Эффективный менеджмент персонала организации
Из схемы 3 мы видим ,что в течении 2005 года
персонал S.R.L. «Gantala» увеличился до 30 человек, из которых
18-женщины,12-мужчины, однако наметилась тенденция увеличения мужской части
коллектива, по сравнению с 2004 прибавилось 5 женщин и 6 мужчин.
На предприятии установилась стабильная
ситуация с руководящим составом, а работников становится все больше и в
количественном отношении и по новым должностям. Например, в оптовом отделе
добавилась вакансия - главного фармацевта, это произошло в связи с тем, что
S.R.L. «Gantala» вышло на новый качественный уровень, следствием чего стало
расширение ассортимента товаров. В бурном мире развивающихся фармацевтических
технологий необходим специалист, который поможет менеджеру оптового отдела
своевременно и целесообразно, принять решение какой товар будет пользоваться
спросом, какой нет. Расширен и сам оптовый отдел за счет 3-х продавцов женского
пола.
В отделе розничной торговли так же
добавилась вакансия фармацевта, ее заняла женщина, в остальном - без изменений.
На складе появились 2 вакансии - фармацевт и
грузчик, эти должности заняли мужчины, так же был принят на работу еще 1 шофер
- мужского пола.
Схема 3.
Организационная
структура S.R.L. «Gantala» 2005г.
топ менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел.,
жен. менеджер-1 чел., муж.
помощник-1 чел.,
жен. экспедитор-1 чел., жен.
шофер-4 чел., муж.
менеджер-1 чел., жен.
гл. фармацевт-1 чел., жен.
продавец-5 чел., жен.
|
|
|
|
|
|
Розничный
отдел(аптека)-3
|
|
|
|
|
менеджер-1чел., жен. менеджер-1
чел., жен.,
фармацевт-1чел.,муж. фармацевт-1
чел., жен.
работник-3 чел.,2-жен., продавец-1
чел., жен.
1-муж.
шофер-4 чел., муж.
грузчик-1 чел., муж.
На схеме 4 - организационной структуре за
2006 года персонал предприятия составляет уже 38 человек (21-женщина,17-мужчин,
добавилось 3 женщины и 5 мужчин).
Мы видим, что высший менеджмент остался без
изменений, а среди работников наблюдается увеличение количества. Особенно
расширился отдел международных перевозок, если в 2005 году - он составлял 6
человек, то 2006-11 человек, появилась новая должность-механик, добавились еще
4 шофера - мужского пола.
В розничном отделе добавилась еще 1
вакансия-медик-фармацевт, ее заняла женщина. Эта вакансия была создана для
более полного удовлетворения желаний потребителя, который зачастую приходит не
к врачу, а потом в аптеку ,а сразу же в аптеку. Фармацевт не в состояний
поставить диагноз, а вот медик – фармацевт может и диагноз поставить и лекарство
предложить.
В отделе оптовых продаж существенных
изменений не наблюдается, добавилась вакансия - уборщица.
На складе добавился еще 1 фармацевт,
женщина, таким образом увеличивается доля специалистов, по сравнению с простыми
работниками. Так же появилась вакансия-уборщица, и произошло сокращение шоферов
на 1 человека. Это сокращение произошло, в следствии, неудовлетворенности
работником условиями труда, а не в результате сознательного решения менеджмента
предприятия.
Посмотрим как изменилась схема в последнем
анализируемом году.(Схема 5)
Всего коллектив предприятия в 2007 году
составил-42 человека,26-женщин и 16-мужчин, опять же существенный перевес
женского пола. Т.е по сравнению с предыдущим годом добавилось 4 человека, 5
женщин и на 1 мужчину стало меньше.
В последнем анализируемом году, как и на
протяжении всего периода, структура высшего звена менеджмента не изменилась.
Схема 4.
Организационная
структура S.R.L. «Gantala» 2006г.
топ менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел.,
жен. менеджер-1 чел., муж.
помощник-1 чел.,
жен. экспедитор-1 чел., жен.
механик-1 чел., муж.
шофер-8 чел., муж.
менеджер-1 чел., жен.
гл. фармацевт-1 чел., жен.
продавец-5 чел., жен.
