скачать рефераты

МЕНЮ


Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности

В связи со своим важным геостратегическим положением Византия и Русь были

первостепенным объектом для интервенций, как с западного, так и с

восточного направления. На протяжении тысячи лет Византия, а затем и Россия

сталкивались со многими кризисными ситуациями – войны с Арабским Халифатом,

интервенция Сельджукской империи, разрушительные походы армий Чингисхана,

крестовые походы и т.д. Падение Константинополя в 1453 г. и полный развал

Византийской империи в середине XV столетия значительно усилили роль

России, как центра православия.

Регулирование международных отношений в Византии и Руси мало чем

отличалось от остальной Европы, кроме относительно более высокого уровня

централизации. Одним из наиболее распространенных методов ведения внешней

политики в обоих регионах являлось заключение междинастических браков, что

являлось наиболее эффективным в то время средством заключения

межгосударственных союзов.

Мусульманский Восток

В VII веке н.э. на Аравийском полуострове образуется крупное

мусульманское государство – Арабский Халифат. С этого времени государства,

главенствующей религией в которых является Ислам, принимают активное

участие в межгосударственных отношениях. Огромная географическая территория

попадает под сильное влияние мусульманского права. Усиление роли и

значимости мусульманских государств в мировой политике продолжается вплоть

до XVII в. Истории известно несколько великих империй мусульманского

Востока, во главе которых стояли тюркские, арабские и персидские династии.

В совокупности с другими мусульманскими государствами они представляли

собой мощный блок стран, противостоящий христианскому миру. Десятые

столетия н.э. известны рядом эпохальных событий, приводивших к изменениям

баланса сил между западной и восточной цивилизациями.

Мусульманские государства отличались от христианских большей степенью

организованности и централизованности. Как и в христианских государствах,

религия играла значительную роль в регулировании как межличностных, так и

внутригосударственных и международных отношений. В основ всей общественно-

политической жизни лежало мусульманское право, нормы которого

распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. В

мусульманских странах наблюдалась большая эффективность заключаемых

договоров, т.к. Коран предписывал соблюдать верность данному слову даже в

отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие

международную торговлю, что способствовало усилению межгосударственных

связей.

Для мусульманского востока средних веков также характерна интенсивность

войн между различными государствами. Между странами были нередки случаи

заключения союзных и мирных договоров, которые зачастую соблюдались. В

государствах не наблюдался хаос, который был присущ государствам феодальной

Европы, и случаи феодальных междоусобиц носили локальный характер. Наличие

централизованных государств, венцом которых стала Османская империя,

предопределило ведущую роль мусульманских государств в международных

отношениях средневековья.

* * *

Несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более

или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных

отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой

практики. В средние века был накоплен определенный опыт неправового

нормативного регулирования международных отношений, что впоследствии

сыграло немаловажную роль в формировании классического международного

права.

Что касается подходов к разрешению вопроса обеспечения международной

безопасности, то соответствующие попытки носили в основном локальный

характер и отражались в договорах с крайне ограниченным количеством

участников. Все внимание средневековых политиков и юристов уделялось

правилам ведения войны, что исключало разработку концепций безопасности

путем мира.

1.3. Классическое международное право и возникновение новых концепций

международной безопасности

От Тридцатилетней Войны до Французской революции

К концу средних веков в Европе стали формироваться первые крупные

национальные государства с централизованной властью, способной установить

порядок. Развитие новых государственных устройств, набирающий ход научно-

технический прогресс, усиливающийся процесс колонизации и возникновение

задатков капиталистического метода производства все более входили в

конфликт с феодальным устройством социально-экономической жизни и

всевластием католической церкви. Впервые этот конфликт вылился в открытое

противостояние в Нидерландах еще в 1566-1579 гг., в результате чего там

сформировалось первое национальное государство. Далее последовала

буржуазная революция в Англии (1640-1649 гг.).

Упрочнение независимости национальных государств привело к тому, что

ранее боровшиеся друг с другом за установление власти над Европой папа и

император Священной Римской Империи объединили свои усилия в борьбе за

сохранение этой власти. Борьба сил старого и нового вылилась в

Тридцатилетнюю Войну между католиками и протестантами. Война завершилась

заключением в 1648 г. Вестфальского мира. По сути этот мирный договор был

первым в истории международных отношений правовым актом, регулирующим

вопрос региональной безопасности. Практически с этого момента и зародилось

с нормативной точки зрения классическое международное право. Вестфальский

мирный договор определил новую систему международных отношений в Европе.

Было практически покончено со Священной Римской Империей – главным

препятствием на пути становления независимых национальных государств.

