скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы муниципальной информационной политики

Предлагаемый проект решено было представить в виде Концепции информационной политики муниципального образования (далее - Концепция), которая содержит основные принципы взаимодействия органов местного самоуправления и средств массовой информации (далее - СМИ) в вопросах обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления Краснокадкинского сельского поселения.

Целью информационной политики муниципального образования является обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и формирование положительного имиджа сельского поселения.

К социально-значимым задачам, реализуемым в рамках Концепции, относятся следующие:

информирование населения о нормативных правовых актах и решениях, принимаемых органами местного самоуправления, о деятельности местных органов власти, их руководителей, о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования;

привлечение внимания общественности к проблемам развития муниципального образования, осуществление обратной связи, изучение общественного мнения и сбор предложений от общественных организаций и населения по вопросам совершенствования местного самоуправления;

Основными социально-значимыми направлениями информационной политики муниципального образования являются следующие:

обеспечение полноты освещения проблем сельского поселения в муниципальных изданиях, телевизионных и радиопрограммах путем закрепления журналистов муниципальных СМИ за районами муниципального образования и конкретными участниками работы поселковых служб;

подготовка и периодическая публикация тематических страниц и теле- (радио-) передач о жизни поселка и деятельности органов местного самоуправления;

организация специализированных мероприятий с участием представителей СМИ (пресс-конференции, брифинги, "круглые столы" и т.п.);

обеспечение проведения долгосрочных информационных акций с целью предоставления населению максимально полной информации по избранной тематике и подготовки общественного мнения к тем или иным решениям, принимаемым органами местного самоуправления;

обеспечение широкого, свободного доступа общественности к информационным ресурсам, способствующее более активному участию жителей областного центра в принятии общественно значимых решений;

информационная поддержка форм непосредственного участия граждан в реализации местного самоуправления (публичные слушания, собрания, конференции, референдумы и т.д.), содействие реализации социального диалога (партнерства) между жителями и органами местного самоуправления;

совершенствование системы информирования населения о деятельности органов местного самоуправления.

Социально-значимым ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:

в области образования, науки и культуры - изменение сущности и организации процессов обучения и развития человека с целью духовного развития жителей, культивирования здорового образа жизни, приобщения их к богатствам культуры;

в области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования – активное содействие повышению эффективности реализуемых в этих сферах программ и мероприятий;

в сфере связей с общественностью – обеспечение максимально высокой степени прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления, создание системы эффективной «обратной» связи с населением.


4.2 Нормативно-правовое обеспечение ВКР


Закрепленная в Конституции России модель местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти и элемента гражданского общества предполагает в качестве обязательного условия четкую и подробную правовую регламентацию всех видов отношений, возникающих в этой сфере. Формирование новой правовой базы местного самоуправления в России в 90-х годах XX века предопределило появление комплексной отрасли российского права – муниципального права.

В августе 1995 года был принят Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, который развил статьи Конституции РФ о местном самоуправлении, несколько расширив его понимание. Данный закон предоставляет органам местного самоуправления значительную степень независимости.

Принятый Государственной Думой 8 июля 2006 года Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» («Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448) пришел на смену действовавшему до него закону со схожим названием — «Об информации, информатизации и защите информацию этот закон

Основными документами правового регулирования процессов информатизации в муниципальных образованиях являются:

распоряжение администрации муниципального образования о концепции и программе информатизации;

положение об уполномоченном органе администрации в сфере информатизации;

положение о координационном совете по информатизации при администрации муниципального образования;

организационные и нормативные документы, регламентирующие формирование и ведение единой системы информационно-лингвистических средств;

организационно-распорядительные документы по взаимодействию государственных служб и организаций с администрацией муниципального образования;

положение о единой телекоммуникационной сети;

положение об использовании компьютерной техники в подразделениях администрации муниципального образования и др.

На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс информатизации в стране, являются следующие:

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации;

Закон Российской Федерации «О государственной тайне»;

Федеральный закон №85-ФЗ от 04.07.1996г. «Об участии в международном информационном обмене»;

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию;

Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации;

Указ Президента РФ от 01.07.1994 № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации;

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895;

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы»;

«Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 966 от 28.06.1993;

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-Ф3 от 27.07.03г.;

Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В работе использована справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Вышеуказанные законы и подзаконные акты составили нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы.


4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы


Программа социологического исследования на тему: “Разработка муниципальной информационной политики”

Обоснование проблемы исследования. Социальная и политическая перестройка в России, формирование рыночных отношений объективно привели к повышению роли информации в жизни общества. Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества.

Изменившиеся условия функционирования органов местного самоуправления также привели к тому, что вопросы информатизации процессов управления городом входят в число приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.

В ближайшие годы роль и значение информации и информационных технологий на всех уровнях управления будут возрастать и важнейшей задачей на данном этапе является стимулирование и координация данного процесса.

Можно сказать, что информация является средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретенных знаний.

