скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование корпоративной культуры и её роль в повышении эффективности деятельности персонала в ОАО АК Сберегательный банк РФ Ростовское отделение Сберегательного банка №5221

- личные интересы работников (расширение прав, улучшение шансов, использование знаний и способностей, информированность, повышение личного престижа в банке и т.д.);

- отношения с другими работниками (руководством, подчиненными);

- характер и содержание труда в результате изменений - более интересная, менее напряженная и нервозная, более самостоятельная и ответственная работа, лучшие возможности для саморазвития);

- процесс изменений (необходимость, цели и процесс реализации нововведений четко сформулированы и обоснованы);

- отношения между инициаторами и другими руководителями организации (хорошие отношения, высокий формальный статус инициаторов и авторитет руководителей).

Покажем основные эффекты, возникающие в результате проведения технологии организационного развития.

Любая организация не только рождается, но и развивается. Организационное развитие - это развитие организации и в смысле ее "архитектуры", и как организма. Организация, для того чтобы быть достаточно долго успешной на рынке, должна обладать такими признаками личности, как этичность, лабильность (гибкость, адаптивность), аллертность (готовность к изменениям), активность и резистентность (устойчивость к внешним ударам). "Зрелость" организации заключается в том, что она стремится к постоянному развитию как главному фактору конкурентоспособности, т.е. осознает свое нынешнее состояние и возможную динамику. Чем выше внешняя и внутренняя организация фирмы и более целенаправленна совместная деятельность внутри нее, тем более отчетливо выражено корпоративное сознание, носящее первичный характер, а дела, услуги и продукция организации - вторичны.

Технология позволяет также получить эффект "сгущения времени", и случается то, что должно случиться с людьми, образующими управленческую структуру организации, в течение существенно более длительного времени. Все внутренние противоречия, конфликты разбираются и в разобранном виде фиксируются, т.е. перестают существовать и более не являются конфликтами и противоречиями. Под руководством ведущих - организационных консультантов формулируются задачи по всем правилам методологии совсем не так, как их поставил бы руководитель, у которого мотивация настроена на разрешение сначала срочного, а потом важного.

Технология организационного развития дает возможность зафиксировать и продемонстрировать позиционные различия участников. Научившись выходить из противоречий, члены управленческих команд начинали "видеть" их "объемно", т.е. с разных сторон, что позволяло быстрее двигаться вперед к осознаванию целей, задач, методов реализации и создавало эффект "объемного видения и владения ситуацией на рынке услуг".

Еще одним важным эффектом внедрения данной технологии явился выход на личные контакты руководителей разного уровня, возможность более объективно увидеть цели работы и наладить организационные коммуникации.

Анализ субъективных оценок эффективности приведенной технологии со стороны первых руководителей банковских организаций (1994-2003 гг.) показал, что в банках резко возросла активность и инициативность сотрудников, возникла реальная потребность в обучении, проявились новые подходы к решению проблем организации.

На основании вышеизложенной технологии банковские руководители могут сделать для себя следующие выводы.

1. Высока продуктивность процедуры командного обучения в процессе формирования концепции развития организации и трансляции ее через оргструктуру в "тело" организации.

2. Технология организационного развития персонала формирует корпоративное "сознание" банка.

3. В процессе проведения процедур технологии активизируются и становятся наглядными взаимоотношения и истинная ценность каждого участника для процесса нововведений. Возможно, в процессе будет спровоцировано увольнение незначительного числа ответственных работников.

4. Принятие решения о проведении данной инновационной технологии требует от первых руководителей банковских организаций готовности к открытой позиции перед своими подчиненными. Поэтому такое обучение может заинтересовать тех руководителей, которые стремятся к формированию команды и быстрому сплачиванию руководителей среднего звена.

5. Обучающая технология предполагает различную "глубину" интеллектуальных, эмоциональных и информационных процессов в организациях в зависимости от степени их готовности, личных особенностей первого лица и наличия организационного консультанта, способствующего переходу и закреплению начатых организационных изменений.

6. Учебные мероприятия по формированию корпоративного сознания и развитию банковской организации приобретают направленность на реальные рабочие ситуации, органически входят в деятельность работников, учитывая специфику и особенности ОАО АК СБ РФ Ростовского отделения сберегательного банка 5221. Определяется роль и стратегии совместной деятельности руководства, персонала и организационного консультанта; происходит обучающая деятельность в процессе развития и формирования корпоративной культуры банковской организации.

