скачать рефераты

МЕНЮ


Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности

финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Международная

морская организация, Международная организация гражданской авиации,

Международная организация труда, Международный союз электросвязи, Всемирный

почтовый союз, Организация Объединенных Наций по вопросам образования,

науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная

организация интеллектуальной собственности, Организация Объединенных Наций

по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная

организация Объединенных Наций, Всемирная метеорологическая организация,

Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международное агентство

по атомной энергии.

Каждая из вышеперечисленных структур ООН занимает свое место в

регулировании отдельных областей международных отношений. В иерархии

органов ООН главенствующее место занимает Генеральная Ассамблея, которая

состоит из представителей всех государств – членов Организации и играет

роль своего рода Парламента. Другим значительным центром ООН является Совет

Безопасности состоящий из пяти постоянных (США, Россия, Великобритания,

Франция и Китай) и десяти непостоянных, избирающихся Генеральной Ассамблеей

сроком на два года, членов. Обе структуры играют ключевую роль в

обеспечении международной безопасности.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В

соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том

числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за

исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или) Совету

Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН

уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания

международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие

разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих

принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы,

относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные

перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не

членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых

таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или

государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой

такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается

Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения.

Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся

какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по

отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет

Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует

исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в

области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения,

содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без

различия расы, пола, языка и религии.Генеральная Ассамблея получает и

рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также

доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она

имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений

по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН.

По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря

ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления

осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН.

Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности,

членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган

ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за

поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими

полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров,

недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов

агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира.

Согласно Уставу ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или

должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с

использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с

созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как

определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности,

структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также

вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для

оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу

международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может

решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с

использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный

перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных,

почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв

дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом

недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с

использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти

действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных

сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН,

об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о

приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН,

если против этого члена он предпринимает действия превентивного или

принудительного характера. Совет дает рекомендации Генеральной Ассамблеи

ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с

ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения

решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить.

Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически

обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной

силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было

практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу

мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между

государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем

значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета

Безопасности.

1.3. Концепция всеобщей коллективной безопасности

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий

государств всего мира или определенного географического региона,

предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления

актов агрессии или других нарушений мира.[37]

Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных

действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой

конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого

государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому

существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В

настоящее время их выделено две.

Универсальная система коллективной безопасности была основана на

нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с

решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз

государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных

Наций от 1 января 1942г. Т.е. государства, совершенно различные в своих

взглядах объединились на основе общей проблемы.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной

безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения

от бедствий и войны».

В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН, цели и

принципы которого являются целями и принципами права международной

безопасности.

Главный упор в системе всеобщей коллективной безопасности ООН ставится на

предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней

системы мирного сотрудничества. Упор на предупреждение присущ и методам,

применяемым при возникновении конфликтной ситуации. Тут государства обязаны

придерживаться принципов неприменения силы и мирного разрешения

международных споров, а также объединить свои силы для поддержания мира и

безопасности.

Первостепенное значение в системе всеобщей коллективной безопасности ООН

уделяется недопускаемости применения силы – право применять силу

принадлежит исключительно Совету Безопасности и лишь в случаях,

предусматриваемых Уставом ООН. Исключением из запрета применения силы

является ее применение в целях адекватной самообороны до тех пор, пока со

стороны Совета Безопасности ООН не будут предприняты соответствующие

меры[38].

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН,

охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2),

меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры разоружения

(ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций

безопасности (гл. VIII), временные меры по пресечению нарушений мира

(ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил

(ст.41), и с их использованием (ст.42)[39].

Устав ООН обязывает государства, входящие в состав Организации оказывать

максимальное содействие операциям, осуществляемым ООН в соответствии со

своим мандатом. При наличии решения Совета Безопасности об экономической

блокаде определенной страны-нарушителя, все вовлеченные в экономические

отношения с последней страны должны следовать его предписаниям. Наглядным

примером этому служат санкции, установленные ООН по отношению к Ираку, к

которым присоединились все члены организации. То же относится и к военным

операциям, санкционируемым Советом Безопасности. Страны, в силу своего

географического и политического положения вовлеченные в сферу применения

санкций, обязаны предоставить необходимые силы и ресурсы санкционированным

военным операциям.

Таким образом ведущее место в поддержании международного мира и

безопасности возложена на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН и

их функции четко разграничены.

Региональные системы коллективной безопасности – представлены

организациями на отдельных континентах и в регионах. ООН разрешает

деятельность таких организаций «при условии, что …их деятельность

совместима с целями и принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был

толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели

региональной системы – те же, существуют лишь некоторые ограничения –

деятельность организации должна затрагивать интересы только государств

региона, и решать вопросы на территории своего региона.

К их компетенции можно отнести урегулирование внутрирегиональных споров

(п.2 ст.52 Устава ООН).

Примерами региональных систем коллективной безопасности являются

Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор, ОБСЕ, СЕАТО и др.,

о коих речь пойдет позже.

1.4. Миротворческая миссия ООН и ее роль в регулировании вопросов

региональной безопасности

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности

являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом

ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом

Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о

миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что

проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а

истекает из целей и принципов ООН.

Как мы уже видели, Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные

силы для осуществления своих решений по устранению угрозы миру или любого

его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом Безопасности

может выражаться в участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и

т.д.

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без

применения оружия, за исключением случаев самообороны. Цель миротворческих

операций состоит в оказании поддержки дипломатическим усилиям во имя

достижения политического урегулирования спора. При осуществлении

миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими

сторонами с целью их примирения;

2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;

3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;

4. Предоставление гуманитарной помощи;

5. Наблюдение за ситуацией.

Во всех случаях операции должны строго придерживаться следующих

принципов:

1. Принятие Советом Безопасности решения о проведении операции,

определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии

сторон в конфликте на проведение операции;

2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-

членами, приемлемыми для сторон;

3. Финансирование международным сообществом;

4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий,

вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;

5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы

(только для самообороны)[40].

Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля

за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее

миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. – для

прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. –

для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. –

для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели

миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали[41].

Следует также отметить рад других особенностей миротворческой миссии ООН,

которые заключаются в нижеследующем:

- Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех

членов организации;

- В вышеупомянутых Резолюциях Генеральной Ассамблеи особенно

подчеркивается значение сотрудничества с региональными организациями в

деле совершения миротворческих миссий;

- Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не

могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон[42].

Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению

к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны,

участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны

пребывания.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в

урегулировании как международных, так и локальных конфликтов на

религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность

суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в

урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет

новое направление в деятельности организации.

1.5. Роль Международного Cуда в обеспечении безопасности

Основные характеристики Международного Суда

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый международный

судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН,

Международный Суд является главным судебным органом Организации

Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33

Устава ООН в той части, которая предусматривала в качестве одного из мирных

средств разрешения международных споров возможность организации судебного

разбирательства.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой

частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе

(1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-

Франциско 1945 года.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24

октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом

ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а

страны, не состоящие в Организации могут стать такими участниками на

условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета

Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела

и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых

Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию

независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц

высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их

странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся

юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2

и 3 Статута). Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве

"национальными группами", состоящими из членов Постоянной палаты

третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то

оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в

члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и

Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.