скачать рефераты

МЕНЮ


Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности

именно отражение этого принципа в Уставе ООН дало стимул для развития

целого международно-правового института и свода международно-правовых

актов, посвященных данной тематике.

Ныне принципы и другие положения, нашедшие свое отражение в Уставе ООН

принимаются в качестве первоосновы в правовом регулировании международных

отношений. Императивность декларированных в Апреле 1945 г. целей и

принципов играет роль гаранта их имплементации на региональном и

национальном уровне.

Выше было отмечено, что цели, принципы и иные предписания ООН стали

основой действующего международного права. Устав ООН занимает высшую

позицию в иерархии международно-правовых норм, регулирующих различные

аспекты международной жизни, в том числе и международную безопасность.

Главной социально-политической целью современного международного права

является обеспечение нормального функционирования существующей системы

международных отношений и ее развитие. Характерная особенность современного

международного права состоит в том, что стимулирование социально-

экономического прогресса стало одной из главных его целей. Устав ООН

закрепил цель «содействия экономическому и социальному прогрессу всех

народов».

Статья 1 Главы I Устава ООН «Цели и Принципы» определила следующие

основные цели для новой международно-правовой системы:

1. Поддерживание международного мира и безопасности посредством

принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы

миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами

справедливости и международного права». Данная цель предусматривает

также коллективные действия по улаживанию или разрешению

«международных споров или ситуаций, которые могут привести к

нарушению мира»;

2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения

принципа равноправия и самоопределения народов;

3. Осуществление международного сотрудничества в разрешении

международных проблем, экономического, социального, культурного и

гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам

человека и основным свободам[13].

Исходя из вышеперечисленных целей новой международной системы, Уставом на

ООН возлагалась задача функционирования в качестве центра для «согласования

действий наций в достижении этих общих целей»[14].

Перечисленные в Уставе ООН цели занимают верховную императивную позицию

во всей существующей иерархии международно-правовых актов современности.

Принципы международного права, отраженные в следующей статье Устава ООН

основываются на этих целях и являются главным средством их достижения.

Цели, отраженные в Уставе ООН, также выступают в качестве основы для

постановки целей других международных соглашений и институтов. Последние не

могут входить в противоречие с целями ООН и могут лишь их развивать и

детализировать.

Цели, отраженные в Уставе ООН закрепляются в принципах организации,

которым придается статус всеобщих принципов международного права. Устав ООН

включает в себя семь основных принципов организации и международного права

в целом, которые были впоследствии закреплены и дополнены Декларацией о

принципах международного права 1970 г. и Заключительным актом Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году. В результате

сформировалось десять основополагающих принципов международного права,

которые мы будем рассматривать по степени значимости.

I. Принцип суверенного равенства

Этот принцип занимает первое место во второй Устава ООН о принципах,

которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства

всех ее Членов». Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы

управления международными отношениями в целом. Декларация о принципах

международного права, принятая в 1970 г. на XXV сессии Генеральной

Ассамблеи ООН подтверждают этот принцип и наделяет его следующими

элементами:

- государства юридически равны;

- каждое государство пользуется правами, присущими полному

суверенитету;

- каждое государство обязано уважать правосубъектность других

государств;

- территориальная целостность и политическая независимость государства

неприкосновенны;

- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои

политические, социальные, экономические и культурные системы;

- каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои

международные обязательства и жить в мире с другими

государствами[15].

Заключительный акт Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе

также содержит данный принцип, основанный на суверенном равенстве и

уважении прав, присущих суверенитету.

Таким образом, принцип суверенного равенства государств, будучи

основополагающим принципом международного права, также находится во

взаимосвязи с другими принципами международного права, такими как принципы

территориальной целостности, нерушимости границ, добросовестного выполнения

обязательств и невмешательства.

Главные особенности принципа суверенного равенства государств состоят в

том, что суверенитет в современной международно-правовой системе не

является неограниченным. Он ограничен с одной стороны правами человека и

народа, а с другой – равноценным суверенитетом других стран и другими

основными принципами международного права. Т.е. классическое понимание

суверенитета как вседозволенности во внутренней и внешней политике

заменяется качественно новым понятием, основанном на ограничении

суверенитета одной страны суверенитетом других.

