Эффективный менеджмент персонала организации
8. управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет,
сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата
персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в
организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую
приносит труд сотрудника;
9. организация рабочего места, позволяющая оптимально
использовать потенциал сотрудника и дающая ему возможность проявить
себя в трудовой деятельности. Эта функция учитывает различные
факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника:
его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебное
помещение, всю рабочую ситуацию; обеспечение оптимального распорядка работы:
составление
графиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов и т.п.
Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный
трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать
удовлетворенность пребыванием на предприятии;
10. освобождение персонала. В современном производстве эта функция не сводится к
объявлению увольнения по инициативе руководства
или работника и к соответствующему оформлению документов. Она
включает различные формы приспособления численности работников и их
использования к потребностям производства. Это может быть ликвидация
сверхурочных работ, перевод сотрудников на неполный рабочий день или
неполную рабочую неделю, временное увольнение и т.д.;
11. кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных
данных, стажа, повышения квалификации и т.д. Эта, так сказать,
техническая функция необходима для эффективного использования
персонала. Сегодня ее значительно упрощает использование
компьютерных систем и технологий;
12. управление информацией. Современная, особенно крупная
организация невозможна без налаживания систематического
распространения информации. При этом задача управления персоналом
состоит в том, чтобы своевременно получать в оптимальном объеме,
распространять нужную и гасить ненужную, а тем более вредную информацию;
13. оценка результатов деятельности и трудового потенциала
персонала. Эта функция проявляется, прежде всего, в аттестации
работников, на основе которой осуществляются стимулирование, развитие
и использование кадров, а также контроль за ними;
14. контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организа-ционного
порядка. Эта
функция предполагает не только воздействие на
работников со стороны руководителей и уполномоченных должностных
лиц, но и развитие у них самоконтроля; управление конфликтами. Имеется
в виду создание в организации
климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а
также конструктивное, по возможности безболезненное разрешение
конфликтов;
15. правовое регулирование трудовых отношений. Управление пер-
соналом базируется на использовании трудового законодательства и
организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия;
налаживание партнерских отношений и сотрудничества с
профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями,
влияющими на персонал; обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья
сотрудников.
Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет
индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с
состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или
неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации
после болезни; социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать
социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или
несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского
обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и
другие услуги, строительство жилья и т.д.;
16. обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами,
общественностью и институтами власти. Планирование и развитие организационной культуры,
обеспечивающей интериоризацию сотрудниками этических норм, целей и
ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между
работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности,
сотрудничества и поддержки и т.д.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они
отчасти накладываются друг на друга. Однако уже перечисленные
функции дают представление о содержании управления персоналом как
специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки
«управление персоналом».
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами
- должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми
этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются:
-
руководители
всех уровней;
-
службы
персонала (отделы кадров);
- органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов,
производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов;
- кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации
рационализаторов, ветеранов и т.п., действующие на предприятии.
К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом
относятся: государство и, прежде всего, те его органы, которые
принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений;
ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области
управления, в том числе управления персоналом; организации,
занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы;
собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко
устанавливающие особые правила в области управления персоналом. Так,
на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям,
принципы управления персоналом и взаимоотношений между
сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права,
значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских
организаций.
Управление персоналом как специфическая деятельность
осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на
сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких
методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека
выделяют:
- методы стимулирования, связанные с удовлетворением
определенных потребностей сотрудника;
- методы информирования, предполагающие передачу сотруднику
сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое
организационное поведение;
- методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного
воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;
- методы (административного) принуждения, основанные на угрозе
или применении санкций.
А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей)
классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов[11]:
1) административные методы, формирование структуры и органов
управления; установление госзаказов; утверждение административных
норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и
расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и
стандартов деятельности организации;
2) экономические методы: технико-экономический анализ;
технико-экономическое обоснование; планирование; материальное
стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические
нормы и нормативы;
3) социально-психологические методы: социальный анализ в
коллективе работников; социальное планирование; участие работников в
управлении; социальное развитие коллектива; психологическое
воздействие на работников (формирование групп, создание нормального
психологического климата, моральное стимулирование, развитие у
работников инициативы и ответственности).
Административные методы отличаются прямым характером
воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы
выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение
распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам
присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко
определенного времени и обязательности этого воздействия. Они
допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и
поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей
работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия
указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы
управления, - особенно экономические, занимают ведущее место в
управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого
воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и
используются в комплексе.
человеческих
ресурсов.
