скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы муниципальной информационной политики

Приняв всю совокупность ответов респондентов за 100 %, определим средний балл по каждой группе ответов. Самая низкая оценка (1 балл) по предложенным показателям набрала 1,7%, на 2 балла оценили в целом работу Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района 19,2 % опрошенных. Наибольший процент среди опрошенных набрал средний балл – 64%. На 4 балла оценили в целом работу Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района 13,7% опрошенных, и лишь 1,4% набрал максимальный балл.


Рисунок 2 – Заинтересованность жителей в получении различной информации


Что же касается распределения ответов на вопрос относительно того, интересуетесь ли вы различного рода информацией относительно деятельности Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения, решаемых проблем и взаимодействии с населением, то здесь картина следующая (рисунок 2).

Полученный на основе опроса график показывает, что в целом степень заинтересованности опрошенных относительно деятельности, решаемых проблем и взаимодействия Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения с населением достаточно высокая, причем заинтересованность в вопросах, касающихся проблем, решаемых Исполнительным комитетом, является наивысшей.

Это свидетельствует о том, что жителям не безразлично то, что происходит в поселке.

Достаточно интересным представляется распределение ответов на вопрос относительно доступности интересующей жителей информации (рисунок 3).


Рисунок 3 – Оценка степени доступности информации для жителей поселения


Наименьшую доступность респонденты отметили в отношении информации о взаимодействии Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения с населением. 38 % опрошенных отметили, что информация о деятельности Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения является недоступной. 30 % респондентов отметили недоступность информации относительно проблем, решаемых Исполнительным комитетом Краснокадкинского сельского поселения.

Чаще всего жители поселка получают информацию о деятельности Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения из разговоров с друзьями, родными, сослуживцами, а также в виде сообщений руководителей на работе. Реже информация поступает из печатных изданий. Телепрограммы, программы радио и центры информации (библиотеки, Интернет-ресурсы) не были отмечены никем из опрошенных.

В результате опроса относительно оценки степени информированности жителей о деятельности Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения, решаемых проблемах и взаимодействии с населением (по 5-бальной шкале) было установлено, что большинство жителей поселка считают степень своей информированности невысокой, так как наблюдается преобладание среднего показателя информированности (рисунок 4).


Рисунок 4 - Оценка степени информированности жителей поселения


Говоря о проблемах, существующих на уровне муниципальной информационной политики, основными были названы низкая информированность населения о проблемах, решаемых Исполнительным комитетом Краснокадкинского сельского поселения – 79%, а также отсутствие необходимых баз данных для получения интересующей информации – 72%. Низкую осведомленность граждан о деятельности Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения отметили 60% опрошенных, отсутствие необходимой информации в СМИ отметили 34% респондентов.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что уровень информационного обеспечения находится на низком уровне и требуется комплекс мер по улучшению ситуации.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что необходим комплекс мероприятий, который обеспечит эффективное функционирование Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района на основе комплексной информатизации его структурных звеньев, использования современных систем передачи данных и создания интегрированного банка данных для повышения степени интеграционных процессов на уровне Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения.

Одной из приоритетных задач должно стать оснащение Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникации и обеспечение их эффективного использования.

Повышение качества управленческих решений, принимаемых на уровне Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения возможно за счет предоставления актуальной и достоверной информации о населении.

Завершая рассмотрение второй главы исследования, необходимо подвести итоги.

Муниципальная информационная политика открывает новые возможности регулярного информирования населения органами местного самоуправления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п.

Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.

Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач муниципальной информационной политики, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.

В современных условиях необходимой является выработка и последовательная реализация принципов единой информационной политики, обеспечивающей определение источников основных видов официальной информации, с определением их юридического статуса и ответственности за качество предоставляемой информации, переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, ее коммерческую ценность.

Анализ информационной политики, проводимой в г. Владимире, показал, что местные органы власти активно разрабатывают и внедряют политику информатизации различных сфер жизнедеятельности. К примеру, информатизация органов управления реализуется через Концепцию, основаниями для разработки которой явились различные региональные и федеральные нормативно-правовые акты. Основным содержанием концепции является анализ складывающейся ситуации и обоснование конструктивной стратегии в области информатизации органов управления в целях формирования единого информационного пространства в виде Единой Муниципальной Информационной Системы (ЕМИС) г. Владимира.

В работе также был проведен анализ особенностей реализации информационной политики г. Губкинский. Отметим, что основным инструментом реализации информационной политики г. Губкинский является Концепция информатизации муниципального образования город Губкинский, целью которой является формирование системы представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной муниципальной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов, задач и систему мер по их реализации в соответствии с планами социально-экономического развития муниципального образования.

