Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности
против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны
Совета, и прежде всего его постоянных членов[45].
К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того,
как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству
ядерного вооружения.
Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных
видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и
бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о
запрещении разработки, производства и накопления запасов
бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их
уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны
посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного
использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют
соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской
Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают
производство и применение ядерного оружия в этих регионах.
Важную роль в отношении нераспространения играют договора о
демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение
и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об
Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в
космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других
небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других
небесных телах 1979 г.).
Ограничение стратегических и обычных вооружений
Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных
направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом
процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX
столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.
В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные
как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем
противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в
области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО
ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в
каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число
районов ПРО до одного.
Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых
установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок
действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны
заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.
В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических
наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь
ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот
документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом
США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает
ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в
2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых
бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных
межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений.
Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в
1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных
вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной
безопасности.
Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и
притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области
является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в
Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение
наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной
инспекции[46].
Меры усиления доверия
Меры укрепления доверия в качестве института права международной
безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную
деятельность государств посредством установления мер информационного и
контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения
внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также
обеспечения процесса разоружения.[47]
Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием
ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и
предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.
Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в
которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между
СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет
подводных лодок 1988г. и др.)
Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на
региональном уровне.
В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления
доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.
Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно
контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых,
военных).
Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом
международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как
метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным
соглашением.
Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной
стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то
ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих
конкретные обязательства государств в области : проведения независимого
политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое
содействие международному миру.[48]
2.2. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности
VIII Глава Устава ООН гласит о региональных соглашениях и органах для
решения вопросов, касающихся вопросов поддержания мира и безопасности на
региональном уровне. Главным условием легитимности этих органов с
международно-правовой точки зрения является совместимость их деятельности с
целями и принципами ООН. В разрешении международных споров Совет
Безопасности действует в тесном сотрудничестве с региональными
организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении своих невоенных и
военных миссий. С другой стороны, региональные организации не могут
предпринимать вооруженных действий без наличия санкции со стороны Совета
Безопасности, за исключением случаев, подпадающих под категорию
коллективной самообороны.
К числу региональных организаций можно отнести такие структуры, как
Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского
Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество Независимых
Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают обязанность
государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и безопасности.
С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной
безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ.
В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в
Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой
«явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и
сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в
развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах
Хельсинского Заключительного Акта»[49].
Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении
большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов
и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а
также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении
безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения,
развития мер доверия[50].
Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в
принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам
безопасности. Кодекс разработал следующие положения:
. Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е.
безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью
остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет
безопасности других.
. Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации.
Участники обязались немедленно консультироваться с государством,
нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную
или коллективную безопасность.
. Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-
участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для
осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.
. Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и
усиления мер доверия и безопасности.
. Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы,
находящиеся вне контроля конституционной власти определенной
страны[51].
С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных
конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу
ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта,
миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др.
Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций
в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности
этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению
роли военно-политических союзов в Европе.
Часть III. Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения
Глава 1. Изменение среды безопасности и новые глобальные проблемы
За последние два десятилетия человечество стало свидетелем коренных
изменений, произошедших на международной арене. Развал СССР и кажущегося
нерушимым Варшавского Пакта, возникновение десятков новых государств
привели к изменению целой международной системы, которая в течении
предшествующих 45 лет была основана на концепции биполярного мира с двумя
враждующими блоками в лице капиталистических США и Западных стран с одной и
СССР, Китая и Варшавского Пакта – с другой стороны. Целое поколение людей
было взращено в условиях бушующей Холодной Войны и гонки вооружений между
идеологическими центрами двух полюсов международной политики – СССР и США.
Изменение международно-политической среды привело к коренной ломке
политического сознания в обоих лагерях. С другой стороны, множество
этнических и международных конфликтов, возникших на просторах бывшего
Варшавского Договора поставило всю международно-правовую систему и ООН
перед нелегкой задачей адаптироваться к новым условиям и сохранить свое
лицо.
К концу XX века, казалось была сформирована более или менее устойчивая
международная система, основанная на принципах и целях, декларированных
после окончания Второй мировой войны Уставом ООН. Сохранилась в силе также
система международно-правовых актов, разработанных и принятых за все это
время. Таким, образом международное сообщество сумело с честью пережить
переходный период и создать в идейном отношении устойчивую систему
международных отношений, основанную на новых реальностях международной
политики.
Тем не менее, ныне международное сообщество столкнулось с новыми и
усилившимися старыми проявлениями проблем и от того, как международное
право справится с этими вопросами, зависит само его существование.
В данном разделе будут рассмотрены новые проблемы, связанные с
международной безопасностью.
