Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности
признано важным для развития сотрудничества и для обеспечения мира.
В Статуте было указано, что предписания международного права
признаются «отныне действительным правилом поведения правительства».
2. Была поставлена задача «установить господство справедливости и
добросовестно соблюдать все налагаемыми договорами обязательства во
взаимных отношениях организованных народов». Таким образом, Статут
Лиги Наций отвел ключевую роль договорам в обеспечении международной
безопасности и объявил необходимым соблюдение договорных
обязательств.
3. Статут Лиги Наций впервые отнес международно-правовые споры к числу
вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению. В
соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата
международного правосудия – первый постоянный международный суд.
4. Мирное разрешение международных споров: Первично Статут Лиги Наций
не содержал предписаний, касающихся недопустимости разрешения
международных споров посредством военных действий. В 1924 г. под
давлением пацифистов организацией был принят Протокол о мирном
разрешении споров, в котором агрессивная война объявлялась
международным преступлением и давалось определение агрессии. К
сожалению протокол так и не вступил в силу[9]. Взамен в 1928 г. был
заключен многосторонний Договор об отказе от войны в качестве орудия
национальной политики. Статья II данного договора гласила: «Стороны
признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть
между ними споров или конфликтов, …должно всегда изыскиваться только
в мирных средствах»[10].
Наряду со своей значимостью с точки зрения развития международного права,
Лига Наций и Версальская система в целом имели целый ряд недостатков,
которые подготовили почву для развязывание в последующем Второй мировой
войны:
1. Статут Лиги Наций так и не поставил применение вооруженной силы в
международных отношениях вне закона.
2. Еще более укрепилась и практически узаконилась колониальная
система, при которой ни одна из зависимых от метрополий стран не
имела возможность участвовать в международных отношениях. Согласно
новой системе, Лигой Наций выдавались временные полномочия на
управление колониями, что было нацелено лишь на смягчение
противоречий в этой области.
3. В Лигу Наций не были включены две сильные страны – СССР и Германия,
что негативно сказалось на эффективности и общей дееспособности
организации. Этот фактор еще более накалял обстановку на
международно-политической арене.
Таким образом, организация Лиги Наций была несомненным шагом вперед на
пути становления современного международного права, но, в то же время
сформировавшаяся международная организация сделала недостаточно для полного
обеспечения международного мира и справедливости. Как и накануне первой
мировой войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры
использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко
противоречила декларируемым намерениям, о чем подробнее будет рассказано в
следующем разделе.
2.2. Мировая политика 20-30-х годов и Вторая мировая война
В результате заключения в Париже в 1919 г. Версальского договора, а также
заключения в 1922 г. в Вашингтоне серии договоров по Азиатско-
Тихоокеанскому региону, в мире была заложена международная система,
основанная на новом балансе сил. Несмотря на декларируемое желание
установить справедливый мир, страны-победительницы на практике не
стремились создать истинно демократические отношения с побеждёнными
государствами. Все трудности послевоенного устройства легли на побеждённые
народы.
На практике не была реализована основная задача, преследуемая при
создании Лиги Наций – отказ от войны при разрешении международных споров.
Политическая изолированность привела к сближению СССР и Германии, между
которыми в 1922 г. был подписан Раппальский договор о сотрудничестве.
Процесс сближения двух стран сыграл немалую роль в последующих действиях
США и Англии, которые в дальнейшем стали открыто поддерживать Германию. В
1923 г. министром иностранных дел Англии О. Чемберленом был разработан
документ, предполагающий новое отношение к Германии с учётом того, что она
сможет сыграть роль в борьбе против СССР, который рано или поздно атакует
Европу. Сторонники этой политики стремились вовлечь Германию в качестве
активного участника международных отношений, дать ей свободу действий,
ввести в постоянные члены Лиги Наций и снять все ограничения в военной
сфере.
В этой области позиции Англии и США входили в конфликт с интересами
Франции, которая стремилась к полному ослаблению Германии. В связи с этими
противоречиями между отношения между тремя странами похолодели. Версальская
система обеспечивала Франции лидирующую позицию в Европе, что несомненно
входило в противоречие с желанием союзников по Антанте и последние также
стремились в дальнейшем использовать Германию также как противовес Франции.
В результате к 1932 г. Германия получила от Англии и США 32 млрд. золотых
марок в виде экономической помощи.
Локарнская конференция, проведенная в 1925 г. и нацеленная на укрепление
Версальской системы, ознаменовала начало военно-политической реабилитации
Германии и ослабления позиций Франции в международном масштабе. В
результате конференции Германия стала полноправным членом Лиги Наций.
С начала 30-х годов в мире стала ожесточаться политическая ситуация. В
эти годы мир стал катиться ко второй мировой войне. Женевская конференция
по разоружению, прошедшая в 1932 г. показала, что ведущие страны мира вовсе
не собирались взять на себя серьезные обязательства по разоружению. В
результате преобладающих реваншистских настроений, в 1933 г. в Германии к
власти приходит фашистская партия, которая берет курс на восстановление
справедливости и решение всех спорных вопросов посредством военных
действий.
На другом конце Евразийского континента Япония начинает проявлять все
более ярко выраженную агрессивность. В Японии был сформулирован меморандум
Танаки (министр иностранных дел Японии) — план завоевания мира Японией, и
первым шагом на пути к японской гегемонии в мире были захват Манчжурии и
Монголии. В 1931 г. после серии провокаций Япония вводит 10-тысячный корпус
в Китай и оккупирует часть Манчжурии. Данный акт характеризуется как первое
покушение на Версальско-Вашингтонскую систему международного порядка. В
1933 г. в Манчжурии объявляется марионеточное государство под Японским
протекторатом. Протест со стороны Лиги Наций привел к тому, что Япония
вышла из состава организации и отказалась подчиняться ее резолюциям.
