о развитии Государственной автоматизированной системы земельного кадастра - ГАС ЗК. Естественно, что автоматизированные технологии сегодня занимают ведущее место при формировании сведений ГЗК. Наиболее сложные и интересные аспекты этой технологии представляют процедуры формирования графических данных на объекты недвижимости, а конкретнее - топографических данных. То есть тех данных, которые используются наряду с основными имущественными документами в качестве одного из основных информационных ресурсов для ведения базы данных ГЗК.

В нашем дальнейшем изложении термин объект (недвижимости) будет использоваться в двух ипостасях. Во-первых, это объект имущественного права, защищенный государственными законами и постановлениями, гарантирующими субъектам права, то есть собственникам или пользователям, защиту и т.д. и т.п. Но с точки зрения информационного ресурса в автоматизированной системе ГЗК - это пространственный объект, свойства которого определяются той средой, в которой функционирует автоматизированная система.

В последнее время все чаще говорят о создании системы, которая упростит процедуру регистрации недвижимости. Одним из аспектов этой системы должны стать единые объекты недвижимости (ЕОН). Что такое единый объект недвижимости? Это как раз то, что декларируют и «Закон о ГЗК», и Земельный кодекс, и все документы, касающиеся земли. А именно, данные о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости, которые и входят в состав сведений ГЗК. Определимся, что входит в понятие объекта недвижимости. Согласно определению, которое дает Гражданский кодекс, это «земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения». Специалистами ФКЦ «Земля» (на сегодня это ведущая организация в системе Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастра) разработана система классификаторов для недвижимого имущества (версия 1.3, 1999 г). Он «построен по иерархическому принципу и является многоуровневым». Согласно этому документу основными видами недвижимого имущества являются земельные участки, здания и сооружения. Поэтому единый объект недвижимости и представляет собой комплексный объект, состоящий из земельного участка, зданий и сооружений, неразрывно с ним связанных. При этом слово единый подразумевает единство, целостность данных об этих отдельных объектах недвижимости, которая не позволит оперировать одной из составляющих самостоятельно, независимо от других. Надо отметить, что единый объект недвижимости нельзя считать существующим или окончательно сформированным, если не обозначены чьи-либо права на него, то есть отсутствует субъект права. Это важно, потому что понятие объекта недвижимости вводится с целью обозначения прав на него и как следствие взимание пошлин за право пользования этим объектом. Следовательно, единый объект недвижимости, это не только земельный участок, здания и сооружения как объекты права, но и субъект права и как следствие вид права! (1)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.