Изучив состояние информационного обеспечения в г. Владимире и г. Губкинский мы пришли к выводу, что процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных компьютерных технологий или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных программ. Кроме того, позитивный опыт накоплен и в других регионах России.

В результате проведенного автором исследования было сделано заключение, что уровень информационного обеспечения рассматриваемого муниципального образования находится на низком уровне и требуется комплекс мер по улучшению ситуации.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что необходима программа мероприятий, которая обеспечит эффективное функционирование Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района на основе комплексной информатизации его структурных звеньев, использования современных систем передачи данных и создания интегрированного банка данных для повышения степени интеграционных процессов на уровне Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения.

Одной из приоритетных задач должно стать оснащение Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникации и обеспечение их эффективного использования.

Повышение качества управленческих решений, принимаемых на уровне Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения возможно за счет предоставления актуальной и достоверной информации о населении.


3 Основные пути решения проблем в области разработки муниципальной информационной политики


3.1 Опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан


Сфера информационных технологий сегодня – это мощнейшее средство развития науки, техники и общества в целом, это стратегическая составляющая социально-экономического развития Республики Татарстан, средство коммуникации людей и формирования полноценного информационного общества.

Проводимая в Республике Татарстан в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, а также в рамках исполнения Закона Республики Татарстан от 13 ноября 2007г. № 58-ЗРТ «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан» [45] политика, направлена, в первую очередь, на формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

В соответствии с вышеназванным Законом разработку и координацию реализации государственной политики РТ в сфере информатизации осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РТ в сфере информатизации – Министерство информатизации и связи РТ.

Еще в 2004 году в целях реализации Указа Президента Республики Татарстан от 7 марта 2003 года №УП-186 «Об Основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи (2003-2007 годы)» [46] была разработана Комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан на 2005 – 2010 годы» [47], которая стала составной частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы.

Проводимая в рамках данной программы работа в сфере информатизации была структурирована в комплекс взаимоувязанных мероприятий для обеспечения создания эффективной информационной системы управления Республикой Татарстан. Эта система доказала свою состоятельность и сегодня Республика Татарстан является одним из передовых по уровню внедрения ИКТ во все сферы деятельности общества, позволив сделать внушительный шаг на пути к становлению информационного общества.

Благодаря проводимой политике Республика Татарстан стала на сегодняшний день единственным «цифровым» субъектом РФ, где обеспечена 100% цифровизация информационной инфраструктуры.

На сегодняшний день в РТ решены важные государственные социальные и экономические задачи:

устранение «цифрового неравенства» между городом и селом в части обеспечения связью и доступа в Интернет;

отрасль полностью демонополизирована и работа ведется на принципах «государственно-частного» партнерства;

динамичное развитие увеличило обеспеченность населения квартирными телефонами проводной телефонной связи согласно поданных заявлений до 99,8 %;

по сотовой связи уровень проникновения возрос до 166%;

обеспеченность населения услугами широкополосного доступа в Интернет до 36%;

обеспечено активное освоение широкополосного доступа в сеть Интернет по технологиям 3G и 4G;

обеспеченность населения телевизионным вещанием доведена до 99,8 %.

В рамках реализации Программы развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан на 2005 – 2010 годы», как составной части Программы социально-экономического развития Республики Татарстан, на указанный период были поставлены следующие основные цели:

обеспечение повышения качества жизни населения РТ,

повышения эффективности системы государственного и муниципального управления,

повышения доступности и качества государственных услуг на основе использования ИКТ;

рост экономики и конкурентоспособности РТ,

повышение уровня жизни населения и бюджетных доходов.

Программой на трехлетний период 2008-2010 года обозначен бюджет в размере 975 млн.рублей, определен перечень мероприятий по широкому внедрению и развитию ИКТ. Причем бюджет учитывает затраты не только на развитие информатизации, но предусматривает и эксплуатационные расходы существующих проектов.

Одним из успешных итогов проведенной работы стала созданная в республике на базе цифровой коммуникационной инфраструктуры Государственная интегрированная система телекоммуникаций (ГИСТ), охватывающая все территориально и организационно распределенные структуры органов власти республики.

Сегодня к сервисам ГИСТ подключено более 3 тысяч абонентов: это органы управления, научно-образовательные организации и учреждения бюджетной сферы. На базе ГИСТ организован доступ:

к Республиканскому центру обработки данных;

к единой электронной почте;

в Интернет;

организация единой информационной среды;

единая антивирусная защита.

На базе Республиканского центра управления государственными информационными системами и ресурсами (РЦОД) успешно функционирует официальный Портал Правительства Республики Татарстан, включая типовые субпорталы министерств и ведомств, а также сайты муниципальных образований городов и районов Татарстана (43 сайта).

