скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы муниципальной информационной политики

К правовым проблемам, возникающим при создании интегрированных территориальных информационных систем и муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

обязанности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению органов местного самоуправления информацией из государственных информационных ресурсов, если эта информация необходима органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий;

отнесение различных видов информационных ресурсов в состав муниципальных информационных ресурсов;

состав и обязанности субъектов, участвующих в формировании муниципальных информационных ресурсов;

правовое обеспечение информационного взаимодействия информационных систем органов местного самоуправления с государственными и иными информационными системами в целях создания единого информационного пространства на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом;

создание территориальной (муниципальной) информационно-телекоммуникационной системы администрации муниципального образования для информационного обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц и населения и организации информационного взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных и региональных органов власти;

порядок функционирования и финансирования специально уполномоченного органа администрации муниципального образования по информационному обеспечению (муниципальной информационной службы). Порядок и условия предоставления информации в специально уполномоченный орган;

обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов и обеспечение защиты информации.

К правовым проблемам, возникающим при использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

обязанности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам;

порядок использования муниципальных информационных ресурсов, порядок и условия предоставления их пользователям;

состав информации, подлежащей защите в составе муниципальных информационных ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные за ее обеспечение;

обязанности органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов;

порядок определения перечня информационных услуг, оказываемых на основе муниципальных информационных ресурсов и компенсации расходов на их осуществление [21, с.88].

Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления.

Сегодня на различных уровнях власти все чаще говорится о необходимости разработки Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» по следующим причинам:

информация становится важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории;

оценка состояния информатизации органов местного самоуправления показывает, что настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем;

создание территориальных информационных систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс;

на территории муниципального образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов [22, с.66]

На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс информатизации в стране, являются следующие:

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» [23], который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» [24], который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;

Федеральный закон №85-ФЗ от 04.07.1996г. «Об участии в международном информационном обмене» [25], цель которого - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене;

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» [26], который исходит из того, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека;

Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» [27], реализуемый в целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере и учитывающий важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России;

Указ Президента РФ от 01.07.1994 № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации» [28], реализуемый с целью совершенствования информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти, проведения единой государственной политики при создании и развитии информационно-коммуникационных систем и сетей органов государственной власти, повышения эффективности и ускорения процессов информатизации России;

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895 [29], которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» [30], утвержденное в целях реализации государственной политики в области развития единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующей международным требованиям, Правительство Российской Федерации;

Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы» [31], утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2002 № 65, которая должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;

«Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 966 от 28.06.1993 [32], разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем;

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [33], который соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления;

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-Ф3 от 27.07.03г. [34], который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации;

Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [35], который регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Подводя итоги первой главы исследования, необходимо сделать следующие выводы.

Специфика современного развития такова, что практически во всех странах информация и информационно-компьютерные технологии становятся основными факторами, определяющими развитие и процветание национальных экономик. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации.

На сегодняшний день, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.

По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

С понятием «информация» связан термин «информатизация», который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Принципами информатизации является последовательность, направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная обеспеченность и преемственность.

В современных условиях информатизация является важнейшим фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Особенностью информатизации является то, что финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг могут превышать по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости. Отметим, что наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую диагностику и многое другое.

На сегодняшний день доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любых субъектов государственного и муниципального управления, что позволяет говорить об «информационном статусе». Информационный статус закрепляется в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Все процессы информатизации органов муниципального управления должны быть регламентированы Законом. Таким образом, на сегодняшний день именно муниципальная информационная политика выступает важнейшим элементом функционирования любого муниципального образования.

Отметим, что муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.

Сфера правового регулирования информационного обеспечения муниципального управления должна охватывать весь его жизненный цикл «проектирование - создание - эксплуатация – замена». Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.

Говоря о муниципальной информационной политике в сельском поселении, необходимо отметить, что она обладает рядом специфичных черт, которые обязательно должны учитываться при принятии различного рода решений. К примеру, у сельского населения значительно ниже шансы избежать ошибок в восприятии происходящего из-за идеологических воздействий (в прошлом и настоящем) из-за меньшего доступа к информации.

Отметим, что на сегодняшний день существует проблема информационной изолированности деревни и слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах.

В связи с этим органами местного самоуправления часто создаются условия для улучшения доступа жителей села к информационным ресурсам, а также происходит развитие информационно-консультационной службы на селе. Кроме того, решению проблем должна поспособствовать принятая в 2002 году Федеральная целевая программа «Социальное развития села до 2010 года», которая, безусловно, является необходимым документом. Однако, она затрагивает только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается проблем сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения, особенно для дотационных регионов.

В частности, реализация Федеральной целевой программы «Социальное развития села до 2010 года» направлена на преодоление информационного вакуума на селе, обеспечение широкого информирования сельского населения о его социальных, экономических и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях в государстве и сельской местности.


2 Информационная политика органов местного самоуправления в России


2.1 Проблемы разработки муниципальной информационной политики в России


Потребность в информационной политике обусловлена теми колоссальными изменениями в человеческом обществе, которые произошли в последние десятилетия. Речь идет о феномене информационного общества, когда определяющее воздействие на течение общественной жизни оказывает обмен информацией - сведениями, правдивыми и ложными, по-разному эмоционально окрашенными, распространяемыми с различной целью. Часть этих информационных потоков нуждается в регулировании в рамках определенной государственной политики.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими.

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

Россия вступила в информационную эпоху неподготовленной: в стране больше полувека отсутствовали свободная пресса и институты гражданского общества, а техническая отсталость средств связи, призванных обеспечивать возможностями для коммуникации не армию и власть, а рядовых людей, была огромной.

В таких условиях был поднят "железный занавес", и в Россию хлынула разнообразная информация. Ввести этот бурный поток в спокойное русло, создать надежные демократические правовые формы информационных отношений в обществе - как раз задача информационной политики [36].

Информационная политика в России должна строится на таких принципах, как реализация конституционных прав граждан на свободное выражение мнений и на свободное их распространение, на получение объективной информации о деятельности органов государственной власти, о состоянии окружающей среды, о жизни общества; это сохранение и приумножение духовного наследия народов России, сохранение национально-культурной идентичности России при вхождении в мировое информационное пространство, создание в обществе благоприятного информационного климата как непременного условия для устойчивого развития, и, поскольку СМИ играют важнейшую роль в этих процессах, обеспечение высокого уровня журналистского профессионализма.

Отметим, что комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами [37, с.67].

Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и муниципальной информационной политики в целом имеют процессы формирования и развития мирового и регионального информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.