Вестфальский мир практически положил начало первой в истории международной

системе, основанной на балансе сил. Такие положения договора, как

нерушимость установленных границ, суверенное равноправие государств и

коллективная оборона против общего противника, свидетельствует о большой

важности Вестфальского соглашения в контексте развития концепций

международной безопасности. Вестфальский договор создал уникальную систему

равновесия сил в Европе, которая продержалась в течении последующих 150 лет

вплоть до Версальской системы (см. ниже).

Период XVI-XVII веков считается временем зарождения и развития

классического международного права. После завершения тридцатилетней войны,

в условиях, когда ни католическая церковь, ни Священная Римская империя не

могли более диктовать нормы для отношений между государствами, возникла

проблема определения средств регулирования отношений между равно

суверенными странами Европы. В таких условиях родилась идея перенести

удачный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг

с другом. Как на внутригосударственном, так и на международном уровне в

этих целях было прежде всего использовано римское право. В основе римского

права лежало равноправие частных лиц, а международного – равноправие стран.

Большая роль в формировании классической международно-правовой концепции и

формировании зачатков международно-правового сознания в Европе принадлежала

юристам, в частности дипломата Гуго Гроция (1583-1654 гг.), который в своем

труде «О праве войны и мира» (1625) впервые детально обосновал

существование «права, которое определяет отношения между народами и

правителями»[6]. При этом, Гроций и большинство его современников находят

источники этого права в природе, Боге и морали.

К сожалению зародившиеся в умах юристах международно-правовые концепции

на практике почти не применялись, хотя юридическая аргументация

использовалась дипломатией. Важным регулятором межгосударственных отношений

продолжали оставаться нормы аристократической морали, которые

рассматривались как межличностные связи правителей-соверенов, которые

единолично олицетворяли и представляли все государство.

Таким образом, к концу XVIII века в Европе сложилась ситуация, когда

развивался процесс придания международным обычаям и нормам правового

статуса, но государства зачастую их не придерживались и во внешних

сношениях исходили исключительно из национальных интересов.

От революции до Венской системы

1789 г. известен как год взятия Бастилии. Эта дата явилась переломной как

в социально-политическом так и международно-правовом отношении. Наиболее

прогрессивные взгляды на международные отношения и право того времени

известны как идеи Великой Французской революции. Революция заменила

суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для

утверждения международно-правовой субъектности государства. Впервые в

истории был введен в практику институт плебисцита. В известной декларации

Аббата Грегуара провозглашался принцип равноправия государств, независимо

от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что

договоры должны соблюдаться. Вместе с тем было провозглашено, что договоры,

заключенные между тиранами, не могут связывать суверенитет народа.

Французской революцией были сформулированы новые основы права войны,

согласно которым была допустима лишь война оборонительная, война в защиту

попранных прав. Согласно другому принципу, врагом во время войны могло быть

только государство, а не люди. Отсюда – требование гуманного отношения с

пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного

населения[7].

Французской конституцией 1795 г. за международными договорами впервые был

признан юридический статус. А конституция 1791 г. установила, что

иностранцы подчинены законам Франции наравне с ее гражданами.

Будучи весьма прогрессивным явлением, новая конституционная система,

провозглашенная во Франции, тем не менее, продержалась недолго.

Наполеоновские завоевания положили конец провозглашенным гуманным принципам

и всей системе пан-Европейской безопасности, создавшейся в результате

Вестфальского мирного договора. Россия, Австрия и Пруссия, боровшиеся

против империи Наполеона, поначалу выражали приверженность принципам

Французской революции, касающимся справедливости, невмешательства и даже

самоопределения. Тем не менее после победы они от них полностью отреклись,

что и нашло свое отражении в Акте о Священном Союзе. Подписанный в 1815 г.

в Вене, этот Акт основывался на принципе легитимности, согласно которому,

только законная династия была вправе занимать престол. При этом,

заключившие договор страны присвоили себе право вмешиваться во внутренние

дела суверенных государств. Таким образом, в Европе был создан союз

международных жандармов.

Вместе с вышеперечисленными негативными сторонами новой системы

безопасности в Европе, было принято также немало позитивных с международно-

правовой точки зрения документов (документы о свободе торгового судоходства

по международным рекам, о запрещении негроторговли, о рангах

дипломатических представителей).

На другом континенте в 1776 г. после многолетней войны с Англией, свою

независимость провозгласили часть ее североамериканских колоний и

образовалось государство Соединенных Штатов Америки. Декларация

Независимости 1776 г. провозгласила право народа занять независимое

положение, «на которое ему дают право естественное и божеские законы»[8].

Таким образом, в результате освободительной войны на Североамериканском

континенте сформировалось очередное национальное государство, которому было

предписано сыграть в дальнейшем одну из ключевых ролей в мировой политике.

