скачать рефераты

МЕНЮ


Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности

признано важным для развития сотрудничества и для обеспечения мира.

В Статуте было указано, что предписания международного права

признаются «отныне действительным правилом поведения правительства».

2. Была поставлена задача «установить господство справедливости и

добросовестно соблюдать все налагаемыми договорами обязательства во

взаимных отношениях организованных народов». Таким образом, Статут

Лиги Наций отвел ключевую роль договорам в обеспечении международной

безопасности и объявил необходимым соблюдение договорных

обязательств.

3. Статут Лиги Наций впервые отнес международно-правовые споры к числу

вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению. В

соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата

международного правосудия – первый постоянный международный суд.

4. Мирное разрешение международных споров: Первично Статут Лиги Наций

не содержал предписаний, касающихся недопустимости разрешения

международных споров посредством военных действий. В 1924 г. под

давлением пацифистов организацией был принят Протокол о мирном

разрешении споров, в котором агрессивная война объявлялась

международным преступлением и давалось определение агрессии. К

сожалению протокол так и не вступил в силу[9]. Взамен в 1928 г. был

заключен многосторонний Договор об отказе от войны в качестве орудия

национальной политики. Статья II данного договора гласила: «Стороны

признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть

между ними споров или конфликтов, …должно всегда изыскиваться только

в мирных средствах»[10].

Наряду со своей значимостью с точки зрения развития международного права,

Лига Наций и Версальская система в целом имели целый ряд недостатков,

которые подготовили почву для развязывание в последующем Второй мировой

войны:

1. Статут Лиги Наций так и не поставил применение вооруженной силы в

международных отношениях вне закона.

2. Еще более укрепилась и практически узаконилась колониальная

система, при которой ни одна из зависимых от метрополий стран не

имела возможность участвовать в международных отношениях. Согласно

новой системе, Лигой Наций выдавались временные полномочия на

управление колониями, что было нацелено лишь на смягчение

противоречий в этой области.

3. В Лигу Наций не были включены две сильные страны – СССР и Германия,

что негативно сказалось на эффективности и общей дееспособности

организации. Этот фактор еще более накалял обстановку на

международно-политической арене.

Таким образом, организация Лиги Наций была несомненным шагом вперед на

пути становления современного международного права, но, в то же время

сформировавшаяся международная организация сделала недостаточно для полного

обеспечения международного мира и справедливости. Как и накануне первой

мировой войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры

использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко

противоречила декларируемым намерениям, о чем подробнее будет рассказано в

следующем разделе.

2.2. Мировая политика 20-30-х годов и Вторая мировая война

В результате заключения в Париже в 1919 г. Версальского договора, а также

заключения в 1922 г. в Вашингтоне серии договоров по Азиатско-

Тихоокеанскому региону, в мире была заложена международная система,

основанная на новом балансе сил. Несмотря на декларируемое желание

установить справедливый мир, страны-победительницы на практике не

стремились создать истинно демократические отношения с побеждёнными

государствами. Все трудности послевоенного устройства легли на побеждённые

народы.

На практике не была реализована основная задача, преследуемая при

создании Лиги Наций – отказ от войны при разрешении международных споров.

Политическая изолированность привела к сближению СССР и Германии, между

которыми в 1922 г. был подписан Раппальский договор о сотрудничестве.

Процесс сближения двух стран сыграл немалую роль в последующих действиях

США и Англии, которые в дальнейшем стали открыто поддерживать Германию. В

1923 г. министром иностранных дел Англии О. Чемберленом был разработан

документ, предполагающий новое отношение к Германии с учётом того, что она

сможет сыграть роль в борьбе против СССР, который рано или поздно атакует

Европу. Сторонники этой политики стремились вовлечь Германию в качестве

активного участника международных отношений, дать ей свободу действий,

ввести в постоянные члены Лиги Наций и снять все ограничения в военной

сфере.

В этой области позиции Англии и США входили в конфликт с интересами

Франции, которая стремилась к полному ослаблению Германии. В связи с этими

противоречиями между отношения между тремя странами похолодели. Версальская

система обеспечивала Франции лидирующую позицию в Европе, что несомненно

входило в противоречие с желанием союзников по Антанте и последние также

стремились в дальнейшем использовать Германию также как противовес Франции.

В результате к 1932 г. Германия получила от Англии и США 32 млрд. золотых

марок в виде экономической помощи.

Локарнская конференция, проведенная в 1925 г. и нацеленная на укрепление

Версальской системы, ознаменовала начало военно-политической реабилитации

Германии и ослабления позиций Франции в международном масштабе. В

результате конференции Германия стала полноправным членом Лиги Наций.

С начала 30-х годов в мире стала ожесточаться политическая ситуация. В

эти годы мир стал катиться ко второй мировой войне. Женевская конференция

по разоружению, прошедшая в 1932 г. показала, что ведущие страны мира вовсе

не собирались взять на себя серьезные обязательства по разоружению. В

результате преобладающих реваншистских настроений, в 1933 г. в Германии к

власти приходит фашистская партия, которая берет курс на восстановление

справедливости и решение всех спорных вопросов посредством военных

действий.

На другом конце Евразийского континента Япония начинает проявлять все

более ярко выраженную агрессивность. В Японии был сформулирован меморандум

Танаки (министр иностранных дел Японии) — план завоевания мира Японией, и

первым шагом на пути к японской гегемонии в мире были захват Манчжурии и

Монголии. В 1931 г. после серии провокаций Япония вводит 10-тысячный корпус

в Китай и оккупирует часть Манчжурии. Данный акт характеризуется как первое

покушение на Версальско-Вашингтонскую систему международного порядка. В

1933 г. в Манчжурии объявляется марионеточное государство под Японским

протекторатом. Протест со стороны Лиги Наций привел к тому, что Япония

вышла из состава организации и отказалась подчиняться ее резолюциям.

