скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка процессов системы менеджмента качества применительно к производству фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ

При вычерчивании причинно-следственной диаграммы Исикавы самые значимые параметры и факторы располагают наиболее близко к голове «рыбьего скелета». Построение начинают с того, что к центральной горизонтальной стрелке, изображающей объект анализа, подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы (группы факторов,) влияющие на объект анализа. Далее к каждой первичной стрелке подводят стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят стрелки третьего порядка и т. д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, представляет собой в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, последующая — как следствие. Наклон и размер не имеют принципиального значения. Главное при построении схемы заключается в том, чтобы обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четко оформить схему, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому независимо от наклона стрелки каждого фактоpa его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

После построения диаграммы Парето было выявлено несоответствие, которое нужно устранить в первую очередь-это «просвет бумаги». Именно эта проблема и помещена во главе хребта. Для удобства работы с выявлением факторов и причин был использован мнемонический прием 4М. Это означает:

1.  Manpower- персонал.

2.  Machine –машина (оборудование)

3.  Material –материал и сырье

 4. Method -метод, технология

Таким образом, согласно правилам, изложенным выше, была построена диаграмма Исикавы по выявлению причин несоответствия. Исходя из нее видно, что основными причинами являются характеристики сырья, а именно поверхностная плотность, толщина и пористость бумаги.


4.3 Использование QFD-методологии


QFD-анализ используется для обеспечения лучшего понимания ожиданий потребителей при проектировании, разработке и совершенствовании воздушных фильтроэлементов, услуг и процессов с применением все большей и большей ориентации на установленные и предполагаемые потребности потребителей.

Цели и задачи QFD-методологии:

позволить «голосу потребителей» быть ясно услышанным в процессе разработки и совершенствования как воздушных фильтроэлементов, так и соответствующих производственных операций;

выполнить принцип «все должно быть сделано правильно с первого раза и точно в срок».

Для применения QFD-методологии была создана межфункциональная команда, состоящая из инженера-технолога по фильтроэлементам Куксовой Л. А., эксперта по QFD-анализу Белоусовой М. А., специалиста отдела маркетинга Воронкова М.А., начальника ОТК Севастьяновой Л.И., работника отдела снабжения Плещеева А.А. и студентки Хабаровой Л.П.

Главными вопросами при практическом применении QFD-методологии являются следующие:

1)  взяло ли высшее руководство на себя обязательства по качеству?

2)  для каких сегментов рынка мы будем совершенствовать продукцию?

3)  каковы наши потребители?

4)  какую конкурирующую продукцию мы собираемся сравнивать с нашей?

5)  как много времени потребуется для выполнения проекта?

6)  какой должна быть структура и состав отчетов о работе?

При построении «домов качества» были определены конкретная группа потребителей, составлен реестр (список) установленных и предполагаемых потребностей (ожиданий) потребителей и определены (оценены) приоритетность этих ожиданий с использованием весовых коэффициентов, а также были определены характеристики компонентов продукции, характеристики процессов и способы контроля. Все эти показатели и параметры были составлены на основании анализа письменных запросов, направленных к имеющимся и потенциальным потребителям, путем проведения устных опросов и интервью, а также с применением «мозговой атаки», проведенной с участием специалистов по маркетингу, проектированию, производству и продажам рассматриваемой продукции. Важными источниками информации для оценки и отображения ожиданий потребителей также послужили

•        посещение торговых демонстраций, ярмарок и выставок;

•        регистрация запросов потребителей (заказчиков, покупателей, клиентов);

•        прямые контакты с потребителями, а также с представителями конкурирующих фирм;

•        результаты работ, выполненных в рамках бенчмаркинга.

Итак, с помощью QFD-методологии был проведен анализ фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ (ТУ 67.122.567-90),изготовляемых заводом ОАО «ХХХ». Сначала важные пожелания потребителей с помощью первого «Дома качества» преобразовываются в детальные технические характеристики фильтроэлементов, а затем (посредством трех последующих «Домов качества») в детальные технические требования к компонентам продукции, техническим требованиям процесса и способам его контроля.

Первый «Дом качества» устанавливает связь между ожиданиями потребителей и техническими характеристиками продукции. На выбранную потребителями характеристику фильтроэлементов «высокая степень очистки» влияют следующие технические характеристики:

-герметичность;

-коэффициент пропуска пыли;

-усилие отрыва крышек;

-сопротивление воздушному потоку.

