Эффективный менеджмент персонала организации
Функции
управления персоналом осуществляются его субъектами – должностными лицами и
организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами
управления персоналом являются: руководители всех уровней; службы персонала
(отделы кадров); органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов,
кружки качества, профсоюзы, женские организации, ветеранов и т.п., действующие
на предприятии. К внешним регулятором деятельности по управлению персоналом
относятся: государство и прежде всего те его органы, которые принимают законы,
регулируют сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей,
вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления
персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, в первую очередь,
профсоюзы, собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации),
нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом.
Управление
персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных
методов (способов) воздействия на сотрудников. Автор рассматривает квалификацию
методов, выделяя их в три основные группы: административные, экономические,
социально-психологические.
Во второй главе
автор анализирует деятельность предприятия «Gantala» S.R.L. с точки зрения его
экономических показателей в относительной и абсолютной величине. А так же
динамику человеческих ресурсов за последние 5 лет (с 2003 по 2008гг.)
Дает общую
характеристику предприятия «Gantala» S.R.L.,его вида деятельности, его
поставщиков и потребителей, описывает его организационную структуру. Отображает
основные экономические показатели, как они менялись за данный период, что
способствовало их росту и снижению.
Далее подробно
рассматривает состав, численность, структуру и динамику персонала предприятия
за анализируемый период.
Важной проблемой,
в связи с усилением конкуренции, является изыскание рациональных путей
эффективного использования внутренних ресурсов, в т.ч. и персонала организации,
способностью организации адаптироваться к условиям внешней среды (а здесь
человеческий фактор будет решающим). Необходима разработка более эффективной
оргстуктуры управления, обеспечивающей повышение роли менеджмента в
организации, особенно ее высшего звена, повышение квалификации этого звена,
расширения системы маркетинга и маркетинговых исследований.
В третьей главе особое
внимание автор уделяет характеристике технологий управления персоналом и их
применение для повышения эффективности управления человеческими ресурсами, в
общем, и в частности в “Gantala” S.R.L..
Современный этап
научно-технической революции, как уже было сказано, привел к качественному
изменению роли человека в производстве, превращению его в решающий фактор
последнего. Не случайно, например, сегодня более 85 % опрошенных японских
менеджеров на первое место среди своих задач ставят развитие человеческих
ресурсов, в то время как введение новых технологий – 45 %, а продвижение на
новые рынки – 20 %.
Сегодняшний
работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой
эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня требование
непрерывного развития персонала, т.е. проведение мероприятий, способствующих
полному раскрытию личностного потенциала работников и роста их способности
вносить вклад в деятельность организации.
Автор
рассматривает организацию одной из форм дополнительной подготовки персонала -
повышение квалификации, а также связь обучения с практикой, которая достигается
прежде всего в процессе тренинга руководителей, специалистов и кандидатов на
эти должности. Основными формами тренинга являются деловые игры, метод анализа
тактических ситуаций, так называемый «кейс-стадиз».
Одним из путей
повышения эффективности управления человеческими ресурсами для S.R.L.
«Gantala» является повышение мотивации у персонала. Это решит проблему
«текучки» кадров.
Высокая мотивация
персонала – это важное условие успеха организации. Ни одна компания не может не
преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого
уровня принадлежности персонала, без заинтересованности членов организации в
конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение
поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и
исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей
работать с полной отдачей сил и в интересах организации. И хотя нельзя
утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяются
только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Что заставляет
работников предпочитать одну работу другой? Почему они реагируют по-разному на
одни и те же стимулы? Почему они в одних случаях прилежно трудятся, а в других
– тратят время впустую на разговоры и перекуры? Эти вопросы часто задают
руководители и их можно свести к трем основным: что и почему мотивирует людей,
и как сделать так, чтобы они были заинтересованы в конечных результатах
порученной работы и работали с полной отдачей сил.
В начале века для
подавляющего большинства руководителей ответ был очевиден: деньги – вот главный
стимул человека в работе. И сегодня многие руководители придерживаются именно
такой точки зрения, хотя известно, что в ряде случаев человек может
самозабвенно трудиться, даже если зарплата его явно не удовлетворяет. С другой
стороны, за какую-то работу многие люди не возьмутся ни за какие деньги.
Значит, в трудовой мотивации, определяющий как выбор места работы, так и
отношение к труду, есть много других факторов кроме денег.
Рассмотрению
проблемы трудовой мотивации и того, как она связана с рабочим поведением,
посвящена третья глава.
В итоге можно
констатировать, что «человеческий фактор» играет решающую роль в любом
производственном процессе. Технологии процесса управления персоналом оказывают
решающее значение на результаты работы в целом.
Список
использованной литературы:
1.