7. Обученная технологиям организационного развития "верхушка" понемногу сможет отходить от "штурвалов" оперативного управления и все больше заниматься конструированием новых "центров прибыли" и совершенствованием организации как организма конкурентоспособного и преимущественно выигрывающего по причине изобретательности в тактике принятия оперативных решений и стратегичности избранного пути.

С помощью технологий организационного развития могут быть получены:- образ будущего (идеальный результат развития) банка;

- согласованное определение задач и методов их решения на разных уровнях управления (отдел - филиал);

- согласованные таблицы "задача - ответственность";

- согласованные правила делового взаимодействия между подразделениями, модель групповой работы;

- введение единых подходов к управлению персоналом;

- непосредственная "тренировка" членов управленческой команды в процессе коллективного планирования, обоснования и взаимодействия с руководителями других подразделений;

- использование коллективного опыта и формирование корпоративного сознания;

- создание общего "взгляда" на профессиональные цели и задачи;

- демонстрация возможностей открытого коллективного общения;

- обмен опытом и развитие управленческих навыков;

- повышение уровня "командности" и достижение согласия;

- прояснение позитивной и негативной мотивации сотрудников банка. Для руководителя ОАО АК СБ РФ Ростовского отделения сберегательного банка 5221интересно рассмотреть основные выгоды применения технологии организационного развития в банковских учреждениях:

1) достигается лучшее понимание бизнес-планов и концепций, предложенных "сверху";

2) утверждается только один набор вариантов реализации планов, выработанный "командой";

3) сокращается до время для прояснения конкретных задач в банке;

4) налаживаются внутриорганизационные коммуникации между руководителями подразделений;

5) улучшается мотивация персонала и включенность в дела банка;

6) на основании процедур социальной технологии возможен комплексный анализ корпоративной и управленческой культуры банковских учреждений по следующим факторам:

-                   исполнительская активность (количественные, качественные показатели обслуживания клиентов в банке, творческая активность персонала);

-                   человеческие ресурсы (внимательное отношение к работникам, планирование карьеры, взаимосвязь вознаграждения с достижениями);

-                   эффективность принятия решений в банке (влияние работников на принятие решений, оптимальность информационных потоков, комплексное планирование);

-                   взаимоотношения в банковском учреждении (качество вертикальных и горизонтальных взаимодействий между подразделениями, эффективность делового общения, осознание организационных целей);

8) экономические выгоды применения социальной технологии организационного развития (прибыльность, рентабельность, доля работающих активов, просроченных кредитов и др.) имеют отсроченный эффект в связи с многозначным влиянием внешних и внутренних факторов, а также в связи с начальным уровнем, на котором банк приступает к технологии;

9) другие выгоды, включая косвенные.



заключение

В результате проведенного комплекса теоретических и эмпирических исследований, мы убедились в существенности влияния корпоративной культуры на организационную деятельность и эффективность.

Результатом исследования стали следующие выводы теоретического и практического характера.

1. Выполнен анализ основных типологий, сущности корпоративной культуры, теоретические подходы к исследованию основных элементов корпоративной культуры; в целях данного исследования для диагностики принята модель Камерона-Куинна; выполнен обзор способов формирования корпоративной культуры.

2. Рассмотрены специфические условия деятельности банковского учреждения, влияющие на формирование корпоративной культуры; с этой целью проведен анализ миссии, стратегии, показателей структуры и движения персонала организации; выполнен анализ влияния организационных факторов деятельности персонала и их влияние на подсистемы управления персоналом и применяемые методы.

3. Рассмотрены принципы корпоративной культуры и формирование корпоративного духа на примере ОАО АК СБ РФ Ростовского отделения сберегательного банка 5221, сформулированные в организационных положениях, в том числе в этическом кодексе.

4. Проведена диагностика корпоративной культуры в отделении банка, по типологии Камерона-Куинна, по психологическому климату в коллективе, по стилю руководства работниками со стороны руководителей. Выявлено несоответствие ее декларируемым принципам патерналистской культуры; корпоративная культура находится в стадии формирования, а стиль руководства определяется как либирально-авторитарный, что может свидетельствовать о недостаточной управленческой квалификации низового уровня менеджмента.

5. Выявлено, что корпоративная культура может быть отнесена к иерархическому типу, носит негативный характер, имеется существенное сопротивление сотрудников изменениям, основные положения модели корпоративного поведения являются эклектичными. С целью ее дальнейшего развития сформулирована модель организационного развития, включающая формирование образа желательного будущего, проработку на практике перспектив развития банка, технологий банковских операций; участие в стратегическом планировании, понимание целей и задач приводит к командообразующему эффекту, формированию корпоративной культуры согласно предлагаемой модели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии "корпоративная культура". – М.: Дрофа, 2001. – 269с.