Равноправие стран также означает то, что все государства в независимости

от размера, военно-политической и экономической мощи имеют равное право

участвовать как в международных отношениях, так и в нормотворческой

деятельности. При этом, суверенное равенство должно осуществляться с учетом

законных интересов других государств и международного сообщества в целом.

II. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых

обязательств

Устав ООН гласит: «Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно

выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы

обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из

принадлежности к составу Членов Организации»[16].

Принцип добросовестного выполнения обязательств является главным

источником юридической силы международного права. Этот принцип относится к

категории необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение

государств о признании юридической силы за нормами международного права.

Для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что

единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных

государств является их соглашение. Согласно интерпретации принципа Уставом

ООН, права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть

обеспечены государствам лишь при условии выполнения обязательств.

Декларация о принципах международного права пошла дальше, определив, что

принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на

обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН[17]. Декларация

выдвигает на первый план обязательства по Уставу ООН. После них стоят

обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного

права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим

принципам и нормам.

Декларация дала ответ на довольно часто обсуждаемый вопрос о соотношении

суверенитета и обязанности соблюдать международное право, включив в принцип

суверенного равенства положение об обязанности выполнять полностью и

добросовестно международные обязательства (см. выше).

Другой отличительной чертой данного принципа явилось то, что

необходимость выполнения обязательств распространялась как на нормативно-

правовые, так и на обычные международные нормы.

Согласно Декларации о принципах международного права, добросовестное

выполнение обязательство должно носить взаимный характер и невыполнение

одной из сторон своих обязательств в отношении с другой стороне освобождает

последнюю от аналогичных обязанностей.

III. Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип является одним из самых важных с точки зрения обеспечения

международной безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны

разрешать международные спора исключительно мирными способами. Принцип

закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы

международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной

Ассамблеи, среди которых важное место занимает Манильская декларация о

мирном разрешении международных споров 1982 г.

В Уставе ООН имеется следующее положение о необходимости разрешения

споров мирным путем: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают

свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не

подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Декларация о принципах международного права охарактеризовала этот принцип

следующим образом: «Каждое государство разрешает свои международные споры с

другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать

угрозе международный мир и безопасность и справедливость». В этом же духе

принцип мирного разрешения споров закреплен в региональных актах, в уставах

Организации Африканского Единства, Организации Американских Государств, а

также в таких договорах, как НАТО, СЕАТО, Варшавский Пакт и др.

Характерной чертой принципа является то, что он распространяется только

на международные споры и не касается дел, входящих во внутреннюю

компетенцию государств (принцип невмешательства).

Другая особенность излагаемого принципа состоит в том, что под него

подпадают не только международные споры, но и ситуации, ставящие под угрозу

мир и безопасность. «Ситуация» – более широкое и менее определенное

понятие, чем «спор», который отличается конкретностью объекта и взаимных

претензий, основанных на праве. В связи с этим разрешение международных

споров входит в компетенцию Международного сады, в то время как ситуаций –

Совета Безопасности ООН.

Предупреждение и мирное разрешение международных споров и спорных

ситуаций осуществляется в соответствии с другими принципами международного

права, в частности принципа суверенного равенства и добросовестного

выполнения обязательств по международному праву.

Устав ООН особо выделяет категорию споров, которые могут привести к

нарушению мира, и наделяет Совет Безопасности широкими полномочиями в их

разрешении. Также Уставом выделяется категория споров, которые не выходят

за географические пределы определенного региона и могут быть решены

региональной организацией или региональным соглашением.

Уставом ООН также выделяется категория споров правовых, которые связаны с

толкованием договора, любого вопроса международного права и др. Такого типа

споры решаются исключительно Международным Судом[18]. Более детальное

описание того, как такого рода споры решаются Судом, приводится в Статуте

Международного Суда.

IV. Принцип неприменения силы

Еще в трудах основоположников идеи международного права говорилось о

необходимости отказаться от применения силы во внешней политике государств.