Основная цель информатизации - повышение качества и оперативности принятия управленческих решений. Качество управленческих решений базируется на достоверности и доступности исходной информации, оперативность принятия решений - на быстродействии управленческих механизмов. Таким образом, необходимых условий для достижения цели информатизации два: наличие полной и достоверной электронной учетной базы объектов и субъектов округа, представленной в виде системы сопряженных реестров и автоматизация первичных функций основных муниципальных служб.

Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных, в то же время, одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации.

Муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.

Ее цель - определение основных направлений деятельности органов местного самоуправления по развитию информационного общества в городе, его вхождению в региональное российское и мировое информационное сообщество, консолидации и стабилизации общества.

Муниципальная информационная политика является неотъемлемой составляющей деятельности органов местного самоуправления. Муниципальную информационную политику следует рассматривать как переход к современному информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи информационной политики выступают как актуальные проблемы построения информационного общества.

Информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления.

На сегодняшний день в стране созданы значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Так, в разрезе отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, видов деятельности насчитывается порядка 800 тыс. баз данных различного назначения.

Однако, что касается информационного обеспечения звеньев муниципального управления, то этим проблемам уделяется недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений способна дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел.

Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в разрезе различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития.

Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных программ.

Таким образом, информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых актуальных и самых сложных задач. Это связано с тем, что за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. К тому же, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации.

Одной из важнейших составляющих повышения эффективности функционирования органов муниципального управления является обеспечение эффективной работы с информацией. Без эффективной организации информационного обеспечения невозможно обеспечить качественную работу органов управления.

В современных условиях для решения финансовых и социально-экономических проблем развития муниципальных образований необходима комплексная многоплановая информация, включающая взаимоувязанные характеристики земельных и природных ресурсов, элементов градостроительства и региональной инфраструктуры, сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий.

Цель данного исследования – проанализировать особенности муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района и разработать направления развития муниципальной информационной политики.

Объектом исследования являются документы, определяющие особенности становления и функционирования муниципальной информационной политики в Краснокадкинском сельском поселении Нижнекамского муниципального района и население, проживающее на территории сельского поселения.

Предметом исследования являются принципы, способы и формы организации муниципальной информационной политики, а также проблемы, возникающие в процессе реализации муниципальной информационной политики.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

изучить систему муниципальной информационной политики;

выявить проблемы в информационном обеспечении на уровне Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района;

проанализировать мнение населения об организации информационного обеспечения деятельности муниципального образования;

определить направления совершенствования муниципальной информационной политики.

Гипотеза исследования: информация о различных аспектах функционирования сельского поселения не в полном объеме доходит до населения и задачей муниципальных органов управления является обеспечение доступа к информации.

Методы сбора информации:

анализ статистических материалов и отчетных документов;

опрос граждан, проживающих на территории Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.

Операционализация понятий:

информация – совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму;

управленческая информация – это информация пригодная к обслуживанию процессов формирования и реализации управляющих воздействий;

информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

муниципальное управление – процесс управления комплекса операций, ориентированных на достижение определенных целей;

информационное обеспечение – это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией;

информационный источник – это хранилище информации, с определенным порядком ее хранения и доступа к ней, а так же специфическими методами поиска;

муниципальная информационная политика - совокупность целей, отражающих интересы муниципального образования в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.

Определение исследуемой совокупности.

Исследуемая совокупность – жители Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района. Общая численность населения, проживающая на территории данного сельского поселения, составляет 1740 человек. Выборочная совокупность - 100 человек, опрошенных при помощи метода случайного отбора.

Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования представлен в таблице 1.


Таблица 1 – Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Исполнитель

1 Составление и утверждение программы социологического исследования

Февраль

Дипломант совместно с научным руководителем

2 Подготовка методического инструментария

Февраль

Дипломант

3 Проведение социологического исследования

Март

Дипломант совместно с научным руководителем

4 Подготовка анкеты для обработки

Март

Дипломант

5 Обработка собранной информации на компьютере

Март

Дипломант

6 Анализ результатов исследования

Апрель

Дипломант

7 Обсуждение результатов исследования

Апрель

Дипломант совместно с научным руководителем

8 Оформление отчета о проведении исследования

Апрель

Дипломант


Таблица 2 – Логическая структура инструментария.

Операциональные понятия

Индикаторы

Тип шкалы измерения

Номер вопроса в анкете

Оценка организации работы Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района

Оценка респондентом организации работы

Критерии оценки

Ранговая

1, 2, 3, 4, 5

Степень информированности населения о работе Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района

Оценка респондентом информированности

Критерии оценки

Ранговая

15, 16, 17, 18

Источники информирования населения о работе Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района

Оценка респондентами доступности информации, представленной органами СМИ

Оценка информированности

Ранговая

10, 11, 12, 13

Оценка заинтересованности респондентов в информации

Оценка заинтересованности

Ранговая

6, 7, 8, 9

Источники информации

Наименование источника информации

Номинальная

14

Совершенствование организации работы Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района

Улучшение организации работы Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района

Индивидуальное решения

Номинальная

19

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.