Таким образом, ближе к середине XIX столетия в Европе сформировалась

международная система, основанная на предписаниях Венского Акта. Эта

система с некоторыми изменениями сохранилась вплоть до первой мировой

войны.

Вторая половина XIX века – 1918 год

Середина XIX века ознаменовалась несколькими эпохальными событиями,

сыгравшими большую роль в развитии международных отношений. Отгремела

вторая коммуна во Франции, в результате гражданской войны полностью

сформировалось целостное государство США, окончательно ослабла Османская

империя, достигли пика своего могущества Российская и Австро-венгерская

империи. С другой стороны в Западной Европе сформировалось еще одно мощное

государство – Бисмарк добился объединения Германии и последняя стала

активным членом международных отношений.

На международно-правовой арене также произошло несколько нововведений: в

1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного Почтового союза, в 1875

г. принимается конвенция о Телеграфном союзе и в 1890 г. заключается

многосторонняя железнодорожная конвенция. Таким образом, принимает широкий

размах правовое регулирование международных экономических отношений. К

сожалению, этого невозможно сказать о регулировании политических отношений,

которое в большинстве случаев оставалось фикцией. Механизм действия

договоров в этой области был исключительно политическим, а право было

широко диспозитивным.

К концу XIX века завершился раздел мира между колониальными державами.

Мир был разделен на колонии, полуколонии и зависимые государства, которым

были навязаны кабальные договоры. Некоторые формально зависимые государства

(например Китай) были разделены на сферы влияния, а другие (например

Османская империя и Иран) находились в полной экономической зависимости и

находились на гране политической дезинтеграции. По признанию самих

европейских и американских юристов, международное право, и то не в полной

мере, применялось исключительно в отношении христианских стран Европы и

Америки. В колониях, если даже какие-то нормы находили свое применение, то

в сильно модифицированном варианте.

С другой стороны, завершившийся раздел мира на колонии между ведущими

державами той эпохи привел к накалению международно-политической обстановки

в самой Европе. Новообразовавшиеся и получившие несправедливую в их

понимании долю территорий страны желали большего и к концу XIX века стало

ощутимым дыхание приближающейся «большой войны». Набирала обороты гонка

вооружений и усиливалась интенсивность дипломатических трений между

ведущими колониальными державами. С другой стороны проводилась интенсивная

кодификация законов войны, которая нашла свое логическое завершение во

второй Гаагской конференции 1907 г.

Таким образом, в рассматриваемый период международное право представляло

широкие возможности для применения силы, а война считалась законным

средством политики. В значительной степени международное право на стыке

двух столетий представляло собой право войны, которая не заставила себя

долго ждать.

В 1891 г. был создан тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и

Италией (позже Италия вышла из него и ее место заняла Османская империя), в

противовес которому в начале XX века была сформирована Антанта. Локальные

войны как между колониальными державами, так и с покоренными странами

принимали все более широкий характер и противостояние между двумя блоками

достигло апогея во второй декаде прошлого века. В результате разразилась

первая мировая война, которая унесла с собой жизни многих миллионов людей и

стала эпохальным событием, переменившим расклад сил на геополитической

арене мира. Начавшись в 1914 г. война завершилась в ноябре 1918 г. победой

стран Антанты. Впоследствии в Версале был заключен мирный договор,

установивший новую международную систему, основанную на новых реалиях

международной политики.

Глава 2. Регулирование вопросов международной безопасности между двумя

мировыми войнами

2.1. Лига Наций и ее роль в установлении мирового порядка в начале XX века

Ужасы и лишения Первой мировой войны, длившейся без малого четыре года и

унесшей более 10 миллионов человеческих жизней и нанесшей огромный ущерб

инфраструктуре многих стран вызвали соответствующую реакцию. С одной

стороны, в 1917 г. в России произошла Октябрьская революция большевиков,

которая в корне изменила политическую систему государства. Успех Российской

революции привел к широкому развитию аналогичных движений во всех остальных

странах Европы и в США. С другой стороны возникла необходимость в

формировании качественно новой системы регулирования международных

отношений, могущей эффективно поддерживать международную безопасность в

послевоенный период. Во многих странах мира возникли широкие общественные

движения, требующие внести коренные изменения в механизм управления

международными отношениями. Международное политическое мышление стало

осознавать новое положение вещей, при котором нормальное функционирование

международной и национальных систем может быть обеспечено лишь совместными

усилиями государств. Во весь рост встала задача организации достаточно

эффективного управления системой международных отношений. Все эти факторы

сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 г. державы-победительницы

решили создать Лигу Наций и приняли ее уставной документ – Статут. Таким

образом была учреждена первая всеобщая политическая организация призванная

обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

Статут Лиги Наций обладал следующими характерными чертами:

1. В документе было уделено внимание роли международно-правового

регулирования международных отношений. Международное право было

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.