Первая правовая попытка запретить применение силы была сделана Парижским

пактом 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики. Однако,

как известно, для окончательного утверждения данного принципа человечеству

пришлось пережить ужасы Второй мировой войны.

Одна из главных целей Устава ООН состоит в избавлении грядущих поколений

от бедствий войны. Эта цель нашла свое отражение в принципе, гласящем: «Все

Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных

отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной

неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и

каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»[19].

Устав ООН предусматривает применение силы или угрозы силой лишь в двух

случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае наличия угрозы

миру, любого нарушения мира или акта агрессии (Глава VII). Во вторых, в

порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения,

до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для

поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Таким образом, Устав ООН исключает несанкционированное применение силы, а

также ее использование не в оборонительных целях.

Одним из наиболее распространенных видов применения силы является

агрессия, которая охарактеризовалась Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г.

как применение вооруженной силы государством против суверенитета,

территориальной неприкосновенности или политической независимости другого

государства[20].

В принятом Генеральной Ассамблеей ООН определении агрессии это понятие

конкретизируется путем довольно обширного перечня действий, квалифицируемых

как акты агрессии, независимо от того, имело место формальное объявление

войны или нет. Таким образом, акты агрессии были поделены на шесть групп:

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию

другого государства, любая военная оккупация, явившаяся результатом

вторжения, частичная или полная аннексия территории государства в

результате применения силы;

2. Применение любого оружия одним государством против территории

другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением;

3. Акт нападения вооруженных сил одного государства на вооруженные силы

другого государства;

4. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся по

соглашению с другим государством на территории последнего, в

нарушение условий договора о пребывании; пребывание этих вооруженных

сил на территории государства пребывания после того, как договор

теряет свою силу;

5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в

распоряжение другого государства территория использовалась последним

для совершения актов агрессии против третьего государства;

6. Засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил

или наемников на территорию другого государства в целях применения

против него вооруженной силы[21].

Агрессия представляет из себя посягательство не только на государство-

жертву, но и на международное сообщество в целом. В этой связи наиболее

преступным является агрессивная война с наиболее широким использованием

вооруженных сил и большими масштабами. Поэтому обязательство не совершать

акты агрессии относится к категории обязательств в отношении международного

сообщества в целом.

Как было сказано выше, акт агрессии дает подвергающейся стороне право на

самооборону. При этом оно должно объявить о факте нападения и немедленно

оповестить Совет Безопасности ООН о факте агрессии, отсутствие же такого

сообщения может рассматриваться как свидетельство того, что государство не

считает, что речь идет о самообороне. Устав ООН также признает право на

коллективную самооборону, решение о которой должно приниматься самой

жертвой нападения, т.е. подвергающаяся агрессии сторона может призвать

любое государство к оказанию военного содействия в отражении агрессии[22].

Без его просьбы третьи страны не вправе принимать меры в порядке

коллективной самообороны[23].

Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных

действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального

гнета, их права на независимость. Также нельзя оправдать применение силы

обеспечением прав определенной группы людей, т.к. любое вооруженное

действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека,

включая право на жизнь.

Еще одним немаловажным признаком принципа неприменения силы является то,

что он не распространяется на соглашения, вступившие в силу до принятия

Устава ООН.

V. Принцип уважения прав человека

Уважение прав человека занимает одно из ключевых мест в обеспечении

международной безопасности. Устав ООН на второе место после задачи

избавления от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в

основные права человека». Среди целей ООН поощрение уважения к правам

человека стоит на третьем мест. Тем не менее Декларация о принципах

международного права не выделила соответствующий принцип в качестве

самостоятельного. Принцип уважения прав человека был окончательно

сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Несмотря на относительно

сложный процесс пробивания принципа в число основополагающих, в

послевоенный период было принято несколько ключевых международных актов,

утверждающих необходимость соблюдения прав человека, включая Всеобщую

декларацию прав человека 1948 г. и два пакта о правах человека 1966 г. –

один – о гражданских и политических правах, второй – об экономических,

социальных и культурных правах. Также был заключен ряд конвенций о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.