Проблемы муниципальной информационной политики
Миссию Стратегии можно определить следующим образом:
формирование и развитие конкурентоспособной и высокоинтеллектуальной Республики
Татарстан на мировом уровне. При этом РТ ставит перед собой следующую
стратегическую цель: обеспечение устойчивого социально-экономического развития
Республики Татарстан и повышение качества жизни населения за счет информационных
и инновационных технологий.
Достижение указанной цели возможно только при
формировании в Республике Татарстан эффективного высокоинтеллектуального
общества, государства, экономики и бизнес-сектора, ИТ-отрасли и индустрии, а
также кадров и системы образования.
Исходя из изложенного, необходимо обозначить следующие
приоритетные направления развития – задачи на ближайшую перспективу:
развитие высокоинтеллектуального общества (i-Society);
создание эффективной системы государственного управления
(i-Government);
эффективная экономика и бизнес-сектор (i-Economy);
развитие эффективной ИТ-отрасли и индустрии;
(i-Industry);
создание эффективной системы образования и формирование
высококвалифицированных кадров (i-Learning).
Каждая из вышеуказанных задач должна вылиться в отдельную
программу с конкретным планом мероприятий, а в совокупности эти программы
развития будут составлять комплексную Программу развития «Интеллектуальный
Татарстан -2010-2020 годы (i-Tatarstan)».
Основу и необходимый инструмент развития программных
мероприятий при этом будут составлять информационные технологии – современный
эффективный инструмент развития. Жизненный цикл мероприятий составляют четыре
основных этапа: проектирование, внедрение, эксплуатация, развитие. Ключевыми
составляющими реализации любого программного мероприятия являются: временной
период (сроки), необходимые ресурсы, показатели выполнения и эффективности
проводимых работ, а также ответственные за реализацию данного мероприятия.
Каждое мероприятие базируется на таких необходимых
элементах и процессах, как инфраструктура, интеграция, интеллект и инновации,
без которых на сегодняшний день невозможно представить себе реализацию ни
одного проекта.
При этом выполнение программных мероприятий должно
учитывать такие базовые составляющие вектора технологического развития, как
инфраструктура, устройства и технологии, информационные системы и услуги,
основные тенденции и этапы развития которых будет отражать разрабатываемая нами
Стратегия с учетом основных актуальных направлений, современных тенденций и
подходов к развитию ИКТ как на мировом уровне, так и на уровне Российской
Федерации.
Приоритетные направления работы должны решать конкретные
социально-экономические задачи на основе массового применения информационных
технологий. Такой подход позволит добиться устойчивого социально-экономического
развития Республики Татарстан и существенного повышения уровня жизни населения
за счет создания развитой информационной среды общества, ключевым компонентом
которой станет широкомасштабное использование информационных ресурсов,
перспективных информационно-коммуникационных технологий и средств их
реализации.
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан
полагает, что подобная инициатива и вышеописанный подход позволят взглянуть на
процессы информатизации и проводимые работы в данном направлении с совершенно
новой точки зрения – с позиции применения ИКТ для комплексного
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и будут
способствовать инновационному развитию каждого субъекта и России в целом,
приведут к их конкурентоспособности на мировом уровне [51].
Таким образом, сфера информационных технологий на
сегодняшний день является мощнейшим средством развития науки, техники и
общества в целом. Кроме того, это стратегическая составляющая
социально-экономического развития Республики Татарстан, средство коммуникации
людей и формирования полноценного информационного общества.
Проводимая в Республике Татарстан политика информатизации
направлена, в первую очередь, на формирование современной информационной и
телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных
услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и
технологий.
Разработку и координацию реализации государственной политики
РТ в сфере информатизации осуществляет уполномоченный орган исполнительной
власти РТ в сфере информатизации – Министерство информатизации и связи РТ.
Благодаря проводимой политике Республика Татарстан стала
на сегодняшний день единственным «цифровым» субъектом РФ, где обеспечена 100%
цифровизация информационной инфраструктуры.
Приоритетные направления работы должны решать конкретные
социально-экономические задачи на основе массового применения информационных
технологий. Такой подход позволит добиться устойчивого социально-экономического
развития Республики Татарстан и существенного повышения уровня жизни населения
за счет создания развитой информационной среды общества, ключевым компонентом
которой станет широкомасштабное использование информационных ресурсов,
перспективных информационно-коммуникационных технологий и средств их
реализации.
3.2 Предложения по разработке муниципальной
информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения
Нижнекамского муниципального района
В результате проведенного социологического исследования «Разработка
муниципальной информационной политики Краснокадкинского сельского поселения
Нижнекамского муниципального района» было выявлено, что на уровне
анализируемого муниципального образования существует необходимость в создании и
реализации проекта «Формирование информационной политики муниципального
образования «Краснокадкинское сельское поселение Нижнекамского муниципального
района», который будет способствовать повышению информированности населения,
более эффективному и оперативному освещению деятельности органов муниципального
образования.
