скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Проанализируем конкурентоспособность предприятия по уровню рентабельности (табл. 2.12).

Таким образом, наиболее конкурентоспособным является ЗАО «Бурлюк» Бахчисарайского района. При сравнении уровней рентабельности этого предприятия с другими предприятиями мы увидели, что только в 2008 году уровень рентабельности производства плодоводства был больше в КОСС ИС УААН. В 2007 и 2009 гг. ведущие позиции занимало ЗАО «Бурлюк».

В ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района наихудшие конкурентные позиции по критерию рентабельности относительно двух других предприятий.

Наблюдаем ситуацию, когда состояние отрасли в специализированных предприятия хуже, чем в предприятиях, отрасль плодоводства в которых является дополнительной, так как на рентабельность производства в разной мере влияют факторные признаки.

Таблица 2.12 - Рентабельность плодоводства и её конкурентоспособность в аграрных предприятиях АР Крым

Предприятия и показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

КОСС ИС УААН 

Уровень рентабельности (убыточности),%

40,7

61,3

64,6

0,0

Отклонение от уровня 2006 г.

(+, -)

-

20,5

23,9

-40,7

Отклонение показателей КОСС ИС УААН от показателей ЗАО «Бурлюк»

-22,7

-68,7

41,5

-43,7

Отклонение показателей КОСС ИС УААН от показателей ООО «Плодопитомник»

63,8

148,1

95,1

21,4

ЗАО «Бурлюк» Бахчисарайского района

Уровень рентабельности (убыточности)

63,5

130,0

23,2

43,7

Отклонение от уровня 2006г. (+, -)

-

66,5

-40,3

-19,8

Отклонение показателей ЗАО «Бурлюк» от показателей КОСС ИС УААН

22,7

68,7

-41,5

43,7

Отклонение показателей ЗАО «Бурлюк» от показателей ООО «Плодопитомник»

86,6

216,8

53,6

65,1

ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района

Уровень рентабельности (убыточности),%

-23,1

-86,8

-30,4

-21,4

Отклонение от уровня 2006г. (+, -)

-63,7

-7,3

1,7

Отклонение показателей ООО «Плодопитомник» от показателей КОСС ИС УААН

-63,8

-148,1

-95,1

-21,4

Отклонение показателей ООО «Плодопитомник» от показателей ЗАО «Бурлюк»

-86,6

-216,8

-53,6

-65,1

Рейтинговая оценка предприятий по уровню рентабельности (табл. 2.13) показала, что ведущую позицию в рейтинге занимает ЗАО «Бурлюк», за ним следует КОСС ИС УААН, последнее место ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района.

Таблица 2.13 - Рейтинг аграрных предприятий АР Крым по уровню рентабельности производства плодов

Название хозяйства

Рейтинговая оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.

в среднем за

2007 - 2009 гг.

КОСС ИС УААН

2

1

2

1,7

ЗАО «Бурлюк» Бахчисарайского района

1

2

1

1,3

ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района

3

3

3

3

Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (например, пищевых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий; парфюмерно-косметических товаров, моющих средств и т. п.), а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Таким образом, цена может служить не только критерием конкурентоспособности, но и одним из средств создания потребительских предпочтений для производственных потребителей, а также индивидуальных потребителей товаров и услуг, требующих затрат на послепродажную деятельность.

Уровень цен на продукции на предприятии формируется на основании себестоимости её производства. Следовательно, цена также отражает эффективность производственных процессов на предприятии. Проанализируем конкурентоспособность плодоводства по уровню цен (табл. 2.14).

Максимальный уровень цен характерен для ЗАО «Бурлюк» Бахчисарайского района, минимальны - для ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района.

В данном случае ситуация обратная аналогичной, рассчитанной на основании рентабельности - чем больше цена, тем ниже конкурентоспособность продукции. Рейтинг конкурентоспособности предприятий по цене представлен в табл. 2.15.

Таким образом мы видим, что по уровню цен первое место в рейтинге занимает ООО «Плодопитомник», второе - КОСС ИС УААН, третье - ЗАО "Бурлюк" Бахчисарайского района.

Таблица 2.14 - Конкурентоспособность плодоводства по ценам в аграрных предприятиях АР Крым

Предприятия и показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

КОСС ИС УААН 

Цена 1ц плодов, грн

80,0

96,3

123,8

0,0

Отклонение от уровня 2006г. (+, -)

-

16,3

43,8

-80,0

Отклонение показателей КОСС ИС УААН от показателей ЗАО «Бурлюк»

-93,4

-221,7

-190,4

-589,6

Отклонение показателей КОСС ИС УААН от показателей ООО «Плодопитомник»

103,1

0,9

-35,6

-1201,7

ЗАО «Бурлюк» Бахчисарайского района

Цена 1 ц плодов, грн

173,4

318,0

314,2

589,6

Отклонение от уровня 2006г. (+, -)