«Герметичность» влияет на «высокую степень очистки» таким образом, что, если фильтроэлемент негерметичен, следовательно, он будет пропускать много неочищенного воздуха и степень очистки будет невелика.

Чем ниже «коэффициент пропуска пыли», тем выше «степень очистки».

Чем больше «усилие отрыва крышек», тем меньше вероятность разрушения фильтрополотна и, следовательно, пропускание неочищенного воздуха. Чем меньше «сопротивление воздушному потоку» оказывает фильтроэлемент, тем больше гарантируется постоянный показатель « высокой степени очистки».

На характеристику «устойчивость к механическим воздействиям» можно повлиять повышением «усилия отрыва крышек», т.е. способностью противостоять силовым и различным другим воздействиям, а также повышением «сопротивления воздушному потоку». Также на эту характеристику влияют «герметичность», «коэффициент пропуска пыли» и «продолжительность работы до сопротивления 6,85 кПа», так как от всех этих показателей зависит долговечность фильтроэлемента. Чем меньше эти показатели, тем больше вероятность разрушения частей фильтроэлемента их повреждения, и, следовательно, «долговечность».

На «прочность» влияют:

- -коэффициент пропуска пыли;

-сопротивление воздушному потоку;

- продолжительность работы до сопротивления 6,85 кПа.

 Два последних показателя наиболее сильно влияют на срок службы, так как определяют сопротивление, которое фильтроэлемент может оказывать потоку воздуха и как долго он может работать при сопротивлении 6,85 кПа.

Что касается «герметичности» и «усилия отрыва крышек», то чем они больше, тем меньше вероятность потери эффективности назначения фильтроэлемента и в конечном итоге его замена. А чем больше «коэффициент пропуска пыли», тем большие размеры частиц пыли будет пропускать фильтрополотно и тем быстрей оно повредится, что приведет к износу элемента.

Для «Второго дома качества» фокусом является взаимосвязь между характеристиками фильтроэлемента и характеристиками материалов и сырья, из которых он изготовлен. «Герметичность» фильтроэлемента зависит от вязкости, живучести и адгезии пластизоля, вязкости клея, наличия просветов бумаги, ее пористости и толщины, а также коррозионной стойкости металла и свариваемости металла.

«Средний коэффициент пропуска пыли» зависит от вязкости и адгезии пластизоля, и, главным образом, от наличия просветов бумаги, ее пористости и толщины.

«Сопротивление воздушному потоку» и «Продолжительность работы до сопротивления 6,85 кПа» сильнее всего связаны с адгезией и вязкостью пластизоля, а также с пористостью, толщиной и просветом бумаги. «Усилие отрыва крышек» больше всего зависит от адгезии пластизоля.

«Третий дом качества» связывает между собой характеристики компонентов и характеристики процессов. Так после его построения видно, что «вязкость пластизоля», «живучесть пластизоля» связаны с температурой процесса и временем процесса. Чем выше вязкость и меньше живучесть, тем меньше должна быть температура и время. «Живучесть пластизоля» напрямую связана со скоростью обработки сырья. «Свариваемость металла» связана с прочностью сварки, а «Коррозионная стойкость металла» с толщиной цинкового покрытия. Чем оно больше, тем больше металл устойчив к коррозии.

С применением «четвертого дома качества» характеристики процесса преобразуются в способы контроля технологических операций производства, которые следует применять для выпуска качественной продукции по приемлемой цене.

Исходя из построения этого дома было определено, что необходимо осуществлять контроль температуры и времени желатинизации, времени высыхания клея, прочности сварки и толщины цинкового покрытия.

QFD-анализ представлен на плакатах ТГТУ.200503.016 04 ДП.


4.  4 FMEA-анализ


Анализ форм и последствий отказов (FMEA-анализ), известный также под названием «Анализ рисков», используется в качестве одной из превентивных мер для системного обнаружения причин, вероятных последствий, а также для планирования возможных противоречий по отношению к отслеживаемым отказам. В стандартах ИСО 9000:2000 уделяется очень большое внимание процессам. Поэтому далее будет рассмотрен FMEA-анализ для исследования процесса сборки фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ.