1.1. Международный терроризм
Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы,
терроризм принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной
международной сети террористических организаций с филиалами почти во всех
странах современного мира.
По мере расширения организационной структуры и увеличения масштабов
совершенствовались методы и инструментарии ведения террористической
деятельности. На протяжение многих лет полосы газет пестрят сообщениями о
террористических актах, совершаемыми нашумевшими террористическими
организациями, такими как АСАЛА, ПКК, ИРА и т.д. Развитие террористической
деятельности сопровождается ростом списка категорий людей, попадающих в
черный список «борцов за справедливость». Если еще пол столетия назад
жертвами террора становились, как правило, политики, дипломаты и
бизнесмены, то сейчас львиную долю жертв составляют мирные и невинные люди,
включая стариков, женщин и детей.
Сентябрь 2001 г. ознаменовался тремя зловещими актами террора,
совершенными на высочайшем уровне профессионализма и с крайней жестокостью.
Самолеты, пилотируемые смертниками из сильнейшей террористической
организации «Аль-Каеда» атаковали два многоэтажных корпуса Всемирного
Торгового Центра в Нью-Йорке и здание Оборонного Ведомства США в
Вашингтоне. Эти дерзкие террористические акты создали качественный перелом
в отношении международного сообщества к терроризму. Последовавшие за
событиями 2001 г. создание международной антитеррористической коалиции,
военная операция в Афганистане и принятие других крупномасштабных
политических и экономических мер по предупреждению и ликвидации
международного терроризма стали главными событиями международно-
политической истории первых двух лет XXI века. В рамках
антитеррористической коалиции почти все страны мира взяли на себя
конкретное обязательство искоренить очаги терроризма на национальном
уровне. К данной инициативе активно присоединились и региональные
организации. ООН сыграла немаловажную роль как в юридическом
санкционировании борьбы против террора (в частности, военной операции войск
США и союзников против политического режима Афганистана, открыто
поддерживающего терроризм), так и в обеспечении гуманитарных сторон в
проведенной антитеррористической операции.
Тем не менее, потребуется еще немало усилий для того, чтобы окончательно
или хотя бы частично разобраться с проблемой международного терроризма.
Для этого также необходимо, в первую очередь, преодолеть преграды, стоящие
на пути действительной борьбы с терроризмом:
В первую очередь, необходимо покончить с политикой двойных стандартов в
том свете, в котором она проявляет себя по отношению к террористическим
организациям. В частности, прогрессивным силам мира необходимо
беспристрастно отнестись к вопросу борьбы с террором и перестать исходить
из национальных интересов. На сегодняшний день вызывает сожаление тот факт,
что, наряду с активными действиями, направленными на борьбу с
террористическими организациями «арабского происхождения», практически не
предпринимается ничего для того, чтобы погасить очаги террора в лице
курдских и армянских радикальных организаций. Особую тревогу в этой связи
вызывает позиция Европейского сообщества, которое ставит во главу угла
принцип уважения прав человека всякий раз, когда возникает вопрос расправы
с террористами курдского и армянского происхождения. Избавление от политики
двойных стандартов будет только содействовать процессу эффективной борьбы с
этой болезнью и приведет к его ускорению.
С другой стороны, насущной является проблема недостаточной степени
международно-правовой кодификации вопросов, связанных с вопросами
обеспечения международной безопасности в аспекте борьбы с международным
терроризмом.
Международно-правовые нормы, способствующие борьбе с международным
терроризмом начали разрабатываться еще в довоенный период. Можно назвать
Женевские конвенции 1937 года про предупреждение и преследование терроризма
и создание международного уголовного суда. В этих документах впервые было
определено понятие терроризм. Однако на борьбе с терроризмом принятие этих
конвенций никак не отметилось: они были ратифицированы только Индией.
Известна так же и Женевская конвенция 1949. Однако она так же была далека
от совершенства и не содержала определения слова террор[52].
Далеки от совершенства и конвенция 1973 про защиту особ, которые имеют
международный иммунитет, конвенция 1979 про борьбу с захватом заложников,
Токийская конвенция 1963, Гаагская конвенция 1970 и Монреальская 1971,
которые касались преступлений на бортах самолетов. Даже после
террористического акта 1972 года, когда на Олимпийских играх террористами
была захвачена делегация израильских спортсменов, международное сообщество
на уровне ООН прибегло в определение терроризма к долгому и нечеткому
тексту "про меры направленные на предупреждение международного терроризма,
который угрожает невинным людям или нарушает их фундаментальные права, и
изучения причин тех форм терроризма и актов насилия, которые вызваны
бедностью, отчаянием, разочарованием и которые заставляют отдельных особ
жертвовать людскими жизнями, в том числе и своими, в попытках добиться
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|