2.1.Общая характеристика «Gantala» S.R.L. и его
экономические
показатели.
Частное предприятие «Gantala» S.R.L. было
основано 12 июня 1997 года.
«Gantala» S.R.L. является коммерческим
предприятием фармацевтической промышленности по реализации фармацевтической и
парафармацевтической продукции, а так же медицинских изделий.
Уставной капитал «Gantala» S.R.L. c
2003-2008 годы составил 5400 лей.
Количество учередителей - 3.
Среднесписочная численность с 10 человек в
2003г. увеличилась до 42 к 2008г.
Структура управления «Gantala» S.R.L. приведена
на рисунке 1.
Рисунок 1
Организационная
структура S.R.L. «Gantala»
Исходя из данного
рисунка можно сделать вывод , что в управленческой структуре «Gantala» S.R.L. используется
принцип функциональной департаментизации, который применяется сейчас на
большинстве коммерческих предприятий. При функциональной департаментизации
специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Так
учетно-финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, коммерческий отдел
- учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, транспортная служба
занимается непосредственно вопросами доставки продукции, а так же услугами по
перевозке грузов.
В республике
Молдова в основном практикуется семейный бизнесс и ключевые посты занимают родственники.
Такая оргструктура в данной организации имеет один существенный плюс-взаимное
и полное доверие, а также один существенный минус - клановость мышления - принятие
однотипных управленческих решений, являющихся особенностью воспитания, помимо
этого ”Gantala” S.R.L. столкнулось с недостаточной компетентностью таких
менеджеров.
Органами управления общества с ограниченной
ответственнлстью:
-Генеральный директор (единоличный
исполнительный орган).
-Заместитель директора
В подчинении заместителя директора находится
менеджер по коммерции (так же близкий родственник гендиректора), занимающийся
вопросами закупки и реализации товара , являясь главой оптового отдела.
Менеджеру по коммерции непосредственно подчиняется начальник склада и аптеки.
Менеджеру по транспорту подчиняется отдел
международных грузовых перевозок(опять же близкий родственник гендиректора ) ,
который выполняет услуги для сторонних организаций, а также выполняет доставку
импортного товара для предприятия.
Вопросами бухгалтерского учета, финансового
планирования и прогнозирования занимается менеджер по экономике, он же главный
бухгалтер, в подчинение которого находится учетно-финансовый отдел.
«Gantala» S.R.L. снабжает своим товаром
жителей города и Республики, а так же больницы, поликлиники и медицинские
центры. Предприятие имеет собственную точку розничной торговли (аптеку в
Кишиневе), а так же поставляет свой товар сторонним организациям, список
которых очень обширен. Наиболее крупными покупателями продукции S.R.L.
«Gantala» являются: S.R.L.«Vinamex», S.R.L.«Rihpangalfarma», S.R.L.«R&P
Bolgarfarma», S.A.«Sanfarm Prim» и т.д.
Поставщиками товаров «Gantala» S.R.L. являются:
австрийская фирма «EBEWE», немецкая фирма «Vogt Medical», латвийская «Elpis»,
белорусский «Борисовский завод медецинских препаратов , русская компания
«Farmcomlect» и т.д.
Основную конкуренцию «Gantala» S.R.L. составляют
коммерческие фирмы, которых в марте месяце 2008 года в Кишиневе насчитывалось
около 200.
Работая в сложных
условиях рыночной экономики коллектив «Gantala» S.R.L. имеет следующие
показатели, которые отраженны в таблице 2.
За анализируемый
период выручка предприятия к 01.01.08 увеличилась на 15 140 тыс. лей, что
составляет 157,47 % по сравнению с результатом на 01.01.04. Это связано с
увеличением объема продаж товаров и услуг в результате повышения спроса на
товар. В следствии высокого качества поставляемого товара и его низкой цены, а
так же благодаря увеличению численности персонала.
Из данных таблицы
видно, что прибыль до налогообложения на 01.01.08 существенно увеличилась по
сравнению с тем же показателем на 01.01.04 на 481 тыс. лей или в 4,7 раза. На
01.01.05 прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 95 тыс. лей
или почти в 2 раза. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения
величины прибыли от экономико-финансовой деятельности. Увеличению прибыли до
налогообложения способствовало:
Увеличение
прибыли от операционной деятельности на 226 тыс. лей или на 278,8%. На
вышеуказанное увеличение повлияло:
v Увеличение валовой прибыли -
в сумме 1,539 тыс. лей, увеличив прибыль от операционной деятельности.
Таблица 1.
Экономические
показатели деятельности предприятия (абсолютные)
|