Для осуществления FMEA-анализа была создана межфункциональная команда, состоящая из инженера конструктора, контролера ОТК, инженера по качеству и студентки-практикантки.

После подробного изучения процесса сборки, межфункционвльная команда выделила в нем четыре подпроцесса, корректность выполнения которых наиболее сильно влияет на качество процесса сборки в целом:

-сборка элемента со скобой и цилиндров внутреннего и наружного;

-заливка;

-сушка;

-транспортирование.

Анализ этих подпроцессов выявил возможные формы отказов:

-коробление и слипание гофр, порыв шторы;

-превышение глубины заливки;

-выплескивание пластизоля;

-непроклей крышки элемента и крышки-держателя;

-вмятины на крышках и цилиндрах.

На следующем этапе работы члены FMEA-команды для каждого процесса:

-выявили основные причины и вероятные последствия неудач;

-количественно оценили узкие места рассматриваемых подпроцессов и вычислили приоритетное число риска (ПЧР) возможных отказов.

Оценка указанных факторов была произведена по квалиметрическим шкалам, представленным в таблице 7.


Таблица 7-квалиметрическая шкала оценки фактров O, S, D

Фактор S

Фактор O

Фактор D

1-очень низкая (почти нет проблем)

1-очень низкая

1-почти наверняка дефект будет обнаружен

2-низкая (проблемы решаются работником)

2-низкая

2-очень хорошее обнаружение

3-не очень серьезная

3-не очень низкая

3-хорошее

4-ниже средней

4-ниже средней

4-умеренно хорошее

5-средняя

5-средняя

5-умеренное

6-выше средней

6-выше средней

6-слабое

7-довольно высокая

7-близка к высокой

7-очень слабое

8-высокая

8-высокая

8-плохое

9-очень высокая

9-очень высокая

9-очень плохое

10-катастрофическая (опасность для людей)

10-100%-ная

10-почти невозможно обнаружить


Результаты работы членов FMEA-команды при назначении числовых значений факторов О-вероятности возникновения дефекта, D-вероятности обнаружения дефекта, а также вычисленные значения ПЧР возможных отказов приведены на плакате ТГТУ.200503.016 03 ДП.

На последнем этапе проводимого FMEA-анализа были разработаны рекомендации о том, что следует делать для предотвращения тяжелых последствий при наиболее рискованных случаях:

-провести операцию в соответствии с технологическим процессом;

-усовершенствовать конструкцию емкости-дозатора;

-провести дополнительный инструктаж работников;

-внедрить прибор с плавной подстройкой температуры и таймером.

После завершения работы FMEA-команды, результаты которой представлены на плакате ТГТУ.200503.016 03 ДП, был составлен отчет по выполненному анализу форм и последствий отказов. Этот отчет передан руководителям ОАО «ХХХ» для верификации и оценки результатов работы FMEA-команды. Принимая во внимание наибольшее значение вероятного числа риска (ПЧР=490), специалисты ОАО «ХХХ» приступили к проектированию и разработке АСКиУ процесса терможелатинизации фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ.


4.5 Разработка плана мероприятий по улучшению системы менеджмента качества ОАО «ХХХ» применительно к производству фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ


Одной из главных особенностей стандартов ИСО серии 9000:2000 является формулирование принципа постоянного улучшения. В стандарте ИСО 9000:2000 приводится определение этого принципа и методология его реализации. В стандарте ИСО 9001:2000 требования относительно постоянного улучшения сформулированы в разделе 4.1, где указано, что организация должна принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов организации. Об этом же говорится и в нескольких подразделах раздела 8. В частности, в подразделе 8.5.1 содержится требование постоянного повышения (улучшения) результативности системы менеджмента качества (СМК) организации.

 Решение о выделении средств для улучшения тех или иных процессов происходят в ходе анализа СМК со стороны руководства, который проводится раз в полгода на совещании координационного совета, возглавляемого директором. Оформленное протоколом решение является "входом" для процесса постоянного улучшения. Совместно с руководителями процессов, по которым принято решение об улучшении, разрабатываются планы организационно-технических мероприятий, которые затем рассматриваются и утверждаются координационным советом.

Таким образом,  по данным протокола Координационного совета ОАО «ХХХ» был разработан план мероприятий по улучшению СМК применительно к производству воздушных фильтроэлементов для двигателей КАМАЗ, представленный на плакате ТГТУ. 200503.016 05 ДП.