уборщица-1 чел., жен.
|
|
|
|
|
|
Розничный
отдел(аптека)-4
|
|
|
|
|
менеджер-1чел., жен. менеджер-1
чел., жен.,
фармацевт-2чел.,1-муж. фармацевт-1
чел., жен.
1-жен. м/фармацевт-1
чел., жен.
раб.-3 чел.,2-жен., 1-муж. продавец-1
чел., жен.
шофер-3 чел., муж.
грузчик-1 чел., муж.
уборщица-1 чел., жен.
В отличие от предыдущих годов наблюдалась,
так называемая “текучка “ кадров.
В учетно-финансовом отделе тоже происходили
пертурбации - ушел главный бухгалтер. Его уход был вызван не желанием
руководства дать возможность отлучаться на сессии для получения высшего
экономического образованияи и оплачивать этот вынужденный отпуск. При этом
главным бухгалтером выполнялись все его трудовые обязанности точно в срок. Еще
одной причиной увольнения было то, что объем работ возрос, а из-за экономии
средств высшим руководством не нанимался еще один человек.
На место менеджера финансового отдела был
продвинут его помощник, который тоже нуждался в поддержке, в связи, с чем было
взято 2 помощника, но спустя короткий срок, один из помощников был уволен,
поэтому оргструктура за этот год не претерпела изменений.
Более всех расширился отдел оптовых продаж,
в котором увеличилось количество продавцов на 3 человека и составило 8 женщин. Уволились
2 продавца, которые работали на протяжении многих лет в этой организации и
накопили хороший специальный капитал. При чем обе уехали за границу в поисках
большего материального поощрения. Соответственно было принято 5 новых продавцов,
которым необходимо время, чтобы войти в курс дела и только 3 человека могут им
помочь.
На складе была восстановлена еще 1 вакансия
шофера. Так же среди фармацевтов 1 женщина была уволена и на ее место принята
другая. Увольнение произошло из-за материальной неудовлетворенности. В
результате количество работников склада возросло до 12 человек.
В отделе международных перевозок появился
еще 1 экспедитор, зато количество шоферов резко снизилось от 8 до 6 человек,
причем потеряли не
только в количестве, но и в качестве
уволились 2 опытных работника этого предприятия, которые совмещали должности
водителей и менеджеров. Опять же из-за того ,что “в Италии можно больше
заработать”.
Только в аптеке состав персонала остался тем
же.
Схема 5.
Организационная
структура S.R.L. «Gantala» 2007г.
топ менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел., жен.
менеджер-1 чел., муж.
помощник-1 чел.,
жен. экспедитор-1 чел., жен.
механик-1 чел., муж.
шофер-7
чел., муж.
менеджер-1 чел., жен.
гл. фармацевт-1 чел.,
жен.
продавец-8 чел., жен.
уборщица-1 чел., жен.
|
|
|
|
|
|
Розничный
отдел(аптека)-5
|
|
|
|
|
менеджер-1чел., жен. менеджер-1
чел., жен.,
фармацевт-2чел.,1-муж. фармацевт-1
чел., жен.
1-жен.
м/фармацевт-1 чел., жен.
раб.-3 чел.,2-жен., 1-муж. продавец-1
чел., жен.
шофер-4 чел., муж. уборщица-1
чел., жен.
грузчик-1 чел., муж.
уборщица-1 чел., жен.
Анализ методов
управления персоналом в показывает, что штат сотрудников подбирается по
результатам собеседования. При чем, собеседование проводит непосредственно
директор. Во внимание берется опыт работы и образование, умение работать в
коллективе. Но, к сожалению, часто решающим фактором может стать не всегда
обоснованное мнение кого-либо из ближайших родственников (не имеющих опыта
работы в данной сфере и образования).
Неободимо отметить,
что все руководство «Gantala» S.R.L. не имеет необходимого образования
менеджера, то есть у топ менеджера образование экономическое, у замдиректора -
техническое, у начальника оптовых закупок-медицинское.