Несмотря на явные предпосылки того, что подобное развитие событий на

международной арене приведут к широкомасштабным военным действиям, Англия и

США не прекращают проводить свою политику умиротворения Германии и ее

союзников в надежде на то, что они сыграют большую роль в борьбе против

коммунизма. Именно по этим причинам эти страны не реагируют на первые

агрессивные шаги Германии, заключавшиеся в введении всеобщей военной

повинности в 1935 г. и оккупацию Рейнской демилитаризованной зоны в 1936 г.

Некоторые историки считают, что оккупация Рейнской зоны была первой

битвой Второй мировой войны, в которой Германия одержала уверенную победу.

Именно бездействие союзников придало Гитлеру уверенность в безнаказанности

своих действий. В результате в марте 1938 г. Германия осуществляет аншлюс

(присоединение) Австрии.

Во второй половине 30-х годов формируется союз между Германией, Италией и

Японией, которые выйдя из состава Лиги Наций, отклоняют все положений

Версальского и Вашингтонских договоров. В 1938 г. между Германией, Францией

и Англией заключается Мюнхенское соглашение, которое предопределяет судьбу

Чехословакии, которая впоследствии оккупируется со стороны Германии.

Таким образом, к концу 30-х годов в мире складывается крайне напряженная

политическая ситуация. 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу

развязывается Вторая мировая война. На следующий день Англия и Франция

объявляют Германии войну. Мир вновь делится на две коалиции; Германия,

Италия и Япония выходят из Лиги Наций. В 1940 г. Германия нападает на

Францию, а годом позже начинается война между СССР и Германией. Нападение

Японии на Перл Харбор 12 декабря 1941 г. втягивает в мировую войну США.

Ведущиеся на трех фронтах интенсивные военные действия повлекли за собой

огромные страдания и нанесли несоизмеримый ущерб мировой экономике и

культуре. Ответственность за развязывание мировой войны лежит как на

государствах-агрессорах, так и на США, СССР, Англии и Франции, которые в

течении долгих лет проявляли крайнюю недальновидность и применяли двойные

стандарты как в отношении Германии с ее союзниками, так и в отношениях друг

с другом. Заблаговременные и четко скоординированные действия будущих

союзников по антигитлеровской коалиции дали бы возможность избежать более

50 миллионов жертв и колоссальных разрушений, которые причинила Вторая

мировая война.

2.3. Организация Объединенных Наций – новая попытка установить

международную стабильность, мир и порядок

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было

налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции.

Именно на совещаниях между главами и другими представителями СССР, Англии и

США разрабатывались стратегические направления действий в период войны и

после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято

решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить

мир и стабильность в послевоенном мире.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в

каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций.

Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и

Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне

обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941

года.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в

Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,

США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают

необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной

организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной

на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами

которой могут быть все такие государства - большие и малые»[11].

Особенностью этой организации следует назвать ярко выраженный

политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,

безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах

межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны

прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной

структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых

исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют

конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы

основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.

Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех

правительств - советского, британского и американского - обсудила

предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в

ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в

США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с

25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных

документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после

передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и

большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в

силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой

связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие

сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального

развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции

новой межправительственной организации у государств-союзников в

значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в

первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и

безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И

союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из

важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании

совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и

безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в

Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно

организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы

экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны

быть созданы специальные, особые организации».

С этой позицией СССР были не согласны представители другие союзники,

которые с самого начала рассматривали ООН как организацию с широкой

компетенцией, которая должна была совместить контроль за интеграцией

государств-членов как в политических, так и в социально-экономических

вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих

сферах должна быть равновеликой.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере

у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально

противоположных подхода – о широкой компетенции Организации в этом вопросе

и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-

экономического развития. В конечном итоге после использования

дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН

функцией координации межгосударственного социально-экономического

сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и

возложены на создавшийся для этого Экономический и Социальный Совет. В

отличие от Совета Безопасности, ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере

весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН

стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических

вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и

включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По

этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества

из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был

назван подход с позиции функциональной децентрализации.

Таким образом, в 1945 г. незадолго до завершения Второй мировой войны

союзными странами была официально упразднена Лига Наций, не сумевшая

оправдать надежды мирового сообщества, и ее место заняла Организация

Объединенных Наций, на которую с самого начала возлагались большие надежды

в связи с обеспечением международной безопасности, мира и процветания на

всей Земле.

Часть II. ООН как основной гарант международной безопасности в современном

мире

Глава 1. Устав, функции и органы ООН как основной механизм достижения и

поддержания международной стабильности и мира

1 Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем

международном праве

По общепризнанному мнению фундамент современного международного права

был заложен Уставом ООН. Данное положение также широко признано в

международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН

появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт

регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание

отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской

коалиции во Второй мировой войне.

В социальном плане Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды

на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание.

Потребовались века на то, чтобы мечта родоначальников идеи международного

права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы

права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде

всего во имя общего блага всех»[12].

В политическом отношении положения Устава ООН отражали новое

международное политическое мышление, в основу которого лег принцип

сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминировавшей на протяжении

веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права и

справедливости. Устав порвал с легализацией колониализма, в результате

чего, при немалой роли ООН колониальная система была полностью разрушена.

Тем самым Устав ООН в корне изменил систему субъектов международно-правовых

отношений, сделав ее более демократичной и представительной. Другим

прогрессивным достижением ООН является то, что впервые в истории во главу

угла был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.