Межведомственная система электронного документооборота ОГВ РТ с использованием технологии ЭЦП обеспечивает централизованное ведение делопроизводства всех министерств, включая систему удаленных рабочих мест руководителей. Ежедневно в данной системе работает свыше 6 тысяч пользователей, включая и органы управления муниципальных районов республики [48].

Эффективно действует система видеоконференцсвязи органов государственной власти РТ. Работу по обеспечению информационной безопасности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Татарстан, а также организаций и предприятий, расположенных на территории республики, осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности Республики Татарстан по информационной безопасности (МВК). На Комиссию возлагаются функции анализа ситуации, выявления недостатков и незамедлительное их устранение.

В рамках реализации проекта «Подключение школ РТ к сети Интернет» и приоритетного национального проекта «Образование» на территории Татарстана к сети Интернет по технологии широкополосного доступа подключено 100% школ республики.

Для решения задач развития ИТ-отрасли и индустрии в республике уже в этом году будет запущен ИТ-технопарк. Создание технопарка сферы высоких технологий позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для организации производства высокотехнологичной продукции и услуг.

Общая площадь создаваемого ИТ-парка будет составлять 30 000 м2, что позволит обеспечить рабочими местами более 10 000 высококвалифицированных ИТ-специалистов. Резидентам ИТ-парка будут доступны современные технологии, услуги и оборудование, необходимые для реализации эффективных IT-разработок.

В целях развития ИТ-отрасли и повышения социально-экономического потенциала Республики Татарстан, обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных и информационных технологий Президентом РТ был подписан Указ «О создании в Республике Татарстан производственного кластера в сфере информационных технологий». В работе ИТ-кластера предполагается использование модели аутсорсинга. Кластер должен стать «республиканским системным интегратором». В его задачи должно входить не только обеспечение ИТ-услугами государственного сектора, предприятий и населения Республики, но и в перспективе выход на федеральный и международный рынки ИТ-услуг [49].

В рамках реализации государственной политики в области подготовки кадров через систему непрерывного образования, в республике создан образовательный кластер «Инфокоммуникации и связь» Республики Татарстан, в рамках которого ежегодно осуществляется подготовка свыше 1000 специалистов отрасли информатизации и связи.

Министерством информатизации и связи Республики Татарстан проводится работа по развитию цифрового телерадиовещания и разработке республиканской целевой программы «Организация цифрового телерадиовещания в Республике Татарстан на 2009-2015 годы».

В Татарстане состоялся запуск пилотного проекта службы «112», полномасштабное развертывание которого на всей территории России запланировано на 2009-2012 годы.

К Универсиаде, которая пройдёт в Казани в 2013 году, планируется внедрение множества инновационных наукоемких проектов в сфере информатизации и связи. Столица Татарстана планирует принять более 350 тыс. гостей и 11 тыс. спортсменов из 180 стран. Успешное проведение данного масштабного мероприятия — несомненно, одна из ключевых задач Республики Татарстан на ближайшие годы.

Президент России справедливо отметил, что внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества в настоящее время в нашей стране. И Республика Татарстан стремится к тому, чтобы это инновационное будущее стало для граждан настоящим уже сегодня [50].

Все эти годы РТ с энтузиазмом принимала участие в мероприятиях Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», став пилотной площадкой для многих интересных проектов в сфере информатизации, стремясь при этом тиражировать и транслировать накопленный опыт и решения в остальные субъекты Российской Федерации.

В Татарстане с успехом устранили цифровое неравенство в рамках республики и вместе с тем были вынуждены наблюдать увеличение информационного неравенства, разрыва в уровне развития ИКТ в рамках России в целом. И все это происходило на фоне прилагаемых усилий федеральных органов государственной власти, выделяемых Правительством Российской Федерации финансовых и иные ресурсов на вопросы информатизации и развитие ИКТ.

В настоящее время Министерством информатизации и связи Республики Татарстан активно ведется разработка Стратегия развития инфокоммуникационных технологий в Республике Татарстан «Интеллектуальный Татарстан - 2010-2020 годы», которая будет представлять собой видение ключевых направлений развития и разработок Татарстана в сфере ИКТ. Стратегия станет основой для выработки основных положений стратегий среднесрочного роста на частном и государственном уровне в условиях постоянных инновационных изменений в секторе ИКТ.

Разработка Стратегии «Интеллектуальный Татарстан – 2010-2020 годы» определяется значимостью ИКТ в обеспечении социально-экономического развития Республики Татарстан, ее политических и стратегических интересов, необходимостью решения ряда существующих проблем и развития информационного общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.