-

144,6

140,7

416,2

Отклонение показателей ЗАО «Бурлюк» от показателей КОСС ИС УААН

93,4

221,7

190,4

589,6

Отклонение показателей ЗАО «Бурлюк» от показателей ООО «Плодопитомник»

196,5

222,6

154,8

-612,1

ООО «Плодопитомник»

Цена 1ц плодов, грн

-23,1

95,4

159,4

1201,7

Отклонение от уровня 2006г. (+, -)

118,5

182,5

1224,8

Отклонение показателей ООО «Плодопитомник» от показателей КОСС ИС УААН

-103,1

-0,9

35,6

1201,7

Отклонение показателей ООО «Плодопитомник» от показателей ЗАО «Бурлюк»

-196,5

-222,6

-154,8

612,1

Таблица 2.15 - Рейтинг аграрных предприятий АРКрым по уровню рентабельности производства плодов

Название хозяйства

Рейтинговая оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.

в среднем за 2007 - 2009 гг.

КОСС ИС УААН

2

1

3

2

ЗАО "Бурлюк" Бахчисарайского района

3

3

1

2,3

ООО «Плодопитомник», Нижнегорского района

1

2

2

1,7

Как видим, расположение предприятий в рейтинге обратное рейтингу конкурентоспособности по уровню рентабельности. Это говорит о том, что конкурентоспособность предприятия является составляющей многих элементов, уровень которых различен для разных предприятий.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПЛОДОВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АР КРЫМ

3.1 Стратегическое планирование повышения конкурентоспособности продукции плодоводства предприятий АР Крым

Понятие «стратегия» чаще рассматривается на микроэкономическом уровне. Например, по мнению А.С. Виханського и А.И. Наумова, стратегия - долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде [8, С. 157]. Практически аналогично толкование этого понятия у М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [26, С. 465]. Однако с точки зрения установления целей стратегического развития более правильным следует признать характеристику, предложенную коллективом авторов во главе с А.Н. Петровым: стратегия - определение основных и долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этой цели. Можно ввести ограничения по экономичности использования ресурсов и ограничения по приемлемости рисков [41., С. 344].

По мнению Наливайко А.П. стратегия - это установленный и пересматриваемый набор направлений деятельности, целей и способов их достижения для обеспечения прибыльности [30., С.23]. С этих позиций более содержательной можно считать характеристику «стратегии» Н.Н. Тренева: стратегия - приоритетное направление деятельности предприятия, которая формируется на основе существующего поля проектов (пути решения проблем и оценки имеющихся потенциалов) [42, С. 138]. Этот автор предложил четкую схему формирования стратегии для предприятия, однако, данную схему можно применить к любому объекту управления - отрасли, региону, государству и др. Следовательно, стратегию предложено формировать по этапам: видение цели - критерии - задачи - средства (имеются, отсутствуют) - факторы риска и форс-мажора - мероприятия по нейтрализации влияния факторов риска.

Отсутствием стратегий развития отраслей народного хозяйства на уровне регионов, а также на государственном уровне, объясняется отсутствие общепризнанного определения этого понятия в экономической литературе. Однако актуальность проблемы выбора и обоснования направлений развития отраслей агропромышленного комплекса вызывает необходимость более четкого представления, что такое стратегическое управление сельским хозяйством. Целью стратегического управления является создание потенциала для рентабельного конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия - один из самых существенных и сложных этапов процесса организации хозяйственной деятельности предприятия. Сложность обусловлена постоянным изменением факторов внешней и внутренней среды, поэтому накопление и рассмотрение всех результатов деятельности предприятия важно проводить на динамической основе. Соблюдение основных требований к анализу (точность, последовательность, системность исполнения) позволяет на каждом отрезке времени получать необходимую информацию для контроля или корректировки стратегии. Наиболее уместным для современных условий Украины является трактовка стратегии повышения конкурентоспособности как формирование и реализация целей и задач предприятия-производителя для определенного рынка и товара на определенный период времени для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Стратегия повышения конкурентоспособности продукции отрасли предполагает систематизацию целей на краткосрочные и долгосрочные (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Систематизация целей развития отрасли по срокам

Краткосрочные

Долгосрочные

Текущая прибыль:

-максимизация текущей прибыли;

-повышение рентабельности реализации.

Сбыт:

-максимизация сбыта;

-увеличение доли на рынке.

Стабильность:

-обеспечение окупаемости затрат;

-рост масштабов производства.

Качество:

-обеспечение лидерства по показателям качества;

-сохранение лидерства по показателям качества.

Значительная часть плодоводческих предприятий продолжает находиться в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что связано с неблагоприятной общей экономической обстановкой и нехваткой оборотных средств. На этом этапе развития важно обеспечить стабильность функционирования плодоводческих предприятий и осуществлять попытки расширения масштабов производства. Ожидать максимизации прибыли преждевременно, поэтому важным является повышение рентабельности производства и реализации продукции предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.