Кадровая
политика данной организации базируется на том, что основным видом деятельности
этого предприятия является торговля, поэтому привлечение персонала происходит в
отделы непосредственно занимающеся торговлей – оптовый, склад и аптека. А в
отделы, которые косвенно способствуют деятельности фирмы, персонал набирается
неохотно, только в случае экстренного пополнениния (например, замена неожиданно образовавшейся
вакансии, появление «функциональной дыры»).
В оптовый отдел
персонал принимается по принципу – чем моложе , тем лучше. Главным фактором
отбора является опыт (точнее знание названий фармацевтической и
парафармацевтической продукции), приветствуется знание двух языков ( румынского
и русского) и умение вежливо говорить по телефону, образование не имеет
значения. Молодость этой категории работников позволяет им делать больше в
течении рабочего дня и дает возможность им меньше платить, ввиду отсутствия
образования.
На склад персонал
подбирается по принципу - умение работать в коллективе, а так же по физическим
данным – сила , выносливость. Наличие образования не обязательно. Это
единственный отдел, в котором менеджер структрного подразделения принимает
участие в подборе персонала.
Специалистов –
фармацевтов, бухгалтеров и экспедиторов берут в «Gantala» S.R.L. в основном, по
рекомендаций, опять же большое значение придается опыту, приветствуется наличие
образования.
Ошибки
при отборе кандидатов приводят к увольнению и замене выбывшего работника
новым. Такой процесс не только неэффективен с точки зрения обеспечения потребностей
в квалифицированной рабочей силе, но и дорогостоящ.
Так же проблемой этого предприятия является
отсутствие карьерного роста, ввиду, во-первых, ограниченности существующих
руководящих должностей, во-вторых, потому что они заняты родственниками
руководителя. Еще одной проблемой данной организации является отсутствие
мотивации, в связи с чем, возникает проблема «текучки» кадров.
3. ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
ПРИ ПОМОЩИ СОВТЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
3.1. Развитие
персонала. Понятие и основные тенденции развития персонала
Современный этап научно-технической революции, как уже было
сказано, привел к качественному изменению роли человека в производстве,
превращению его в решающий фактор последнего. Не случайно, например, сегодня
более 85% опрошенных японских менеджеров на первое место среди своих задач
ставят развитие человеческих ресурсов, в то время как введение новых
технологий — 45%, а продвижение на новые рынки — около 20%.
Отечественным менеджерам есть чему поучиться у зарубежных
коллег.
Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением,
предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на
повестку дня требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения
мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и
росту их способности вносить вклад в деятельность организации.
В
крупных западных фирмах развитие персонала (человеческих ресурсов) представляет
собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка
стратегии, прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной
квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом; организация
процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.
В
нашей стране, к сожалению, этому аспекту деятельности предприятия уделяется не
достаточно внимания, а следовало бы.
Возможности развития должны быть предоставлены всем желающим,
ведь оно повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления,
улучшает моральный климат, облегчает делегирование полномочий, а игнорирование
потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров.
Реализация современной концепции развития предполагает повышение
гибкости системы обучения, групповые формы работы, замену преподавателей
консультантами.
Крупные западные фирмы инвестируют все больше средств в
развитие персонала сами, так как внешний рынок труда и система образования не
успевают приспособиться к быстрым изменениям их потребностей в конкретных
кадрах.
Развитие
персонала может быть общим и профессиональным.
Профессиональное развитие — это процесс подготовки
сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей,
решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями
к работнику и качествами реального человека.
Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэтому
невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь могут быть желание
поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более высокую
должность, обеспечить гарантию стабильности или роста доходов; приобрести
знания; расширить контакты, стать более независимым от работодателей и конкурентоспособным
на рынке труда.
Крупные
организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы.
Например, на обучение управляющего среднего звена фирмы США расходуют 10—15
тыс. долларов, в Германии на образование и повышение квалификации одного человека
тратится в среднем 550 000 марок, в том числе на повышение квалификации 80 000
марок. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы, а
как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.
Автор
считает, что менеджерам высшего звена S.R.L. “Gantala” необходимо воспользоваться опытом
зарубежных коллег, и пересмотреть свой взгляд на расходы связанные с
обучением. Более того автор рекомендует менеджерам высшего звена начать с себя ,
а затем подключить и весь персонал к этому процессу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|