 Одним из мероприятий по улучшению СМК является введение электронного документооборота.

Как известно, стандарт требует построения «Документированной СМК» и ведения обязательных записей по качеству. А это часто приводит к тому, что значительная часть времени сотрудников тратится на заполнение различных форм, отчетов, справок по деятельности. Таким образом, предприятие может попасть в ситуацию, когда СМК становится самоцелью, идет поддержание СМК ради поддержания сертификата, а это в корне противоречит духу стандарта. Внедрение средств автоматизации, ориентированных на документационную составляющую СМК позволит снизить нагрузку на сотрудников по выполнению рутинных операций, даст в руки менеджерам эффективные средства контроля за состоянием СМК на предприятии, повысит ответственность и исполнительскую дисциплину.

 Современные системы электронного документооборота давно переросли рамки привычного "канцелярского" документооборота и в состоянии обеспечить эффективное выполнение всех документационных процессов, которые протекают в организации. Стоит отметить, что современные системы ориентированы на работу с ними всех сотрудников предприятия, а не только специализированных служб (делопроизводство, канцелярия, общий отдел). Все сотрудники работают с актуальными и утвержденными электронными документами. Исключаются риски использования устаревших либо неутвержденных документов, несанкционированного внесения изменений, отсутствия необходимых документов в местах их применения. Система обеспечивает простоту поиска и идентификации документа. Таким образом, обеспечивается неукоснительное выполнение разделов стандарта, касающихся управления документами (п. 4.2.3 стандарта ISO 9001:2000).

Повышается уровень ответственности сотрудников, поскольку выдача заданий и поручений фиксируется системой и уже нельзя проигнорировать или забыть о тех или иных поручениях.

Значительно снижается трудоемкость документирования собственной деятельности в рамках СМК. Отчеты о выполнении отдельных поручений или деятельности в рамках бизнес-процессов, подготовка и ознакомление с документами фиксируются системой и являются основой для объективного, построенного на фактах анализа деятельности сотрудника.

Трудоемкость действий, связанных с подготовкой, утверждением, распространением регламентирующих документов, внесением изменений, поддержанием документов в актуальном состоянии, снижается во много раз.

Наличие единого электронного архива позволяет вносить изменения только в электронные версии документов.

Распространение документов по подразделениям, фиксирование факта ознакомления с новыми редакциями документов, полномочия ответственных за согласование и утверждение документа, контроль актуальности - все эти рутинные процедуры берет на себя система.

В план мероприятий по улучшению СМК также входит и повышение качества продукции. В данном случае предлагается повысить такие технические характеристики фильтроэлементов, как коэффициент пропуска пыли и усилие отрыва крышек.

Известно, что качество фильтра обеспечивается комплектующими, технологией и контролем на всех стадиях изготовления. Как сообщает журнал «Автомобиль и сервис», самый дорогой фильтр несравненно дешевле самого недорогого ремонта. По данным расчета специалистов, нарушение работы воздухозаборника из-за низкокачественного фильтрующего элемента увеличивает расход топлива на 15%. То есть при стоимости дизельного топлива 20 руб. за литр некачественный фильтр обходится в 840 руб. на 1000 км пробега. А качественный фильтр перерасхода топлива не вызывает.

Средний коэффициент пропуска пыли — один из самых важных показателей. Так, если он достигает 1%, количество пыли, попадающей в силовой агрегат, увеличивается многократно. Поэтому производители сражаются за десятые и даже сотые доли процента. Согласно нормативу по РД 37.001.622-95 «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования» гласит: не более 0,6%. Технические условия КАМАЗ выставляют более жесткие требования: не более 0,2%. Концентрация пыли на наших дорогах в несколько раз выше, чем на европейских - содержание твердых частиц в воздухе колеблется от 2 до 10 мг/куб. метр. За год эксплуатации в воздушный фильтр автомобиля мощностью 100 л/с попадает от 30 до 150 грамм пыли. В случае недостаточной фильтрации пыль оказывается в камере сгорания и в масле. Результатом становится ускоренный износ поршневой группы (до 5-8 раз быстрее установленного ресурса), а также потеря мощности и повышенный расход топлива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.