Предлагаемый проект решено было представить в виде
Концепции информационной политики муниципального образования (далее -
Концепция), которая содержит основные принципы взаимодействия органов местного
самоуправления и средств массовой информации (далее - СМИ) в вопросах
обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления
Краснокадкинского сельского поселения.
Единая информационная политика муниципального образования
должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и иными
нормативными правовыми актами.
Основными терминами и определениями предлагаемой
Концепции являются следующие:
всеобщий доступ - равноправный доступ для всех граждан по
приемлемым ценам к информационной инфраструктуре, информации и знаниям,
необходимым для развития общества и личности;
информационная инфраструктура - организационные структуры
и средства информационного взаимодействия в совокупности;
информационная политика – совокупность принципов, норм и
практических действий в области управления информационными процессами в
обществе;
информационная сфера (среда) - сфера деятельности
субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации;
информационное общество - ступень в развитии современной
цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни
общества;
информационные процессы - процессы сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационные ресурсы - документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и
пригодной для использования форме;
информационные услуги - действия субъектов (собственников
и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами;
информация - сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;
организационные структуры – структуры, обеспечивающие
функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности,
сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
Представим цели и задачи информационной политики
муниципального образования.
Деятельность органов местного самоуправления и их
подразделений по сбору и распространению информации, при соблюдении
самостоятельности и инициативы отдельных подразделений в решении конкретных
задач каждого уровня, подчинена общим целям и принципам, объединена в систему и
представляет собой единую информационную политику.
Принципами реализации информационной политики являются:
открытость - все основные мероприятия информационной
политики открыто обсуждаются обществом;
равенство интересов – в равной степени учитываются
интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их
положения в обществе, формы собственности;
социальная ориентация – основные мероприятия
информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех жителей
поселка;
поддержка органов местного самоуправления - мероприятия
информационной политики, направленные на информационное развитие социальной
сферы, финансируются из регионального и местных бюджетов;
приоритетность общественной идеологии и права – развитие
и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми
формами административных решений проблем информационной среды.
Информационная политика муниципального образования
осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования «Краснокадкинское
сельское поселение Нижнекамского муниципального района» с привлечением
федеральных, региональных и муниципальных средств массовой информации.
Целью информационной политики муниципального образования является
обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и
формирование положительного имиджа сельского поселения.
К задачам, реализуемым в рамках Концепции, относятся
следующие:
информирование населения о нормативных правовых актах и
решениях, принимаемых органами местного самоуправления, о деятельности местных
органов власти, их руководителей, о социально-экономическом и культурном
развитии муниципального образования;
привлечение внимания общественности к проблемам развития
муниципального образования, осуществление обратной связи, изучение
общественного мнения и сбор предложений от общественных организаций и населения
по вопросам совершенствования местного самоуправления;
совершенствование информационного обмена между органами
местного самоуправления;
повышения эффективности взаимодействия органов местного
самоуправления с федеральными, региональными и муниципальными средствами
массовой информации.
На наш взгляд, на уровне рассматриваемого муниципального
образования целесообразно сформировать Координационный совет по информационной
политике (далее - Координационный совет), который будет являться совещательным
органом. Координационный совет будет создан в целях развития и
совершенствования взаимодействия между органами местного самоуправления и СМИ
по вопросам выработки и реализации единой информационной политики.
В задачи Координационного совета войдут:
обмен информацией и координация деятельности по
осуществлению информационной политики;
выработка общих подходов по вопросам муниципальной
политики в отношении средств массовой информации;
обмен опытом в реализации информационной политики.
Заседания Координационного совета следует проводить по
мере необходимости, но не реже, чем один раз в три месяца.
Решения Координационного совета принимаются на основе
консенсуса и носят рекомендательный характер.
Представим основные направления информационной политики
муниципального образования:
выработка и реализация концепции отношений с различными
средствами массовой информации, основанной на особенностях их статуса (состав
учредителей и специфика финансирования) и общей направленности информационной
политики редакции;
принятие мер, направленных на поддержку муниципальных
СМИ, увеличение их аудитории путем концентрации усилий на наиболее
перспективных направлениях;
подготовка и периодическая публикация тематических
страниц и теле- (радио-) передач о жизни поселка и деятельности органов
местного самоуправления;
организация специализированных мероприятий с участием
представителей СМИ (пресс-конференции, брифинги, "круглые столы" и
т.п.);
оперативное обеспечение редакций СМИ информацией о
деятельности органов местного самоуправления;
обеспечение проведения долгосрочных информационных акций
с целью предоставления населению максимально полной информации по избранной
тематике и подготовки общественного мнения к тем или иным решениям, принимаемым
органами местного самоуправления;
проведение общепоселковых информационных и рекламных
кампаний;
совершенствование системы управления информационным
комплексом и взаимодействия со средствами массовой информации, в том числе
создание условий для формирования информационной инфраструктуры (производства
информации и оказания информационных услуг), а также создание условий и
механизмов эффективного использования информационных ресурсов во всех областях
деятельности;
совершенствование механизмов координации деятельности
органов местного самоуправления, средств массовой информации и иных информационных
структур в осуществлении информационной политики;
развитие поселковых телекоммуникационных сетей, в том
числе совершенствование телекоммуникаций, активизация процесса информатизации
муниципальных структур, всей информационной инфраструктуры поселка; обеспечение
полного и системного обмена информацией, видео- и аудиоматериалами;
формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры
и развитие информатизации;
обеспечение широкого, свободного доступа общественности к
информационным ресурсам, способствующее более активному участию жителей
областного центра в принятии общественно значимых решений;
информационная поддержка форм непосредственного участия
граждан в реализации местного самоуправления (публичные слушания, собрания,
конференции, референдумы и т.д.), содействие реализации социального диалога
(партнерства) между жителями и органами местного самоуправления;
совершенствование системы информирования населения о
деятельности органов местного самоуправления.