Беляцкий
Н.П., Велесько С.Е., Питер Ройш. Управление персоналом. – Мн.: Интерпрессервис,
Экоперспектива, 2002. – 352 с.
2.
Беляцкий
Н.П., Ройш П., Суша Н.В. Техника работы менеджера. – Мн.: Книжный дом, 1998. –
255 с.
3.
Веснин
В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. – М.:
ЮристЪ, 2001. – 496 с.
4.
Вильховченко
Э.О. О «посттейлоризме» и «человеческом капитале» // МЭ и МО. – 1998. - № 11. –
С. 3-5 [1]
5.
Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: ЮристЪ, 1998. – 271
6.
Волков
И.П. Руководителю о человеческом факторе. – СПб: «Питер», 1998. – 211 с.
7.
Ворожейкин
И.Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с.
8.
Герчиков
Д.В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом //
Управление персоналом. – 1999. – № 12. – С. 6-8.
9.
Герчикова
И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 321 с. [6]
10.
Грачев
М.В. Супер-кадры. – М.: Финпресс, Магистерская00. – 377 с.
11.
Григорьев
В. Универсальный ключ // Службы кадров. – 2001. – № 4. – С. 12-14.
12.
Денисов
В., Филиппов А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях // Кадры. –
1999. – № 11. – С. 16-17.
13.
Егошин
А.П. Управление персоналом. – Новгород: Издательство «Март», 2000. – 238 с.
14.
Ефремов
В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития //
Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 1. – С. 17-21.
15.
Жариков
Е.С. Психология управления. – М.: Проспект, 1998. – 298 с.
16.
Иванов
В.Н., Пойрушев В.И., Гладышев А.Г. Основы социального управления. – М.: ЮристЪ,
2001. – 314 с.
17.
Иванцевич
Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Гардарике, 1999. –
315 с. [9]
18.
Кабушкин
Н.Н. Основы кадрового менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 378 с.
19.
Кибалов
А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. –
М.: Дело, 1999. – 412 с. [7]
20.
Кнорринг
А.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Дело, 1999. – 199 с.
21.
Кондраков
Н.П. Эккаунтинг для менеджеров. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. –
296 с.
22.
Кочеткова
А.И. Психологические основы управления персоналом. – М.: Зерцало, 1999. – 303
с.
23.
Кравченко
А.И. Трудовые организации: структура организации, поведения. – М.: ЮристЪ,
2001. – 114 с.
24.
Кричевский
Р.А. Если вы руководитель. – М.: Проспект, 2001. – 301 с. [10].
25.
Лисько
М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2002. – 374
с.
26.
Магура
М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. –
368 с.
27.
Магура
М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО Бизнес-школа
«Интел-синтез», 2001. – 376 с.
28.
Маслов
Е.В. Управление персоналом. –Новосибирск:Рассвет,2000. – 309с.
29.
Маусов
Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления //
Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 6. – С. 8-12 [5].
30.
Мерсер
Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М.: Высшая школа, 1998.
– 501 с. [3].
31.
Мескон
Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002. – 426 с.
32.
Олкок
Д. Управление временем и рабочей нагрузкой. – М.: Зерцало, 1998. – 198 с.
33.
Патнэм
Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // МЭ и МО.
– 2000. – № 4. – С. 12-16 [4].
34.
Пугачев
В.П. Руководство персоналом организации. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 250 с.
35.
Семенов
А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // МЭ и МО. – 1999. – № 9. –
С. 3-9.[2]
36.
Социология
и психология управления / Под ред. Епифанцева С.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2001. – 203 с.
37.
Травин
В.В. Основы кадрового менеджмента. – М.: Высшая школа, 2000. – 362 с.
38.
Травин
В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. 2-е изд. – М.: Финпресс,
2000. – 203 с.
39.
Управление
персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г.
Шмидта. – М.: Дело, 1999. – 515 с. [8]
40.
Управление
персоналом организации / Под ред. Кибалова А.Я. – М.: Гардарике, 2001. – 398 с.
[11]
41.
Цветаев
В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2001. – 301 с.
42.
Чернышев
В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб: Изд-во АЛЬФА, 1998. –
250 с.
43.
Швальбе
Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М.: Финпресс,
2000. – 306 с.
44.
Шекшня
С.В. Управление персоналом в современных организациях. – М.: ЮристЪ, 1998. –
268 с.
45.
Шкатулла
В.И. Структура кадровой службы в современных условиях. – М.: Зерцало, 1998. –
348 с.
46.
Шребер
Г.А. Руководитель сообразно ситуации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 251 с.
47.
Щекин
Г. Профессия – менеджер по кадрам. – М.: Дело, 2002. – 213 с.
Приложение
1
Таблица
1
Особенности
управления человеческими ресурсами
|