Несмотря на явные предпосылки того, что подобное развитие событий на
международной арене приведут к широкомасштабным военным действиям, Англия и
США не прекращают проводить свою политику умиротворения Германии и ее
союзников в надежде на то, что они сыграют большую роль в борьбе против
коммунизма. Именно по этим причинам эти страны не реагируют на первые
агрессивные шаги Германии, заключавшиеся в введении всеобщей военной
повинности в 1935 г. и оккупацию Рейнской демилитаризованной зоны в 1936 г.
Некоторые историки считают, что оккупация Рейнской зоны была первой
битвой Второй мировой войны, в которой Германия одержала уверенную победу.
Именно бездействие союзников придало Гитлеру уверенность в безнаказанности
своих действий. В результате в марте 1938 г. Германия осуществляет аншлюс
(присоединение) Австрии.
Во второй половине 30-х годов формируется союз между Германией, Италией и
Японией, которые выйдя из состава Лиги Наций, отклоняют все положений
Версальского и Вашингтонских договоров. В 1938 г. между Германией, Францией
и Англией заключается Мюнхенское соглашение, которое предопределяет судьбу
Чехословакии, которая впоследствии оккупируется со стороны Германии.
Таким образом, к концу 30-х годов в мире складывается крайне напряженная
политическая ситуация. 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу
развязывается Вторая мировая война. На следующий день Англия и Франция
объявляют Германии войну. Мир вновь делится на две коалиции; Германия,
Италия и Япония выходят из Лиги Наций. В 1940 г. Германия нападает на
Францию, а годом позже начинается война между СССР и Германией. Нападение
Японии на Перл Харбор 12 декабря 1941 г. втягивает в мировую войну США.
Ведущиеся на трех фронтах интенсивные военные действия повлекли за собой
огромные страдания и нанесли несоизмеримый ущерб мировой экономике и
культуре. Ответственность за развязывание мировой войны лежит как на
государствах-агрессорах, так и на США, СССР, Англии и Франции, которые в
течении долгих лет проявляли крайнюю недальновидность и применяли двойные
стандарты как в отношении Германии с ее союзниками, так и в отношениях друг
с другом. Заблаговременные и четко скоординированные действия будущих
союзников по антигитлеровской коалиции дали бы возможность избежать более
50 миллионов жертв и колоссальных разрушений, которые причинила Вторая
мировая война.
2.3. Организация Объединенных Наций – новая попытка установить
международную стабильность, мир и порядок
В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было
налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции.
Именно на совещаниях между главами и другими представителями СССР, Англии и
США разрабатывались стратегические направления действий в период войны и
после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято
решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить
мир и стабильность в послевоенном мире.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в
каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций.
Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и
Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне
обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941
года.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в
Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,
США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают
необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной
организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной
на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами
которой могут быть все такие государства - большие и малые»[11].
Особенностью этой организации следует назвать ярко выраженный
политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,
безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах
межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны
прежним межправительственным организациям.
Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной
структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых
исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют
конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы
основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.
Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех
правительств - советского, британского и американского - обсудила
предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в
ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в
США в апреле 1945 года.
Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с
25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных
документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после
передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и
большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в
силу.
Появление новой международной организации, с созданием которой
связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие
сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального
развития.
Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции
новой межправительственной организации у государств-союзников в
значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в
первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и
безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И
союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из
важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании
совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и
безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в
Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно
организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы
экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны
быть созданы специальные, особые организации».
С этой позицией СССР были не согласны представители другие союзники,
которые с самого начала рассматривали ООН как организацию с широкой
компетенцией, которая должна была совместить контроль за интеграцией
государств-членов как в политических, так и в социально-экономических
вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих
сферах должна быть равновеликой.
Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере
у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально
противоположных подхода – о широкой компетенции Организации в этом вопросе
и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-
экономического развития. В конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН
функцией координации межгосударственного социально-экономического
сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и
возложены на создавшийся для этого Экономический и Социальный Совет. В
отличие от Совета Безопасности, ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере
весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН
стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических
вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и
включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По
этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества
из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был
назван подход с позиции функциональной децентрализации.
Таким образом, в 1945 г. незадолго до завершения Второй мировой войны
союзными странами была официально упразднена Лига Наций, не сумевшая
оправдать надежды мирового сообщества, и ее место заняла Организация
Объединенных Наций, на которую с самого начала возлагались большие надежды
в связи с обеспечением международной безопасности, мира и процветания на
всей Земле.
Часть II. ООН как основной гарант международной безопасности в современном
мире
Глава 1. Устав, функции и органы ООН как основной механизм достижения и
поддержания международной стабильности и мира
1 Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем
международном праве
По общепризнанному мнению фундамент современного международного права
был заложен Уставом ООН. Данное положение также широко признано в
международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН
появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт
регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание
отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской
коалиции во Второй мировой войне.
В социальном плане Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды
на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание.
Потребовались века на то, чтобы мечта родоначальников идеи международного
права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы
права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде
всего во имя общего блага всех»[12].
В политическом отношении положения Устава ООН отражали новое
международное политическое мышление, в основу которого лег принцип
сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминировавшей на протяжении
веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права и
справедливости. Устав порвал с легализацией колониализма, в результате
чего, при немалой роли ООН колониальная система была полностью разрушена.
Тем самым Устав ООН в корне изменил систему субъектов международно-правовых
отношений, сделав ее более демократичной и представительной. Другим
прогрессивным достижением ООН является то, что впервые в истории во главу
угла был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|