Говоря о выделении средств на реализацию Концепции
информационной политики муниципального образования отметим, что бюджетное
финансирование мероприятий, направленных на реализацию Концепции информационной
политики муниципального образования осуществляется на основании постановления о
бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.
В целях аккумулирования средств, предназначенных для
целевого финансирования расходов по распространению социально значимой
информации через средства массовой информации и рекламоносители, а также по
реализации общепоселковых рекламных и информационных кампаний, на основании
статьи 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджете муниципального
образования создается Целевой бюджетный фонд развития рекламы и информации
(далее - Фонд) за счет средств, поступающих в бюджет от размещения наружной
рекламы. Направления и порядок использования средств Фонда определяются Положением
о Фонде.
Реализация Концепции информационной политики включает в
себя целенаправленную планомерную информационную деятельность с привлечением
максимально широкого круга средств массовой информации.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
повышение роли муниципального образования
«Краснокадкинское сельское поселение» как полноценного участника регионального
и российского информационного сообщества;
в области экономики – более оперативное и эффективное
развитие социально-экономической сферы муниципального образования;
в сфере управления - переход к новому качеству управления
за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и
достоверной информацией на базе современных информационных телекоммуникационных
технологий и технологий связи;
в области образования, науки и культуры - изменение
сущности и организации процессов обучения и развития человека с целью духовного
развития жителей, культивирования здорового образа жизни, приобщения их к
богатствам культуры;
в области охраны здоровья, защиты окружающей среды и
природопользования – активное содействие повышению эффективности реализуемых в
этих сферах программ и мероприятий;
в сфере связей с общественностью – обеспечение
максимально высокой степени прозрачности и открытости деятельности органов местного
самоуправления, создание системы эффективной «обратной» связи с населением.
Таким образом, в результате проведенного социологического
исследования «Разработка муниципальной информационной политики
Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района» было
выявлено, что на уровне анализируемого муниципального образования существует
необходимость в создании и реализации проекта «Формирование информационной
политики муниципального образования «Краснокадкинское сельское поселение
Нижнекамского муниципального района», который будет способствовать повышению
информированности населения, более эффективному и оперативному освещению
деятельности органов муниципального образования.
Предлагаемый проект решено было представить в виде
Концепции информационной политики муниципального образования (далее -
Концепция), которая содержит основные принципы взаимодействия органов местного
самоуправления и средств массовой информации (далее - СМИ) в вопросах
обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления
Краснокадкинского сельского поселения.
Единая информационная политика муниципального образования
должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и иными
нормативными правовыми актами.
Целью информационной политики муниципального образования является
обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и
формирование положительного имиджа сельского поселения.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются
повышение роли муниципального образования «Краснокадкинское сельское поселение»
как полноценного участника регионального и российского информационного
сообщества; более оперативное и эффективное развитие социально-экономической
сферы муниципального образования; переход к новому качеству управления за счет
обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и
достоверной информацией на базе современных информационных телекоммуникационных
технологий и технологий связи; изменение сущности и организации процессов
обучения и развития человека с целью духовного развития жителей,
культивирования здорового образа жизни, приобщения их к богатствам культуры;
активное содействие повышению эффективности реализуемых в этих сферах программ
и мероприятий; обеспечение максимально высокой степени прозрачности и
открытости деятельности органов местного самоуправления, создание системы
эффективной «обратной» связи с населением.
4. Программа мер по обеспечению выпускной
квалификационной работы
4.1 Социальная значимость внедрения разработанных
мероприятий
В представленной работе в результате проведенного
социологического исследования «Разработка муниципальной информационной политики
Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района» было
выявлено, что на уровне анализируемого муниципального образования существует
необходимость в создании и реализации проекта «Формирование информационной
политики муниципального образования «Краснокадкинское сельское поселение
Нижнекамского муниципального района», который будет способствовать повышению
информированности населения, более эффективному и оперативному освещению
деятельности органов муниципального образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|