2.                Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента. – М.: "Издательство ПРИОР", 2006. – 359с.

3.                Балабанов И.Т. Основы банковского менеджмента,- М.: Финансы и статистика, 1999 г.-157с.

4.                Балабанов И.Т. Основы банковского менеджмента.- М.: Финансы и статистика,1999 г.-157с.

5.                Бандурин А.В., Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 1999. – 600 с., с ил.

6.                Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2002.

7.                 Богданова М. Моральный кодекс бизнесменов // Япония сегодня. Москва, – 2007. – №6. – С. 32.

8.                Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастрество: Пер. с англ. – М.: Консультативная. Группа ИМИДЖ-КОНТАКТ – ИНФРА-М, 2001. – 233с.

9.                Васильченко А.И. Понятие коммерческого банка, основные функции коммерческих банков.- М.: Новая волна, 2000г. – 176с.

10.           Вейлл Питер. Искусство менеджмента/Пер. с англ. Козыревой И.Б. - М.:Новости – 1993. – 224с.

11.           Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - 2-е изд.- М.: "Гардарики", 1996. - 416с.

12.           Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528с.

13.           Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Ц М.: Экономика, 1972. С. 279.

14.           Гибсон, Джеймс Л., Иванцевич Джон, Донелли, Джеймс Х.-мл., Организации: Поведение. Структура. Процессы: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 662с.

15.           МакНотон Д.. Организация работы в банках. 2002г.-240с.

16.            Громов И. А. и др. Западная социология. Учебное пособие для ВУЗов. Ц СПб.: ООО "Издательство ДНК", 2003. 837 с.

17.            Зрелов П., Шихирев П., Ратникова Г. О национальной программе "Российская деловая культура" // Служба персонала. 2006.- №9. - С. 23 – 25.

18.            Иванова С. Корпоративная культура – эффективное средство мотивации сотрудников // Служба персонала. – 2003. – №9. – С. 15 – 16.

19.            Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320с.

20.           Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 220с.

21.           Крылов Н. Традиции и ритуалы: От ремесленников Древнего Рима до компаний ХХ века. // Капитал (Москва). – 2001. – №5. – С. 2 – 6.

22.           Культ культуры. // Советник. – 2006. – №10. – С. 32.

23.           Кубанейшвили А. "Преобразование компании – начните с корпоративной культуры", РЦБ. Управление персоналом, № 3, 2001.

24.            Клочков И. "Банки и банковское дело". 2002г.-192с.

25.           Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 2003. – 316с.

26.           Льюис Р.Л. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 448с.

27.           Маркетинг и культура предпринимательства. Тезисы Международной конференции. Т.1,2. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.

28.           Менеджмент. Практические ситуации. Деловые игры. Упражнения учебное пособие для вузов. Под ред. д.э.н., проф. Страховой О.А., СПб.: Изд. "Питер", 2000 г. -141с.

29.           Менеджмент. Практикумы. Ситуации. Под ред. д.э.н., профессора В.В.Томилова, СПБГУЭФ 2002- 129с. - учебное пособие.

30.           Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: "Дело", 2002. – 361с.

31.           Михельсон-Ткач В. Л. и Скляр Е.Н процесс согласования ценностей: проблемы и оценка Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2002.

32.           Никитина Т.В. Банковский менеджмент. СПб.: Питер,2001.-160с.

33.           Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем.// Америкаская социологическая мысль. – М. – 1996.

34.           Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.:Прогресс, 1986 (Peters T.J., Waterman R.H. In search of excellence. - N.Y.: Harper and Row, 1982).

35.           Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

36.           Питерс Т. Уотерман-мл. Р. В поисках совершенства / М.: Издате-льский дом "Вильямс", 2005.

37.           Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. – Обнинск: Феникс. – 2001. – 296с.

38.           Слободской А.Л., Касьяненко О.А. Организационная культура: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.-192с.

39.           Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак и др. СПб: Питер, 2001. - 345с.

40.            Пичугин И., Умаров М. Японские электронные компании. Корпоративная Япония. // Koммepcaнтъ. – 1999. – №100. – С. 12-14.

41.           Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях // Менеджмент № 1, 1998 - С.74.

42.           Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. – Воронеж: НИИВО, 2005. – 156с.

43.           Родин О.А. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / Менеджмент, № 7, 1998, С. 69.

44.           В.В. Томилов. Культура предпринимательства. – СПб: Издательс-тво "Питер", 2000. – 368с.

45.           Холл Ричард Х., Организация: структура, процессы, результаты. - СПб.: Питер, 2001. - 509с.

46.            Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. Ц СПб: Питер, 2002. - 336с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.